- Продолжение известных пословиц, о которых многие даже не знают
- От добра добра не ищут
- Хозяин — барин
- Везёт как утопленнику
- На чужой каравай рот не разевай
- Семь бед — один ответ
- дидактический материал по работе с пословицами и поговорками. учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Задание «Половинки».
- Пропущенные слова
- Слова с противоположным смыслом
- Имена существительные
- Методическая разработка внеурочного занятия
- Методическая разработка внеклассного занятия «Окружающий мир в пословицах и поговорках».
Продолжение известных пословиц, о которых многие даже не знают
От добра добра не ищут
Смысл пословицы в том, что не всегда на добро могут ответить добром. А вот и её продолжение: «от овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут». Здесь раскрывается ещё и второе толкование народной мудрости: довольствуйся тем, что есть. А то можешь и это добро упустить в поисках лучшего.
Хозяин — барин
Полный вариант выражения звучит так: «хозяин — барин, хочет — живёт, а хочет — удавится». Объяснить его можно известной фразой: «что хочу, то и ворочу».
Везёт как утопленнику
Понятно, что здесь речь идёт о полном невезении. Вторая часть пословицы поясняет смысл первой, нагнетает атмосферу: «везёт как субботнему утопленнику — баню топить не надо».
На чужой каравай рот не разевай
Вот как звучит пословица полностью: «на чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай». Этой фразой наши предки учили не тратить время на зависть, а добиваться всего самим, не оглядываясь на других.
Семь бед — один ответ
Здесь говорится про то, что сколько бы рискованных и опасных действий ни совершалось, всё равно отвечать будем один раз. Но вторая часть народной мудрости меняет смысл: «семь бед — один ответ, восьмая беда— совсем никуда». Оказывается, что и тут есть предел.
Понравилась статья? Поставьте палец вверх и поделитесь ею с друзьями. А если вам есть что добавить, оставляйте комментарии.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/gramotno/prodoljenie-izvestnyh-poslovic-o-kotoryh-mnogie-daje-ne-znaiut-5c5681d5d7871900ae8354e1
дидактический материал по работе с пословицами и поговорками.
учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_dlya_raboty_s_posovitsami_i_pogovorkami.docx | 586.08 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Ларьякская специальная общеобразовательная школа- интернат
для обучающихся с ОВЗ»
Дидактический материал по работе
с пословицами и поговорками.
учитель начальных классов
Ибрагимова Зульфия Салиховна
Практические задания при работе с пословицами и поговорками.
По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успеваемость учеников неоспоримо. Именно речь — средство получения и выражения знаний — рано включается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом перестраивают чувственное восприятие мира, придают ему осмысленный, подлинно человеческий характер.
1. Практическое задание. Карточка 1
Обучение пониманию пословиц, через осознание внешнего и внутреннего плана пословицы и формирование умения переводить концепт мини-текста на «свой язык»
Знакомство со структурой пословицы
Понимание скрытой мысли пословицы
Упражнение 1 «Скорлупка- ядрышко»
Прочитайте и выполните задания.
Соотнесите пословицу с их разъяснением . ( 1-2)
Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда. )
1. У короткого ума длинный язык.
2. Глаза — зеркало души.
3. В своем болоте и лягушка поет.
1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.
2. Болтливый человек обычно не бывает умным.
3. По выражению глаз можно узнать о характере человека.
1.Рот не огород: не затворишь ворот
2. На чужой стог вилами не указывай
3. Рыбак рыбака видит издалека.
1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга.
2. Нехорошо заглядываться на чужое
3.Другому человеку не запретишь говорить
1.Мал ёрш, да колюч
2.Конь корове не товарищ
3.Слепой всегда глазами мечтает.
1.Разные люди друг друга не понимают
2.Каждый желает получить то, чего у него нет
3.И маленькое существо может за себя постоять
Хороша ложка к обеду
1.Приятно есть красивой ложкой
2.Всё должно быть вовремя и к месту
3.Без ложки не пообедаешь
Каков мастер , такова и работа
1. Хороший мастер берётся за хорошую работу
2.Учитель учит, врач лечит, каждый делает своё дело
3.Не каждый работник мастер
Нет дыма без огня
1.От огня всегда дым
2.У всякого события есть последствия
3.У всякого явления есть своя причина
4.Если есть дым значит есть огонь
Упражнение 2 «Пословицы двойняшки»
Выберите правильное толкование пословицы. Подчеркните его .
Что прошло, того не воротишь.
- Что написано пером, не вырубишь топором.
- Утро вечера мудренее.
- Кончил дело – гуляй смело.
- Что с возу упало, то пропало
У страха глаза велики.
