Роняет_лес_багряный_свой_убор_читательский_дневник

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Роняет лес багряный свой убор. «

Соединение эпического и лирического мотива — размышление над прожитыми годами и обобщение собственного опыта. В композиции используется антитеза — сначала мы видим, что находится вдали — лес, поле. Затем — то, что рядом, вокруг лирического героя — камин, «пустынную келью» , вино. И приближаемся к границе особого пространства, пространства поэтического воображения. Во всем этом сталкиваются противоположные начала: тепло и холод, расцвет и увядание. Цвета тепла, жизни, гармонии: багряный убор леса, яркий огонь камина, красное вино. Цвета одиночества, холода, увядания: серебро мороза, белизна осенней стужи. И далее этот же прием контраста: огонь в камине — бледность осеннего дня, «отрадное похмелье» и «горькие муки» , реальное полное одиночество и мысленный круг друзей.
Стих начинается с пейзажной зарисовки, описание осеннего леса, замерзающего поля созвучны настроению лирического героя, его одинокой «келье» , в которой он вспоминает друзей, лишь мысленно присутствуя на их пирушке. вся центральная часть — это соединение прошлого и настоящего. Эти два плана тесно переплетены, что и создает особое элегическое настроение стихотворения.
Написано в жанре послания, близко к элегии.
Разлука с близкими друзьями, подлинность дружбы с которыми была проверена годами и обстоятельствами, столкновение с предательством новых друзей, иной взгляд на сущность дружбы в целом — все это делает обращение поэта к лицейским товарищам удивительно бережным, даже нежным, исчезает насмешка ирония, свойственная юношеским стихам,

Источник

Анализ стихотворения «19 октября» Пушкина

Анализ стихотворения «19 октября» Пушкина

В биографии А.С. Пушкина есть периоды, когда поэт не по своей воле оказывался оторванным от привычной жизни и любимого круга друзей. В это время он создал произведения, наполненные страданием и надеждой. Находясь в ссылке в селе Михайловское Псковской губернии, он написал стихотворение «19 октября »(1825 г.). Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «19 октября» (1825 г.) по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением 19 октября.

История создания – произведение было написано в 1825 г., когда поэт отбывал ссылку в Михайловском и не смог приехать на традиционную встречу лицеистов.

Тема стихотворения – воспоминания о друзьях и лицейской жизни.

Композиция. Стихотворение построено как монолог-обращение к друзьям. В нём можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала Лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формально произведение делится на октавы.

Жанр – дружеское послание.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ и кольцевая АВВА.

Метафоры«роняет лес багряный свой убор», «с огнём в очах», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада».

Эпитеты«пленительная привычка», «пустынная келья», «гитара сладкогласная», «печальной и мятежной мольбой», «отрадное свиданье».

Сравнения«он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».

История создания

А. С. Пушкин был в числе первых выпускников Царскосельского Лицея, открывшего свои двери 19 октября 1811 года. На курсе с поэтом учились люди, которые стали выдающимися личностями, например издатель и поэт Дельвиг, полярный исследователь Матюшкин, поэт Кюхельбекер, министр иностранных дел Горчаков и другие. Лицеисты очень сдружились за время учебы, поэтому договорились встречаться каждый год 19 октября.

Читайте также:  Банный_комплекс_яхонтовый_лес

В 1825 г. Пушкин пребывал в ссылке в имении Михайловском и на ежегодную встречу попасть не смог, с чем и связана история создания анализируемого произведения. Оно было передано друзьям-лицеистам и торжественно зачитано в их кругу.

Тема

В стихотворении поэт развивает темы лицейской жизни и дружбы. В центре произведения лирический герой, который полностью сливается с автором, ведь в тексте ярко выражена автобиографическая основа. Начинается стихотворение с осеннего пейзажа, видимо, эта картина ассоциировалась у Пушкина с традиционными посиделками в кругу друзей.

Лирический герой стихотворения одинок. Он грустит из-за того, что не имеет возможности встретиться с друзьями, одно воображение воспроизводит близкие сердцу образы. Герой знает, что, в то время как он пьёт в одиночестве, друзья вспоминают о нем на берегах Невы. Герой беспокоится за товарищей: все ли пришли.

Далее он начинает вспоминать о самых близких друзьях. Сначала он говорит о тех, кто точно не смог попасть на встречу. Их имена заменяются красноречивыми перифразами: «кудрявый наш певец» , который теперь в Италии «тихо спит» (о Корсакове), «чужих небес любовник беспокойный» (о путешественнике Матюшкине). Чтобы узнать, кто скрывается за этими описаниями, недостаточно разбора произведения, нужно знать биографию поэта и его товарищей.

Несколько строф стихотворения посвящены трем бывшим лицеистам, которые рискнули проведать поэта в Михайловском: Пущину, Дельвигу и Горчакову. О каждом из них поэт пишет с любовью и уважением. Образы этих людей выписаны детально, особое внимание автор обращает на достижения друзей.

В последних строфах прославляется Лицей и царь. Царя Пушкин славит за то, что он «взял Париж и основал лицей» . В эти дифирамбы поэт добавляет и несколько резких слов: «он раб молвы, сомнений и страстей» . Напоследок автор с горечью представляет, как в далёком будущем из его курса на встречу придет лишь кто-то один. Он проводит параллель между собой и этим человеком, желает провести «сей день за чашей».

Главная мысль произведения: – настоящая дружба не боится расстояний и преград, все тяготы судьбы нужно встречать с достоинством.

Композиция

Анализируемое произведение построено в традиционной для литературы форме. В нём можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала Лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формальная композиция – разделение на октавы.

Жанр

Жанр – дружеское послание: лирический герой обращается к друзьям. Также в стихотворении есть признаки оды и элегии. Стихотворный размер – пятистопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрёстная АВАВ и кольцевая АВВА, есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воссоздания образов друзей Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «с огнем в очах», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада»; эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный»; сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный». Эмоциональной выразительности строкам придает интонация.

Читайте также:  Підлива_з_сушених_грибів

Источник

Роняет лес багряный свой убор

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

Читайте также:  Пожарный_разрыв_от_леса_до_дома

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.

Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Источник

Оцените статью