Растительное_сообщество_лес_6_класс

Презентация к уроку «Растительные сообщества» биология 6 класс
презентация к уроку по биологии (6 класс)

Мрачная это страна. Старые воины-ели стоят прямо, хранят угрюмое молчание. Высоко над землёй великаны сплелись лапами, прикрыли сплошным пологом-крышей свою страну. Сквозь этот толстый полог не может пробиться солнечный луч. Душно под ним и сумеречно. И чахнет там всякое случайно попавшее туда молодое зелёное растеньице. Тут зеленокудрые, белотелые берёзы, серебротелые осины. Сквозь листву вершин светит солнце. На земле толпится низкорослый травяной народец и, видно, чувствует себя как дома под зелёным шатром хозяев. Виталий Бианки

Типы растительных сообществ Расти- тельное сообщество Преобла-дающий вид Почва Освещён-ность Влаж-ность Сопутст-вующие виды Еловый лес Сосновый лес Листвен-ный лес

Приспособленность у растений для совместного проживания Сезонные изменения в растительном сообществе (развитие в разные сроки) — Как опыляются такие деревья? — Какие приспособления к опылению у них имеются? — Как распространяются плоды и семена? тополь осина орешник береза верба

Приспособленность у растений для совместного проживания Сезонные изменения в растительном сообществе (развитие в разные сроки) — Какие способы опыления деревьев второго яруса и кустарников? — Как происходит распространение плодов у этих растений? жимолость шиповник малина рябина

Приспособленность у растений для совместного проживания Сезонные изменения в растительном сообществе (развитие в разные сроки) чистяк хохлатка гусиный лук ветреница

Приспособленность у растений для совместного проживания Сожительство организмов в растительном сообществе Симбиоз грибов и растений Симбиоз бобовых растений с клубеньковыми бактериями

Приспособленность у растений для совместного проживания Сожительство организмов в растительном сообществе — паразитизм: вид сожительства, приносящий пользу одному организму и вред другому

C мена растительных сообществ Происходят ли изменения в растительных сообществах?

C мена растительных сообществ

Влияние человека на растительные сообщества Какое влияние оказывает человек на растительные сообщества?

Домашнее задание 1. Параграф 31 ( 1, 3-6 пункты )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС «ИЛЛЮСТРАЦИИ К УРОКАМ В 5 КЛАССЕ»

Данная презентация содержит материал к урокам музыки в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского.Тема:»Музыка и изобразительное искусство».

Презентация к уроку 10 класса (базового) по химии 10 класс Тема»Каменный уголь. Фенол»

Презентация к уроку химии 10 (базовый) по теме «Каменный уголь.Фенол» Дается строение фенола, его свойства.

Презентация по биологии 7 класса по теме: «Класс млекопитающие»

В презентации представлено краткое описание отрядов млекопитающихся и фотографии животных.

Презентация по биологии 6 класса «Класс двудольные, семейство сложноцветные»

Представители семейства,формула цветка.

Презентация по биологии 6 класса «Класс двудольные, семейство пасленовые»

Презентация ( викторина 5-6 классы) » Здоровье и спорт во Франции», 7-9 классы » Спорт во Франции»

Материал можно использовать на уроках в рамках темы » Спорт» или » Здоровый образ жизни» , а также как внеклассное мероприятие для 5-6 и 7-9 классов.

Читайте также:  Томат_грибное_лукошко_малиновое

Презентация по биологии 7 класс по теме. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы».

Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы. Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания .

Источник

Урок по биологии 6 класс «Лес как растительное сообщество»

Цель: дать определение понятию «растительное сообщество», рассмотреть типы сообществ и выявить характерные особенности, изучить их состав и выяснить причины смены сообществ.

Задачи: расширить и углубить знания о разнообразии растительного мира, приспособленности растений к условиям существования; формировать представление о растительном сообществе как исторически сложившейся экосистеме;

развивать познавательный интерес, умение рассуждать, учиться видеть красоту леса; р азвивать мышление, речь, внимание.

воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, коллекция плодов деревьев, шишек, кустарников, листьев, гербариев, словарь биолога, компьютерная программа с презентацией.

