Разработка_мероприятия_лес_наше_богатство

Внеклассное мероприятие » Лес- наше богатство»
методическая разработка (3 класс) на тему

Данное внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса, экологического мышления и любви к природе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подготовила: Будникова Наталья Сергеевна,

учитель начальных классов

Цель: Достижение осознания детьми необходимости и важности охраны природы.

  • Формирование мотивов и привычек экологически целесообразного поведения;
  • Воспитание у детей навыков совместных действий в решении конкурсных задач.
  • Развитие познавательной активности учащихся;
  • Развитие наблюдательности, критичности, умения формулировать свои мысли.

Оборудование: презентация , картинки с изображением животных , птиц, растений, плакат «Лес- наше богатство», аудиозапись звуков леса.

-Прислушайтесь! Что вы слышите? Как вы думаете, почему мы начали урок звуками леса?

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Весь в росе, как в серебре?

Сегодня мы говорим о роли леса в природе и жизни людей, о значении леса для человека .

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: « Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы , а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Слайд 2.

Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, созданы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?

Стихотворение С.Никулиной «Русский лес».

Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Слайды 3 – 10

— Какое значение имеет лес для человека? Слайд 11

Разгадывание кроссворда «Жители леса» Слайд 12

Он для нас живой свидетель

В лесу у пня беготня, суетня.

Народ рабочий весь день хлопочет,

12. Серый, страшный и зубастый

Учитель. Всё в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями. Знаете ли вы, что … ( Далее ученики по очереди рассказывают тексты )

  • Лиственница. Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400—500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина ее не гниет и со временем становится еще тверже и как бы каменеет. Слайд 13
  • Береза. Береза – дерево пионер. Она растет на вырубленном месте, на выгоревших местах. Береза растет очень быстро. За 25 лет она достигает высоты пятиэтажного дома. Особенно хорошо она растет на песчаных почвах. За сутки взрослое дерево березы высасывает из земли до 41 ведра воды. Слайд 14
  • Каждая сова уничтожает за один только год приблизительно 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год килограмм зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба! Слайд 15
  • У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу, где живёт кукушка, появляется большое количество насекомых вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней. Слайд 16
  • Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. В некоторых местах они очищают местность от малярийных комаров. Летучая мышь, весящая 7-8 граммов, за час ночной охоты поправляется на грамм. За это время она может поймать и съесть 160-170 комаров. Слайд 17
Читайте также:  Заповедные_леса_вепсский_лес

Учитель показывает картинки растений, учащиеся называют их. (Одуванчик, ландыш, подорожник, ромашка).

— В какую группу их можно отнести?

— При каких болезнях помогают эти растения?

— Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Дети поют песню «Берегите русский лес».

Чтоб веселее и здоровее
Жил человек – 2 раза.
Чтобы весною птицей лесною
Пел человек – 2 раза.
Припев:
Берегите русский лес:
Он источник всех чудес.
Чтобы повсюду зазеленели
Сосны, вязы, клены, ели.

Злые метели и суховеи
Портят поля .
«Хлеб защитите, лес посадите!»-
Просит земля.

Припев:
Берегите русский лес:
Он источник всех чудес.
Чтобы повсюду зазеленели
Сосны, вязы, клены, ели.

Берегите лес – 3 раза.
Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес – дом родной – 2 раза.
Птице и зверю хочется верить
В мир и покой – 2 раза.
Припев:
Берегите русский лес:
Он источник всех чудес.
Чтобы повсюду зазеленели
Сосны, вязы, клены, ели.

Обозначение экологических проблем.

— А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

Чтение и обсуждение рассказа на экологическую тему.

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес.

В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже магнитофон.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежа. Решив, что мать бросила его, взяли с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.

— Ребята перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки. (Фронтальный опрос).

— Почему нельзя брать домой диких животных?

— Почему нельзя разжигать костры в лесу?

— Почему нельзя ломать ветки деревьев?

— Почему нельзя пинать и сбивать палками грибы?

— Почему нельзя трогать яйца птиц?

— Почему луговые и лесные цветы рвать нельзя?

Читайте также:  Определение_размера_вреда_причиненного_лесам

— Когда вы, ребята, идете в лес, вы должны хорошо знать, как надо вести себя в лесу. Какие, же это правила? Слайд 19

  • Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать.
  • Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.
  • Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
  • Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать! цветы и растения, занесенные в Красную книгу (ландыш; подснежник, колокольчик, кувшинку и др.).
  • Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Природа гибнет и просит у нас зашиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет — сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 г. Хранится она в Швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны. Слайд 20

Экологическая сценка «Встреча в лесу»

Цель: познакомить с экологическими проблемами леса, воспитывать

уважение и любовь к природе, учить культуре поведения в лесу.

