Как нарисовать лес карандашом пошагово — легкий урок для детей, красивый лесной пейзаж своими руками
Нарисовать лес не так трудно, как может показаться вначале. Этому вполне возможно научиться на мастер-классе для начинающих, после чего любой новичок сможет разобраться как легко и красиво нарисовать лес карандашом.
Ниже речь пойдёт о том, как правильно подобрать карандаш и бумагу для рисования, а в конце — пошаговая инструкция для детей и взрослых как поэтапно нарисовать лес карандашом.
Краткое содержимое статьи
Оптимальная твёрдость карандашей
Существует несколько маркировок. У нас в стране чаще всего встречаются карандаши с европейской и российской маркировкой.
- Hb – это европейская маркировка
- Тм — это российская.
- Т — это твёрдость,
- М — мягкость.
В иностранной маркировке российской букве Т соответствует английская Н, а букве В — российская М. Перед этими буквами всегда стоит цифра и, при сочетании этих цифр с буквами образуется вся линейка твёрдости и мягкости карандашей — от 10 h до 10b, чем больше число перед буквой — тем сильнее твёрдость или мягкость.
Например, 10 h – это самый твёрдый карандаш из всех, hb – это нечто среднее между твёрдым и мягким карандашом, а 10 b – самый мягкий карандаш. Чем мягче карандаш — тем темнее он рисует, но при этом быстрее стирается.
Противоположные свойства имеют более твёрдые карандаши, но при этом рисуют бледнее. Покупать карандаши в наборах нецелесообразно, чтобы сделать качественный рисунок, хватит 3-х карандашей.
Самый твёрдый из них — hb, или твёрдо-мягкий — он нужен для того, чтобы намечать линии построения и штриховать самые светлые части рисунка. Второй карандаш может быть 3b – более мягкий — им выполняется основная часть всей штриховки.
Третий, самый мягкий карандаш — 6b , или 8b – им штрихуются самые тёмные части рисунка.
Также, этими карандашами можно делать наброски, потому что по правилам рисования наброски должны выполняться очень мягкими карандашами. Все эти рекомендации относительны, конкретную твёрдость нужно подбирать под себя.
Показатели хорошего карандаша
Существует несколько показателей хорошего карандаша, это:
- Грифель — он должен быть в меру упругим, во время заточки не крошиться, не ломаться, в нём не должно быть посторонних частиц.
- Дерево — хорошие карандаши делаются из хорошего, плотного дерева, а не из пластика, т. к. карандаши из пластика рисуют очень бледно и плохо затачиваются.
Обзор производителей карандашей
- Конструктор — этот производитель известен многим ещё со школы, основные плюсы этих карандашей — цена и доступность, но главный их недостаток — это то, что у них мало градаций твёрдости, всего 5, от 2м до 2т. Кроме того, эти карандаши имеют очень хрупкий грифель, он постоянно ломается при заточке. Данный производитель — не самый лучший выбор, но для определённых целей, например, для выполнения построений, эти карандаши сгодятся.
- Koh-i-noor – это чешские карандаши, с точки зрения цена-качество, это лучший выбор. Они хорошо точатся, имеют прочный, однородный грифель, их легко найти в любом канцелярском магазине.
- Faber-castell – они лучше, чем Koh-i-noor, но стоят дороже и найти их сложнее.
Выбор бумаги для рисования
Многие считают, что нет никакой разницы на какой бумаге рисовать, но разница есть и очень большая. При выполнении штриховки на акварельной, офисной и чертёжной бумаге, эта разница становится очевидной.
Правильно подобранная бумага упростит задачу и добавит красоты рисунку.
Бумага имеет 3 основных свойства:
От плотности зависит то, насколько хорошо бумага будет переносить те или иные физические воздействия. Зернистость — чем она меньше, тем более гладкой является бумага. От фактуры листа зависит чёткость штрихов.
На акварельной бумаге не очень удобно рисовать графитным карандашом, особенно если нужно прорисовывать мелочи.
Офисная бумага меньше всего подходит для рисования полноценных работ из-за своей плотности. Она легко мнётся и может легко испортиться от сильного нажима карандашом, или от стирания ластиком.
