Сад дома музея державина

ИСТОРИЯ

Ближайший друг Державина Николай Львов, автор не только архитектурного замысла дома на Фонтанке, но и идей оформления приусадебного участка, считал главным в искусстве садов выделение основного и избежание «единообразия». «Единообразность прямой линии», по его мнению, надлежит устранять свободной посадкой деревьев и открывающимися живописно размещенными сооружениями, число которых, тем не менее, должно быть ограничено. Регулярные элементы могут быть использованы, наряду с пейзажными, только для связи с архитектурным ансамблем и элементами городской планировки. Львов отрицал симметрию при создании узора на клумбах, дорожках и при стрижке кустов и деревьев.

Часто в различных публикациях сад Музея-усадьбы Г.Р. Державина называют «польским». Но это неправильно. Название «Польский сад» бытовало в языке петербуржцев в XIX веке. Оно вошло в обиход благодаря примыкающим к саду зданиям Римско-католической духовной коллегии и католического собора Успения Пресвятой Девы Марии. В советскую эпоху сад носил официальное название «Парк культуры и отдыха „Измайловский“». В 1924 году усадьба Г. Р. Державина была превращена в обычный жилой дом с десятками густонаселенных квартир. Это повлекло за собой новые перепланировки и почти полное уничтожение еще сохранившихся к тому времени остатков художественной отделки. К 1935 году были засыпаны пруды, а послевоенные посадки осуществлялись без особой системы.

Усадьба Державиных на «Подробном плане столичного города С.-Петербурга». 1828

В 1998 году было принято решение о реставрации и передаче дома Державина в ведение Всероссийского музея А.С. Пушкина. С 2003 года начались работы по восстановлению усадебного пейзажного сада: сегодняшний облик сада отражает черты начала XIX века, времени наивысшего процветания усадьбы. В неофициальной топонимике объект фигурирует как Державинский сад. В восстановленном особняке поэта (Центральный корпус) был открыт Музей Г.Р. Державина и русской словесности его времени. Центральный корпус особняка соединился полуциркульными крытыми галереями с Кухонным (Восточный) и Конюшенным (Западный) корпусами, отреставрированными в 2006–2007 годах. Теперь здесь располагаются выставочные и концертные залы. В 2005 году был воссоздан Домашний театр, в 2009 году — единственной сохранившей свой фундамент здание Центральной Оранжереи.

Сегодня сад восстановлен в соответствии с архивными описями. Деревья и кустарники для сада подбирались в соответствии с общей концепцией садов того времени. Среди этих деревьев привычные и сейчас липы, ивы, дубы, клены, ясени и березы. Во времена Державина свойства этих деревьев широко использовались в практических и оздоровительных целях. Красота и польза были одними из основных признаков русского «изящного» садоводства. В этом выражались философские взгляды конца XVIII — начала XIX вв. и отношение человека к природе.

План

Проект планировки сада при доме РКДК. 1846

План сада Державиных 1846 года и более раннее его изображение на карте города 1828 года соответствует сложившимся в конце XVIII-начале XIX веков установкам оформления русских садов, идеологами которых были А.Т.Болотов и Н.А.Львов.

Читайте также:  Печка из трубы для сада

Ближайший друг Г.Р. Державина, автор не только архитектурного замысла дома на Фонтанке, но и идей оформления приусадебного участка. Наверное, все знают, что усадьба Г. Р. Державина с момента постройки претерпела много изменений — менялись хозяева, изменялся и облик. Сегодня весь комплекс усадьбы восстановлен по немногим сохранившимся описям, документам и воспоминаниям.

Существует несколько планов Петербурга, где зафиксирована территория участка при доме Державиных. Это планы 1798, 1806 и 1828 годов. Только последний — «Подробный план Петербурга 1828 года» — дает представление о ландшафте земель, принадлежавших в то время уже вдове Г. Р. Державина — Дарье Алексеевне. Кроме того, имеется два рисованных плана-проекта: 1846 года, где прописано расположение и видовое разнообразие деревьев, и изображение сада на генплане РКДК 1865 года.

Сегодня в саду Музея-усадьбы Г. Р. Державина растет много видов деревьев, цветов и кустарников, которые были и в державинское время. Но сад также дополнен потрясающим розарием и такими редкими растениями, как уссурийская груша, форзиция и яблоня Недзвецкого.

