Развитие речи тема огород старшая группа

Конспект НОД с детьми старшей группы с ОНР по теме «Огород. Овощи»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспкт НОД направлен на активизацию слованого запаса, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_nod.docx 19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Огород. Овощи.»

Коррекционно – образовательные цели. Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во множественном числе, в родительном падеже, согласование существительных с прилагательными в роде, числе).

Коррекционно – развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, мелкой моторики, координации движений, чувства ритма.

Коррекционно – воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Сухой бассейн с крупой, мелкие деревянные фрукты, игра «В огороде у коза Лизы», предметные картинки по теме «Овощи», план – схема для составления рассказа, мяч .

  1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Развития мелкой моторики.)

Логопед встречает детей у входа в кабинет, организует приветствие, предлагает детям по очереди опустить руку в «сухой» бассейн и достать то, что там спрятано. Дети достают деревянные овощи, проходят в кабинет, садятся за стол.

Логопед: положите на стол то, что вы достали из сухого бассейна. Скажите что, это?

1-й ребенок: Морковь.

2 -й ребенок: Свекла.

3 -й ребенок: Огурец.

4 -й ребенок: Помидор.

Логопед: Как можно назвать их одним словом?

Логопед: Где растут овощи?

Дети: Овощи растут в огороде, на грядке.

Логопед: Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая осенью, научим рассказывать об овощах.

2. Игра «В огороде у козы Лизы». (Расширение и активизация словаря по теме «Овощи». Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных множественного числа.)

Логопед помещает на магнитную доску игровое поле.

Логопед: Коза Лиза тоже убирает урожай у себя в огороде и зовет нас на помощь. Давайте поможем козе Лизе.

Логопед раскладывает на столе предметные картинки с изображением овощей.

Логопед: Вы должны взять картинку, рассказать о том, какой это овощ, и закрепить картинку рядом с козой Лизой.

1-й ребенок: Это красные помидоры.

2 -й ребенок: Это зеленые огурцы.

3 -й ребенок: Это красные редиски.

4 -й ребенок: Это фиолетовые баклажаны.

Логопед: Молодцы. Перечислите, какие еще овощи растут в огороде у козы.

Дети: Картошка, салат, свекла, лук, укроп, репа, перец, петрушка, патиссон.

Логопед: Вот какой богатый урожай вырастила коза. Она благодарит вас за помощь, а я могу похвалить вас за то, что вы знаете так много названий овощей и так хорошо рассказали, какие они.

3. Игра «Чего не стало?» (Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе.)

Логопед убирает игровое поле, а предметные картинки складывает стопкой, чтобы использовать в следующей игре. Он помещает на магнитную доску четыре картинки.

Логопед: А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?». Посмотрите на картинки. Что на них изображено?

Дети: Баклажан, салат, свекла, помидор.

Логопед: Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало.

Логопед убирает одну из картинок.

Логопед: Чего не стало?

Дети: Нет баклажана.

Логопед помещает на доску следующий комплект.

Логопед: что на картинках изображено?

Дети: Картошка, перец, петрушка, горох.

Логопед убирает одну из картинок.

Логопед: Чего не стало?

Дети: Нет петрушки.

Логопед помещает на доску еще один комплект картинок.

Логопед: А что на этих картинках изображено?

Дети: Огурцы, репа, лук, чеснок.

Логопед убирает одну из картинок.

Логопед: Чего не стало?

Логопед: Правильно. Вы были очень внимательны.

Логопед убирает картинки.

4. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». (Координация речи с движением, развитие мелкой моторики, чувства ритма.)

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.

Хозяйка однажды с базара пришла, Приседают, «шагают» пальцами

Хозяйка с базара домой принесла по ковру.

Картошку, капусту, морковку, Загибают по одному пальцу на

Горох, петрушку и свеклу. название на руках. Хлопок.

Вот овощи спор на столе – Попеременно ударяет кулачками и

Кто лучше, вкусней и хлопают в ладоши.

нужней на земле.

Картошку, капусту, морковку, Загибают по одному пальцу на

Горох, петрушку и свеклу? название на руках. Хлопок.

Хозяйка тем временем ножик взяла Стучат ребром ладони.

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, Загибают по одному пальцу на

Горох, петрушку и свеклу. название на руках. Хлопок.

Накрытые крышкою в Складывает руки накрест.

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошку, капусту, морковку, Загибают по одному пальцу на

Горох, петрушку и свеклу. название на руках. Хлопок.

И суп овощной оказался неплох! Показывает, как едят суп.

5. Игра «Что делать?» (Развитие ловкости, координации движений. Активизация глагольного словаря.)

Дети остаются на ковре, логопед предлагает встать лицом в круг и берет мяч.

