Регулярный стиль зимнего сада

Зимние сады

Любовь к растениям человек стал проявлять на ранних этапах развития цивилизации. По мере открытия новых земель и роста культурных и торго­вых связей между народами в Европе быстро росло число приво­зимых экзотических растений. Для них строили специальные помещения — теплицы, названные позднее оранжереями. Со­хранились описания первых зимних садов при дворцах австрий­ских и французских королей. Сотни цветных горелок освещали зелень, среди которой были расставлены скамьи, садовые доми­ки, перголы, колоннады; травяной ковер был полом, буйно рас­тущий плющ поднимался по стенам до стеклянного потолка, а вокруг росли вечнозеленые дубы, олеандры, лавр, японская муш­мула, рододендроны, кипарисы, камелии, померанцы, пальмы; струились фонтаны, белые лебеди плавали в пруду, соловьи и райские птицы щебетали в зарослях бамбука и сахарного трост­ника.

В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были граф Шереметьев и князь Голицын. Д.А. Голицын одним из первых обратил внимание на необходимость разведения в Рос­сии иноземных растений. Зимний сад постепенно стал неотъем­лемой частью жилой среды богатых дворянских имений.

Зимним садом стали называть специально отведенное под озе­ленение помещение, в котором на ограниченной площади разме­щались растения в сочетании с водными устройствами, малыми архитектурными формами. Основное назначение зимнего сада — продлить время пребывания человека среди природной среды. В настоящее время зимний сад представляет собой специаль­но сформированную искусственную среду с использованием средств флора-, фитодизайна и ландшафтного дизайна, предназначенную для организации отдыха людей в общественных, административ­ных, производственных и жилых зданиях. Зимние сады создают­ся в коттеджах, офисах, супермаркетах, кафе, ресторанах и др. учреждениях. Как правило, они могут занимать разную по площади терри­торию и дифференцироваться на следующие типы:

В зимних садах большая часть территории отводится под зе­леные насаждения. Растения, используемые для формирования зимнего сада, могут быть как натуральными, так и искусственными. Искусственные растения могут размещаться в наибо­лее затененных участках и служить фоном для натуральных.

Приемы формирования зимнего сада будут зависеть от его функционального назначения, т. е. от того, в каком учреждении он размещается и для какого возраста людей предназначен. Форми­рование зимнего сада должно осуществляться с учетом рекреаци­онных потребностей соответствующей категории людей. Приемы формирования зимнего сада в коттедже должны учи­тывать возраст, состав семьи, и если есть дети, то целесообразно выделить небольшую детскую зону. Зонирование территории зим­него сада зависит от его размеров.

Читайте также:  151 сад адмиралтейского района

План малого сада должен быть простым, он может не иметь композиционного центра. Рекомендуется создание силуэтных и рельефных композиций. Особое внимание уделяется применению вертикального озеленения из вьющихся и ампельных растений, которое декорирует ограждение конструкции, дает большую мас­су зелени и занимает маленькую площадь поверхности пола. В планировке всех типов зимних садов можно использовать приемы как классического ре­гулярного, так и пейзажного стиля. Целесообразно размещение растительности в несколько уровней. Очень эффектно выглядят в зимнем саду водные устройства: ис­точник, ручей, водопад, каскад, декоративный бассейн и др., осо­бенно в сочетании с рокариями, альпинариями, каменистыми подпорными стенками. Архитектурно-художествен­ное решение зимнего сада с использованием средств ландшафтно­го дизайна может быть самым разнообразным. В композицию любого зимнего сада могут быть включены аквариумы, террариумы, акватеррариумы, клетки для птиц и др. элементы.

К зимним садам относят также атриумы. Атриум является пространственным ядром многофункционального общественного, жилого или промышленного комплексов. Он может иметь самые разнообразные очертания и физические размеры. Вид, открываю­щийся в атриум из окружающих его помещений, должен обла­дать большим эмоциональным воздействием. Основным средством формирования его пространства является растительность. Наибо­лее целесообразно использовать ассортимент тропических и суб­тропических растений. Растения могут создавать широкую гамму по цвету, фактуре и размерам. Здесь целесообразно использование вертикального озеленения, бамбука, из которого создаются зеленые экраны. Атриумные про­странства могут создаваться с использованием как регулярного, так и ландшафтного приема планировки. Здесь целесообразно использование элементов геопластики: небольших подпорных сте­нок, откосов, лестниц, пандусов. Пол атриума может быть рас­членен на несколько уровней, что создает многоплановость не­больших пространств. Разновидностью зимних садов являются также внутренние дворики. Это небольшие пространства, ограниченные с несколь­ких сторон жилыми строениями. Они должны быть созданы как ландшафтные фрагменты с высоким эмоциональным воздействием. В формировании среды внутренних двориков необходимо использовать приемы, зри­тельно увеличивающие пространство. Основной принцип органи­зации внутренних двориков — органическая связь с жилыми по­мещениями, включение самых разнообразных элементов природ­ной среды. В настоящее время в связи с развитием гидропоники можно добиться экономичных и интересных приемов в решениях озеле­нения внутренних двориков. Ящики, наполненные пропитанным химической подкормкой гравием, туфовой крошкой и вулкани­ческим шлаком, намного легче, чем ящики с землей. Из модуль­ных элементов могут быть созданы разнообразные композиции. Общий архитектурно-художественный облик внутренних двори­ков почти целиком зависит от взаимосвязи его элементов — до­рожек, подпорных стенок, размещения деревьев, кустарников и цветов.