Садовники и растения

О садовниках усадьбы Державина мы узнаем из шуточной комедии поэта «Кутерьма от Кондратиев», а также из документов архива РНБ – «Приказы Державина управляющим его имениями и вообще хозяйственные бумаги». Садовник Кондратий и мальчик, который работал в саду, были обязаны «стараться о разведении всяких плодовых овощей и зелени для стола которые и отпускать повару, или кому приказано будет с запискою. Содержать реестр деревьям заморским, Оранжерею и парник в исправности».

Из подшивки документов «Приказы Державина управляющим его имениями и вообще хозяйственные бумаги», хранящихся в РНБ, мы узнаем, чем должен был заниматься садовый мастер. В разделе «Должность садовника» он пишет: «Садовник обязан иметь смотрение за садом. Стараться о разведении всяких плодовых овощей и зелени для стола которые и отпускать повару, или кому приказано будет с запискою. Содержать реестр деревьям заморским, Оранжерею и парник в исправности».

Проект планировки сада при доме РКДК. 1846

История сохранила несколько имен садовников Державиных: Кондратия, Николая Дмитриева, сына Иванова, и Густава Мейселя.

Еще один любопытный документ — контракт, подписанный садовым мастером от 21 февраля 1814 года, дает представление об обязанностях и сфере деятельности садовых мастеров начала XIX века. Почти каллиграфическим почерком, что свидетельствует о грамотности человека, Николай Иванов написал свое имя под условием контракта, что берет он, «…Иванов в деревне Ея Превосходительства в Новгородской губернии и уезде в сельце Званке, под свое смотрение, распоряжение и умножение всеми Садами, Огородами и Оранжереями, теплицами; пристенками и парниками наилучшим образом; принять мне теперь все то по описи как в Горшках так и в грунте и в наружном саде фруктовые деревья и разные растения, и оныя производством моим стараться приумножить; Данных же мне Двух мальчиков обязуюсь я обучить всему моему садовому искусству, сколько сам разумею; сверх сего что будет приказано от Ея Превосходительства по части моего знания в садоводстве, как то строения Оранжирей теплиц, парников. И в наружном саде дорог, куртин, рабаток, цветников и прочие все что принадлежит к садам исполнять без прикословно. Сверх сего оного, в удобное мне время не упуская главнаго моего выше писанного занятия иметь мне над всем Домовым и крестьянским хозяйством, как то за хлебопашеством, Сенными покосами, рубкой дров и бревен, фабриками, и хозяйственными строениями, и прочими заведениями главный надзор, оставляя при том клюшника Тимофея Александрова при всех его должностях так как и всех других по своим частям. За все оное получать 800 р в год».

Читайте также:  Жилого комплекса нескучный сад

В XVIII-XIX веках было принято нанимать садовых мастеров, которые ухаживали за усадебными садами и парками. Поскольку садово-парковая культура в России начала активно развиваться только с восшествием на престол Петра I, зачастую, «просветительской» деятельностью занимались приглашенные специалисты из Европы. Садовники-иностранцы с собой не только знания и навыки, но и свои вкусы, выписывая растения со своей родины. Один из садовых мастеров семьи Державиных — немец Густав Мейсель. Он пришел уже после смерти Гаврилы Романовича в 1830 году и заключал контракт с его вдовой Дарьей Алексеевной. Густав Мейсель указал в своей описи 32 наименования растений. На основании этой описи можно представить, как выглядели цветники сада Д.А. Державиной.

Подобранные садовником и одобренные хозяйкой растения сочетались друг с другом. Конусообразные соцветия дельфиниумов, вероник, лихнисов и других цветов в фиолетово-розово-лиловых тонах на высоких стеблях очень красиво выглядели рядом с ирисами и астрами на фоне зелени деревьев и кустарников сада дома Державиных.

Среди цветочных культур в описи не отмечены популярные в XVIII веке луковичные – гиацинты, тюльпаны, нарциссы, лилии. Возможно, садовник успел выкопать их луковицы до сентября 1846 года, когда ему пришлось оставить сад. Не упоминается «царица цветов» – роза, а также жасмин и сирень, которая вошла в моду с 1790-х годов. Эти растения, возможно, выращивались в кадках и содержались в доме или оранжерее, а в прошении Мейселя идет речь только о тех, которые остались в саду.

