Сад для умственно отсталых

Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задачи специального дошкольного воспитания

В нашей стране создана дифференцированная система спе­циальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых).

В соответствии с характером на­рушений и степенью их выраженности дети воспитываются в специальных (коррекционных) учреждениях, находящихся в вве­дении Министерства образования, Министерства здравоохране­ния и социального развития.

I. В системе Министерства образования открыты виды учреждений:

* сеть детских садов компенсирующего вида с круглосуточ­ным пребыванием детей,

*специализированных (коррекцион­ных) детских домов,

*дошкольных групп при специаль­ных школах-интернатах. В них принимаются дети в возрасте от 3—4-х до 7—8-и лет.

1.Сеть детских садов компенсирующего вида с круглосуточ­ным пребыванием детей

Решение о зачислении ребенка в специализиро­ванное (коррекционное) дошкольное учреждение и о выводе его принимается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

**В состав ПМПК входят представители органов департамента обра­зования, представителя отдела здравоохранения и членов ко­миссии: олигофренопедагога, логопеда, врача-психоневролога (или детского психиатра). Психолого-медико-педагогические комиссии организуются областными или городскими отдела­ми департаментов образования.

Государственная система специальных дошкольных образовательных учреждений призвана выполнять следующие задачи (функции):

• обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;

• защита ребенка с нарушениями в развитии от некомпетентного педа­гогического воздействия;

• сохранение единого образовательного пространства на территории РФ в условиях самостоятельности регионов и образовательных дошкольных учреждений;

• обеспечение выполнения требований к разработке содержания и мето­дов коррекционно-педагогического воздействия;

• обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно-развивающих технологий;

• обеспечение материально-технической базы дошкольных образователь­ных учреждений с учетом характера и структуры нарушений в развитии воспитанников;

• разработка требований к подготовке квалифицированных педагогиче­ских кадров.

Основной целью дошкольного коррекционного воспитания яв­ляется создание условий для развития эмоционального, соци­ального и интеллектуального потенциала ребенка, формирова­ние его личностных качеств.

В специальном дошкольном образовательном учреждении решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и обра­зовательные задачи. (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»)

В диагностическом блоке ведущей задачей является

—- организация ком­плексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза. Это происходит при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса,

Читайте также:  Зимний сад защита от солнца

—- а также определение эффективности реализации инди­видуальной программы развития ребенка.

Блок воспитательных задач направлен на

— решение вопросов социали­зации,

— повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи,

—на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника,

—а также воспитание у него положительных качеств.

Коррекционный блок задач направлен:

— на формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;

— на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка;

— на преодоление и предуп­реждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом.

Наиболее зна­чимым в коррекционной работе является

**формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка).

*****Данные способы служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появле­ния психологических новообразований.

Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, которые повы­шают эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Коррекционная работа, направлена на преодоление и пре­дупреждение вторичных отклонений в развитии.

Блок образовательных задач направлен на

— формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действи­тельности,

-развитие их познавательной активности,

-формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного перио­да.

-Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возмож­ностей каждого ребенка.

Все перечисленные задачи решаются коллективом специального до­школьного учреждения для детей с нарушением интеллекта, расширенным родительским активом и всеми заинтересованными лицами, оказывающи­ми содействие в воспитании детей данной категории.

В структуре специализированного дошкольного учреждения предусматриваются разные возрастные группы наполняемостью (10 детей): младшая — 3—4 года; средняя — 4—5 лет; старшая — 6—7 лет; подготовительная — 7—8 лет.

В специальных садах оказывается комплексная помощь умственно отсталым детям. Наряду с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями группы, логопедом, психологом, музыкальным работни­ком, осуществляются лечебно-профилактические мероприятия. В большинстве специальных детских садов открыты бассейны, фитобары.

В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящий охранительный режим:

*это прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.

* Подготовка к обучению в школе осуществляется в течение всех лет обучения ребенка в детском саду и проходит в трех направлениях: формирование физической готовности; формирование элементарных познавательных интересов и познавательной активности и накопление знаний и умений; формирование нравственно-волевой готовности.

Читайте также:  Бронзовый сад краткое содержание

Оказавшись в благоприятных условиях, умственно отсталые дошкольники хорошо продвигаются в развитии, это позволяет подготовить их к обучению в специальной школе.

