Разработка урока антропогенный ландшафт

Методическая разработка урока «Понятие ландшафт»
методическая разработка по экологии (9 класс) на тему

Цель: сформировать понятие «ландшафт»

Предметные. Раскрыть сущность понятия «ландшафт», выявить особенности формирования данного понятия различными авторами, определить компоненты ландшафта.

Развивающие. Выявить причины формирования разных понятий ландшафта, выявить ландшафтообразующие факторы.

Воспитательные. Развивать способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.

Скачать:

Вложение Размер
urok-ponyatie-landshaft.docx 31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока «Понятие «Ландшафт»

1. Краткая характеристика класса (отсутствует, так как рассматривается возрастная категория 8-9 классов)

2. УМК (см. список литературы в Программе)

4. Тема урока «Понятие «Ландшафт»

История возникновения понятия ландшафт». Учёные, изучающие современный ландшафт

5. Тип урока : урок изучения нового материала

6.Цель и задачи урока

Цель: сформировать понятие «ландшафт»

Предметные. Раскрыть сущность понятия «ландшафт», выявить особенности формирования данного понятия различными авторами, определить компоненты ландшафта.

Развивающие. Выявить причины формирования разных понятий ландшафта, выявить ландшафтообразующие факторы.

Воспитательные. Развивать способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.

7. Методы: частично- поисковый.

8. Формы организации урока: эвристическая беседа, самостоятельная работа, практическая работа, проектная деятельность

9. Средства обучения : энциклопедии, интернет-ресурсы:

10. Форма организации работы на уроке : индивидуальная, фронтальная, практическая работа.

11. Хронометраж урока:

а) организационный этап — 2 минуты

б) подготовка к основному этапу учебной деятельности – 5 минут

в) усвоение новых знаний и способов действия – 8 минут

г) первичная проверка понимания.

д) продолжение усвоения новых знаний – 10 минут

е) закрепление и применение полученных знаний – 6 минут

ж) Выполнение практикума – 10 минут

з) подведение итогов – 2 минуты

и) информация о домашнем задании – 2 минуты.

12. Содержание урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность ученика

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Подготовка к основному этапу учебной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений.

Александр Гумбольт указывал, что “природа есть единство во множестве, соединение разнообразного через форму и смешение, есть понятие естественных вещей и естественных сил как понятие живого целого”.

А.Н. Краснов в 1895 г. сформировал идею о “географических сочетаниях явлений” или “географических комплексах”, которыми должно заниматься частное землеведение.

Все природные компоненты находятся в тесной взаимосвязи, образуя путем взаимодействия ландшафтные (природно-территориальные) комплексы разной категории и масштаба.

Сегодня мы начинаем непосредственно работать над проектом «Мой культурный ландшафт», в ходе выполнения которого вы проведете различные исследования, опросы. Продуктом нашего проекта будет презентация ваших работ. Особенности оформления, критерии защиты проекта вам уже известны. График выполнения этапов проекта расположен на информационном стенде в кабинете географии и информатики.

Общепризнанными родоначальниками отечественного ландшафтоведения являются В.В. Докучаев и Л.С. Берг.

Со времени появления человека на Земле сменилось множество поколений и родилось примерно 70 млрд. чел. Из них около 64 млрд.умерли, а более 7 млрд. живут сейчас на Земле. Можно ли считать, что население на планете изменяет её облик? В чем причина таких изменений?

Что такое «земля» в вашем понимании?

Как на других языках звучит это слово?

Усвоение новых знаний и способов действий

Темой нашего урока и будет «Понятие ландшафт»

Как вы думаете, что такое ландшафт?

Очевидно, это «земной» объект.

Найдите в различных источниках это понятие

Первичная проверка понимания.

Почему различные источники дают разные трактовки этого понятия?

Какие выводы можно сделать?

С геоэкологичсекой точки зрения ландшафт – средообразующая и ресурсопроизводящая геосистема, обладающая определенными экологическим взаимосвязями.

Как вы понимаете термины «средообразующая» и «ресурсопроизводящая» геосистема?

К природным географическим компонентам относятся: массы твердой земной коры, массы поверхностных и подземных вод; воздушные массы; растения, животные, микроорганизмы — биота; органоминеральное тело — почва.

Тесная взаимосвязь географических компонентов прослеживается и в пространстве, и во времени. Если один компонент комплекса изменяется, то и другие компоненты обязательно перестроятся и придут в соответствие друг с другом. Например, при изменении климата произойдут изменения в гидросфере, биоте, почвах, рельефе. Поскольку каждому компоненту в ответной реакции свойственна определенная инертность, то скорость их перестройки будет разной.

