Растительные_сообщества_широколиственного_леса

Растительные сообщества России

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: групповая, фронтальная.

Цель: знакомство с типами и особенностями растительных сообществ России.

  • формирование знаний обучающихся об особенностяхрастительных сообществ России;
  • формирование экологической грамотности;
  • развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;
  • воспитание бережного отношения к растительности России, растениям Красной книги Томской области;
  • эстетическое воспитание.

Опорные знания и умения: понятия «климат», «рельеф», «почвы», «воды»; умение хорошо ориентироваться по картам атласа.

Средства обучения:

  1. Физическая карта России.
  2. Презентация Microsoft Power Point «Растительные сообщества России».
  3. Учебник Раковская Э.М. География природы России: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2006. – 301с.
  4. Атлас для 8 класса

Методы и методические приемы: беседа, обсуждение, анализ различных источников информации, самостоятельная работа с различными источниками географической информации.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учеников, объявление темы и цели урока.

II. Вступительное слово учителя

А какое значение играют растения в жизни природы и человека? (выслушать ответы детей)

Вы знаете, что растения не растут по одиночке. На небольшой площади растет много видов растений, образуя растительное сообщество и формируя растительный покров территории. Скажите, пожалуйста, а везде ли на территории России будет одно и то же растительное сообщество? (нет) Правильно, сообщества будут разные. А вот чтобы ответить на вопросы, от каких факторов зависит разнообразие растительных сообществ на территории России? Какие растения составляют эти растительные сообщества? Какие приспособления появились у растений в связи с произрастанием на определенной территории? Без предварительной подготовки правильно на эти вопросы ответить трудно, поэтому я предлагаю каждой группе провести небольшое исследование.

III. Групповая работа.

На работу групп отводится 4 минуты. У каждой группы есть задание (Приложение 1), которое она должна выполнить (некоторые группы выполняют данное задание с помощью Приложения 2) и представить результат своей работы. На выступление каждой группы отводится 2 минуты. Во время представления работы группами все остальные записывают результаты других групп в свои листы опорных конспектов (Приложение 3).

Группа 1. Ответьте на вопрос и заполните схему. От каких факторов зависит разнообразие растительных сообществ? (стр. 149, 3 абзац «На размещение растительности….»)

Группа 2. (Слайд 2) Показать область распространения тундровой растительности на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу тундры, результаты внести в таблицу (стр. 149-150, 8 абзац «Основные типы растительности….»).

Тундрой называют безлесные пространства субарктического пояса, покрытые мохово-лишайниковой и кустарничковой растительностью на скудных тундрово-болотных почвах.

Название растительного сообщества и основные особенности

Читайте также:  Пятый_элемент_золотая_малина

Приспособленность к условиям среды

Условия формирования растительного сообщества

Фронтальная работа с классом.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны…
Всеволод Александрович Рождественский

  1. Скажите, о каком растительном сообществе говорится в стихотворении? (о лесах)
  2. Лес принято разделять на три растительных сообщества. Каких? (тайга, смешанные и широколиственные леса)

Группа 3. (Слайд 6) Показать область распространения растительности тайги на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу тайги, результаты внести в таблицу (Текст 1).

Тайга – это зона умеренного пояса, в растительности которой преобладают хвойные деревья с примесью мелколиственных пород.

Название растительного сообщества и основные особенности

Приспособленность к условиям среды

Условия формирования растительного сообщества

тайга – достаточное и избыточное увлажнение, много болот, озер

ель, пихта сибирская, кедр сибирский, сосна, береза, лиственница, дуб, липа, ильм, клен остролистный, ольха серая, можжевельник, ива, смородина, рябина, черника, брусника, кислица

листья превращаются в хвою (иголки), т.к. меньше испаряют влаги, мощная корневая система

Группа 4. (Слайд 13) Показать область распространения растительности широколиственных лесов на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу широколиственных лесов, результаты внести в таблицу (Текст 2).

