Использование «Развивающей сенсомоторной среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича в группах раннего возраста»
Публикация «Использование „Развивающей сенсомоторной среды „Фиолетовый лес“ В, В, Воскобовича в группах раннего возраста“» размещена в разделах
Система дошкольного образования на современном этапе ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, дошкольная педагогика осуществляет поиск и создает все новые и новые подходы к воспитанию, обучению детей дошкольного возраста. При организации образовательной деятельности педагоги в первую очередь обращают внимание на выбор методов, методик и технологий, а также опираются на их эффективность в практической деятельности.
Современные дети развиваются в новую эпоху информационных технологий. Само время требует других подходов к образованию дошкольников, перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе – развивающему обучению. Именно при развивающем обучении создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого преобразующего мышления.
А дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в себе, успешно учатся, лучше ориентируются в социуме.
Эффективное развитие интеллекта детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
Социокультурная ситуация в обществе и реорганизация образовательной системы нацеливает педагогов к изменению сложившихся стереотипов в применении приемов, форм, методов организации детской деятельности. Возникает необходимость использования современных педагогических технологий образования, в свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня.
Современные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и традиционные, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Как педагога-психолога, меня заинтересовала область применения данной технологии в работе с детьми раннего возраста.
В условиях реализации ФГОС ДО развивающие игры стали очень востребованы т. к. как они являются главным звеном в обучении, развитии и воспитания каждого ребенка, так же не маловажную роль в соответствии с ФГОС ДО играет развивающая среда, которая должна быть насыщенной, вариативной, полифункциональной, способствовать всестороннему развитию детей, должна быть наполнена положительными эмоциями для комфортного самочувствия ребенка в данной среде, что немало важно для работы с воспитанниками начиная уже с раннего возраста. В возрасте от 1 года до 3 лет возрастает речевая активность ребенка, общение со взрослыми становится не только эмоциональным, но и познавательным. Этому способствуют игры В. В. Воскобовича, которые направлены на развитие речи и наглядно-действенного мышления ребенка.
В связи с этим, при организации развивающей среды в группах раннего возраста меня заинтересовало использование сказочного панно «Фиолетовый лес».
«Фиолетовый лес» – это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок как самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, так и при помощи ориентирования взрослого получает необходимый, достаточный уровень представлений в соответствии с возрастными особенностями. Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку предстоит познакомиться со сказочными героями и вместе решать поставленные задачи.
В использовании в работе педагогов с детьми 1 – 3 лет «Фиолетовый лес» способствует
— ознакомлению детей с окружающим миром (времена года, природными явлениями, растительным и животным миром);
— развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения);
— формированию первоначальных математических представлений и развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации;
— развитию связной речи, построению грамматически правильных предложений.
«Фиолетовый лес может использоваться в разных видах детской деятельности детей группы раннего возраста :
— в общении с взрослыми и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого;
— в предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками;
— в восприятии сказок, стихов, рассматривании картинок;
Таким образом, охватывая почти все виды детской и совместной с взрослым деятельности детей групп раннего возраста.
С другой стороны, лес всегда вызывал в человеке особый интерес, подкупал своими тайнами и загадками. Манил и завораживал своей красотой. А еще в лесу живут звери и сказочные герои, которые близки и знакомы детям.
Изучив материал по данной тематике, я пришла к выводу, что использование сенсорной среды в работе педагогов с детьми раннего возраста позволяет проработать еще одну очень актуальную тему адаптации детей и одним из основных акцентов в сказках «фиолетового леса» – мы делаем на профилактику эмоционального состояния детей и развитие у детей уверенности в своих силах, в связи с этим снижение ситуативной тревожности.
В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.
Исходя из опыта внедрения данной технологии, мы делаем следующие выводы: — у детей присутствует и развивается познавательный интерес («Фиолетовый лес» привлекает к себе внимание множеством манипуляции (на панно присутствуют деревья, плоды, листья, звери, солнышко, тучка и многое другое) далее возникает у ребенка желанием подойти, рассмотреть, потрогать, то есть появляется мотивация к самостоятельному и совместному действию). В свою очередь длительность игры ребенка зависит от вариативности использования материала, чем больше тайн скрыто в игровом пособии, тем чаще ребенок захочет его использовать, экспериментировать, поделиться своими открытиями в этом и состоит дальнейшая задача педагога Например, на панно расположены бабочки: Тебе нравятся бабочки? А где они живут? А кто еще живет в лесу? А в нашем лесу живет много разных насекомых? Хочешь узнать, кто здесь живет и, чем они занимаются? (педагог совместно с ребенком рассматривает, кто еще живет на панно). Что плетет паучок? А паутина какая? (действия педагога совместно с ребенком предполагают создание сюжета). Кто попадает в его паутину? А как ты думаешь можно спасти насекомых от паучка? У меня есть друг малыш Гео, он всегда приходит на помощь) Таким образом, сказку можно продолжать и разворачивать сюжет либо по замыслу воспитателя, либо по желанию ребенка.
— использование сенсомоторной среды «Фиолетовый лес» способствует развитию самостоятельности (ребенок действует здесь самостоятельно, c помощью сказочного пространства, необычных персонажей ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений, он сам герой сказочного леса: играет, собирает, спасает, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи — Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие).
— использование сенсомоторной среды «Фиолетовый лес» способствует успешному сенсорному и познавательному развитию (развитию мелкой моторики детей, представлений детей о цвете и форме, способности сопоставлять предметы и окружающую действительность (что растет в лесу, что или кто живет в лесу, озере и др.).
Дидактический материал можно дополнять самостоятельно, в зависимости от интереса детей, сезонности, потребности в изучении нового материала и т. д.
Положительный опыт использования сенсорной среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича в группах раннего возраста, и успешного познавательного и сенсорного развития детей, позволяет сделать вывод о том, что данная развивающая среда результативна и способствует всестороннему развитию детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, способствует более успешной адаптации ребенка к детскому саду, дает эмоциональный комфорт во время пребывая в группе, возможность погрузиться в сказку и быть ее героем, является вариативной, полифункциональной, безопасной и отвечает всем требованиям ФГОС ДО.
1. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраст). СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 208 с.
2. Материал с официального сайта www.geokont.ru.
3. Развивающие игры Воскобовича. 2015г. издательство ТЦ СФЕРА. Под редакцией В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко.
Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста по ФГОС и Сан ПиН Важной частью предметно-пространственной среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книг» осуществляет роль.
Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит.
Конспект НОД с воспитанниками группы раннего возраста «Путешествие в сказочный фиолетовый лес» Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками группы раннего возраста №6 Образовательная область «Познавательное.
Использование ковролинографии в предметно-развивающей среде группы раннего возраста «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить детей сегодня так, как учили этому вчера». Джон Дьюи Предметно-развивающая среда.
Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.
Конспект занятия «Путешествие в Фиолетовый лес» c применением игры В. В. Воскобовича во второй младшей группе Цель: развитие познавательных процессов, мышления, внимания, памяти в процессе формирования элементарных математических представлений у.
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» — консультация для педагогов дошкольного образования.
Оценка развивающей среды в группах ДОУ Оценка развивающей среды в группах ДОУ От 0 до 5 баллов Внешний вид помещения, эстетика оформления 0 — Отсутствует единый стиль и эстетика.
Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.
Проект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возраста .
Источник