Регулярные сады в англии

Регулярные сады в англии

Регулярные сады Англии. На западе и севере Англии рельеф горный, на юго-востоке и центре -холмы и равнины. Климат умеренный, влажный, с туманами. Местные растения: кедр, липа, можжевельник. Первые сады в ХVI в. в итальянском стиле строились итальянцами и немцами. Доминировал итальянский принцип разбивки перекрестных аллей и устройство перспектив вдоль всего сада. Искусство садов в Англии развилось очень поздно. В Англии существовали большие родовые имения, а наиболее типичным был парк при поместье.

Различают пять периодов в развитии регулярного английского парка:

1. Геральдический — правление Генриха VIII, создаются первые большие придворные королевские парки, в которых символически выражались представления о власти династии Тюдоров, ее незыблемости и мощи. Благодаря применению в парковых орнаментах геральдических фигур и связанных с ними изобразительных мотивов.

2. Эмблематический — правление дочери Генриха VIII, Елизаветы I, последней представительницы династии Тюдоров. Геральдика в идеологии сада заменена на систему аллегорий, посвященных прославлению королевы. Рисунок партеров, отдельные цветы и элементы сада превращаются в эмблему, выражавшуюся какую-либо добродетель монархии. Поэтому стиль регулярных ансамблей эпохи Елизаветы обозначают как «эмблематический».

3. Маньеристический. При наследнике Елизаветы I, первом короле династии Стюартов Джемсе I, сад становится маньеристическим по содержанию и его композиция усложняется, он наполняется метафизическими сюжетными концепциями при усилении французского и итальянского влияния.

4. Эклектический (1620-1640 гг.),при правлении Карла I. Соединение в английских ансамблях стилей, характерных для различных периодов в развитии ренессансного и маньеристического сада в Италии и Франции.

Парк Хэмптон-Корт. В 1538 г. Генрих заказывает итальянскому художнику проект замка Нонесег (Несравненный) в стиле барокко. Архитекторы Г.Уайз и Лоудон — ученики Габриэля Молле. Автор здания — Кристофер Рен. Итальянский дух преломляется в парке через призму французского ренессанса с изобилием водоемов, фонтанов, буленгринов, топиарного искусства. В 1699 г. Большой луг был прорезан тремя лучевыми аллеями. Средняя часть обрамлена каналом. Кружевные партеры расположены уменьшающимися рядами в треугольнике, образованными дворцом и рекой Темзой. К востоку от дворца — огород и фруктовый сад.

Парк Чатсворт (1680-1685 гг.), характерны — обширность, крупномасшта-бность. Впоследствии был полностью переделан. Вторая половина века в Англии характеризуется проникновением барочных художественных идей в парко- вое искусство. В этот период британский регулярный сад из ренессансного преобразуется в барочный. На рубеже ХVII и ХVIII в.в. намечается еще одна трансформация регулярных ансамблей в сторону большего учета особенностей местности, требований агрономии и тяги к комфорту. На этом развитие регулярного сада в Англии прерывается появлением принципиально новой концепции подражания природе. В 1712 г. в Англии был переведен трактат Александра Леблона «Теория и практика садоводства». Книга имела большой успех в Европе. Дошла до Петра I и он пригласил А. Леблона в Россию. В книге подводился итог опыту создания регулярных ансамблей во Франции ХVII в, выражались идеи школы Андре Ленотра и чувствовались вкусы нового ХVIII столетия. В многочисленных рисунках композиции целых усадеб и отдельных партеров — сила и ясность геометрической структуры классического Версаля ХVII в. и прихотливая сложность очертания боскетов, бассейнов, клумб, принадлежавших рококо.

Читайте также:  Полярно альпийский ботанический сад хибины

В 1718 г. Стефан Свитзер выпустил подробное руководство в двух томах с практическими данными и рекомендациями об устройстве регулярных парков, позволяющее разбивать на месте сложные геометрические фигуры. Его книга носит название «Иконография Рустика: или Утешение Дворянина, Джентльмена и Садовника». Усадьба английского джентльмена отождествлялась в представлениях начала ХVIII в с древнеримской виллой. Ее классичность была естественной, необходимой и полезной. Сведения из античных источников давали идеальный пример, годный для немедленного подражания. «Античное чувство» охватило эпоху, казалось естественным и в период господства регулярного стиля, когда здание и его окружение создавались в единой архитектонике. Эта архитектоника опиралась на классические ордерные пропорции и пережила смену парковых стилей. «Античное чувство» вошло в эмоциональный и идейный мир пейзажного парка как одна из главных черт его содержания.

