Растительное_сообщество_хвойных_лесов

2. Растения хвойного леса.

Кустарнички как основная жизненная форма хвойных лесов. Разнообразие жизненных форм многолетних трав (длинно- и коротко корневищные, наземно-ползучие; розеточные и длиннопобеговые; длительновегетируюшие и эфемероиды; летнезеленые и вечнозеленые). Особенности надземных и подземных побегов. Возобновление, нарастание и ветвление, формирование системы побегов. Корни и корневые системы. Однолетние и многолетние части растения. Способы перезимовки, положение почек возобновления. Вегетативное размножение.

Особенности строения листьев лесных кустарничков и трав. Цветки и соцветия, приспособления к опылению. Плодоношение, морфология плодов и семян, приспособления к их распространению.

Мхи. Их общий облик, расчленение побега. Гаметофит и спорофит. Мхи напочвенные и эпифитные.

Папоротники. Спорофит, его строение, рост. Развитие листа (вайи). Сорусы и спорангии. Заросток. Жизненные формы папоротников и их вегетативное размножение.

Хвощи. Строение спорофита и его рост. Спороносные колоски. Дифференциация побегов. Вегетативное размножение. Плауны: общий облик, образ жизни.

Ядовитые и лекарственные растения хвойного леса; виды, нуждающиеся в охране.

Важнейшие биологические особенности и отличия растений, живущих под пологом хвойных и лиственных лесов.

3. Растения суходольного и пойменного луга

Основные жизненные формы. Длинно- и короткокорневищные. кистекорневые, рыхлокустовые и плотнокустовые, стержнекорневые, корнеотпрысковые многолетние растения. Монокарпики и поликарпики, однолетние и двулетние растения. Полупаразиты и паразиты. Строение надземных и подземных органов. Кущение и его типы. Особенности корневых систем у бобовых, явление симбиоза. Вегетативное возобновление и размножение. Строение соцветий, цветков. Приспособления к опылению. Типы плодов. Приспособления к распространению плодов и семян. Семенное размножение. Ядовитые и лекарственные травы луга.

4. Растения водоемов и болот

Погруженные, плавающие, полуводные и береговые растения. Особенности мест их обитания и приспособительные черты строения. Особенности анатомического строения листьев и стеблей гигрофитов, гидрофитов и гидатофитов. Приспособления к перезимовке. Вегетативное размножение, некоторые закономерности распределения в зависимости от условий увлажнения. Биология цветения и плодоношения водных и полуводных растений.

Водоросли в водоеме и на почве.

Жизненные формы растений низинных и верховых болот. Болотные кустарнички, их морфофизиологические особенности (вечнозеленость, ксероморфизм и др.). Размножение. Практическое значение и охрана. Насекомоядные растения сфагновых болот.

5. Сорные и рудеральные растения

Понятие о сегетальных сорняках и рудеральных растениях. Адвентивные виды. Сорные растения как специализированная экологическая группа. Основные биологические группы сорняков по продолжительности жизни и способам воспроизведения и размножения. Энергия семенного и вегетативного размножения. Распределение сорняков в посеве по отношению к культурному растению. Способы борьбы с сорняками. Облигатные и факультативные сорняки. Жизненные формы рудеральных растений. Их экология, способы расселения и размножения.

Читайте также:  Какие_ягоды_тверской_области

Артюшенко 3. Т., Федоров А.А. Атлас по описательной морфологии высших растений. Плод. – Л.,1986.

Булохов А.Д., Величкин Э.М. Определитель растений Юго-Западного Нечерноземья России. – Брянск, 1997.

Булохов А.Д. Введение в систематику водорослей и грибов. Учебное пособие. – Брянск, Изд–во БГПУ, 1999.

Булохов А.Д. Основы фитоценологии. Учеб пособие. Брянск.: Изд-во БГПИ. 1991. – 123 с.

Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., Серебрякова Т.Н. Ботаника. Анатомия и морфология растений. – М.: Просвещение, 1999.

Воронин Н.С. Руководство к лабораторным занятиям по анатомии и морфологии растений. – М.: Просвещение, 1981.

Гарибова Л.В., Дундин Ю.К., КоптяеваТ.Ф., Филин В.Р. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР. – М.: Мысль, 1978.

Горбунова Н.П. Альгология. Учебное пособие для вузов по специальности «Ботаника». – М.; Высшая школа, 1991.