К плюсам можно отнести гладкую фактуру и цену, именно поэтому такую бумагу хорошо использовать для набросков и черновых работ карандашом.
Чертёжная бумага — самый подходящий вариант для рисования карандашом, у неё хорошая плотность, белизна, гладкая фактура, самым лучшим производителем такой бумаги является Гознак.
Качество используемой бумаги влияет на рисунок не меньше, чем качество используемых карандашей.
Поэтому, для того, чтобы получить хорошее качество своих работ, не стоит экономить на бумаге и выбирать её правильно, под свои задачи.
Лесной пейзаж простой техникой рисования
- Сразу нужно сделать границы рисунка, проведя линии со всех сторон примерно 1 см.
- Затем, под небольшим наклоном нарисовать линии, набрасывая стволы и ветки деревьев, стволы деревьев могут перекрещиваться друг с другом, рисовать их нужно снизу вверх.
- Далее, рисовать сверху примерно в 3-4-х тонах, самые тёмные будут кроны, их рисовать самым мягким карандашом (3 -4b), средним карандашом рисовать листья, самым светлым (3-4 h) рисовать задний план, он будет в лучах.
- Далее, средним тоном рисовать листья деревьев, можно местами объединять их в пятна. Где-то может быть светлый тон, где-то можно сделать темнее. Там же можно более мягким карандашом ( hb) рисовать ветки, рисовать так, чтобы листья их перекрывали.
- По тону, ветки должны быть немного темнее, чем листья. Далее, можно начинать прорисовывать стволы деревьев карандашом 4b. Стволы деревьев должны быть самыми чёрными. Карандашом hb наметить как будут идти лучи солнца.
- В местах, где луч солнца падает на ствол — нужно рисовать более светлым тоном, можно использовать для этого клячку, просто протягивая лучи с её помощью. Если где-то будет несостыковка — её можно исправить более жёстким ластиком.
- Внизу можно нарисовать лужицу, в ней — отражение дерева, посередине лужицы — рябь, или грязь. Стволы немножко доработать, сделать градацию тона от тёмного с светлому, какой-то ствол сделать светлее, какой-то темнее. Листва в лучах должна быть еле заметной.
Для разнообразия, можно нарисовать ветки перед лучами. Вот как просто можно нарисовать лесной пейзаж, он намного интереснее, когда там есть свет и лучи пробиваются сквозь деревья, а также присутствует вода с отражением.
Источник
Рисунок леса. Три ключа к успеху.
Когда человек впервые берёт в руки карандаш, чтобы нарисовать лес, то он сталкивается с проблемой: как нарисовать огромное множество мелких деталей? Будучи ребёнком, я задал подобный вопрос своему учителю: «Как надо правильно рисовать деревья — прорисовывать все листочки или нет?» На что он с улыбкой ответил: «Конечно же нет!» Как же тогда правильно рисовать лес?
Чтобы основательно ответить на этот вопрос, я решил поделиться со своими читателями некоторыми секретами в рисунке леса. Это очень важные ключи к успеху в рисунке леса: 1) Пространство в наполненном ветками и листвой лесу. 2) Обобщение мелких деталей в массы большого, среднего и малого размеров. 3) Передача объёма в природных формах. Итак, приступим.
1. Передача пространства и перспективы в рисунке леса.
Когда художники рисуют интерьер или городские улочки — тогда с перспективой все понятно. Прямоугольные, простые геометрические формы легко «ложатся» в перспективное сокращение. Тут легко наметить линию горизонта и свести все стороны зданий к точке схода. Но как организуется пространство в лесу, где оно заполнено всяческими ветками, корягами, листвой… В иллюстрации я специально нарисовал схему из пяти плоскостей, напоминающую комнату. Так проще вообразить пространство начинающему художнику. Далее, на этом фоне распределяем деревья. Деревья имеют стволы и крону, где формы далеки от простых геометрических. Они «корявы» т. к. имеют множество изгибов и изломов, а также изобилуют такими деталями, как кора, мелкие ветки и т. д. Но, несмотря на эти «сложности», они также подчинены линейной перспективе, как и прямоугольники. Стволы деревьев на первом плане крупнее, на втором — мельче, и т. д. К тому же, одно дерево закрывает собой другое или одна ветка закрывает часть другой ветки. Деревья на первом плане настолько велики, что не помещаются в листе и выходят за его рамки. Таким образом, зритель оказывается внутри леса, а не является наблюдателем со стороны, когда лес выстраивается стеной возле него.