Планируемые результаты:

-что называется растительным сообществом

— надземная и подземная ярусность

— давать правильное название растительному сообществу

-распределять растения по ярусам

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Ребята, пока гости пьют чай и отдыхают, давайте мы с вами помечтаем. На улице весна, вот бы нам отправиться на природу. Но ведь можно и заочно? А может, кто-то уже догадался, куда именно мы отправимся?

Учащиеся: (Звуки леса, запах трав). Лес.

Все правильно, мы отправимся в лес. Надеюсь, что мы узнаем много нового и интересного.

Учитель: Как вы думаете? А что именно мы будем изучать в лесу?

Учащиеся: кто там живет, из чего он состоит?

Учитель: Итак, запишите число и тему нашего урока « Лес – растительное сообщество». (слайд 1)

Цель урока: дать определение понятию «растительное сообщество», рассмотреть типы сообществ и выявить их характерные особенности, изучить состав и выяснить причины смены сообществ.

II . Объяснение нового материала.

1. Учитель: (Рассказ) Как вы заметили, ребята, урок у нас сегодня необычный, поэтому можем и помечтать и немного из истории вспомнить. По воле судьбы у меня в соседях жил батюшка N . До этого он служил в одном из сел N района. Как-то к нему приехали гости, оглянулись вокруг, увидели лес на холме, речку и воскликнули. «Да у вас здесь маленькая Швейцария!». Оценка гостей дорогого стоит. Наш привыкший глаз не всегда улавливает окружающую нас красоту. Правда ребята , у вас леса красивые и богатые. А доказала этот факт в 1995 году геоботаническая экспедиция Самарского государственного университета во главе с профессором ботанических наук Владимиром Ивановичем Матвеевым . Они проверяли состояние 8 памятников природы областного значения. Всего 366 видов растений встречено и изучено ими. Среди них охраняемые виды растений, занесенные в Красную Книгу СССР: башмачок настоящий, пыльцеголовник красный, шаровница крапчатая. (слайд 2)

Читайте также:  Тинт_чупа_чупс_малиновый

Красная книга РСФСР: астрагал Цингера, лилия кудреватая, рябчик русский. (слайд 3)

Местная охрана: адонис весенний, ветреница лесная, ковыль красивейший, шпажник черепитчатый, майник двулистный и другие. Всего 32 растения Исаклинского района. (слайд 4)

Учитель: Исследовательская работа в школе тоже ведется давно. Еще ваши родители изучали местные сообщества, свои работы оформляли в виде вот таких раскладушек, научно-исследовательских работ. Они теперь хранятся в нашем школьном краеведческом музее. Эти экспонаты мы можем использовать на уроках.

2. Учитель: Растительный покров Земли сложился в процессе длительного исторического развития. Все ныне существующие растения образуют растительные сообщества. Так что же называется растительным сообществом? Слово «сообщество» значит, что ВСЕ ОБИТАТЕЛИ ЖИВУТ ВМЕСТЕ СООБЩА, СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ. В словаре Ожегова это слово означает группу растительных и животных организмов, живущих вместе.

Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием?

Учащиеся: дают определение растительное сообщество (работа с учебником, словарем, Интернет -ресурсы) (слайд 5)

Учитель. В нашей местности встречаются такие сообщества как болото, лес, луг, степь. (слайд 6 )

Но мы подробно будем изучать сообщество леса.

— Ребята, вы были сосновом лесу? В еловом? В березовом?

— Чем отличаются указанные растительные сообщества? Все компоненты растительного сообщества приспособлены к определенным условиям.

— Что для каждого их них характерно? Для каждого из них характерны определенные почвы, влажность, освещенность, температура. (слайд 9-12

3. Учитель Лес – как растительное сообщество играет важную роль в природе. А какую именно, узнаем послушав стихотворение Р Рождественского.

Ученик: Стихотворение (Кириллова Е.)

Их тайну разгадать (слайд 8)

Учитель: Итак, в добрый путь к разгадкам природы. Давайте узнаем, как устроен лес? Как расположены растения в лесу?

Просмотр учебного фильма «Сообщество смешанного леса»

Самостоятельная практическая работа учащихся с раздаточным материалом и учебником.

