- Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задачи специального дошкольного воспитания
- 6. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Система школьных коррекционно-образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7.1. Школа для детей с недоразвитием интеллекта.
- § 7. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задачи специального дошкольного воспитания
Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задачи специального дошкольного воспитания
В нашей стране создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых).
В соответствии с характером нарушений и степенью их выраженности дети воспитываются в специальных (коррекционных) учреждениях, находящихся в введении Министерства образования, Министерства здравоохранения и социального развития.
I. В системе Министерства образования открыты виды учреждений:
* сеть детских садов компенсирующего вида с круглосуточным пребыванием детей,
*специализированных (коррекционных) детских домов,
*дошкольных групп при специальных школах-интернатах. В них принимаются дети в возрасте от 3—4-х до 7—8-и лет.
1.Сеть детских садов компенсирующего вида с круглосуточным пребыванием детей
Решение о зачислении ребенка в специализированное (коррекционное) дошкольное учреждение и о выводе его принимается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
**В состав ПМПК входят представители органов департамента образования, представителя отдела здравоохранения и членов комиссии: олигофренопедагога, логопеда, врача-психоневролога (или детского психиатра). Психолого-медико-педагогические комиссии организуются областными или городскими отделами департаментов образования.
Государственная система специальных дошкольных образовательных учреждений призвана выполнять следующие задачи (функции):
• обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;
• защита ребенка с нарушениями в развитии от некомпетентного педагогического воздействия;
• сохранение единого образовательного пространства на территории РФ в условиях самостоятельности регионов и образовательных дошкольных учреждений;
• обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия;
• обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно-развивающих технологий;
• обеспечение материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений с учетом характера и структуры нарушений в развитии воспитанников;
• разработка требований к подготовке квалифицированных педагогических кадров.
Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его личностных качеств.
В специальном дошкольном образовательном учреждении решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи. (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»)
В диагностическом блоке ведущей задачей является
—- организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза. Это происходит при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса,
—- а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Блок воспитательных задач направлен на
— решение вопросов социализации,
— повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи,
—на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника,
—а также воспитание у него положительных качеств.
Коррекционный блок задач направлен:
— на формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
— на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка;
— на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом.
Наиболее значимым в коррекционной работе является
**формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка).
*****Данные способы служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.
— Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, которые повышают эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
Коррекционная работа, направлена на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии.
Блок образовательных задач направлен на
— формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности,
-развитие их познавательной активности,
-формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода.
-Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Все перечисленные задачи решаются коллективом специального дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта, расширенным родительским активом и всеми заинтересованными лицами, оказывающими содействие в воспитании детей данной категории.
В структуре специализированного дошкольного учреждения предусматриваются разные возрастные группы наполняемостью (10 детей): младшая — 3—4 года; средняя — 4—5 лет; старшая — 6—7 лет; подготовительная — 7—8 лет.
В специальных садах оказывается комплексная помощь умственно отсталым детям. Наряду с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями группы, логопедом, психологом, музыкальным работником, осуществляются лечебно-профилактические мероприятия. В большинстве специальных детских садов открыты бассейны, фитобары.
В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящий охранительный режим:
*это прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.
* Подготовка к обучению в школе осуществляется в течение всех лет обучения ребенка в детском саду и проходит в трех направлениях: формирование физической готовности; формирование элементарных познавательных интересов и познавательной активности и накопление знаний и умений; формирование нравственно-волевой готовности.
Оказавшись в благоприятных условиях, умственно отсталые дошкольники хорошо продвигаются в развитии, это позволяет подготовить их к обучению в специальной школе.
2. Сеть специализированных (коррекционных) детских домов /
**Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, находятся в домах ребенка, а затем в возрасте 3-4 лет переводятся в специализированные детские дома для детей с нарушением интеллекта.
