Разработка урока осень веранда

Портал образования

Автор: Петрова Елена Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ «Гимназия №1»
Населённый пункт: город Углич Ярославская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок развития речи в 5 классе по картине С.Ю.Жуковского «Осень.Веранда»
Дата публикации: 03.12.2019
Раздел: среднее образование

Методическая разработка урока и заявка на публикацию.

Петрова Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1»

Название УМК М.М.Разумовской

Предмет: русский язык

Тип урока: традиционный (комбинированный).

красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.

картины». Развивать навыки

описания картины, развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес и любовь к родной

природе через творчество художников-пейзажистов.

Картина С.Ю.Жуковский «Осень .Веранда»

Методика развития речи/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1991.

методическое пособие для учителей-словесников. Т. Ю. Перова. Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК

Русский язык. 6 кл.: учеб.

общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С. И. Львова, В.И.

Капинос и др. Дрофа, 2014. М.

-личностные: положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим

-регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата,

совместно с учителем.

выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.

УУД: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и

диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения,

аргументируя ее); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать

что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы).

изобразительно-выразительные средства языка, соблюдение нормы при письме.

Повторение. Лингвистическая разминка.

Фонетический разбор слов «июнь», «пейзаж».

Работа по вопросам:

-Чем описание отличается от других типов речи?

-Что можно описывать?

-Как называется картина, на которой изображена природа?

-Каких художников-пейзажистов вы знаете?

Индивидуальная проектная работа группы учащихся. Слово о С.Ю. Жуковском.

5 Работа над репродукцией С.Ю.Жуковского «Осень .Веранда»

Совместная работа учителя и учащихся..

-Какое впечатление производит на вас эта картина?

-Какое время года изображено на картине, время суток?

-Что мы видим на картине?

(перечисляются образы, созданные живописцем :веранда, деревья, небо)

Работа в группах. Подбор рабочего материала.

II группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Стол».

IV группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Небо».

V группа. Учащиеся работают над тем, какие краски использовал художник.

Отчет учащихся, работающих в группах. Составление плана и запись рабочего материала.

Может включать, какое время года и суток изобразил художник,

какие образы представил на полотне.

Изящная, светлая, ажурная, легкая

Яркий букет из осенних листьев, легкий , тонкие ножки

Сосны, стройные, темно-зеленые ели, темнеющие; ярко-рыжие

кроны берез., редеющая листва

Синее, чистое, безоблачное, светлеющее на горизонте

она вызывает у вас?

Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и

красоты русской природы…

Попробуйте составить связный текст, опираясь на составленный план.

— Как иначе можно назвать художника? (Мастер, живописец, автор полотна).

— Как иначе можно назвать картину? (Полотно, шедевр, произведение искусства).

Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (желтый, золотистый, багряный,

Читайте также:  Строительство парника своими руками пошагово

красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

— Какая была тема урока, цель урока?

— Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел, получил необходимые знания ?

-Кого отметим? За что мы можем похвалить сегодня себя и других ребят?

Домашнее задание: дописать сочинение

Источник статьи: http://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=12659

Презентации к урокам

Данные презентации помогут учителю выбрать необходимый материал для подготовки к урокам

Скачать:

Вложение Размер
Подготовка к сочинению по картине В.Жуковского «Осень. Веранда» 1.6 МБ
Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- 320.44 КБ
Фразеологизмы 886.9 КБ

Подписи к слайдам:

Сколько
микротем
можно увидеть на картине? Озвучьте их.
Что изображено на переднем плане полотна? Составьте предложения.
Слова для справок
:
часть веранды, деревянный стол, ваза с желтыми цветами, резной парапет.

Парапет
— невысокая стенка, ограда вдоль чего-либо.
На переднем плане картины изображена….
Станислав
Юлианович
Жуковский — художник конца XIX — первой трети ХХ века.
Он писал пейзажи прямо с натуры, предпочитая яркие насыщенные цвета. Основными мотивами его картин стали старинные усадебные парки, интерьеры с распахнутыми в парк окнами и дверями.

Удалось ли художнику передать
красоту осеннего дня? Благодаря чему?
Опишите
ситуацию , изображенную на
картине.

Глядя на картину, очень хочется….

Глядя на картину, представляешь…
Еще
не
наступила зима,
но
уже по

утрам….
План сочинения
Осенняя пора – главная тема картины С. Ю. Жуковского «Осень. Веранда».
Описание полотна.

