Растительное_сообщество_таблица_еловый_лес

Урок 65. Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ

Цели: сформировать понятие о природном сообществе, по- знакомить со структурой природного сообщества, дать представ- ление о компонентах природного сообщества и их взаимосвязях; формировать понятие о биогеоценозе как о совокупности биоти- ческих организмов и абиотических условий среды на конкретной территории; познакомить с многообразием природных сообществ.

Оборудование и материалы: таблицы: «Природное сообще- ство», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Ра- стения широколиственного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», гербарии ра- стений, характерных для различных растительных сообществ.

Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фитоце- ноз, преобладающие виды (виды-эдификаторы), сопутствующие виды; биогеоценоз, экосистема; природные и искусственные эко- системы.

– Выберите верные утверждения.

1. Грибы относятся к царству растений.

2. Бактерии относятся к самостоятельному царству.

3. Лишайники являются симбиозом гриба и водоросли.

4. Среди грибов встречаются паразиты.

5. Бактерии не способны к самостоятельному передвижению.

6. Все бактерии приносят вред человеку.

7. Лишайники могут размножаться кусочками слоевища.

8. Тело всех грибов представлено мицелием и плодовым телом.

9. Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые.

10. Лишайники хорошо переносят загрязнение воздуха, но гибнут при недостатке влаги.

II. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя с элементами беседы

Мы знаем, что в природе растения обитают не изолированно от других, а совместно с другими.

– Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения? (Все растения взаимодействуют между собой.)

– А как вы думаете, могут ли растения, обитающие на одной территории, оказывать влияние друг на друга? (Да, могут.)

– Какое влияние могут оказывать друг на друга растения? (Примерный ответ. Большие деревья в лесу создают тень, соответственно, под ними не могут расти светолюбивые ра- стения. Корневые системы растений сильно переплетают- ся под землей. Некоторые растения (например, мхи) могут создавать для других растений влажность, при которой они не могут существовать.)

Итак, мы пришли к выводу, что растения, произрастающие на определенной территории, взаимосвязаны между собой и ока- зывают влияние друг на друга. Такие группы взаимосвязанных между собой растений, произрастающих на одной территории и оказывающих влияние друг на друга и на среду своего обитания, называют растительными сообществами, или фитоценозами.

– Попробуйте самостоятельно привести пример раститель- ного сообщества. (Лес, болото, луг и т. д.)

Читайте также:  Виды_леса_эксплуатационные_защитные

В общих чертах и лес, и болото, и луг являются растительными сообществами. Но если посмотреть внимательнее, леса, болота и луга могут быть разными.

– Какие типы лесов встречаются на территории нашей стра- ны? (Хвойные (сосновые и еловые), смешанные и широколист- венные.)

И для каждого из этих лесов характерен свой тип растительно- сти. Кроме основных видов растительности (видов-эдификаторов), в сообществе обитают и сопутствующие. Например, для елово- го леса характерными видами (кроме ели) являются такие, как черника, брусника, кислица обыкновенная, майник двулистный

и т. д. Кроме того, в еловом лесу могут встречаться зеленые мхи, а на стволах и ветках деревьев – различные лишайники.

2. Самостоятельная работа учащихся с учебником

– Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой

§ 56; учебник В.В. Пасечника § 54), а также настенными таблицами и личным опытом, заполните таблицу.

Название расти- тельного сообще- ства

Сопутствующие виды растений

Еловый лес Ель обыкновен- ная или европей- ская, иногда пихта или сосна Черника, брусника, кислица обык- новенная, седмичник европейский, майник двулистный, грушанка круглолистная, плаун булавовидный

Сосно- вый лес Сосна обыкновен- ная, иногда листвен- ница европейская Черника, брусника, прострел поник- ший, толокнянка обыкновенная, ве- реск обыкновенный, кошачья лапка двудомная, ястребинка волосистая

Широ- колист- венный лес Дуб черешчатый, липа мелколепест- ная, клен остролист- ный, ясень обыкно-

венный Крушина ломкая, бересклет боро- давчатый, жимолость лесная, сныть обыкновенная, ландыш майский, зеленчук желтый, копытень евро-

пейский, медуница неясная и др.