Регулярные парки Германии. Парк Герренхаузен в Ганновере (1666 г.), автор Мартин Шарбонье, ученик Ленотра. Ось композиции — восток-запад. Парк двухчастный: первая часть — старый сад у дворца, вторая часть — новый парк, в плане напоминает «конверт» из боскетов с огромным фонтаном. Подъезд к полукруглому двору. К западу от дворца расположен партер, по сторонам — боскеты, обрамленные шпалерами из граба. Новая боскетная парковая часть построена по принципу диагональных аллей, сходящихся к круглым площадкам с фонтанами. В одном из боскетов старого сада имеется лабиринт, в другом — лучший в Европе воздушный театр.

Парк Нимфенбург в городе Мюнхене (1723 г.), архитекторы Эффенер и ученик Ленотра Доминик Жирар, который прославился как фонтанных дел мастер.

1. Большой сад ХVII в, архитектор Андре Ленотр.

2. Парк Цвингер, архитектор Поппельман.

3. Парк Гроссейдлиц, нач. ХVIII в., архитектор Поппельман, построен на сложном рельефе.

4. Парк Шарлотенбург в Берлине.

5. Парк Пильниц на р. Эльбе и другие.

городские дворцово-парковые ансамбли;

загородные дворцово-парковый комплексы.

Основные черты композиции регулярных парков Германии:

простая, выразительная композиция в пределах одноосевой системы;

важнейшая часть композиции парка — водоем в виде партеров и каналов;

здания-дворцы небольшие, по сравнению с парком;

Читайте также:  Загадки про сад для взрослых

парковая скульптура и архитектура малых архитектурных форм, отличается сочной «рубенсовской» пластикой. Скульпторы Балтазар, Пермозер (в ансамбле Цвингер);

связь с окружающей естественной природой, в парках не было визуальной изоляции от окружения.

Регулярные парки Австрии. Парк Шенбрунн в Вене, (1694 г.), автор Фишер фон Эрлах. Парк Бельведер в Вене, арх. Жирар, Характерны: террасы, цветочные ковры, каскады, виды на город Вену.

Общие черты регулярного стиля парков Европы:

парки и сады составляют единое целое с дворцом и другими парковыми сооружениями;

преобладание продольной оси, закрепленной доминантой-дворцом, и подчинение ей всей композиции парка;

обширные партеры у сооружений;

вода в каналах партеров как зеркало;

растения — местные в виде боскетов. Индивидуальные качества дерева скрыты;

трельяжное искусство — арки, шпалеры, берсо, ограды;

многорядная парковая аллея, раскрытая на естественные ландшафты;

Влияние барочных садов Европы на Россию было огромным. Санкт-Петербург был заложен через три года после смерти А.Ленотра. Петр I воспринял эстетику открытых пространств с аллеями, водными зеркалами и стенами боскетов и внедрил при строительстве Санкт-Петербурга.

Источник

4.Регулярные сады и парки Англии

Социально-политические условия, природные условия Англии, характеристика английских садов.

Основной тип объектов садово-паркового искусства в Англии – парк при поместье.

Парк Гринвича, Хэмптон-Корт, Брэмен-парк в Йоркшире, Чатсворт.

Для садово-паркового искусства Англии 1 половины 18 в характерны следующие черты и приемы:

— продолжение старых традиций – подстрижка деревьев и кустарников; стены, арки из зелени;

— использовался широко прием боулингрина, заимствованный у французов;

— пруды помещались ниже окружающей плоскости и нередко окружались стриженными полисадами. Больших размеров пруды достигали редко, украшались фонтанами.

— создание уютных мест отдыха, замыкаемых выстриженными беседками или стенами.

5. Сады и парки в Германии

Природные условия Германии.

Основными типами объектов садово-паркового искусства Германии были:

1) городские дворцово-парковые ансамбли;

3) загородные дворцово-парковые комплексы

Герренхаузен в Ганновере, Нимфенбург, Цвингер в Дрездене, Гроссейдлиц, Большой сад в Дрездене, дворцово-парковый ансамбль Пильниц, ансамбль Сансуси.