- Волков бояться – в лес не ходить.
- Смелость города берет.
- Трус и таракана принимает за великана.
- Не ножа бойся, а языка.
Упражнение 3 «Пойми язык мысли»
Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните
Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.
- Девочка катается на санках с высокой горы и не боится.
- Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей
Хорош садовник — хорош и крыжовник .
- Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.
- У способного учителя дети могут многому научиться.
- У талантливого портного вся одежда красивая.
К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).
Поработать над инвариантностью смысла в пословицах разных народов полезно, во-первых , потому, что дети увидят, как одна и та же мысль может облекаться в разные образные словесные формулировки.
Во-вторых , это удобный случай показать, что мудрость не имеет национальных границ.
В-третьих , детям интересно понаблюдать, как в тексте отражаются приметы быта народа, природные условия разных стран, верования.
Пословицы разных народов
1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.).
1. Слово — серебро, молчанье — золото.
2. Перо сильнее меча (английск.).
2. За одного битого двух небитых дают.
3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.)
3. Гусь свинье – не товарищ.
4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.).
4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.).
5. Что написано пером, не вырубишь топором.
6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.).
6. Не все то золото, что блестит.
7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.)
7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно.
8. Молчаливость лучше многословия (китайск.).
8. Из огня – да в полымя.
9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.)
9. Поспешишь – людей насмешишь.
Задание «Половинки».
(задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности).
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти ее начало.
За двумя зайцами погонишься,
Чем дальше в лес,
Семь раз отмерь,
В гостях хорошо,
и кошке приятно.
в лес не ходить.
нет для себя рубахи.
ни одного не поймаешь.
люби и саночки возить.
сделано на смех.
тем больше дров.
так и откликнется.
один раз отрежь.
Пропущенные слова
(задание на умственное и речевое развитие).
В задании нужно догадаться, как правильно в содержании пословиц расставить слова большой — маленький, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.
1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.
2. _________________________ дело лучше _______________________ безделья.
3. Даже самое __________________ дерево выросло из ____________________ семени.
4. В _________________ лодку _______________________ груз не кладут.
5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь .
Слова с противоположным смыслом
(задание на расширение и обогащение словаря, работа над словами-антонимами).
В этом задании нужно найти слова с противоположным смыслом сначала в пословицах, распечатанных на карточках, затем выполнять это задание на слух. Пословицы можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какой частью речи являются слова-антонимы.
Имена существительные
Ученье — свет , а не ученье — тьма .
Умный молчит, когда дурак ворчит.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Умный делу научит, а глупый только наскучит.
Было бы начало , будет и конец .
Будет день , будет и ночь .
Лучше горькая правда , чем красивая ложь .
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
Ищи друзей , а враги сами найдутся.
Неверный друг — опасный враг .
Сытый голодного не разумеет.
От лени — болезнь , от работы — здоровье .
Добро побеждает зло .
Кто солгал с утра , будет лгать и вечером .
Никакое худо до добра не доводит.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Трус погибает, а храбрый побеждает.
Чему научишься в молодости , пригодится и в старости .
Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»
Что посеешь …то и пожнёшь.
Сам пропадай, а …. товарища выручай.
С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
Готовь сани летом, …..а телегу зимой.
Как аукнется, ….. так и откликнется.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
При солнце — тепло………при матери — добро.
Чем дальше в лес, ……тем больше дров.
Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.
Семеро одного не ждут
Одна голова хорошо, а две лучше
Один в поле не воин
Первый блин комом
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
Семь раз отмерь, один раз отрежь Ум хорошо, а два лучше.
Старый друг лучше новых двух.
Один за всех и все за одного.
Обещанного три года ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Найди лишнюю пословицу.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
Терпенье и труд все перетрут.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.
Не умел шить золотом, так бей молотом.
Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
Кто не работает, тот не ест.
Всякому мила своя сторона.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Не боги горшки обжигают.
За морем теплее, а у нас светлее.
Дал бог здоровья, да денег нет.
Жить – Родине служить.
Человека лень не кормит, а здоровье только портит.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/05/29/didakticheskiy-material-po-rabote-s-poslovitsami-i
Методическая разработка внеурочного занятия
Подойдёт и взрослым и детям
Методическая разработка внеклассного занятия «Окружающий мир в пословицах и поговорках».
— Обобщить знания учащихся о народных пословицах.
— Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками.
— Уточнить значение некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией.
— Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Плакат с пословицами, карточки с пословицами для каждой группы.
У. Тема нашего занятия «Окружающий мир в пословицах и поговорках».
Пословица – это жанр фольклора, краткое и мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословице народный ум, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет. Пословица логически завершённое изречение: «Готовь телегу зимой, а сани – летом».