2. Сеть специализированных (коррекцион­ных) детских домов /

**Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, находятся в домах ребенка, а затем в возрасте 3-4 лет переводятся в специализированные детские дома для детей с нарушением интеллекта.

**Работа с детьми раннего возраста, в условиях дома ребенка направлена на

-обогащение эмоциональных и личностных контак­тов со взрослыми и сверстниками,

— удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним,

-потребности в исследовании предметного мири, а

— также на стимулирование психомоторного развития.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

6. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.

В нашей стране создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью:

  • специальный детский сад для детей с недоразвитием интеллекта (умственно отсталых)
  • специальный детский сад для детей с интеллектуальной недостаточностью (с задержкой психического развития)
  • специальные группы при массовых детских садах.
  1. Сенсорное воспитание: выработка сенсорных эталонов, соотнесение сенсорных эталонов с реальной информацией. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое.
  2. Физическое развитие и преодоление моторного несовершенства: общая и мелкая моторика, физическое развитие и двигательный аппарат.
  3. Интеллектуальное развитие: А) формирование мышления: развитие ориентировочно-познавательной деятельности (практические действия ребенка и восприятие свойств и отношений предметов окружающего мира); взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности (действие, слово, образ); Б) сфера социальных отношений; В) живая и неживая природа.

7. Система школьных коррекционно-образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.

7.1. Школа для детей с недоразвитием интеллекта.

  • формирование системы элементарных научных знаний об окружающем мире. В школе дети осваивают норматив 4-5 лет обучения в массовой школе. На протяжении жизни вырабатываются новые знания и умения, имеющие обслуживающий характер.
  • формирование системы поведенческих актов, которые должны быть целесообразны условиям, в которых находится ребенок в данный момент.
  • коррекция психофизических недостатков в процессе обучения и воспитания. Решается в процессе коррекционно-воспитательной работы, которая состоит в:

Источник

§ 7. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задачи специального дошкольного воспитания

В нашей стране создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых). В соответствии с характером нарушений и степенью их выраженности дети воспитываются в специальных (коррекционных) учреждениях, находящихся в введении Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства социальной защиты.

Читайте также:  Отчетно выборное собрание сад

В системе Министерства образования открыта сеть специализированных (коррекционных) детских садов с круглосуточным пребыванием детей, и специализированных (коррекционных) детских домов, а так же дошкольных групп при специальных школах-интернатах. В них принимаются дети в возрасте от 3—4-х до 7—8-и лет. Отбор детей в указанные учреждения осуществляется на основе заключения медико-педагогических комиссий. Решение о зачислении ребенка в специализированное (коррекционное) дошкольное учреждение и о выводе его принимается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе представителя органов департамента образования, представителя отдела здравоохранения и членов комиссии: олигофренопедагога, логопеда, врача-психоневролога (или детского психиатра). Психолого-медико-педагогические комиссии организуются областными или городскими отделами департаментов образования.

В структуре специализированного дошкольного учреждения предусматриваются разные возрастные группы наполняемостью (10 детей): младшая — 3—4 года; средняя — 4—5 лет; старшая — 6—7 лет; подготовительная — 7—8 лет.

Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его личностных качеств.

Отсюда вытекает задача организации комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса и составления индивидуальной программы развития ребенка.

Коррекционная работа, направлена на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии.

Важной задачей специального дошкольного воспитания детей с нарушениями интеллекта является подготовка их к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В системе Министерства здравоохранения России имеются Центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей от 2-х до 4-х лет с органическим поражением центральной нервной системы, специализированные психоневрологические санатории для детей от 4-х до 8-и лет с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). В эти учреждения принимаются дети с диагнозом олигофрения в степени дебильности осложненной формы: умственно отсталые дети с эписин-дромом, с шизофреноподным синдромом, с нарушениями поведения и др.

Дети с диагнозом олигофрения в степени имбецильности воспитываются в семье или в учреждениях системы Министерства социальной зашиты (специальные интернаты для инвалидов детства). В эти учреждения принимаются дети с 4-х лет и воспитываются до 18 лет. Основная задача этих учреждений — привитие навыков самообслуживания, адекватного социального поведения, формирование элементарных навыков трудовой деятельности, элементарных учебных навыков.

В последнее время во многих регионах нашей страны открываются для детей-инвалидов реабилитационные центры с целью создания наиболее адекватных форм воспитания и обучения этих детей.

Источник

Оцените статью