Веранда; березы, ели; лазурное небо.
3
. Настроение
, вызванное картиной.
Сочинение по картине
С. Ю. Жуковского
«
О
сень. Веранда»
Какова тема данной картины?
Какие чувства вызывает у вас эта картина? Почему ?
Составьте предложения на тему картины «Осень. Веранда».
С. Ю. Жуковский (художник, живописец) обратился к теме … , (осеннему пейзажу), показав …(чувства)

Словарик чувств:
радость, любование,
нежность, восхищение, умиротворения
Что
вы чувствуете и о
чем думаете
, когда смотрите на эту картину
?
Как
художник
сумел пробудить
у

нас
светлое,
радостное,
умиротворенное настроение
?
Как легко и спокойно на душе…..
Картина произвела на меня ….. и заставила ещё раз полюбоваться красотой одного из самых любимых времен года осени.
Как писать сочинение по картине.
1.
Назовите автора картины и расскажите о художнике.
2.
Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказал художник?
3.
Что автор картины изобразил на переднем
плане, в центре? На
какие объекты он обращает ваше внимание? Почему? Опишите их, подбирая точные «рисующие
»
слова.
4.
Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Зачем?
5.
Покажите своё отношение к картине: нравится ли она вам и чем?

— Какие краски, тона выбрал автор для своей картины?
Слова для справок
: Золотой, багрово – золотой, блестящий, бронзовый (золотисто – коричневый, голубой, жухлый)
Мастер живописи выбрал для полотна яркие насыщенные краски
, (с какой целью?),
чтобы передать
(чувства)

Опишите предметы, которые находятся в центре картины, на заднем
плане, справа, слева
.
Прямо за верандой (стоят, расположились, находятся, виднеются)…
Слова для справок
:
поредевшие березы в золотых нарядах, маленькие темные елочки, деревья с ярко-оранжевой, красной листвой.

Подписи к слайдам:

Правописание приставок
ПРЕ-
и
ПРИ-
ПРЕ-
придает словам значения:
1)
высокой степени качества или действия
(
возможна замена приставки словами

очень, весьма
)
пребольшой, преуспевать
2)
значение
«очень»

(
близкое к значению приставки
пере

)
преображать, превращать
ПРИ

придает словам значения
1)
близости
приозерный, приусадебный
2)
приближения, присоединения
прибывать, приделать
3)
неполноты действия
приоткрыть, приостановить
4)
доведения действия до конца
приехать, придумать
Задание 3.

Выберите слова, в которых приставка ПРИ- указывает на неполноту действия
прекословить
приморский
привокзальный
пригореть
преступать
превзойти
приоткрыть
приехать
привить
Приставка

3. близость к чему-либо

4. неполное действие

1. сходно со значением слова
очень

2. сходно со значением приставки
пере-

Выберите слова, в которых приставка ПРИ- имеет значение приближения, присоединения, близости.
Приморский
присесть
прибежать
прилуниться

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Задание 2.

Выберите слова, в которых приставка ПРЕ- по значению приближается к приставке ПЕРЕ-
преобразовать
превращать
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь
пр

ближению
осени. Меня не пугают дождь и грязь.

«Советую тебе, Сережа,
пр
…смотреться к осеннему лесу», — говорил отец. Он
пр
…обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.

Пр
…красно в осеннем лесу. Музыка в траве
пр
…тихла. Мелкая листва облетела с
пр

брежных
лозин. Ветер осторожно
пр
…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес
пр
…задумался.
Пр..таился
на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает
пр
…спокойно сидеть.

Устанешь,
пр
…сядешь на
пр
…горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что
пр
…нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

Выберите слова, в которых приставка ПРЕ- по значению приближается к приставке ПЕРЕ-
приморский
привыкнуть
приманить
прилечь
пришкольный
преобразовать
превращать
привстать
Задание 4.

Выберите слова, в которых приставка ПРИ- имеет значение приближения, присоединения, близости.
присесть
привыкнуть
презабавный
приморский
преградить
прибежать
прилуниться
приберечь
пресечь
Работа с текстом

Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Восстановите структуру текста.

Устанешь,
пр
…сядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что
пр
…нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

«Советую тебе, Сережа,
пр
…смотреться к осеннему лесу», — говорил отец. Он
пр
…обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.

^ Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь
пр

ближению
осени. Меня не пугают дождь и грязь.

Пр
…красно в осеннем лесу. Музыка в траве
пр
…тихла. Мелкая листва облетела с
пр

брежных
лозин. Ветер осторожно
пр
…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес
пр
…задумался.
Пр
…таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает
пр
…спокойно сидеть.

Выберите слова, в которых приставка ПРЕ- указывает на высшую степень действия (очень, самый)
предобрый
прелестный
ПРИ-
ПРЕ-
препираться

преградить
преуменьшить
премудрый
прелюбезный

прилечь
прийти
приохотить
приподнять
приобрести
Проверь себя
Задание 3.

