Рисование_золотая_хохлома_золотой_лес_старшая_группа

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»

Цель: продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.

Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах

— познакомить с росписью на изделиях Хохломы;

— учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка, завиток);

— учить изображать хохломской узор из закруглённой ветки с ягодами и листьями.

— развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

— воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев, эстетическое отношение к предметам быта, к русской национальной культуре.

Оборудование: изделия и репродукции изделий с хохломской росписью, таблица с элементами хохломского узора, гуашь красного, черного и зеленого цветов, тонированные силуэты ложек из бумаги жёлтого цвета кисти, баночки.

Ход занятия.

— Сегодня день у нас особый,

В чудесный мир зову вас я.

Педагог приглашает детей пройти к столу, где выставлены изделия посуды с хохломской росписью.

— Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!

Там травка вьется и цветы

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Называют хохломой.

Нарисованы на посуде травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Это диво – Хохлома!

Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Читайте также:  Духи_со_вкусом_лесных_ягод

Давайте мы, внимательно рассмотрим этот удивительный узор и определим его элементы.

Дети рассматривают изделия, выделяют и называют элементы росписи (листок, ягодка, травка, завиток).

— Сегодня мы будем учиться рисовать такие узоры. Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый). А расписывать мы будем «золотые» ложки.

Педагог показывает заготовку для росписи и объясняет ход работы.

— Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья. Листья можно нарисовать концом кисти, а ягоды — тоже концом кисти или приемом тычка. Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки дугообразными линиями. Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и распишите наши ложечки узорами

На столе хохломской самовар,

(«надуть» живот, одна рука на поясе).

Очень важный, из носика пар.

(кружиться, рисуя руками круг)

Нет посуды хохломской ярче.

Рядом с ними золотые ложки,

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

На них «травка» — это древняя роспись.

(взяться за руки, образовать большой круг)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

— Давайте вспомним, какие элементы использовали мастера хохломской росписи? (листок, ягодка, травка, завиток)

— А какие цвета используют в своей работе хохломские мастера? (черный,красный,зеленый,золотой).

Дети расписывают шаблоны ложек по мотивам хохломской росписи.

Воспитатель в ходе работы помогает детям, испытывающим затруднения.

В конце занятия дети раскладывают свои работы на стол. Любуются готовым результатом.

— Вот какие у нас получились замечательные ложки, как у настоящих мастеров.

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа и конспекты. Г. С. Швайко. Старшая группа.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа

Т. С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.

«Золотая хохлома». Фотоотчёт о занятии по рисованию элементов хохломской росписи в старшей группе

«Золотая хохлома». Фотоотчёт о занятии по рисованию элементов хохломской росписи в старшей группе «Золотая хохлома». Фотоотчёт о занятии по рисованию элементов хохломской росписи в старшей. Воспитатель Рожкова Алла Николаевна Хохломская.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Подснежник» в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Коммуникативно-личностное развитие», «Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое.

Читайте также:  Съедобный_гриб_являющийся_разновидностью_груздя_желтый_груздь_9_букв

Конспект занятия «Хохлома ты моя золотая» Конспект занятия: «Хохлома ты, моя золотая» (старшая группа) Цель:Дать элементарные сведения об истории нашей страны. Показать, что в России.

Конспект занятия по ИЗО в средней группе «Золотая Хохлома» Конспект занятия по ИЗО в средней группе Тема «Золотая Хохлома» Цель: Учиться составлять узор из элемента хохломской росписи «капелька».

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Золотая хохлома. Роспись изделий» Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Золотая хохлома роспись изделий». Выполнила Лебедева Анна Сергеевна.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Золотая осень» во второй младшей группе Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 275 Дошкольное отделение г. Санкт-Петербург Конспект занятия по.

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе «Золотая хохлома» «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» цель: воспитание бережного отношения к природе родного края средствами изодеятельности задачи: • развитие интереса детей.

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Золотая хохлома» Конспект занятия по лепке в подготовительной группе На тему: «Золотая хохлома» Выполнен Лебедевой Анной Сергеевной Цель: познакомить детей.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Золотая хохлома»

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Золотая хохлома» .

Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома» новые (1) ГУСАРОВА ЕЛЕНа Викторовна Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома Цель: Продолжать знакомить с Хохломской росписью.

Источник

Конспект образовательного занятия по рисованию в старшей группе «Золотая Хохлома и золотой лес»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Научить детей использовать в рисунках специфику «золотой хохломы» .

Вызвать интерес к разным видам народного декоративно- прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющую специфику «золотой хохломы.», назначение предметов ,материал, технологию изготовления, колорит, узор. Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре.

