Развитие слухового восприятия сад

» Развитие слухового восприятия»
консультация по логопедии (старшая группа)

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность.

Без нее нельзя научиться внимательно, слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире.

Поэтому необходимо с ранних лет развивать слуховое восприятие детей:

первую очередь слуховое внимание и память; умение выделять различные качества звуков и сравнивать звуки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие слухового восприятия»

https://ds44.edu.korolev.ru/wp-content/uploads/sites/91/2020/07/img32.jpg

Подготовила учитель-логопед Стяпшина Л.Н.

Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. В отличие от животных, у человека в слуховом восприятии решающую роль играют две объективные системы, которые имеют не биологическое, а социальное происхождение:

· фонематическая (или система звуковых кодов языка);

· ритмико-мелодическая (или система музыкальных кодов).

Решающая роль этих факторов приводит к тому, что, если ухо животного иногда обладает более тонкой звуковой чувствительностью, чем ухо человека, слух человека характеризуется гораздо большей сложностью, большим богатством и большей подвижностью звуковых кодов. Восприятие звука включает моторный компонент — «пропевание» или «повторение» звуков. При любом слуховом восприятии происходит микронапряжение мышц гортани и языка. Если эти напряжения затруднены, затрудняется и нарушается восприятие звуков.уха и проговаривание для речевого слуха.

Советы родителям по развитию слухового восприятия дошкольников

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность.

Без нее нельзя научиться внимательно, слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире.

Поэтому необходимо с ранних лет развивать слуховое восприятие детей:

Читайте также:  Зао аф сальский сад

первую очередь слуховое внимание и память; умение выделять различные качества звуков и сравнивать звуки.

Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Мы знаем, что человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонациями. В словах, например, «прошу вас» могут звучать по-разному: угроза, мольба или полное равнодушие.

Кстати, известно, что женщины больше доверяют интонации, жесту, взгляду человека, чем тому, что он говорит. Мужчины, напротив, менее склонны обращать внимание на невербальный канал коммуникации.

Детей важно научить слушать собеседников, но и самих себя; научить выражать сочувствие, радость, огорчение – любые эмоции так, чтобы это было понятно окружающим. Не мало людей смогли бы обойтись без услуг психотерапевта в зрелом возрасте, если бы в детстве их научили понимать состояние других и выражать свое собственное.

Восприятие звучащих предметов

Занятия со звучащими предметами помогут вам открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах у детей. Дети с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении.

Экспериментирование со звучащими предметами.

Это особая форма проявления детской активности, которая стимулирует познавательное отношение к миру звуков и звучанию разных предметов, расширяет возможность к различению звучания разных предметов и звуков по высоте, интенсивности, развивает мелкую моторику рук, формирует чувство ритма.

Очень хорошо, если у вас дома появляются различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос»:

— банки из под кофе, чая, соков, наполненные косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, пуговицами, горохом; шуршащие метелки из обрезков бумаги, полиэтилена и т.п.;

— погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических косточек, бусинок;

— шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, шумящие морские раковины, стучащие палочки разной толщины из дерева разных пород;

Читайте также:  Сад огород конский навоз

— сосуды с разным количеством воды;

— перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра по которым можно ударять;

— нитки и резинки, натянутые по принципу струны так, чтобы ребенок мог сам менять силу из натяжения;

— свистки и дудочки из глины и дерева.

Обратите внимание на то, какая звуковая среда окружает ваших детей.

Источник звука, воздействие звука, оценка звука, голоса самих детей создают шумовой фон, вызывают утомление нервной системы. В помещении где много детей надо, чтобы дети говорили негромко, безусловно, следуя в этом положительному примеру взрослого. Голос взрослого воспринимается детьми как значимый источник информации, его интонация мгновенно отражается на душевном состоянии детей, Говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчетливо произнося все звуки, так как дети следят за артикуляцией взрослого, и на этой основе формируется их собственное звукопроизношение. Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов – это очень смягчает язык .

Чаще пойте вместе с детьми. Пение птиц, журчание воды благотворно воздействует на психическое состояние детей. По возможности выезжайте на природу с детьми, побуждайте детей прислушиваться к голосам природы. Шум дороги, работающих механизмов; гудение аквариумных компрессоров — неблаготворно действующие шумы. Необходимо устранить или ослабить эти шумы. Звучание музыки из радиоприемника, магнитофона и т.д. положительно воздействует на развитие музыкально-ритмических способностей, чувство ритма ребенка. Побуждайте детей прислушиваться к звучащей музыке, развивайте умение детей выполнять движения вместе с вами под музыку, меняя их в зависимости от смены характера музыки.

Звучание музыкальных инструментов развивает музыкальный слух детей.

Прекрасно, если музыкальный инструмент настроен, музицирующий владеет им, отобранное музыкальное произведение соответствует данному моменту и понятно детям.

На улице по различным звукам и шумам также можно очень много узнать о мире. Водите детей не только смотреть – водите их слушать капель и журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны — эти звуки несут радость и здоровье вашим детям.

Читайте также:  Пауль клее картина южные сады

Игры для развития слухового восприятия, внимания и памяти.

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 — 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Привлечь внимание детей то к двери, то к окну, предложить послушать и запомнить, что за ними происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что было слышно за дверью и за окном (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры детей, телефонный звонок и т.д.).

Произнести серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой; один хлопок по коленям, два хлопка в ладоши, один щелчок пальцами. Ребенок должен запомнить и повторить предложенную серию.

Взять набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Предложить ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

. «Различай веселую и грустную музыку»

Дать ребенку две карточки, спросить какая из карточек подходит для веселой музыки, а какая для грустной. Прослушать музыку, а затем обсудить какая же из карточек к какой музыке больше подходит.

Прослушать вместе с ребенком любую песню и обсудить, кто поет: хор или солист.

Источник

Оцените статью