Широколиственные леса – это леса образованные листопадными (летне-зелеными) деревьями с широкими листовыми пластинками.

Название растительного сообщества и основные особенности

Приспособленность к условиям среды

Условия формирования растительного сообщества

Группа 5. (Слайд 15) Показать область распространения растительности смешанных лесов на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу смешанных лесов, результаты внести в таблицу (Текст 3).

Смешанные леса – растительное сообщество, характеризующееся смешением хвойных и лиственных лесов.

Название растительного сообщества и основные особенности

Приспособленность к условиям среды

Условия формирования растительного сообщества

Мы с Вами рассмотрели 4 растительных сообщества, каждое из них по-своему интересно. Но мы еще должны познакомиться с Вами с растительным сообществом степей.

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность Земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые воложки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкой; белая кашка зонтикообразными шапками пестрила на поверхности; занесенный Бог знает, откуда колос пшеницы наливался в гуще.

Вы прослушали, небольшой отрывок из повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».

  1. Скажите, какими растениями травянистыми или деревянистыми образовано растительное сообщество степей? (травянистыми)
    Но не все степи России имеют такой пышный растительный покров это связано с климатическими условиями (яркое солнце, засушливое лето, ветра суховеи, малое количество осадков).
  2. А какие растения степей Вы знаете. (Ковыль, тюльпан, полынь). (Слайд 17-18)
  3. Посмотрите на карту и ответьте мне на вопрос, в каком растительном сообществе находится территория Томской области? (Тайги)
    Вы узнали о типичных растениях тайги, но есть и такие растения которые стали редкими, по разным причинам. Такие растения занесены в Красную книгу. Известны ли вам растения, занесенные в Красную книгу Томской области? (Слайд 19)
  4. «Узнай растение» (Слайд 20-25)
  • Сосна, ясень, рябина, осина, ольха. (Все растения представители широколиственных лесов, а сосна — тайги). (Слайд 27-28)
  • Лишайники, мхи, пихта, брусника, водяника. (Все растения представители тундры, а пихта — тайги). (Слайд 29-30)
  • Ковыль, граб, типчак, тонконог, тимьян. (Все растения представители степей, а граб – смешанных лесов). (Слайд 31-32)
  • Карликовая березка, полярные ивы, полярный мак, мятлик арктический, брусника. (Все растения представители тундры, а брусника – тайги). (Слайд 33-34)
  • Ясень, ильм, клён, кассиопея, сосна. (Все растения широколиственных лесов, а кассиопея – тундры). (Слайд 35-36)
  • Водяника, дуб, куропаточная трава, кассиопея, карликовая березка. (Все растения представители тундры, а дуб – широколиственных лесов). (Слайд 37-38)
  • Ольха серая, кедр сибирский, можжевельник, ива, ковыль (Все растения представители тайги, а ковыль – степей) (Слайд 39-40)

IV. Итог урока

Итогом урока является заполненный лист опорного конспекта — по образцу рас­тительности степей.

Домашнее задание (Слайд 42)

По желанию составить кроссворд «Растительный мир России» или 10 вопросов о растениях, их приспособлении к условиям среды.

Источник

Презентация Растительные сообщества. Видовой состав. Сезонные изменения в жизни растений

Вспомним: Экология – это? Экологические факторы, Группы экологических факторо.

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 59.271 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 59.271 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 59.271 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Тип кольчатые черви

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вспомним: Экология – это? Экологические факторы, Группы экологических факторо.

1 слайд Вспомним:
Экология – это?
Экологические факторы, Группы экологических факторов
Экологические группы растений
Взаимосвязи растений с др. организмами

Растительные сообщества. Видовой состав. Сезонные изменения в жизни растений.

Природные сообществаВ природе разные виды растений растут не изолировано одно.

3 слайд Природные сообщества
В природе разные виды растений растут не изолировано одно от другого, а совместно, образуя естественные заросли, называемые растительными сообществами, или фитоценозами.
Группы взаимосвязанных друг с другом растений разных видов, длительное время произрастающих на одной территории и оказывающих влияние друг на друга и среду обитания, называются растительным сообществом.