**Работа с детьми раннего возраста, в условиях дома ребенка направлена на
-обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками,
— удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним,
-потребности в исследовании предметного мири, а
— также на стимулирование психомоторного развития.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
6. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
В нашей стране создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью:
- специальный детский сад для детей с недоразвитием интеллекта (умственно отсталых)
- специальный детский сад для детей с интеллектуальной недостаточностью (с задержкой психического развития)
- специальные группы при массовых детских садах.
- Сенсорное воспитание: выработка сенсорных эталонов, соотнесение сенсорных эталонов с реальной информацией. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое.
- Физическое развитие и преодоление моторного несовершенства: общая и мелкая моторика, физическое развитие и двигательный аппарат.
- Интеллектуальное развитие: А) формирование мышления: развитие ориентировочно-познавательной деятельности (практические действия ребенка и восприятие свойств и отношений предметов окружающего мира); взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности (действие, слово, образ); Б) сфера социальных отношений; В) живая и неживая природа.
7. Система школьных коррекционно-образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
7.1. Школа для детей с недоразвитием интеллекта.
- формирование системы элементарных научных знаний об окружающем мире. В школе дети осваивают норматив 4-5 лет обучения в массовой школе. На протяжении жизни вырабатываются новые знания и умения, имеющие обслуживающий характер.
- формирование системы поведенческих актов, которые должны быть целесообразны условиям, в которых находится ребенок в данный момент.
- коррекция психофизических недостатков в процессе обучения и воспитания. Решается в процессе коррекционно-воспитательной работы, которая состоит в:
Источник
§ 7. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задачи специального дошкольного воспитания
В нашей стране создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых). В соответствии с характером нарушений и степенью их выраженности дети воспитываются в специальных (коррекционных) учреждениях, находящихся в введении Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства социальной защиты.
В системе Министерства образования открыта сеть специализированных (коррекционных) детских садов с круглосуточным пребыванием детей, и специализированных (коррекционных) детских домов, а так же дошкольных групп при специальных школах-интернатах. В них принимаются дети в возрасте от 3—4-х до 7—8-и лет. Отбор детей в указанные учреждения осуществляется на основе заключения медико-педагогических комиссий. Решение о зачислении ребенка в специализированное (коррекционное) дошкольное учреждение и о выводе его принимается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе представителя органов департамента образования, представителя отдела здравоохранения и членов комиссии: олигофренопедагога, логопеда, врача-психоневролога (или детского психиатра). Психолого-медико-педагогические комиссии организуются областными или городскими отделами департаментов образования.
В структуре специализированного дошкольного учреждения предусматриваются разные возрастные группы наполняемостью (10 детей): младшая — 3—4 года; средняя — 4—5 лет; старшая — 6—7 лет; подготовительная — 7—8 лет.
Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его личностных качеств.
Отсюда вытекает задача организации комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса и составления индивидуальной программы развития ребенка.
Коррекционная работа, направлена на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии.
Важной задачей специального дошкольного воспитания детей с нарушениями интеллекта является подготовка их к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В системе Министерства здравоохранения России имеются Центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей от 2-х до 4-х лет с органическим поражением центральной нервной системы, специализированные психоневрологические санатории для детей от 4-х до 8-и лет с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). В эти учреждения принимаются дети с диагнозом олигофрения в степени дебильности осложненной формы: умственно отсталые дети с эписин-дромом, с шизофреноподным синдромом, с нарушениями поведения и др.
Дети с диагнозом олигофрения в степени имбецильности воспитываются в семье или в учреждениях системы Министерства социальной зашиты (специальные интернаты для инвалидов детства). В эти учреждения принимаются дети с 4-х лет и воспитываются до 18 лет. Основная задача этих учреждений — привитие навыков самообслуживания, адекватного социального поведения, формирование элементарных навыков трудовой деятельности, элементарных учебных навыков.
В последнее время во многих регионах нашей страны открываются для детей-инвалидов реабилитационные центры с целью создания наиболее адекватных форм воспитания и обучения этих детей.
Источник