Луг Злаки и бобовые (костер безостый, пырей ползучий, тимофеевка луговая, клевер луговой) Клевер ползучий, клевер гибрид- ный, горошек мышиный, люцерна серповидная, чина луговая, донник белый, донник лекарственный, ни- вяник, горец змеиный, лютик едкий, тысячелистник обыкновенный, ва-

Низовое болото Осоки (пузырчатая, дернистая и др.), рогоз широколист- ный, тростник обык- новенный, таволга

вязолистная Сабельник болотный, гравилат реч- ной, сусак зонтичный

Верхо- вое бо- лото Сфагновые мхи (сфагн магеллан- ский, сфагн дубрав- ный, сфагн оттопы- ренный), зеленый мох (политрих обык- новенный или ку-

кушкин лен) Сосна обыкновенная (угнетенная), пушица влагалищная, росянка круг- лолистная, морошка, осоки, клюква мелкоплодная, голубика, багульник болотный, подбел обыкновенный, мирт болотный и др.

(На заполнение таблицы учащимся отводится около 3–5 мин. Далее 2–3 ученика отвечают устно, остальные учащиеся проверя- ют, дополняют и исправляют ошибки.)

3. Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

Вы могли заметить, что сопутствующие виды в сообществе могут встречаться в различном количестве. В этом и заключается своеобразие сообщества. Обычно сообществам дают более по- дробные характеристики по преобладающим видам растительно- сти. Например, если в лиственном лесу на фоне многочисленных берез появляются молодые елочки, то такой фитоценоз называют березняком с подростом ели.

Читайте также:  Грибково_вологодский_район_школа

Помимо растений, произрастающих на конкретной террито- рии, там же обитают и определенные виды животных.

– Как вы думаете, связаны ли животные, встречающиеся в конкретных сообществах, с растительностью этих сооб- ществ? (Для различных растительных сообществ характерны определенные виды животных. Например, большинство птиц живут в лесу, а пчел, бабочек и других насекомых-опылителей чаще всего можно встретить на лугу, а не на болоте.)

Вся совокупность растений и животных, обитающих на кон- кретной территории, является целостным сообществом, которое называется биогеоценозом. Запишите определение. Биогеоценоз (от греч. «биос» – жизнь, «гео» – земля и «койной» – общий) – со- вокупность всех живых организмов (растения, животные, грибы, лишайники, микроорганизмы), населяющих определенный участок и взаимосвязанных между собой определенными отношениями. Совокупность живых организмов и неорганических компо- нентов, привязанных к определенной территории и взаимосвя- занных между собой круговоротом веществ, называется также

В процессе хозяйственной деятельности человек сильно изме- няет внешний вид растительности: уничтожает одни растительные сообщества и создает другие. Соответственно экосистемы могут быть как природными, так и искусственными – созданными человеком.

Природные (естественные) Искусственные (созданные человеком)

Наземные Воздушные Наземные Воздушные

Лесные, болот- Речные, озер- Агрофитоце- Аквакультуры

ные, луговые, ные, морские, нозы (поля, (пресновод-

степные, пу- стынные и т. д. океанические сеяные луга, сады, огороды,

и т. д.), а также ные), марикуль- туры (морские)

(Последнюю строку с примерами учащиеся заполняют само- стоятельно, учитель исправляет ошибки и дополняет.)

В искусственных экосистемах обычно значительно меньше видов, чем в природных, поэтому они менее устойчивы к внеш- нему воздействию и могут существовать в том виде, в котором были созданы, лишь при воздействии человека. Если человек перестает ухаживать за созданным им сообществом, например полем или огородом, на его месте начинает развиваться естест- венная растительность. Чаще всего брошенные поля начинают постепенно зарастать лесом, полностью вытесняя культурные растения.

III. Закрепление знаний и умений

1. Что такое растительное сообщество?

2. Приведите примеры растительных сообществ.

