Рынок_плодово_ягодных_растений

Производство ягод в России вырастет за счет интенсивных технологий

Объем выращивания клубники, малины и прочих ягод в РФ увеличится на 15 процентов к 2025 году, важную роль в этом сыграют хозяйства Черноземья и Подмосковья. Позитивную динамику обеспечат интенсификация производства и запуск новых теплиц для получения урожая круглый год, считают аналитики Россельхозбанка.

Рынок плодово-ягодных культур в целом на протяжении нескольких лет демонстрирует стабильность. Так, в 2022-м валовой сбор земляники, малины, смородины, крыжовника и других ягод составил 690 тысяч тонн, что фактически равно среднему показателю за 2017-2021 годы. Более 97 процентов — продукция личных подсобных хозяйств.

Лидерами стали регионы Приволжья (там вырастили 191 тысячу тонн ягод). На втором месте — Центральный федеральный округ (166,4 тысячи тонн), ведущими производителями стали Московская, Белгородская, Липецкая и Воронежская области. Третью позицию в рейтинге занимает юг (около 100 тысяч тонн), где традиционно выделяются Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области.

Импорт ягод в прошлом году сократился на шесть процентов и составил 163 тысячи тонн. Половина этого объема приходится на черешню, треть — на садовую землянику (клубнику), десятая часть — на голубику, чернику, клюкву и бруснику, примерно 1,5 процента — на малину. По черешне импорт, вопреки общему тренду, вырос. Узбекистан и Азербайджан увеличили поставки в Россию в 1,5 раза, Молдова — на 37 процентов, Турция — на семь.

Самый большой сегмент ягодного рынка — клубника, на которую приходится 300 тысяч тонн. Выращивают ее в первую очередь крупные личные подсобные хозяйства Краснодарского края и Северного Кавказа: климат располагает. Их продукцию можно встретить в разных регионах страны. Также активно занимаются клубникой предприятия Московской и Ленинградской областей. Здесь играет роль близость к крупнейшим рынкам сбыта.

Импортной клубники в России не так уж много. В прошлом году в страну завезли 57 тысяч тонн этой ягоды, что составило около 15 процентов от общего объема потребления. Почти половину импорта обеспечила Турция. Россияне также покупали клубнику в Азербайджане, Беларуси, Сербии, Армении и Египте. По сравнению с 2021-м объемы импорта несколько изменились: Беларусь сократила поставки на 40 процентов, Сербия — на 25, Турция — на семь. Азербайджан увеличил продажи вдвое, остальные страны — на несколько процентов.

По оценкам экспертов Россельхозбанка, в ближайшие три года собственное производство клубники будет расти в среднем на пять процентов в год благодаря реализации инвестпроектов — как тепличных, так и связанных с переработкой ягод. Доля импорта продолжит сокращаться, основными поставщиками останутся Турция, Беларусь и Азербайджан.

Читайте также:  Днп_брусничное_ломоносовский_район_гостилицкое_сельское_поселение

— Только четверть всех ягод, потребляемых россиянами в свежем виде, привозится из-за рубежа. Импортируемые ягоды чаще идут в переработку: на кондитерские, молочные и соковые производства. По итогам 2023 года мы ожидаем сохранения тренда на снижение импорта при одновременном росте внутреннего производства, — отметила руководитель направления Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова.

Несколько лет назад в стране наблюдался бум строительства теплиц, в том числе под клубнику. Крупный инвестпроект в этой сфере реализовало, к примеру, ООО «Родина» в Бобровском районе Воронежской области. Но продукция тепличных хозяйств получалась довольно дорогой. Кроме того, для выращивания ягод нужно много ручного труда, а с добросовестными рабочими на селе — проблема. Расширение производства замедлилось.

В 2022-м интерес к плодово-ягодным культурам в стране вновь начал расти, подтвердил «РГ» глава КФХ «Дивный сад» Александр Продан. Его бизнес в Воронежской области когда-то начинался с питомника и продажи саженцев. В хозяйстве заложили помологический сад: 42 сорта яблок, 30 сортов груш, столько же — жимолости и крыжовника. Затем предприниматель из четырех садовых центров оставил один. Решил уделять больше внимания производству ягод и фруктов, наладил переработку. А в 2022-м, учитывая обстановку на рынке и удорожание оборудования, пришлось вернуться к реализации посадочного материала.

— Питомник при правильной организации дает до 300 процентов прибыли, а переработка ягод — от силы 20. Мы все инвестиции делаем за счет собственных средств, поэтому, чтобы заработать на новые проекты, резко увеличили производство саженцев. Ягодные культуры стали очень востребованы. А специализированных питомников не так много — помимо Воронежской области, они есть в Татарстане и под Санкт-Петербургом. Импортный же материал очень дорог, в основном из-за усложнившейся логистики. На российских выставках зачастую 95 процентов саженцев — контрафакт, — рассказал Продан.

Тем, кто готов начать ягодный бизнес сегодня, он посоветовал выбирать культуры, которые требуют меньше трудозатрат и дают быструю отдачу: малину, ежевику, садовую землянику. В идеале плантация должна быть приспособлена под механизированную уборку.