Учить рисовать узоры кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать кистью в разных направлениях.

Какие понятия, знания необходимо

Беседа о традиционных промыслах. Демонстрация изделий народно- прикладного искусства. Силами родителей организация в группе музея «в чемодане» с предметами старины. Рассматривание предметов с хохломской росписью.

Дети не знают, какие именно краски наилучшим образом сочетаются с золотым фоном.

Цель деятельности детей по преодолению затруднения

Научиться рисовать на бумаге узоры (травку ,ягоды ,цветы, кудрину),используя технологию хохломской росписи..

Материалы для образовательной деятельности: 1.Альбом для детского творчества «Золотая хохлома».» 2.Пособия для ознакомления с характерными элементами и цветосочетаниями разных видов народного декоративно- прикладного искусства. 3.Гуашь. 4.Кисти. 5.Листы бумаги с эскизами кувшина «под хохлому».

Ход образовательной ситуации. 1-й этап. Введение в ситуацию.

Создание условий. Воспитатель: Дети, скажите, куда мы отправляемся за покупками?

Воспитатель: Правильно, в магазин. Но оказывается ,что когда то очень давно магазинов не было. Как вы думаете , а где еще можно сделать покупку?

Воспитатель: Это теперь мы так называем это место .Есть более древнее название его – это ярмарка. На рынках что можно купить? (дети перечисляют).

Воспитатель: А встречаются ли товары ,которые сделали сами люди, мастера? Что это за товары ?

Дети: Еда, посуда, одежда, предметы быта.

Воспитатель: Правильно, дети. Раньше было все почти так же. Сегодня мы остановимся на таких товарах как посуда. А как она называется мы сейчас с вами узнаем, потому что отправимся на ярмарку не покупателями ,а мастерами.

Читайте также:  Средство_от_грибковых_заболеваний_деревьев

Для того, чтобы стать мастером нужно долго и старательно учиться. А вы готовы стать мастерами?

2-й этап. Актуализация. Дидактическая игра «Народные промыслы России»

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в селе Хохлома (с XVIII века по 1929 г. в составе Хохломской волости Семёновского уезда Нижегородской губернии.) Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Воспитатель: На ярмарке люди не только покупают , но и веселятся, водят хороводы. И у нас есть хоровод.

Воспитатель :Давайте рассмотрим все изделия покрытые хохломской росписью.

Там травка вьётся и цветы

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Воспитатель: Кто уже знает, чему мы станем сегодня учиться ?

Воспитатель: Молодцы, садитесь на свои рабочие места. Прежде, чем начать свои работы , давайте еще раз уточним, какие главные цвета употребляют мастера в хохломской росписи.

Дети: Золотой. Красный. Черный.

3-й этап. Затруднение в ситуации.

Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска.

Теперь, зная элементы и цвета хохломской росписи, мы можем приступить к работе..

Начиная свое творчество, каждый мастер должен четко знать и помнить последовательность выполнения работы.

4-й этап. Открытие нового знания (способа действия)

Вовлечение детей в процесс открытия новых знаний. 1.Кисть держим тремя пальцами почти вертикально. 2. Рисуем изогнутую ветвь. 3.Рисуем листочки и ягодки . 4.Рисуем траву и завитки. 5.Рисуем черный фон.

6.Легкая гимнастика для рук (разомните ладони, пальцы) .

Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.)
Распустили лепестки.
Вдруг повеял ветерок — (Легкий бег.)
Закружился лепесток.
Ветерок их оторвет
И на землю вновь вернет. (Присели.)

5-й этап. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

Давайте вспомним , какие формы и цвета нам необходимы и каждый ребенок сам себе выберет нужный материал и эскизы.

Использование новых знаний (способа действия) Кисти, кисти помогите Хохлому рисовать начните!

Под музыку дети выполняют свои работы.

Воспитатель: Подведем итог, ребята. У вас получились очень хорошие изделия народного промысла Хохломы и я предлагаю нам сделать выставку этих изделий. Дети рассматривают все работы , анализируют их, выделяя самые удачные …

Воспитатель: Итак, дети ,куда мы с вами сегодня ходили на экскурсию?(на ярмарку). Чему мы там научились ?

Дети :Раскрашивать узорами Хохломы изделия.

Воспитатель: Можно ли теперь смело считать нас мастерами? Что мы освоили?

Дети: Да! Хохломскую роспись.

Воспитатель: Молодцы, дети. Давайте повторим наш хоровод: Как волшебница Жар-птица,

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» 2015г. стр.68-69.Истоковедение. Москва 2017

Источник

Оцените статью