Ландшафт состоит из тех же частных компонентов, что и географическая оболочка. Внутри геосистемы компонентам присуще вертикальное, упорядоченное, ярусное расположение.

Любой компонент геосистемы — это сложное тело. В реальности жидкости гидросферы не химически чистые или дистиллированные, а сложные растворы и взвеси, так как взаимодействуют с другими компонентами. Атмосфера — не чистая смесь газов, а смесь, содержащая пары и твердые частицы. Литосфера подвергается механическому воздействию, химическому выветриванию, насыщается водой, газами, различными веществами. В каждом из компонентов содержатся вещества остальных компонентов, что и придает им новые свойства. В результате природные тела на Земле приобрели и приобретают сложную форму организации. Поэтому следует различать компоненты природы и географические оболочки или сферы, называемые по преобладающему компоненту: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.

Продолжение усвоения новых знаний

Можно ли разделить представленные компоненты на группы?

Как вы думаете, ландшафтообразующий фактор и компонент ландшафта — это одинаковые понятия? Какой или какие компоненты ландшафта являются ландшафтообразующими?

Да, это разные понятия. Фактор — движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или отдельные его черты. В ландшафте нет основной движущей силы, основного фактора. Ландшафт подвержен воздействию многих факторов: дифференциации и интеграции, развития, размещения и т.д. Они могут быть внешними или внутренними, активными или пассивными.

Какие факторы являются определяющими?

Ландшафтообразующие факторы целесообразно связывать с внутренними и внешними энергетическими воздействиями, потоками вещества, процессами.

Закрепление полученных знаний и навыков

Так что же такое «ландшафт» в вашем понимании?

Можем ли мы говорить о том, что это понятие формируется одинаково у жителей нашей страны?

Что такое топофобность и топофильность?

Эти вопросы и станут первым этапом выполнения нашего проекта (см. Приложение)

Получают инструкции по выполнению практической работы: правила составления вопросов, количество респондентов (по 10 человек в каждой возрастной категории), возможности MS Word/

Сегодня мы с вами попытались сформировать понятие ландшафта, определить компоненты ландшафта и выявить определяющие факторы ландшафтообразования

Информация о домашнем задании

Подготовка учащихся к работе на занятии

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2017/04/02/metodicheskaya-razrabotka-uroka-ponyatie-landshaft

Урок №4. «Классификация ландшафтов»

Тип урока- комбинированный

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

— установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география — будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

В связи с воздействием человека на природу в науку вошли и
получили широкое распространение понятия «антропогенный
ландшафт» и «культурный ландшафт».

Одна из первых классификаций ландшафтов принадлежит В. П. Семенову-Тян-Шанскому, который по степени воздействия человека все пейзажи (так он называл ландшафты) подразделял на следующие: первобытные (девственные); полудикие (слабо затронутые влиянием человека); культурные (преобразованные);
дичающие (частично самовозобновляющиеся в результате упадка
человеческой культуры); одичавшие (с возобновлением всех эле-
ментов первобытного ландшафта).

После В. П. Семенова-Тян-Шанского было предложено много классификаций, мы же ограничимся делением геокомплексов на три группы (что характерно для Северо-
Западного региона России):

Естественные (с ненарушенным строением). Эти комплексы могут посещаться человеком, а также находиться под влиянием соседних измененных комплексов. Но все эти внешние по отношению к комплексу влияния не изменяют его структуры.

Измененные (с нарушенным строением). К этой группе относятся, во-первых, антропогенно:естественные комплексы, т. е. возникшие под воздействием человека например, пойменные луга, которые образуются на месте вырубленного у реки леса.

Во-вторых, к этой группе от­носятся антропогенно-восста- навливаемые комплексы, т. е. находящиеся в процессе своего восстановления. Так, сосновый зеленомошный лес, возникший под влиянием человека (вырубка коренного леса, пожар), через некоторое время превращается в ельник-зеленомошник, который является зональным типом для данного района.

В-третьих, в эту группу вхо­дят антропогенно-деградируемые комплексы, формирующиеся при разрушении окультуренных (преобразованных) геокомплексов. Процессы, разрушающие структуру окультуренного комплекса, — это эрозия, засоление, заболачивание, возникновение развеваемых песков и т. п.