5. Какие экосистемы называют природными?

6. Приведите примеры искусственных экосистем.

7. Какие растения называют эдификаторами?

8. Какие виды растений являются эдификаторами в еловом лесу?

9. Какие виды растений являются сопутствующими в ело- вом лесу?

IV. Подведение итогов урока Домашнее задание

1. Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой

§ 56, 57; учебник В.В. Пасечника § 54.)

2. Пользуясь определителями растений или другой биологи- ческой литературой, продолжить заполнение таблицы. Дать ха- рактеристику сообщества тундры, сообщества степи и сообщества пустыни.

Читайте также:  Dragon_age_origins_лес_бресилиан_алтарь

Творческое задание. Нарисовать различные типы экосистем. Выполнить рисунок таким образом, чтобы виды-эдификаторы и сопутствующие виды растений были узнаваемы.

Задание для учеников, интересующихся биологией. В эко- логическом словаре найти определения понятий «биоценоз»,

«биогеоценоз», «сообщество», «биотоп», «флора», «фауна»,

«экосистема». Определить, как эти понятия соотносятся между собой.

Источник

Царство Растения — классификация, природные сообщества и экологические группы (Таблица)

Раньше к низшим растениям относились бактерии, грибы и лишайники, к высшим растениям — все остальные. На данный момент выделяют три отдельных Царства которые стоят особняком, но называются Растениями — это Царство Бактерий, Царство Грибы и Царство РАСТЕНИЯ. Царство Растения делятся на три основных подцарства: Настоящие Водоросли, Багрянки и Высшие Растения. Смотрите более подробную схему ниже.

Отделы царства Растений

Экологические группы растений и природные сообщества

Экологические группы растений по отношению к свету

— растения открытых мест обитания (степные и луговые травы, сосна, береза, и др.);

— листья плотные, с толстой кожицей, светло-зеленые, много устьиц;

— хорошо развиты механические ткани и корневая система.

— листья тонкие, тонкая кожица с хлоропластами;

— плохо развиты проводящие и механические ткани.

Экологические группы растений по отношению к влажности

— слабо развиты механические ткани;

— имеется воздухоносная ткань

— листья с толстой кожицей или опушением, устьиц мало, восковой налет

Экологические факторы природы

Факторы неживой природы Свет, влажность, температура, состав окружающей среды
Факторы живой природы. Влияние других живых организмов (растений, животных, бактерий и т.д.)

Растительное сообщество

(фитоценоз) — совокупность растений разных видов, обитающих на одной территории

Тип фитоценоза Условия неживой природы Основные виды Сопутствующие виды
Еловый лес Тяжелые почвы, ма­ло света, высокая влажность Ель Теневыносливые -кислица, седмичник, черника, мхи
Сосновый лес Легкие песчаные почвы, много света, мало питательных веществ Сосна, мхи и ли­шайники Вереск, сухолюби­вые травы
Лиственный лес Богатые почвы с нормальным увлаж­нением Береза, липа, клен, дуб и др. Орешник, жимо­лость, травы — ко­пытень, чина, сныть и т.д.
Степь Сухие почвы, бога­тые минеральными веществами Злаки — ковыль, мятлики и др. Различные травы

Ярусность в растительном сообществе — различия в высоте надземных органов растений или глубине проникновения корней (подземная ярусность)

Лиственный лес

Ярус Условия жизни растений Виды растений
Первый (самые высокие растения) От яруса к ярусу ос­вещенность уменьшает­ся, а влаж­ность по­вышается Липа, береза, дуб и др.
Второй Рябина, черемуха, осина.
Третий Кустарники — орешник, жимолость, ши­повник
Четвертый Кустарнички (черника), травы и папоротники
Пятый Мхи, лишайники, грибы

_______________

Источник информации: 1. Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, — СПб.: 2004.

2. Биология.Растения.Бактерии.Грибы и лишайники /В.П.Викторов,А.И.Никишов. —М.:ВЛАДОС,2012.—256с.

Источник

Оцените статью