(На скамейке сидят девочка и мальчик)

Голос за кадром : Новости ТВ. Из многих городов приходят тревожные вести: не хватает воздуха, не чем дышать. Автомобили заполонили улицы и обрушили на горожан выхлопные газы.

Мальчик : Лена, а как сейчас хорошо в лесном краю. Воздух свежий и чистый.

Пойдём поздороваемся с лесом.

Девочка : А разве он живой?

Девочка : Значит с лесом можно разговаривать и он ответит?

Мальчик : Ответит, если сможет.

(Дети идут в лес. Девочка собирает ромашки. Мальчик ловит ящерицу)

Девочка : Здравствуй, лес! Ой, сколько здесь цветов, соберу букет.

Мальчик : Смотри, ящерица! Сейчас я её поймаю.

Заяц: Ой, как вы меня напугали. Житья от вас никакого нет. Травку всю

вытоптали, ягодку выбрали, грибы хорошие все пропали, а те

которые остались — ядовитые, живот от них болит

Девочка : Зайчик, мы просто гуляем, цветы собираем, а вам не мешаем.

Заяц: Это вы так думаете. Расшумелись, раскричались. Ладно, побегу от

(выходит волк и говорит грубо и нагло)

Волк: Чего верещите. Может мне вас попробовать, а то с голодухи совсем

брюхо подвело: лосей люди убили, зайцы сами разбежались. Хоть

в зоопарк сдавайся – там хоть кормят.

Девочка : Выходит в лесу тоже не всё благополучно.

(волк наступает, дети кричат)

(появляется Фея леса с Ромашкой, Берёзкой, Белкой, Зайцем)

Фея: Это, что за шум и крик.

(показывает на сорванные цветы и пойманную ящерицу)

Девочка : Прости нас, Фея леса мы не знали, как себя вести.

Фея: А ну-ка помощники, жители лесные, научим этих гостей, как нужно

Читайте также:  Коттеджный_поселок_грибово_карта

Берёза: Не повреждайте кору деревьев. Поймите, нам больно, мы перестаём

расти и долго мучительно умираем. Только сказать об этом не

Ромашка: Не рвите цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник

приговорённый к смерти. Пусть мы будем радовать глаз,

омолаживать душу тем, кто придёт в лес на нас посмотреть.

Заяц: В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать тропу

и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу

след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.

Белка: Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Мухоморы помогают расти

деревьям. Ими питаются лоси, белки, сороки.

Волк: Не разводите костёр в лесу. Кострища – Это раны в напочвенном

Фея: Всё так изранено в лесу

От этой чёрствости людской

Мальчик : Прости нас маленький зайчонок

Девочка : Простите стройная берёзка

Мальчик : Прости нас пойманный зверёк,

Прости за то, что не сберёг

И стали вы теперь так редки.

Мальчик : Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Фея: Всё это называется природа

Давайте же всегда её беречь.

Девочка : В лугах ромашки солнечного света

Такие, что светлей на свете жить.

Фея: Природой называется всё это.

Давайте же с природою дружить.

Мальчик : Прекрасный вальс танцует с ветром лето.

Дрожит в окне вечерняя звезда.

Вместе : Природой называется всё это.

Давайте же любить её всегда.

-Какие чувства вызывают у вас названные проблемы леса? Если они вас волнуют поднимите красный листочек, если нет- жёлтый.

(Фигурки листьев разного цвета раздать на парты. Провести опрос: почему волнуют или почему не волнуют.)

— Я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема — это значит, что вы будете искать пути её решения. Слайд 21

Поиграем в игру «Можно-нельзя» (дети отвечают хором).
• Ломать деревья и ветки (нельзя)
• Сажать больше деревьев (можно)
• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
• Ходить только по тропинкам (можно)
• Рвать большие букеты цветов (нельзя)
• Любоваться ими (можно)
• Оставлять мусор в лесу (нельзя)
• Собрать мусор в яму и закопать (можно)
• Разжигать костры в лесу (нельзя)
• Беречь лес от пожара (можно)
• В лесу шуметь (нельзя)

— Наше занятие закончено. Вы хорошо потрудились, молодцы!

Список используемой литературы.

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж: Учитель, 2006.
  2. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984.
  3. Кувашова Н.Г. Праздники в начальной школе – 2. – Волгоград: Учитель, 1997.
  4. Максимов Н. А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение , 1971.
  5. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

Источник

Оцените статью