Логопед: Сейчас мы тоже будем готовить из овощей разные блюда. Я бросаю мяч и называю овощ, а вы ловите мяч и рассказываете, как вы будете этот овощ готовить. Капуста.

1-й ребенок: Резать, солить, тушить.

2 -й ребенок: Чистить, резать, жарить, солить.

3 -й ребенок: Чистить, резать, тереть, делать сок.

4 -й ребенок: Мыть, укладывать в банки, мариновать.

Логопед: Вот как много всего мы приготовили.

6. Составление рассказа – описания об овощах по схеме. (Развитие связной речи.)

Логопед приглашает детей за стол и помещает на наборное полотно предметные картинки с изображением овощей, а также схему составления рассказа.

Логопед: Давайте составим рассказ об овощах. Вам поможет вот эта схема. Сначала вы назовете овощ и расскажите, где он растет. Потом опишете, какой он на вид, на ощупь, на вкус, что можно приготовить из него.

1-й ребенок: Это репа. Она растет в огороде на грядке, в земле. Она желтая, круглая, крепкая, гладкая, сладкая. Ее можно тушить. Из нее можно варить кашу.

Таким образом рассказы составляют все дети. Затем логопед убирает картинки с изображением овощей и схему.

7. Работа по картинке – загадке «Помоги Пете». (Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи.)

Логопед помещает на наборное полотно картинку – загадку.

Логопед: Последняя игра сегодня называется «Помоги Пете». Вы должны рассмотреть картинку, назвать и показывать все овощи, изображенные на ней. Так вы поможете мальчику собрать урожай.

Дети по очереди подходят к картинке, называют и обводят пальцем названные овощи. Логопед определяет того, кто назвал и показал овощей больше всех.

8. Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было особенно интересно. Затем логопед оценивает работу каждого из детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада «Русская изба» с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям.

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т.

конспекты совместной образовательной деятельности .

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с основами прав человека.Развивать способность анализировать собственные поступки и поступки окружающих людей, развивать способность к умозаключ.

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу » Цель: способствовать знакомству детей.

Проект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме «Овощи-фрукты. Классификация» с применением ИКТ. Отличный материал для открытого занятия.

Занятие посвящено закреплению материала по теме «Овощи-фрукты». Для детей 5-6 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/03/20/konspekt-nod-s-detmi-starshey-gruppy-s-onr-po-teme-ogorod-ovoshchi

Конспект занятия в старшей группе на тему «Во саду ли, в огороде – мы нашли дары природы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель: Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах.

Задачи: Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание.

Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота).

Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx 19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе на тему «Во саду ли, в огороде – мы нашли дары природы»

Цель: Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах.

Задачи: Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание.

Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота).

Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.

Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов.

Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.

Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

Предварительная работа. Проведение дидактических игр по темам: “Овощи”, “Фрукты”, “Ягоды”; чтение произведений К.И.Чуковского, Д.Родари; работа на огороде, сбор урожая овощей; придумывание и отгадывание загадок; знакомство с маленькими человечками (твёрдыми, жидкими, газообразными), где они живут; рисование, лепка фруктов, ягод, овощей; сюжетно-ролевая игра “Магазин”.

Материал к занятию. Муляжи овощей, фруктов и ягод в красивых мешочках; грамзапись спокойной музыки; модели геометрических фигур, разной формы, величины и цвета; фломастеры; модель трёхэтажного дома; мяч для игры; шапочки-схемы твёрдых, жидких и газообразных человечков; фруктово-ягодный компот в чашках, накрытый салфеткой.

– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем –
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!

– Для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу комплименты (дети называют разные достоинства рядом стоящему ребёнку не только напрямую, но и через сравнения).

– А я вам для хорошего настроения подготовила сюрпризы – каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь. (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе.. Например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”)

– Что вы разложили на столе?

– Сколько всего предметов здесь лежит?

– Что лежит посередине?

– Что лежит первым?

– Что лежит между капустой и грушей?

– Ребята, я сейчас загадаю лежащий здесь объект, а вы попробуйте отгадать его, задавая мне вопросы, на которые я смогу отвечать только простыми ответами: “да”, “нет”. Например: “Это круглое?” “Оно сладкое?” “Это лежит в центре?”

– Теперь кто-то из вас пусть загадает объект, а я вместе с остальными детьми буду отгадывать.

Игра “Четвёртый лишний”

– Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее: яблоко, груша, помидор, персик;

яблоко, помидор, картофель, огурец;

огурец, капуста, арбуз, помидор;

клубника, малина, арбуз, капуста.

Игра на переключение внимания.

– Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову

фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки;

овощи – приседаете, руками упираетесь об пол;

ягоды – наклоняетесь, имитируя сбор ягод.