Поговорки – это особое выражение, характеризующее какое – то жизненное явление. Поговорка только придаёт сказанному эмоциональную окраску «Как с гуся вода», «Не в бровь, а в глаз». Поговорка – это часть фразы, они короткие и могут быть основанием для возникновения пословиц.
Разделим группу на пять пар. Каждая пара получит карточку, требуется стрелками соединить пословицу и её значение из правого и левого столбиков.
— Рот не огород: не затворишь ворот. – Всё делай вовремя.
— Искру туши до пожара, беду отводи до удара. – Не берись за дела, которые не умеешь
— Плохому танцору и ноги мешают. – Другому человеку не запретишь гово-
— Рыбак рыбака видит издалека. – И маленькое существо может за себя
— И Москва не вдруг строилась. – Люди, интересующиеся одним делом,
хорошо понимают друг друга.
— Мал ёрш, да колок. – В любом деле нужен опыт, который
приобретается не сразу.
— Конь корове не товарищ. – Разные люди друг друга не понимают.
— Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. – Каждый желает получить то, чего у него
— Слепой всегда о глазах мечтает. – Чтобы чего – то достигнуть, надо сначала
— За двумя зайцами погонишься, ни — Ища выход из сложной ситуации человек
одного не поймаешь. пробует разные варианты, даже самые
— Утопающий и за соломинку хвата- — Сделать одновременно два дела хорошо-
ется. не удаётся.
— На словах и так и сяк, а на деле никак. – Некоторые люди много говорят о деле,
но при этом ничего не делают.
— На языке мёд, а под языком лёд. – всё нужно делать вовремя.
— Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. – Двуличный человек говорит о ком – то
хорошо, а думает при этом плохо.
— Дорога ложка к обеду. – сам натворил беду, сам и ищи выход из
Конкурс 2. Чему учат пословицы.
— Когда я ем, я глух и нем. ( Когда ешь не отвлекайся: не разговаривай, не читай, не играй, не смотри телевизор).
— Семеро одного не ждут. ( Учит ответственности, приходить следует вовремя).
— Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Учит дружбе, друзья всегда дороже денег).
— Ум хорошо, а два лучше. (Решение будет правильнее, если подумать вместе с другом).
— Дарёному коню в зубы не смотрят. ( Надо радоваться любому подарку и благодарить за него).
Конкурс 3. Пословицы и поговорки о временах года.
— Девятый месяц на свет нарождается. ( Сентябрь, осень).
— В году двенадцать месяцев. ( Зима, весна, лето, осень).
— Хоть холодно, да не голодно. ( Осень).
— Стужа да мороз: на печи мужик замёрз. ( Зима).
— На дворе капель, так и у нас тепель. (Весна).
Конкурс 4. Вставь рисунок в пословицу.
Давно . . . умылась, а гостей нет. (Кошка).
Будто . . . языком слизнула. (Корова).
И . . . помнит, кто её кормит. ( Собака).
Всяк . . . своё болото хвалит. ( Кулик).
Сколько . . . не корми, а он всё в лес смотрит. ( Волк).
Конкурс 5. Собери части пословиц.
— видно сорока в синица
— в на броду лезь полёту
— не беде здоровья друг
Конкурс 7. Соотнеси рисунок и пословицу.
— всё полезно, что в рот полезло;
— на вкус и цвет товарищей нет;
— не велик мороз, да краснеет нос;
— весна красна цветами, а осень – пирогами;
— осенняя пора – птица со двора.
Конкурс 8. Отгадай пословицу.
Вы должны вспомнить и составить пословицу по двум ключевым словам.
— Дело – мастер. ( Дело – мастера боится).
— Трава – расти. ( После нас хоть трава не расти).
— Теснота – обида. ( В тесноте, да не в обиде).
— Утро – вечер. ( Утро вечера мудренее).
— Лес – щепки. ( лес рубят – щепки летят).
— Яблоко – яблоня. ( Яблоко от яблони не далеко падает).
— Деньги – куры. ( У кого денег куры не клюют).
— Конь – враг. ( Конь не выдаст, враг не съест).
— Волк – лес. ( Волков бояться, в лес не ходить).
— Слово – воробей. ( Слово не воробей, вылетит не поймаешь).
Подведение итогов занятия.
Почему подростки хотят работать и как подросткам правильно зарабатывать: психологический и юридический аспект
2 – 4 марта 2021г 19:00 (МСК)
Свидетельство каждому участнику
Скидка на курсы для всех участников
— Обобщить знания учащихся о народных пословицах.
— Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками.
— Уточнить значение некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией.
— Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Плакат с пословицами, карточки с пословицами для каждой группы.
У. Тема нашего занятия «Окружающий мир в пословицах и поговорках».
Пословица – это жанр фольклора, краткое и мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословице народный ум, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет. Пословица логически завершённое изречение: «Готовь телегу зимой, а сани – летом».
Поговорки – это особое выражение, характеризующее какое – то жизненное явление. Поговорка только придаёт сказанному эмоциональную окраску «Как с гуся вода», «Не в бровь, а в глаз». Поговорка – это часть фразы, они короткие и могут быть основанием для возникновения пословиц.
Разделим группу на пять пар. Каждая пара получит карточку, требуется стрелками соединить пословицу и её значение из правого и левого столбиков.
— Рот не огород: не затворишь ворот. – Всё делай вовремя.
— Искру туши до пожара, беду отводи до удара. – Не берись за дела, которые не умеешь
— Плохому танцору и ноги мешают. – Другому человеку не запретишь гово-
— Рыбак рыбака видит издалека. – И маленькое существо может за себя
— И Москва не вдруг строилась. – Люди, интересующиеся одним делом,
хорошо понимают друг друга.
— Мал ёрш, да колок. – В любом деле нужен опыт, который
приобретается не сразу.
— Конь корове не товарищ. – Разные люди друг друга не понимают.
— Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. – Каждый желает получить то, чего у него
— Слепой всегда о глазах мечтает. – Чтобы чего – то достигнуть, надо сначала
— За двумя зайцами погонишься, ни — Ища выход из сложной ситуации человек
одного не поймаешь. пробует разные варианты, даже самые
— Утопающий и за соломинку хвата- — Сделать одновременно два дела хорошо-
ется. не удаётся.
— На словах и так и сяк, а на деле никак. – Некоторые люди много говорят о деле,
но при этом ничего не делают.
— На языке мёд, а под языком лёд. – всё нужно делать вовремя.
— Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. – Двуличный человек говорит о ком – то
хорошо, а думает при этом плохо.
— Дорога ложка к обеду. – сам натворил беду, сам и ищи выход из
Конкурс 2. Чему учат пословицы.
— Когда я ем, я глух и нем. ( Когда ешь не отвлекайся: не разговаривай, не читай, не играй, не смотри телевизор).
— Семеро одного не ждут. ( Учит ответственности, приходить следует вовремя).
— Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Учит дружбе, друзья всегда дороже денег).
— Ум хорошо, а два лучше. (Решение будет правильнее, если подумать вместе с другом).
— Дарёному коню в зубы не смотрят. ( Надо радоваться любому подарку и благодарить за него).
Конкурс 3. Пословицы и поговорки о временах года.
— Девятый месяц на свет нарождается. ( Сентябрь, осень).
— В году двенадцать месяцев. ( Зима, весна, лето, осень).
— Хоть холодно, да не голодно. ( Осень).
— Стужа да мороз: на печи мужик замёрз. ( Зима).
— На дворе капель, так и у нас тепель. (Весна).
Конкурс 4. Вставь рисунок в пословицу.
Давно . . . умылась, а гостей нет. (Кошка).
Будто . . . языком слизнула. (Корова).
И . . . помнит, кто её кормит. ( Собака).
Всяк . . . своё болото хвалит. ( Кулик).
Сколько . . . не корми, а он всё в лес смотрит. ( Волк).
Конкурс 5. Собери части пословиц.
— видно сорока в синица
— в на броду лезь полёту
— не беде здоровья друг
Конкурс 7. Соотнеси рисунок и пословицу.
— всё полезно, что в рот полезло;
— на вкус и цвет товарищей нет;
— не велик мороз, да краснеет нос;
— весна красна цветами, а осень – пирогами;
— осенняя пора – птица со двора.
Конкурс 8. Отгадай пословицу.
Вы должны вспомнить и составить пословицу по двум ключевым словам.
— Дело – мастер. ( Дело – мастера боится).
— Трава – расти. ( После нас хоть трава не расти).
— Теснота – обида. ( В тесноте, да не в обиде).
— Утро – вечер. ( Утро вечера мудренее).
— Лес – щепки. ( лес рубят – щепки летят).
— Яблоко – яблоня. ( Яблоко от яблони не далеко падает).
— Деньги – куры. ( У кого денег куры не клюют).
— Конь – враг. ( Конь не выдаст, враг не съест).
— Волк – лес. ( Волков бояться, в лес не ходить).
— Слово – воробей. ( Слово не воробей, вылетит не поймаешь).
Источник статьи: http://infourok.ru/metodicheskaya_razrabotka_vneurochnogo_zanyatiya-572781.htm