Выберите слова, в которых приставка ПРИ- указывает на неполноту действия
пригореть
приоткрыть

Выберите слова, в которых приставка ПРЕ- указывает на высшую степень действия (очень, самый)
приручить

пригореть
предобрый
придумать
преображать
приостановиться
привыкнуть
прелестный
Задание 5.
Распределите слова в таблице в зависимости от приставки:
пр*лечь

Источник статьи: http://nsportal.ru/user/687115/page/prezentatsii-k-urokam

Конспект урока русского языка в 6 классе «Подготовка к сочинению по картине С.Ю.Жуковского «Осень.Веранда»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Разработка урока с презентацией и раздаточными материалами.

Скачать:

Вложение Размер
osen.veranda.docx 17.65 КБ
osen.veranda.pptx 1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине С.Ю.Жуковского «Осень. Веранда»

Тип урока: урок развития речи

  • обогащение внутреннего мира через знакомство с произведениями искусства;
  • совершенствование монологической речи
  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
  • создание письменного монологического высказывания;
  • создание текста типа «описание»

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями.

Оборудование: учебник, презентация.

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Проверка готовности к уроку, создание спокойной рабочей обстановки

Демонстрация подготовки к уроку

Саморегуляция, создание мотивации к дальнейшей деятельности

Готовность класса к работе

2.Актуализация имеющихся знаний

Беседа, работа с таблицей

Сегодня у нас урок развития речи. Наша сегодняшняя работа поможет вам в написании собственного текста. Для текста важны такие характеристики как стиль и тип речи. Перед вам лежат таблички (См. Приложение). Но в них перепуталось содержимое. Расставьте содержимое правильно.

Какой стиль и тип речи понадобятся вам при написании сочинения?

Отвечают на вопросы

Классификаця по заданному признаку

Вспомнить стили и типы речи.

3. Подготовительная беседа

Беседа, работа с презентацией, метод ассоциаций

Запишем в тетрадь число и тему урока (слайд).

Как видите, тема работы созвучна сегодняшнему дню. За окном осень. А что для каждого из вас осень? Запишите свои ассоциации.

Записывают тему урока.

Отмечают свои ассоциации в тетрадь.

Называют произведения искусства, посвящённые осени

Грамотное изложение мыслей, выбор лексических средств

Создание аудио-визуального ряда «Осень в русском искусстве»

4. Подготовка к сочинению. Сбор материала

Заполнение таблицы, составление плана,

Перед тем, как мы посмотрим с вами картину, ознакомьтесь с таблицей (См.Приложение). Вам нужно будет её заполнить. Это поможет вам сконцентрировать внимание на важных деталях картины.

Изучают картину, заполняют таблицу

Анализ информации, выделение существенных деталей

Составление таблицы на основании наблюдений

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Подготовка к сочинению-описанию по картине С .Ю.Жуковского « Осень.Веранда »

Станислав Юлианович Жуковский (1873 – 1944)

«Осень. Веранда.» 1911

План 1. Вступление . Автор, на какие темы преимущественно писал. Название картины, её тема. 2. Основная часть . Описание картины. Общий план, передний план, задний план). 3. Заключение . Какие мысли и чувства вызывает картина? Что хотел своей работой передать художник?

Орфографическая работа ( Бело)снежная , з..л.. тистый , л.. зурное небо, …павшие лист?я , в.. днеет?ся за дерев?ями , ( изумрудно)зелёные, пр ..свеч.. вают , пейза .. .

Предупреждение речевых ошибок Подберите по несколько синонимов/синонимичных выражений к словам: ХУДОЖНИК КАРТИНА ЖЁЛТЫЙ ДЕРЕВЬЯ

Домашнее задание Написать черновик сочинения. Все вопросы по содержанию обязательно записать. Орфографию проверить по словарю!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе.

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» .

План – конспект урока содержит описание разных видов работ на уроке развития речи. В плане предложена грамматическая, стилистическая, орфографическая работа в рамках урока развития речи, а так же рабо.

Методическая разработка урока составлена в соответствии с Программой по русскому языку. Особое внимание уделяется выразительно-оценочной стороне речи. С помощью грамматических и лексических значений м.

подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина «Парк в Павловске».

Урок развития речи в 5 классе.

Подробный конспект урока с дополнительными материалами и презентацией. Тема сочинения: «Что такое материнская любовь?&quot.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/06/05/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-podgotovka-k

Читайте также:  Червивые грибы для огорода
Оцените статью