Так, на Северо-Западе России в отдельных местах наблюда­ется зарастание лесом заброшенных пашен и суходольных лугов.

Окультуренные (прео­бразованные) — целенаправ­ленно измененные. Это глав­ным образом урочища и фа­ции, в основном соответст­вующие сельскохозяйственным типам использования земель: пашни, культурные пастбища, сады, насажденные леса и пар­ки, плантации и т. п.

Целесообразно различать три понятия: «антропогенное происхождение», «антропогенное изменение» и «антропогенное преобразование». Антропогенными по происхождению являются преимущественно простые геосистемы — фации, урочища и реже местности (группы урочищ). Применительно к геосистемам более высокого ранга лучше использовать понятие «антропогенное из­менение» (ландшафты, округа, провинции и т. п.).

Антропогенно-преобразованными могут быть только культур­ные ландшафты. Ю. Г. Саушкин дал следующее определение этому понятию: «Культурным ландшафтом называется такой ландшафт, в котором непосредственное приложение к нему труда человеческого общества так изменило соотношение пред­метов и явлений природы, что ландшафт приобрел новые, ка­чественно иные особенности по сравнению с прежним, естест­венным своим состоянием».

В пределах культурного ландшафта обычно выделяют участки трех типов:

Продуктивное ядро ландшафта — участок интенсивного тех­нологического воздействия (поля, сады, виноградники и т. п.).

Рекреационная микрозона — парки, зеленый пояс, исполь­зуемый для отдыха населения, коллективные сады и т. п.

Заповедная территория — условно неизменные природные ком­плексы с ненарушенной структурой. Главный отличительный признак этой территории — полный запрет хозяйственной деятельности.

Каково должно быть соотношение между тремя структурны­ми частями культурного ландшафта? Ответить на этот вопрос нелегко. Д. Л. Арманд считает, что около 90% территории земли, которая может быть освоена, следует отвести под сельское хозяй­ство и эксплуатируемые леса, 9% -под рекреацию, около 1% — под заповедники.

По типу использования ландшафтов, а следовательно, и на­правленности антропогенного изменения их можно разделить на три группы:

Сельскохозяйственные ландшафты — это ландшафты, из­мененные в процессе сельскохозяйственного труда населения (растениеводство, животноводство и другие отрасли). Под влия­нием человека естественный растительный покров в них заменя­ется полевыми и луговыми культурами, а также фруктовыми са­дами, пасеками и т. п. Все это существенно изменяет природную геосистему. Особенно сильно трансформируется тепловой и вод­ный режим территории. Так, испарение и сток в сельскохозяйст­венных ландшафтах происходит интенсивнее, чем на территори­ях, покрытых лесом. На полях задерживается меньше влаги, но тепловой обмен выражен ярче, поскольку приток радиации на поверхность больше, чем в лесу. Это оказывает влияние на дея­тельность микроорганизмов, характер процессов почвообразова­ния и др.

Лесохозяйственные ландшафты — это ландшафты, изме­ненные в процессе лесопользования. Наименее нарушены геосис­темы, в которых преобладают леса, имеющие водоохранное, поч­возащитное значение.

Горнопромышленные ландшафты — это ландшафты, из­мененные в результате добычи полезных ископаемых, главным образом открытым способом. В геосистемах происходит корен­ное изменение литогенной основы ландшафтов, почв, раститель­ности.

Кроме указанных групп, по типу использования выделяются также следующие виды антропогенных ландшафтов: водохозяйст­венные — используемые в целях ведения водного хозяйства и из меняемые в процессе мелиоративного строительства; рекреацион­ные — используемые и изменяемые в процессе организации отды­ха населения; застроенные территории — геосистемы городов и сельских поселений.

Геотехническими называют системы, в которых в составе единого целого функционируют элементы природы и техники, контроля, регулирования, управления. Данный подход сформули­ровался на основе изучения взаимодействия крупных гидротехни­ческих сооружений с ландшафтами прилегающих территорий (водохранилища ГЭС и ландшафт, каналы и ландшафт).

Вопросы и задания

1.Какую классификацию ландшафтов предложил В. П. Семенов-Тян-Шанский?

2.Приведите примеры геосистем, антропогенных по про­исхождению, антропогенно-измененных и антропоген­но-преобразованных.

3.Что такое культурный ландшафт?

4.Что называется геотехнической системой

Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_4_tema_klassifikatciya_landshaftov_162110.html

Читайте также:  Двойная пленка с поддувом для теплиц
Оцените статью