6. Сады и парки в Австрии

Природные условия Австрии.

Шенбрунн, сад венского Бельведера.

Основные особенности германо-австрийских садов и парков

— дворцы были небольшими, а представительность и размах достигались созданием крупных садов и парков;

— композиция парков являлась выразительной, но простой;

— парки были локализованы в пределах единой одноосевой системы, при этом их границы нередко очерчивались в форме правильного прямоугольника;

— значительную роль в парках играли водоемы – плоские зеркальные бассейны и каналы;

— переплеталось влияние школы Ленотра с итальянскими образами в садово-парковом искусстве.

Характерные черты регулярного стилевого направления в садово-парковом искусстве:

— сады и парки составляю единое гармоничное целое с архитектурным бликом дворца;

Читайте также:  Огурец июньский скороспел сибирский сад

— дворцово-парковым ансамблям присущи особая торжественность и безупречность в деталях и формах;

— созданные комплексы вписывались в окружающую среду;

— развитие композиций ансамбля с ярко выраженной продольной осью, а так же главной доминантой – дворцом – с подчинением ему других сооружений;

— развитие партеров как открытого плоского пространства, подчиняющего архитектуру сооружений;

— интенсивное обводнение – каналы и плоские водоемы, имеющие характер зеркал, вода на одном уровне с поверхностью земли, отделенная лишь небольшим бордюром, иногда – зеркала на газоне;

— древесная растительность имела характер массива, в котором терялась индивидуальность отдельного дерева;

— широко применялась фигурная стрижка – зеленых стен, коридоров, залов, кабинетов, беседок, шаров, кубов, пирамид;

— использование трельяжного искусства – арок, беседок, оград;

— главным украшением служила парковая аллея из двух или четырех рядов деревьев, открывавшая перспективы на окружающую местность; использовались шпалеры и берсо – сводчатая аллея, образованная с помощью полукруглых вязанных каркасов, на которых смыкались крон деревьев(липа, граб);

— широко применялись воздушные или зеленые театры.

Задание: студенты должны вычертить на формате А4 один из ансамблей садово-паркового искусства европейских стран 15-18 вв. Создать презентацию на заданную преподавателем тему. В результате изучения темы студент должен уметь читать, копировать и анализировать исторические и современные планы различных объектов ландшафтной архитектуры. Пользоваться архивными материалами, планово-картографическими подосновами.

  1. Особенности итальянских садов Ренессанса, определяющие их художественный образ.
  2. Виллы Ланте, Капрарола, д / Эсте и их композиционно-планировочные приемы.
  3. Теоретическое и практическое наследие Италии периодов возрождения и барокко.
  4. Принципы композиции регулярного сада барокко.
  5. Виллы Альбани, Альдобрандини, сад на острове Изола-Белла и их планировочные, композиционные особенности.
  6. Вилла Мадама в Риме и ее композиционные особенности.
  7. Сад Боболи и его ландшафтно-архитектурная характеристика.
  8. Планировка итальянских садов и элементы формирования.
  9. Амфитеатр в итальянских виллах.
  10. Итальянский пандус и его применение.
  11. Типы объектов садово-паркового искусства Франции 16-17 вв.
  12. Характерные элементы французских садов.
  13. Принципы создания регулярной композиции французского парка.
  14. Регулярные сады и парки Франции и их особенности.
  15. Основные принципы искусства Ленотра.
  16. Версаль как высшее достижение в садово-парковом искусстве Франции.
  17. Во-ле-Виконт, его планировочная структура и ландшафтные особенности.
  18. Вилландри – «Король огородов», его основные ландшафтно-архитектурные особенности.
  19. Сад Тюильри в Париже.
  20. Ленотр и его деятельность.
  21. Регулярные сады и парки Германии и их характерные черты.
  22. Ансамбль Сансуси и его архитектурно-ландшафтные особенности.
  23. Регулярные сады и парки Англии и их характерные черты. Регулярные сады и парки Австрии и их ландшафтная специфика.
  24. Характерные черты для периода регулярного стилевого направления в садово-парковом искусстве.
  25. Термины, приемы и понятия: кенконс, боскет, «Ах-ах», патио, вертюгаден, партер, боулингрин, амфитеатр.

Источник

Оцените статью