Типы растительных сообществЛес, луг, болото, озеро или река – это растительны.

4 слайд Типы растительных сообществ
Лес, луг, болото, озеро или река – это растительные сообщества.
Но и леса, и луга, и болота, в свою очередь бывают разными.
В наших лесах часто преобладает какая-нибудь порода – ель, сосна, береза, дуб. Тогда говорят о лесах – еловый, сосновый, смешанный или широколиственный.

Растения елового лесаЕловые леса обычно растут на тяжелых, влагоемких суглини.

5 слайд Растения елового леса
Еловые леса обычно растут на тяжелых, влагоемких суглинистых почвах. Хвоя ели разлагается медленно, накапливаясь с каждым годом, и образуя подстилку, влияющую на температурный режим, влажность и другие свойства почвы.

Растения елового лесаВ еловом лесу мало света, влажность повышена. Даже в жар.

6 слайд Растения елового леса
В еловом лесу мало света, влажность повышена. Даже в жаркий день здесь прохладно.
Травяной покров не богат видами, под густыми елями растут тенелюбивые растения и мхи.

Растения елового лесаБрусника Черника

Сосновый борСосновые леса предпочитают легкие песчаные почвы. Света в этих ле.

8 слайд Сосновый бор
Сосновые леса предпочитают легкие песчаные почвы. Света в этих лесах достаточно, но из-за недостатка питательных веществ видовой состав растений беден.
В сухих сосновых лесах почву покрывают мхи и лишайники, среди которых растут вереск и некоторые сухолюбивые травы.

Растения соснового лесаВереск Зимолюбка

Широколиственный лесРастительные сообщества лиственных лесов привязаны к почв.

10 слайд Широколиственный лес
Растительные сообщества лиственных лесов привязаны к почвам богатым минеральными веществами. Их видовой состав более разнообразен.
Из деревьев здесь растут дуб, липа, клен, вяз, рябина, береза, ясень.
Из кустарников – лещина, жимолость лесная, бересклет бородавчатый, крушина, волчье лыко.

Растения широколиственного леса

Растения широколиственного лесаКалина Волчье лыко

Видовой состав растительного сообществаКаждое природное сообщество отличается.

13 слайд Видовой состав растительного сообщества
Каждое природное сообщество отличается по преобладающим в нем растениях

Господствующие растения представлены в наибольшем количестве (березняк – береза пушистая)

Сопутствующие растения представлены в наименьшем количестве (березняк – встречается осина)

От чего зависит количество видов природного сообщества?От абиотических фактор.

14 слайд От чего зависит количество видов природного сообщества?
От абиотических факторов: климат, почва, рельеф местности
От биотических факторов: возраста растений, влияния животных и человека
Пример, Густой ельник 1 ГА=100 растений одного вида, тропический лес 1 ГА =100 деревьев разных видов

Распределение растений в природном сообществеЯрусность – пространственная стр.

15 слайд Распределение растений в природном сообществе
Ярусность – пространственная структура, вертикальное распределение растений
Мозаичность – горизонтальное распределение растений (вытаптывание)

Сезонные изменения в жизин растенийОбеспечивают использование влаги, света, п.

17 слайд Сезонные изменения в жизин растений
Обеспечивают использование влаги, света, питательных веществ наилучшим образом

Смена природных сообществПоступательные изменения – смена сообществ другим с.

18 слайд Смена природных сообществ
Поступательные изменения – смена сообществ другим с течением времени
Причина – накопление растительных остатков на дне, образование ила

Подведение итоговПриродные сообщества Господствующие растения Сопутствующие р.

19 слайд Подведение итогов
Природные сообщества
Господствующие растения
Сопутствующие растения
Ярусность в лесу
Мозаичность
Сезонные изменения
Поступательные изменения

Источник

Читайте также:  Растения_лес_нижегородской_области
Оцените статью