Читайте также:  Беседка угловая в саду

Список литературы

Использованная литература

1. Вергунов А.Б., Денисов Н.В., Ожегов С.С. Ландшафтное проектирование. – М.: Стройиздат, 1994.-260с.

2. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. Учебное пособие для вузов. — М.: Архитектура-С, 2004.

3. Ефимов А. В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов. – М.: Архитектура-С, 2005, 504с., илл.

4. Кочережко О.И., Кочережко Н.В. Ландшафтный дизайн вашего приусадебного участка. – Ростов н\Дону: Феникс, 2004.-304 с., ил.

5. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна./Серия «Строительство и дизайн». – Ростов н/Д: Феникс, 2005.-204с., ил.

6. Нефедов В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. — СПб., 2002.

7. Николаевская И.А. Благоустройство территорий: Учеб. пособие для студ. ср. проф. обр. – М.: «Академия», 2002.-272с.

8. Скрынников Г.В., Гидротехнические сооружения на дачном участке. — М: АСТ, 2004.

Понравилась статья? Не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Регулярный стиль

Конец XVII – начало XVIII в. отмечены появлением садов, которые впоследствии стали относить к так называемому регулярному стилю. Создателем этого направления по праву считается А. Ленотр (1613–1700), первым произведением которого стал парк в поместье Во‑ле‑Виконт, который принадлежал министру финансов Франции Ф. Фуке. После этого Ленотр с 1664 по 1672 г. работал в Тюильри, в 1693 г. – в Шантильи и Сен‑Клу. Вершиной его творчества является Версальский парк. В нем Ленотр использовал метод открытой планировки, благодаря которому весь парк отлично просматривался.

В основу планировки парка положена веерная, или трехлучевая, композиция: гуляющий постоянно оказывается на перекрестках лучевых аллей.

Регулярный стиль на протяжении довольно долгого времени господствовал в садово‑парковом искусстве, а также оказывал заметное влияние на другие стили.

Расцвет садов регулярного стиля в России связан с Петровской эпохой. Первоначально планировка садов была очень простой, в ее основу была положена система квадратов – партеров, разделенных аллеями, пересекавшимися под углом 90о. Ширина всех аллей, кроме центральной, была одинаковой. В этот же период садовники впервые стали применять фонтаны и боскеты – группы кустарников или деревьев с подстриженными в форме шаров, пирамид или просто ровных стен кронами. В Европе с этой целью специально высаживали самшит, бук или тис, однако в России эти породы не выдерживали суровых условий долгой зимы, поэтому садовники приспособились использовать для этой цели местные сорта можжевельника, ели, барбариса, а также сирень, которую завезли из Данцига и Гамбурга. Также в русских парках устраивали декоративные водоемы и ставили скульптуры.

Читайте также:  Автобус 41 власово сады океан

Многие исследователи истории садово‑паркового искусства уверены, что в основном в ней представлена борьба регулярного, то есть геометрического, и свободного, иначе говоря, пейзажного, стилей. Если смотреть на некоторые вещи глубже, в этом виден скрытый философский смысл – взаимоотношения человека и природы. Издавна человек стремился изменить окружающий мир, так или иначе навязать свою волю, устроить так, как было нужно именно ему. Стремление к упорядочению человек внес и в свои отношения с природой: на участках земли, выделенных под сады и парки, он устраивал прямые дорожки, придавал клумбам и искусственным водоемам строгие геометрические формы, кронам деревьев и кустарников – конусо– и шарообразную, пирамидальную формы.

Также под регулярным стилем подразумевается симметричность в планировке сада. Изучив историю садово‑паркового искусства, А. Э. Регель заключил, что отличительной чертой регулярного стиля является следующее: на первый план выносилась искусственность, которая в обязательном порядке вытесняла естественные черты сада, отделенного от внешнего мира высокими стенами или изгородью. Такой стиль сада считался наиболее предпочтительным.

Одним из важнейших элементов сада регулярного стиля было использование воды, для чего устраивались бассейны все той же строгой геометрической формы с обязательными фонтанами, также были весьма популярны различные пристенные фонтанчики.

Какие идеи можно позаимствовать у садовников прошлых столетий? Прежде всего – оформление цветников подстриженными вечнозелеными кустарниками. Большого пространства для этого не требуется, вполне хватит и 1,5–2 м2. Симметрично расположенные 2–4 куста в дальнейшем будут оказывать влияние на стиль всего зимнего сада.

Эффектно будет смотреться куст с шарообразной или конусообразной кроной, высаженный в центре клумбы в обрамлении цветущих растений. Посадки декоративно‑лиственных кустарников можно оттенить белым гравием.

К регулярному стилю относятся партерные сады и сады‑лабиринты, напоминающие знаменитые французские и итальянские сады XVI в. К устройству партерных садов обычно прибегали в том случае, если планировали любоваться ими из окон верхних этажей дома.

Сад‑лабиринт первоначально устраивался для того, чтобы смотреть на него сверху. Сад такого типа отличался низко стриженными живыми изгородями, образующими геометрические узоры. Пространство между декоративными кустарниками заполняли гравием или, что еще лучше, цветным песком.

Источник

Оцените статью