– Ребята, представьте себе, что на яблоне созрели яблоки. Мальчик хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как ему попробовать яблоко?

Варианты детских ответов:

1. дождаться, когда хозяин уведёт собаку гулять;

2. бегать вокруг будки, пока собака не запутается в цепи;

  1. отодвинуть будку вместе с собакой;
  2. сбить яблоко длинной палкой;
  3. подружиться с собакой.
  4. подружиться с хозяином;
  5. отвлечь собаку косточкой.

– Какое решение вам понравилось больше? Почему?

– Молодцы, решили проблему!

– Я буду показывать и называть различные предметы, лежащие на столе, а вы догадайтесь, что с ними произойдёт в дальнейшем:

яблоко – испекут пирог с яблоками;

клубника – сварят варенье;

огурец – сделают салат;

помидор – закатают в банку;

виноград – высушат для изюма;

апельсин – отожмут сок;

смородина – сделают желе и т.д.

– Дети, скажите, пожалуйста, чем были раньше все ягоды, овощи, фрукты? (Семенами.)

– Представьте, что вы – семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко и оно начинает прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё выше и выше, поднимая свои листики к свету.

(Дети под спокойную музыку, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание ростка из семечка.)

– Вот какие дружные всходы в нашем саду-огороде!

Игра “Скажи наоборот”

– Всходы у нас дружные. А вы, ребята, недружные? ( Дружные.)

– Вы грустные, ребята? ( Весёлые.)

– Вы ленивые? ( Трудолюбивые .)

– Вы трусливые? ( Смелые.)

– Вы злые? ( Добрые.)

– Мне приятно общаться с такими хорошими детьми. Я сконструировала для наших даров природы “Дом Дружбы” Помогите мне, пожалуйста, его заселить.

Продуктивная деятельность детей.

– Выберите геометрические фигуры любого цвета, размера, формы. С помощью фломастеров, превратите их в весёлых фруктовых, овощных и ягодных человечков.

– Давайте поселим их в нашем “Доме Дружбы”. На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зелёные, а на третьем – разноцветные.

– Вот какой замечательный дом и необычные жители в нём!

(моделирование маленькими человечками)

“Сварим вкусный компот”

– Дом построили, теперь, ребята, давайте сварим вкусный компот, а маленькие человечки нам помогут. (Воспитатель делит детей на 3 группы: “твёрдые человечки”, “жидкие” и “газообразные”, а на головы детей одевает шапочки-различия)

– Сначала надо взять кастрюлю. Какая она? Выходите, твёрдые человечки, сделайте кастрюлю. (Дети встают в круг, крепко взявшись за руки.)

– Теперь положим в кастрюлю свежие фрукты и ягоды. Какие они? (Выходят дети, в шапочках фруктов и ягод)

– Сейчас зальём фрукты кипящей водой и добавим сахарный песок. Вода какая? А сахар?

– Как ведут себя человечки кипящей воды? Они бурлят, двигаются, соединяются с твердыми человечками сахарного песка. ( Выходят дети, изображающие “жидких человечков” воды, берут за руки “твердых человечков” сахарного песка и слегка покачиваются.)

– Компот всегда очень вкусно пахнет. Почему?

– Да, дети, это пар. Компот варится, и из него выскакивают газообразные человечки. Они бегут в разные стороны, и ничем их нельзя удержать. Выходите, “газообразные человечки”!

– А почему мы заливаем воду прозрачную, а компот получается цветным?

– Правильно, ребята, фрукты сочные, они отдают сиропу свой сок и цвет своей кожуры. Значит, фрукты состоят не только из твердых человечков, но и из жидких. Тогда вы, дети-фрукты, ведите себя как твердые и жидкие человечки. (Дети вертятся вокруг себя.)

– Вот и компот готов. Какой он получился? (Вкусный, сладкий, ароматный, яркий)

– Угощайтесь на здоровье! ( Предлагает детям чашки с фруктово-ягодным компотом .)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г.

Экологическое воспитание дошкольников.

Расширять представления детей о многообразии мира растений, об овощах, фруктах и ягодах. Учить детей различать фрукты и овощи на ощупь, называть и группировать их; ориентироваться на окончании сл.

Конспект занятия в средней группе на тему фрукты и овощи.

Конспект занятия в старшей группе на тему «Во саду ли, в огороде – мы нашли дары природы»Цель: Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах.Задачи: Формировать навыки.

Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах.Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение пр.

Расширять представления детей о многообразии мира растений: овощахи фруктах.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/11/28/konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-na-temu-vo-sadu-li-v

Читайте также:  Как сделать большую теплицу самому
Оцените статью