1. Расположите по ярусам предложенный гербарий, (индивидуально, проверка в паре) (слайд 13)

1.ВЫВОД: Ученики: Лес образован надземными и подземными ярусами. Верхний надземный ярус образуется кронами высоких деревьев. Таких как дуб, береза, липа. Эти растения называются основными или преобладающими.

2. Более низкие деревья рябина, черемуха, крушина образуют второй ярус (подлесок).

3. Кустарники составляют средний ярус леса. Подлесок и кустарники — сопутствующие растения.

4. Травянистые растения, цветковые растения, папоротники составляют четвертый ярус леса (полог)

5. Нижний ярус образуют мхи, грибы и лишайники.

группа. 1. Работа с гербарием. Распределите растения по ярусам.

2 группа 2.Ответьте на вопросы, используя текст учебника (работа в группах по 3 человека).

В чем выражается приспособленность растений к существованию в определенных ярусах растительного сообщества.)

Читайте также:  Снт_дороховский_лес_рузский_район

1 ярус — Листья высоких деревьев потребляют много солнечной энергии

2 ярус — Получают меньше солнечных лучей.

3 ярус — Кустарники растут в тех местах, где высокие деревья не закрывают их от солнца.

4-5 ярус В этой части леса растения менее требовательны к свету. Ярусное расположение растений в лесу связано с неодинаковой потребностью в освещенности. Количество света уменьшается от яруса к ярусу.

3 группа В чём выражается подземная ярусность растительного сообщества.. Ярусами расположены и подземные органы растений – корни, корневища, луковицы, клубни. Наблюдается зеркальная ярусность. Верхний слой – лесная подстилка. Подземная ярусность позволяет растениям поглощать воду и минеральные вещества с разных глубин. (слайд14)

1. Учитель: Молодцы ребята, справились с заданиями. Дальше вас ждет не менее интересная работа. Растительные сообщества называют именем того растения, который преобладает. Например, можно выделить следующие сообщества леса: слайд

Учащиеся: выполняют задание, указывая стрелкой соответствие названий.

Выполните задание, указывая стрелкой соответствие названий.

березовый лес лес, состоящий из лиственных и хвойных пород деревьев

2. Учитель: Молодцы ребята и с этим заданием вы легко справились, а теперь поработаем с источником. Вам дано описание нашего леса. Прочитайте внимательно текст и заполните таблицу: Обратите внимание на изменения, которые происходят в лесу. Благодаря чему они происходят ?

Учащиеся: 1. В результате неблагоприятных условий погибли единичные экземпляры дуба.

2. В 1995 году были проведены санитарные рубки сухого древостоя по всему лесному массиву.

3. На некоторых участках леса проводиться сенокошение. Выпас животных проводится только на прилегающем лесном сообществе.

3. Учитель: Каждое растительное сообщество находится в постоянном развитии. В нем, как и в живом организме можно выделить периоды зарождения, расцвета, старости. Изменения, происходящие в сообществе, могут привести к смене одного растительного сообщества другим. Причина может быть разной. Смена растительных сообществ может быть вызвана рядом естественных причин изменениями в климате, составе и структуре почвы, в жизнедеятельности самих растений, а также в результате вмешательства человека (вырубка леса, пожар). (слайд 15).

III Защита творческих заданий.

Сочинение «Лес — наше будущее».

Презентация книжки-малышки «Загадки про лес и растения леса»

Сообщения про растения.

1. Лес – растительное сообщество, ВСЕ ОБИТАТЕЛИ ЖИВУТ ВМЕСТЕ СООБЩА, СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ. Для каждого вида характерны почвы, влажность, освещенность, температура

2. В лесу все растения расположены по ярусам. Надземная ярусность. У растений разная потребность к свету.

Подземная ярусность позволяет растениям поглощать воду и минеральные вещества с разных глубин

3. Названия дают по преобладающим растениям.

Молодцы ребята, большое вам спасибо за урок. Оценки…

Ваши работы мы с вами передадим в школьный краеведческий музей

1.Ребята, что вы узнали нового? 2.Что вам понравилось?

Источник

Оцените статью