Гордеева Т.Н., Круберг Ю.К.. Письяукова В.В. Практический курс систематики растений. – 3-е изд. – М., 1986.

Горышина Т.К. Экология растений. – М.: Высшая школа, 1979.

Губанов И.А., Киселева КВ., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Определитель сосудистых растений центра Европейской России. — М.: Аргус, 1995 изд. 2.

Гуленкова М.А.. Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. – М.: Просвещение, 1976.

Жизнь растений. – М.: Просвещение, 1974-1982. Т. 1-6.

Жмылев П.Ю., Алексеев Ю.Е., Карпухина Е.А., Баландин С.А. Биоморфология растений. Иллюстрированный словарь. — Изд. 2. — М.: 2005.

Комарницкий Н.А., Кудряшов Л.В., Уранов А.А. Ботаника. Систематика растений. – М.: Просвещение, 1975.

Краткий словарь ботанических терминов. Под ред. проф. А.Г. Еленевского. – Саратов, 1993.

Курс низших растений: Учебник для студентов ун-тов/ Великанов Л.Л., Гарибова Л.В., Горбунова Н.П. и др.; Под ред. М.В. Горленко. – М.: Высшая школа, 1981.

Маевский П. Ф. Флора средней полосы европейской части России. 10-е изд. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006.

Малый практикум по низшим растениям: Учеб. пособие для студентов-биологов ун-тов. – М.: Высшая школа, 1976.

Михайловская И. С. Строение растений в связи с условиями их жизни. – М.: Наука, 1981.

Солдатенкова Ю.П. Малый практикум по ботанике. Лишайники (кустистые и листоватые). — М.: Изд-во МГУ, 1977.

Старостенкова М.М., Гуленкова М.А.. Шафраново Л.М., Ширина Н.И. Учебно-полевая практика по ботанике. – М.: Высшая школа, 1990.

Федоров А.А., Артюшенко 3. Т. Атлас по описательной морфологии высших растений. Цветок. – Л.1975.

Федоров А.А., Артюшенко 3. Т. Атлас по описательной морфологии высших растений. Соцветие. – Л., 1979.

Шенников А.П. Экология растений. – М.: Советская наука, 1950.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕТНЕЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Учебно-полевая практика является частью курса «Ботаника с основами фитоценологии». Цель летней учебной практики — освоение студентами полевых методов исследования отдельных растений и растительных сообществ в целом. Кроме этого в процессе летней учебной практики есть возможность получить начальные знания по экологии и географии растений. Многие анатомо-морфологические особенности растений определяются условиями их обитания, поэтому мы стремились придать летней учебной практике по ботанике экологическое направление.

Читайте также:  Все_звери_тропического_леса

В задачу летней практики входит практическое освоение студентами систематики, морфологии, элементов экологии растений и геоботаники. Экскурсии в природу представляют собой такую форму обучения, которая не может быть заменена никакой другой. Во время практики студенты изучают в естественной обстановке разнообразие растительного мира, взаимосвязь растений с окружающей средой, знакомятся с различными приспособлениями растений к условиям жизни и убеждаются в единстве растительного организма с условиями его существования. Практическое исследование растительных сообществ данной местности, знакомство с методами изучения их дает студентам общее представление о фитоценологии.

Методами работы на практике является сбор и определение растений, их гербаризация, проведение фенологических наблюдений, а так же методы анализа растительного покрова (метод пробных площадок, составление экологических рядов и т.п.). Одновременно с выполнением определенных заданий студентам может быть поручен сбор учебного материала для зимних лабораторных занятий.

В результате летней учебной практики студент должен:

— приобрести твердые знания основных видов местной флоры, знать латинские названия не менее 25 видов;

— знать, как и в какой мере, окружающая среда влияет на растения и изучить черты адаптации растений к среде;

— изучить основные жизненные формы и экологические типы растений;

— уметь давать грамотно с точки зрения ботаники морфологические описания растений.

— освоить методы классификации и ординации растительных сообществ; уметь отличать основные типы лесных и травянистых сообществ;

— уметь связывать распределение типов растительных сообществ в зависимости от экологических и географических условий.

Источник

Хвойный лес. Экосистема хвойного леса

Гармония дряхлости и старости. Характеристика естественной экосистемы пня

Хвойный лес — это биогеоценоз, который занимает длительное время
определенную территорию с относительно однородными условиями, в нем
обитает совокупность популяций разных видов, происходит круговорот веществ.