В иллюстрациях я привел пример из своих рисунков, где лес нарисован «со стороны», и «изнутри». Поэтому, нужно помнить о том, что возможны разные ракурсы и точки зрения. И.И. Шишкин любил писать лес, «помещая» зрителя внутрь.
2. Обобщение мелких деталей в массы большого, среднего и малого размеров.
В рисунке леса, конечно же, можно выделять отдельные листочки, делая акцент на композиционном центре. Этому вопросу я посвятил отдельную статью, с которой Вы можете ознакомиться здесь. Однако, чаще художнику приходится обобщать. Именно обобщение даётся начинающим всегда труднее, чем прорисовка деталей. Но это необходимо. Итак, что нужно обобщать и как? Обобщать нужно отдельные листочки и ветки, которые образуют группы или массы. Эти группы не следует делать одинакового размера. В природе всё динамично. Поэтому рисунок должен быть динамичным, а достигается это благодаря передаче ритма. Ритм создаётся когда художник не делает «одинаковости» в рисунке. Поэтому массы листвы будут разными по размеру — большие, средние, малые. Но ритм будет передаваться не только размером, но и степенью обобщения. Какие-то массы веток и листочков мы очень сильно обобщаем, буквально размывая изображение. Например, это уместно на втором плане. А какие-то группы обобщаем не так сильно: в них можно различить некое подобие листвы, образующей «корявую» фактуру. Ну и отдельные группы на первом плане, конечно же будут содержать детали: тщательно прорисованные листочки и ветки. Однако, они будут принадлежать этой группе. А вот, отдельно расположенные деревья, ветки, листья нужно детализировать с осторожностью. Если таких объектов рисунка будет слишком много, то они будут выглядеть «приклеенными» к рисунку, и не будут частью единого целого, что вызовет эффект «мультяшности» и неестественности.
3. Объём в природных формах.
Передать объём цилиндра или шара, конечно же проще, когда мы рисуем натюрморт. А вот в лесу, таких форм нет. На первый взгляд. Но если приглядеться, то в основе формы стволов деревьев лежит всё тот же цилиндр. В основе замысловатых форм групп листвы — шар. В основе тропинки в лесу — четырёхгранная форма коридора. И так далее. Понимая природные формы художнику легче обобщать и передавать объём. Светотень можно увидеть на стволах деревьев, на массах листвы и отдельных листочках, на всей кроне дерева, и даже на целой группе множества деревьев. В качестве примера, я проиллюстрировал светотень на стволе дерева. Хотя в основе его формы и лежит цилиндр, всё же он имеет неровности, изгибы. К тому же, ствол покрыт корой, которая у каждой породы дерева имеет свои особенности. Поэтому, штриховка будет не гладкой, а более фактурной. Здесь, у каждого художника свои приёмы штриховки, поэтому не будем мудрствовать сверх необходимого и создавать ненужные шаблоны. Что касается светотени вообще, то она строится из света, полутени, тени, рефлекса и падающей тени. На кувшине, в рисунке натюрморта разобраться в этом проще. А как увидеть такие тонкости в массе листвы? Здесь важна наблюдательность. Не зря И.И. Шишкина называют натуралистом. Он подробно изучал природу, запоминал разновидности трав, деревьев. Поэтому, наблюдая за лесом можно увидеть все нюансы светотени в листве, ветках и т. д. В академическом рисунке это называется свето-теневой моделировкой формы. Именно, моделировкой. Т. е. тут нужно моделировать, не срисовывать, а понимать суть, наблюдая за природой.
В рисовании леса, конечно же существуют и другие вопросы, которые невозможно осветить в рамках одной статьи. Но те три аспекта, которые я перечислил здесь, являются ключевыми. Поэтому, я и назвал их ключами к успеху. Помня о них, можно научиться рисовать лес профессионально и грамотно.
Источник