С этой поры сады тускнеют

С этой поры сады тускнеют

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 1-й четверти по теме «Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения».

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

— проверяемые безударные гласные;

— непроверяемые безударные гласные;

— правописание окончаний имён существительных;

— безударных личных окончаний глагола;

— не с разными частями речи;

Постановки знаков препинания:

— запятая при однородных членах предложения;

— запятая в сложном предложении;

— запятые при причастном и деепричастном обороте

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— синтаксического разбора предложения;

-определять способ выражения сказуемого;

-объяснять графически постановку знаков препинания.

Конец сентября. С этой поры сады тускнеют, погода круто меняется. Ветер треплет деревья, и дожди поливают их с утра до ночи. Иногда между тучами пробивается трепещущий золотистый свет низкого солнца. Воздух делается чист и ясен. Солнечный свет ослепительно сверкает между листвой, волнующейся от ветра. Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо. Ветер не унимается. Он волнует сад, рвёт непрерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагоняет зловещие космы пепельных облаков. Они бегут низко и быстро затуманивают солнце. Но вот гаснет его блеск. Снова сеется дождь.

Из такой трёпки сад выходит совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, каким-то притихшим, смирившимся. Зато как красив он, когда снова наступает ясная погода. Сохранившаяся листва будет висеть на деревьях до первых заморозков. Чёрный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске.

Грамматические задания

1. Подчеркнуть сказуемые в последнем абзаце, указать, чем они выражены.

2. Выписать простое предложение, осложнённое причастным оборотом, графически объяснить расстановку знаков препинания.

3. Вычертить схемы к предложениям.

Ветер треплет деревья, и дожди поливают их с утра до ночи. — 1-й вариант

Чёрный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. — 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор простого предложения:

Читайте также:  Ботанический сад 3 ком квартира

Иногда между тучами пробивается трепещущий золотистый свет низкого солнца. — 1-й вариант

Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо. — 2-й вариант

Источник

Капризный грачонок сидел со своей мамой | Диктант

Cart ocenka

Капризный грачонок сидел со своей мамой на верхушке березы. Оттуда он увидел в рядочке густой зелени красный блестящий шарик. Грачонок слетел на землю, затряс крыльями, разинул пасть и крикнул: «Ка! Мама, дай!»

Грачиха-мама оторвала красный шарик от стебелька и сунула сыну в горло.

«Гум!» — крикнул капризный грачонок, проглатывая шарик. И тотчас снова разинул пасть.

Он просил еще: «Ка! Мама, дай мне ягоду еще больше, еще больше!»

Грачиха-мама наклонилась над кустиком и собралась вытащить из-под него огромную ягоду. Вдруг она услышала топот и крик. По дорожке бежал сторож, размахивая руками.

«Улетай!» — крикнула мать грачонку.

«Что это за птица с крыльями без перьев? — спросил грачонок, усевшись рядом с мамой на тополе. — Что это за птица на нас так раскаркалась?»

«Человек, — ответила мать. – Улетим подальше».

И они полетели над садами, над огородами и домами. И долетели до опушки леса.

Капризный грачонок сел на пенек, затряс крыльями, разинул пасть и крикнул:

«Ка! Мама, дай! Дай мне большую красную ягоду!»

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст.

2. Опираясь на примеры из текста расскажите, как оформляется на письме прямая речь.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы.

«Улетай!» — крикнула мать грачонку.

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие.

Грачонок слетел на землю, затряс крыльями, разинул пасть и крикнул: «Ка! Мама, дай!»

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка.

Читайте также:  Род собрания в саду

«Что это за птица с крыльями без перьев? — спросил грачонок, усевшись рядом с мамой на тополе. — Что это за птица на нас так раскаркалась?»

3. Графически обозначьте однородные члены предложения.

A screenshot of a computer Description automatically generated with medium confidence

4. Замените любые три предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

Мать крикнула галчонку, чтобы тот улетал.

Галчонок просил у матери большую красную ягоду.

Проглатывая шарик, капризный галчонок что-то громко крикнул.

5. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.

Грачиха-мама наклонилась над кустиком и собралась вытащить из-под него огромную ягоду.

Logo Description automatically generated with medium confidence

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).

Вдруг она услышала топот и крик.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными дополнениями).

По дорожке бежал сторож, размахивая руками.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом).

Источник

Лет двести назад ветер-сеятель принес два семечка | Диктант

Cart ocenka

Лет двести назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.

С тех пор уже лет двести эти ель и сосна растут вместе. Их корни сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга.

Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. Пугаясь стонов, лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. Этот стон и вой сосны и ели был близок живым существам леса. И одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст.

2. Выделите в первых двух предложениях все словосочетания. Составьте их схемы.

Читайте также:  Использование коры в саду

Лет двести назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.

Принес двести лет назад (примыкание); принес два семечка (управление); принес в болото (управление); в Блудово болото (управление); семя сосны (управление); семя ели (управление); легли в ямку (управление); в одну ямку (согласование); в ямку возле камня (управление); большого камня (согласование); плоского камня (согласование).

3. Графически выделите однородные члены предложения.

Диктант по русскому языку 8 класс Лет двести назад ветер-сеятель принес два семечка

4. Выполните морфологический разбор выделенных слов.

A screenshot of a computer Description automatically generated

A screenshot of a computer Description automatically generated with medium confidence

Graphical user interface, text, application, email Description automatically generated

5. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми и сравнительным оборотом).

6. Графически обозначьте, каким членом предложения являются обособленные члены.

Источник

Левитан спустился по Оке до Нижнего | Диктант

Cart ocenka

Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на берега, искал места для этюдов. Но хороших мест не было. Левитан всё чаще хмурился и жаловался на усталость.

Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными сёлами, ни задумчивыми и плавными поворотами. Наконец в Плёсе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых брёвен. Она чернела на зелёном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. В этой церкви в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почувствовалось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плёсе.

Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам доносились колотушки сторожей. В домах за прозрачными занавесками висел сушёный липовый цвет.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения.

Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными сёлами, ни задумчивыми и плавными поворотами.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, неполное, осложнено однородными обстоятельствами и деепричастным оборотом).

Наконец в Плёсе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых брёвен.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено причастным оборотом).

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их.

3. Морфологический разбор слова: рубленную, продававших.

Источник

Оцените статью