3. Климат

Экосистема хвойного леса формируется в холодных климатических условиях.
Среднегодовая температура этой природной зоны от +50С до – 50С. Небольшой уровень
осадков – до 200 мм. В основном они выпадают в виде снега. Зима долгая. Лето короткое.
Но световой день длинный. Такой температурный и световой режим не дают влаге быстро
испаряться с поверхности почвы, а это прекрасные условия для роста хвойных пород
деревьев.

4. экосистема

Наличие в биогеоценозе хвойного леса трех звеньев: производителей
органического вещества, его потребителей и разрушителей.
организмы-производители — в основном виды хвойных, а также
некоторые виды мелко- и широколиственных древесных растений,
лишайники и мхи, небольшое число видов кустарников и трав. Ярусное
расположение растений и животных — приспособление к более полному
использованию света, питательных веществ, территории. Причина
небольшого числа ярусов в лесу — недостаток света;
организмы-потребители — разные виды членистоногих, земноводных,
пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, среди них
растительноядные, другие — хищные, третьи — паразиты;
организмы-разрушители — черви, грибы, бактерии.
одни —

Читайте также:  Малина_нужно_ли_убирать_поросль

5. Экосистема

В экосистеме хвойного леса можно выделить два
составляющих — биотический и абиотический компоненты.
Абиотические факторы — это прямо или косвенно
действующие на организм факторы неживой
природы — свет, температура, влажность, химический
состав воздушной, водной и почвенной среды и др.
Биотические
факторы
среды

все
взаимодействующие между собой живые обитатели
хвойного леса.

6. Биотический компонент делиться на

(организмы,
приобретающие
энергию
вследствие процессов окисления
организмов)
(организмы,
живущие за счет первичной энергии,
получаемой
из
фотосинтеза
и
хемосинтеза,
формирующие
трофическую структуру экосистемы.)

7. Цепи питания

Цепь питания – цепь взаимосвязанных видов, последовательно извлекающих органическое вещество и
энергию из исходного пищевого вещества. Пастбищная пищевая цепь начинается с зеленых растений и идет
к растительноядным, а затем к плотоядным животным.
Небольшое число видов по сравнению с дубравой, недостаток света, малоплодородная почва обусловили
короткие цепи питания в хвойном лесу. Пример: растения (хвойные ) – растительноядные животные (заяц) –
хищные (лисица).

8. Хвойный лес и его растения

Хвойные деревья преобладают на большей
территории России и всей Европы. Деревья эти
называются так, потому что вместо листьев у них
хвоя.
Хвоя – это маленькие зеленые иголки, которые
выполняют ту же функцию, что и листья,
поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
Хвойные леса вырабатывают очень много
кислорода, обеспечивая тем самым жизнь всей
планеты. Самыми распространенными хвойными
деревьями являются ель, сосна, лиственница,
пихта и кедр.
Кроме самих хвойных деревьев, в нем растут
кустарники, травы, мхи и лишайники. Травянистые
растения хвойного леса это: акация желтая, бузина
красная, крапива, земляника, чистотел и
папоротник орляк. Из цветов здесь встречаются
подснежники пастушья сумка и другие. Травы
хвойного леса должны уметь приспосабливаться к
холодным зимам и не очень солнечному лету.
Особенно хорошо себя здесь чувствуют мхи и
лишайники. Преобладает среди них олений мох.
Он внешне похож на небольшие деревца.
Лишайники – это пища для оленей и других
животных, поэтому они входят в единую
экосистему хвойного леса.

9. Обитатель хвойного леса

В хвойных лесах можно встретить
огромное видовое разнообразие зверей,
птиц, пресмыкающихся.
Типичными представителями хвойных
лесов являются белки, соболи, полевки,
куницы, горностаи, медведи, зайцы.
Также можно встретить лосей, волков,
лис, рысей. Обитают в хвойных лесах и
олени, изюбры, косули, кабаны.
На Дальнем Востоке можно увидеть
росомах, пятнистых оленей, тигра и
леопарда.
Из птиц можно встретить синиц,
глухарей, тетеревов, рябчиков, клестов,
соловьев, ворон, ястребов, сов.
Живет в лесу огромное число
пресмыкающихся – ящерицы, гадюки,
ужи,полозы.

Источник

Оцените статью