В описи садовника Густава Мейселя перечисляется ряд растений, таких как шиповник, жимолость, калина, акация, эффектных в период цветения и необыкновенно полезных при созревании плодов. Деревья и кустарники для сада подбирались в соответствии с общей концепцией садов того времени. Среди этих деревьев привычные и сейчас липы, ивы, дубы, клены, ясени и березы. Во времена Державина свойства этих деревьев широко использовались в практических и оздоровительных целях. Красота и польза были одними из основных признаков русского «изящного» садоводства. В этом выражались философские взгляды конца XVIII — начала XIX веков и отношение человека к природе.

Земли на берегу реки Фонтанки были не самыми лучшими для выращивания огородных культур, но петербургские огородники творили чудеса. На огороде Державиных выращивали культуры, соответствующие северо-западному климату. «Простые овощи», незаменимые на любом столе и в наше время: капуста, морковь, горох, репа, брюква и бесспорный лидер среди овощей – огурец. Мода на французскую кухню ввела в употребление и новые овощи. Стали выращивать разнообразные салаты, редис, пряную зелень, сахарный горошек, спаржу и шампиньоны.

Читайте также:  Мой прекрасный сад своими руками цветы

Если «чертово яблоко» или картофель по-настоящему был оценен в России, то такой обычный для нас овощ как кабачок был неизвестен во времена Державина. Эта культура появилась только в начале XIX века и стоила очень дорого. Не было на столе поэта и помидоров в привычном нам виде. Эти «амурные яблоки» или «яблоки любви», по дословному переводу с французского, украшали кусты только на грядках огородов. Зато «из спелых плодов приготовляется соя, служащая приправою многим блюдам. Италианцы варят зрелые плоды в мясном бульоне, и протерев сквозь сито, приправляют в макароны».

В оранжереях Державиных были абрикосы, фиговые деревья, вишни. Позже была построена ананасная оранжерея, где в горшках находилось 130 ананасов больших и 140 поменьше. С плодами было уже 37 ананасов. Этот «заморский гость» с середины XVIII века был весьма распространенным фруктом.

1965 год. Вид на центральный фасад усадьбы со стороны сада.
© Изображение с портала citywalls.ru

Источник

Музей-усадьба Г. Р. Державина

• 18 мая, в Международный день музеев, прием посетителей бесплатно, кроме заказных групп.
• В Мемориальный музей-квартиру А. С. Пушкина прием посетителей ограничен.

30 декабря, в санитарную пятницу, музей закрыт
Режим работы в новогодние праздники →

Внимание!

С 30 октября по 7 ноября (включительно)
Всероссийский музей А. С. Пушкина закрыт.

Кроме музеев также закрыты сад Музея-усадьбы Г. Р. Державина, кафе «Оранжерея».

С 4 марта Всероссийский музей А. С. Пушкина можно посетить без QR-кода.
Допуск в музей возможен только при наличии гигиенической маски.

В доме поэта (Центральный корпус) находится Музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени, литературно-мемориальная экспозиция которого занимает шестнадцать интерьерных залов. С максимально возможной точностью воссозданы большой двусветный зал заседаний литературного общества «Беседа любителей русского слова», Соломенная гостиная, Домашний театр, гостиная «Диванчик», кабинет поэта, кухни, ледник. В экспозициях музея представлены книги и рукописи, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Живописные портреты хозяев и гостей дома создают «эффект присутствия» давно ушедшей эпохи и ее героев в залах музея.

В Западном корпусе представлена постоянно действующая экспозиция «В белом глянце фарфора» (изделия из фарфора конца XVIII–ХХ веков).

На втором и третьем этажах Восточного корпуса находятся самые большие по площади выставочные залы Всероссийского музея А. С. Пушкина: 4 зала (230 кв. м) на втором этаже и 3 зала (190 кв. м) на третьем этаже. Здесь проводятся временные выставки, представляющие материалы и экспонаты, не вошедшие в постоянные экспозиции.

Источник

Оцените статью