Рубки_ухода_водоохранные_леса

Рубка леса в водоохранной зоне

Подборка наиболее важных документов по запросу Рубка леса в водоохранной зоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Лесное хозяйство:
  • Акт натурного технического обследования
  • Аренда лесного участка
  • Валка деревьев КОСГУ
  • Виды лесосечных работ
  • Вырубка леса
  • Показать все
  • Охранные зоны:
  • Водоохранная зона
  • Водоохранная зона реки
  • Зоны охраны объектов культурного наследия
  • Зоны санитарной охраны источников водоснабжения
  • Охранная зона
  • Показать все

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 111 «Защитные леса» ЛК РФ «Из совокупного толковании вышеназванных правовых норм следует, что, леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным лесам. При этом проведение сплошных рубок для целей заготовки древесины в соответствии с действующим законодательством запрещено.»

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 65 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы» Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ «Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы от 13.06.2019, по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что отвод спорной делянки проведен без учета положений статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, признал доказанным, что причинение вреда лесному фонду произошло вследствие неправомерных действий арендатора (леспромхоза), выполнившего неверный натурный отвод, приведший к вырубке подрядчиком (обществом с ограниченной ответственностью «ЛесПромИндустрия») лесов в водоохранной зоне, и, учитывая факт ликвидации подрядчика, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований к арендатору.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Особенности разработки проекта межевания территории при установлении размеров изъятия объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд в зонах затопления и подтопления
(Лобанова А.Э.)
(«Имущественные отношения в Российской Федерации», 2018, N 9) Однако необходимо понимать, что проектными границами затрагиваются защитные леса (леса, расположенные в водоохранных зонах) и территории населенных пунктов. Лесным кодексом Российской Федерации допускается использование таких лесов, включая сплошную рубку, для размещения водохранилищ и строительства гидротехнических сооружений, причем без перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Таким образом, в случаях размещения сооружений и водохранилища в границах лесов или населенных пунктов земельным участкам присваивались категории «земли лесного фонда» или «земли населенных пунктов» и соответствующий вид разрешенного использования.

Статья: Особенности развития современного лесного законодательства Российской Федерации
(Чернов С.Н.)
(«Юрист», 2020, N 4) Закон изменил правовой статус и режим защитных лесов и ввел жесткие ограничения сплошных рубок леса, запретил нецелевое использование защитных лесов, т.е. массивов, которые расположены на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах. Вступил в силу Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 77-ФЗ «О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации» , связанный со свободным и бесплатным сбором валежника для собственных нужд. Это наряду с определенными выгодами для жителей улучшит экологическое состояние лесов, так как валежник является средой для распространения пожаров и вредителей. Закон может иметь региональные особенности, которые отражаются на официальных информационных ресурсах органов исполнительной власти субъектов.

Читайте также:  Грибковое_поражение_носовой_полости

Источник

Комментарий к СТ 104 ЛК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет правовой режим лесопользования в лесах, расположенных в водоохранных зонах.

Под водоохранными зонами в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ понимаются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Размеры водоохранных зон определены также в ст. 65 Водного кодекса РФ. Так, ширина водоохранной зоны рек или ручьев протяженностью до 10 км устанавливается в размере 50 м от их истока, для рек или ручьев протяженностью от 10 до 50 км — в размере 100 м, для рек или ручьев протяженностью от 50 км и более — в размере 200 м. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища (кроме озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км) устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.

При необходимости ввода дополнительных ограничений хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах выделяются прибрежные защитные полосы (ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ). В прибрежных защитных полосах водоохранных зон устанавливается более жесткий режим лесопользования. Так, в соответствии с п. 12 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485, в прибрежных защитных полосах лесовосстановление осуществляется методами, исключающими сплошную распашку земель.

Нормативно-методические документы по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов разрабатываются и утверждаются Минприродой России (абз. 4 п. 7 Положения о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.05.2005 N 303), но при этом полномочия по установлению границ последних передаются органам государственной власти субъектов РФ (см. пп. 1 п. 1 Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минприроды России от 18.03.2008 N 61).

Читайте также:  Чем_опрыскивать_виноград_во_время_созревания_ягод

До внесения изменений в ч. 1 комментируемой статьи Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ правовой режим лесопользования в лесах, расположенных в водоохранных зонах, предполагал запрет на осуществление в таких лесах двух видов деятельности: сплошных рубок, а также использования токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (см. Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 N А33-18168/2008-03АП-1374/2009, от 21.05.2009 N А33-17777/2008-03АП-1559/2009, от 08.06.2009 N А33-18169/2008-03АП-1804/2009, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.08.2009 по делу N А33-17777/08, от 14.07.2010 по делу N А33-4458/2009, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.06.2011 по делу N А13-4715/2010). С января 2011 г. (указанный Федеральный закон вступил в силу 31 декабря 2010 г.) в лесах, расположенных в водоохранных зонах, с одной стороны, допускается проведение сплошных рубок в установленных ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ случаях, с другой же стороны, осуществление хозяйственной деятельности значительно ограничивается посредством установления запрета еще и на такие ее виды, как:

— ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;

— создание и эксплуатация лесных плантаций (данное ограничение до закрепления в ЛК РФ было установлено в п. 30 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 06.11.2009 N 543. В настоящее время указанный запрет дублируется в п. 30 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485);

— размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья (п. п. 3 — 5 ч. 1 ст. 104 ЛК РФ).

Проведение выборочных рубок лесных насаждений допустимо, но такие рубки должны быть очень слабой, слабой и умеренной интенсивности и обеспечивать формирование и сохранение сложных, преимущественно разновозрастных лесных насаждений, эффективно выполняющих водоохранные функции (п. 21 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485). В соответствии с ч. 2 ст. 14 ЛК РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах, расположенных в водоохранных зонах, проводятся без применения авиации (п. 3 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ).

Читайте также:  Пирог_бисквитный_ягодный_рецепт

Воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами и также имеет свои особенности. Например, не допускается проведение реконструкции малоценных лесных насаждений путем сплошной вырубки (п. 21 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485).

Нужно отметить, что особый правовой режим устанавливается в отношении водоохраной зоны озера «Байкал», которая входит в центральную экологическую зону Байкальской природной территории (ст. 2 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»). В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране озера Байкал» в центральной экологической зоне запрещены не только сплошные рубки, но и перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий. Полный перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 N 643 и включает в себя, помимо перечисленного, заготовку древесины (за исключением заготовки древесины гражданами для собственных нужд), все виды рубок в кедровых лесах (кроме санитарно-оздоровительных мероприятий), заготовку живицы.

В соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды России от 06.02.2008 N 31 (п. 17), отнесение лесов к лесам, расположенным в водоохранных зонах, может не производиться, если водные объекты и прилегающие к ним леса расположены на особо охраняемых природных территориях, в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в зеленых зонах, лесопарках, в черте городских поселений, в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, орехово-промысловых зонах.

2. Контроль за соблюдением режима использования лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (пп. «г» п. 4 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689).

В соответствии с пп. 5.3.26 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, акты, устанавливающие особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, принимаются Рослесхозом. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, были утверждены Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485 и вступили в силу 30 января 2011 г. Указанным нормативным правовым актом определяются требования к охране и защите лесов, расположенных в том числе в водоохранных зонах, порядок использования и воспроизводства таких лесов.

Источник

Оцените статью