Выписать все предложения с инверсией:
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Практически все предложения содержат инверсию, например:
Принахмурилась земля, — а не земля принахмурилась
Ветра теплого порывы- а не порывы теплого ветра
Синей молнии струя- а не струя синей молнии
Пламень белый и летучий- а не белый и летучий пламень
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля. — а не солнце смотрит неохотно и несмело
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля. — а не земля потонула в сиянье
Солнце раз еще взглянуло — а не еще раз
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя — а не вот струя пробилась
Типы инверсий:
1.перестановка главных членов предложения: подлежащее — на втором месте, сказуемое — на первом.
Роняет лес багряный свой убор,
Не — лес роняет
2.постановка определения после определяемого слова (для русского нормальный порядок — наоборот):
В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
Не — нежный ангел, поникшей главой
3.постановка дополнений перед глаголом (или другим «дополняемым» словом)
Из гроба тогда император,
Очнувшись, является вдруг.
Не- является из гроба
(М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль»)
4.размещение обстоятельства, выраженного существительными, перед словом, которое они поясняют, а не после них, как этого требует обычный порядок слов:
Трудами ночи изнурен
Я лег в тени.
Не — изнурен трудами
З. Ы. чтобы обнаружить инверсию, можно представить, как звучали бы эти предложения в обычном, стилистически нейтральном, тексте прозы.
Источник
2. Синтаксические средства выразительности
Синтаксические художественные средства (фигуры речи) — особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность.
Ах, Отец мой, Отец — да ,
Ты зиждительный Творец — да ,
Приведи меня в конец — да ,
Что в конец всех сердец — да ,
Где игра колоколец — да ,
Где таинственный ларец — да ,
Где венчальный свет колец — да …
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. Тургенев. Голуби).
Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать , уничтожить , раздавить (А. Чехов. Тёмною ночью).
Вот пусть эта звезда, как её… ты не знаешь? и я не знаю, ну да всё равно , — пусть она будет свидетельницей, что я наконец слажу с чем-нибудь: или с живописью, или с романом (И. Гончаров. Обрыв)
Что любовь? Пустые грёзы,
Бред несбыточной мечты.
(С. Есенин. Упоенье — яд отравы)
Ты понимаешь, что это значит? Это значит, что ты останешься без второго, кацо! (Г. Адамов. Тайна двух океанов)
О Максим Ильич, я хотела бы быть всю жизнь рабою вашей , собакой вашей , ковром вашим , подстилкой для ног ваших ! О, как страшно я люблю вас! (А. Куприн. Ночная фиалка)
Не отдавая Никите шинели, он вошёл вместе с нею в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мёрзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом: кусками гипсовых рук, рамками , обтянутыми холстом, эскизами , начатыми и брошенными, драпировкой , развешанной по стульям (Н. Гоголь. Портрет)
Источник
О чем говорит обратный порядок слов в речи?
в русском языке все же выделяются прямой и обратный порядок слов.
При прямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:
— в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: Учительница проверяла наши контрольные работы.
— приглагольное дополнение следует за определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.
— согласованное определение ставится перед определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.
— несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она купила платье в горошек.
— обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню.
Обратный порядок слов может быть любой, он используется для выделения нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией (лат. «инверсио» — перестановка).
1) выделить наиболее важные по смыслу члены предложения;
2) выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи;
3) связать части текста.
Так, в предложении Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин.) инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и определения багряный (сравните: прямой порядок: Лес роняет свой багряный убор).
В тексте порядок слов является также одним из средств связи его частей: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев.) Инверсия дополнения не только усиливает его смысловое значение, но и связывает предложения в тексте.
Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только выполняет указанные выше функции, но и может служить средством создания напевности, мелодичности:
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской, белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.
Источник
Синтаксические средства выразительности
Для того чтобы сделать речь более красивой и экспрессивной, часто используют различные языковые изобразительные средства. Среди них есть фонетические, лексические, а также синтаксические, о которых и пойдет речь в нашей статье.
Что такое синтаксические средства выразительности
Синтаксис – это раздел лингвистики, изучающий связь между словами внутри словосочетания и предложения. К нему примыкает пунктуация – раздел науки о языке о постановке знаков препинания. Синтаксис изучает такие явления, как интонация и состав предложений, однородные члены и обращения, союзное или бессоюзное соединение частей сложного предложения и так далее. Все перечисленное может не только выполнять свою основную, утилитарную функцию, но и быть средством выразительности.
Ниже в таблице «Синтаксические средства выразительности в русском языке» можно увидеть список и примеры.
Надо память до конца убить,
Надо снова научиться жить. (А. Ахматова)
Я, как смерть, и тощ и бледен. (А. С. Пушкин)
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу…. (А. Ахматова)
Это было удивительно, потрясающе, грандиозно!
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок! (А. С. Грибоедов)
Страннику – дорога… (М. Цветаева)
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И жизнь, и слезы, и любовь. (А. С. Пушкин)
Кто из нас не слышал об этом великом человеке?
Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой.. (Ф. Тютчев)
Довольно! Нет возможности терпеть дальше произвол и несправедливость!
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат… (А. Ахматова)
Рассмотрим подробнее некоторые из этих средств выразительности.
Анафора
Анафора – это единоначатие. Каждая стихотворная строка или каждое предложение в прозе начинается с одного и того же слова или группы слов. Это очень распространенный прием, который широко используется в литературе, особенно в поэзии.
Примеров использования анафоры очень много. Скажем, в этой детской песенке на стихи поэта Льва Ошанина:
В данном примере повторяется группа слов. Кроме анафоры, автор использует синтаксический параллелизм (несколько строк подряд имеют одинаковое синтаксическое строение).
Часто в одном произведении или даже отрывке использовано не одно средство выразительности, а несколько.
Антитеза
Антитеза – это противопоставление. Также очень распространенный прием. Рассмотрим, например, отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»:
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
В каждой паре строк содержится противопоставление. Кроме антитезы, поэт использует анафору в первых трех строках.
Инверсия
Это изменение традиционного, прямого порядка слов. Например, в русском языке как прямой порядок воспринимается такая последовательность: сначала подлежащее, затем сказуемое. Если же этого требует авторский замысел, писатель или поэт могут поменять их местами. Посмотрим на отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.
В этом отрывке мы наблюдаем в первых трех строках инверсию (сначала сказуемое, затем подлежащее) и синтаксический параллелизм.
В русском языке свободный порядок слов; но это не значит, что любой порядок слов прямой.
Что мы узнали?
Синтаксис, как и лексика и фонетика, принимает участие в создании художественного образа. Средства выразительности, основанные на синтаксисе: анафора, эпифора, инверсия, параллелизм, градация и другие – позволяют прозаику и особенно поэту создать многоплановую и выразительную картину. Как правило, автор использует не один синтаксический прием, а несколько сразу.
Источник