— Увеличить маржинальность помогает своя переработка. Допустим, малина в опте стоит около 230 рублей за килограмм, а в пюре или в ингибированном виде — от 470. Мы продаем это пюре ведрами для конечной переработки или сами используем при изготовлении соусов и морсов, — пояснил Александр Продан. — Перспективен рынок чайных напитков, сушеных и вяленых полуфабрикатов из ягод и плодов. Но тут нужно иметь правильное оборудование для конвекционной сушки, чтобы не потерять при обработке весь вкус, запах и витамины. Электрические сушилки при тарифе в восемь рублей за киловатт способны загубить всю экономику проекта. А аналогов на газовых горелках нам китайцы почему-то не дают. Приходится разрабатывать оборудование самим. Наш сельхозкооператив пригласил четырех толковых технарей из Воронежа, обратился за грантом на НИОКР в Фонд поддержки инноваций. Ждем опытный образец.

Читайте также:  Несъедобные_черные_лесные_ягоды

Источник

Расти большая и очень большая: о производстве ягод в России

Россельхозбанк проанализировал рынок плодово-ягодных культур: в 2022 году валовой сбор ягод в хозяйствах всех категорий составил 690 тыс. тонн, что фактически соответствует среднему показателю за 2017 – 2021 годы. По оценкам экспертов банка, объем валового сбора ягод и доля отечественного сырья будут увеличиваться на фоне реализации инвестиционных проектов в сфере производства и переработки сырья.

Объем рынка земляники садовой (клубники) 2022 года составил 300 тыс. тонн, повторив показатели 2021 года. Большой вклад в ее производство вносят крупные личные подсобные хозяйства Краснодарского края и Северного Кавказа, которые реализуют свою продукцию в различных регионах России. Высокие объемы сбора клубники показывают также Московская и Ленинградская области, что обусловлено в первую очередь близостью к крупнейшим рынкам сбыта ягод.

По оценкам экспертов РСХБ в ближайшие 3 года российский рынок клубники будет расти в среднем на 5% в год с постепенным сокращением доли импортной продукции и перераспределением объемов между Турцией, Беларусью и Азербайджаном.

«Только 25% всех ягод, потребляемых россиянами в свежем виде, привозятся из-за рубежа ­­­– большая часть выращивается отечественными производителями и ЛПХ. Импортируемые ягоды чаще идут в переработку: основными потребителями являются предприятия пищевой промышленности, кондитерские, молочные и соковые производства. По итогам 2023 года ожидаем сохранение тренда на снижение импорта при одновременном росте российского производства», ­­­– отметила руководитель направления Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова.

В целом за прошедший 2022 год валовый сбор ягодных культур (земляника (клубника), малина, смородина, крыжовник и другие ягоды) во всех категориях хозяйств составил 690 тыс. тонн, 97,3% из которых обеспечено личными подсобными хозяйствами.

Читайте также:  Созрела_ли_уже_малина

Лидерами прошедшего года стали: Приволжский федеральный округ c объемом производства 191 тыс. тонн (половину сбора обеспечили 4 субъекта Самарская и Нижегородская области, Республики Башкортостан и Татарстан); Центральный федеральный округ (166,4 тыс. тонн продукции суммарно, основными производителями стали Московская, Белгородская, Липецкая и Воронежская области); Южный федеральный округ (99,7 тыс. тонн), основная доля в котором традиционно приходится на Краснодарский край, Волгоградскую и Ростовскую область.

Эксперты Россельхозбанка прогнозируют рост собственного производства ягод к 2025 году на 15% за счет интенсификации производства, а также ввода новых мощностей по выращиванию ягод в закрытом грунте, открывающих возможности круглогодичного сбора урожая.

Объем импорта ягод в 2022 году сократился на 6% по отношению к 2021 году и составил 163 тыс. тонн, в том числе черешня (87 тыс. тонн, 53%), клубника (57,6 тыс. тонн, 35%), ягоды голубики, черники, клюквы, черники и брусники (15,6 тыс. тонн, 10%), малины – (2,4 тыс. тонн, 1,4%). Сокращение импорта не повлияло на общий объем российского рынка.

Основными экспортерами черешни в Россию в 2022 году стали Узбекистан 12,4 тыс. тонн (50% от объемов 2021 года), Азербайджан 29,2 тыс. тонн (прирост 50% к 2021 году), Турция 24,3 тыс. тонн (+7% к объемам 2021 года), Республика Молдова 9,8 тыс. тонн (+37% к уровню 2021 года).

Основными экспортерами клубники в 2022 году стали Турция — 28,2 тыс. тонн (93% от показателей 2021 года), Азербайджан — 9,8 тыс. тонн клубники (прирост в 2 раза к 2021 году), Республика Беларусь — 8,25 тыс. тонн (60% от объема импорта 2021 года), Сербия – 5 тыс. тонн (74% от объема импорта 2021 года), Армения – 1,7 тыс. тонн (+4% к показателям 2021 года), Египет 1,9 тыс. тонн (+8% к показателям 2021 года).

Подробнее о том, как выращивают клубнику в России и какие технологии используют, вы можете узнать в нашей статье «Что мы знаем о клубнике».

Еще больше подробной аналитики вы можете найти в разделе «АгроБит». Последние новости об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки ищите на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале.

Источник

Оцените статью