Урок в 4 классе по живому миру : «Растения леса».
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Цель: Обобщить и расширить имеющиеся представления детей о растениях леса, познакомить с профессией лесника.
1. Различать и классифицировать растения леса по трем основным группам: деревья, кустарники, травы.
2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.
Ø Коррекционно-развивающие:
1.Коррекция пространственного мышления, слухового восприятия.
2.Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
1.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрации леса, карточки для индивидуальной работы, пазлы «собери дерево», гербарий, презентация «Растения леса», дидактические игры, компьютер, проектор.
I Организационный момент. (На партах разноцветные конверты)
-Сядет тот у кого коричневые конверты.
-Сядет тот у кого голубые конверты.
-Сядет тот у кого фиолетовые конверты.
II Актуализация знаний
-Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, прослушав стихотворение которое подготовил Максим Пильщиков. (Чтение ст-ния)
III .Повторение, систематизация и обобщение знаний, закрепления умений.
1.Сообщение темы, цели урока.
— Кто из вас догадался, куда мы с вами совершим прогулку?
— С чем во время нашей прогулки мы познакомимся?
— Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Растения леса)
Слайд 1 — Растения леса
-А чему мы должны научиться на нашем уроке?
-Какую цель поставим на нашем уроке?
Слайд 2- лес со звуком.
2.Работа по картине (рассмотрите картину на доске)
-Что изображено на картине?
-Что изображено на переднем плане картины?
-Что изображено на заднем плане картины?
-Какие виды растений можно встретить в лесу? (деревья, кустарники, травы)
-Я сегодня готовилась к уроку, и так получилось, что рассыпала на ковре картинки, помогите мне собрать их и отгадать ,что же на них изображено. (Дерево).
-Из каких частей состоит дерево? (Корни, ствол, ветви, крона)
Молодцы ребята, садитесь все на свои места.
3. Повторение, систематизация и обобщения знаний.
Слайд 3 (иллюстрация ствола дерева, с ветвями).
-Чем деревья отличаются от остальных растений? (у них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви).
-Все ли деревья в лесу одинаковы?
— А вот какие некоторые растения нам расскажут ребята. Они готовились, ходили в библиотеку, читали книги. Давайте их послушаем.
-О каких деревьях нам рассказали ребята Максим и Дима?
-Как можно назвать их одним словом? (лиственные)
-Как называются леса, где растут одни лиственные деревья? (лиственные) Открывается иллюстрация лиственного леса и карточка- ЛИСТВЕННЫЙ
-Есть такие леса, где растут и лиственные и хвойные деревья.
-Кто знает, как называются такие леса? (смешанные) Открывается иллюстрация смешанного леса и карточка- СМЕШАННЫЙ.
— Правильно ребята. Деревья, у которых листья в виде пластинок — береза, осина, рябина, дуб, липа, клен называются ………….? (Лиственные)
— А у деревьев листья виде иголочек: ель, сосна, кедр и др. ……. (Хвойные)
А лес в котором и лиственные и хвойные деревья, ……….?(Смешанный)
— Все ли растения одинаковы по высоте?
-Как называются растения, у которых нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких? (Кустарники.)Слайд 7
-Какие вы знаете кустарники? (показ картин кустарников)
Слайд 9-12 (Загадки о травах)
— А теперь давайте отгадаем загадки и вы узнаете какие растения еще растут в лесу.
-Все эти растения можно встретить в лесу — это травы.
-Чем трава отличается от деревьев? ( у деревьев толстый ствол, у травы мягкий стебель)
Игра «Деревья, травы, кусты» :
-если названо дерево — вы поднимаете руки вверх, становитесь на носки,
-если кустарник – вы опускаетесь вниз, руки в стороны,
(осина, подорожник, тополь, шиповник, одуванчик, сосна, крапива, ель, сирень, клен, репейник)
— Улыбнитесь друг другу и садитесь на места.
V . Самостоятельная работа . Игра «Четвертый лишний».
-Сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний» У вас на партах лежат цветные конверты с заданиями. Вы должны зачеркнуть лишнее слово и объяснить свой выбор, почему вы так сделали:
Тополь, рябина, сосна, тюльпан.
Береза, дуб, шиповник, тополь.
Одуванчик , ель, рябина, ива.
-У кого задание в коричневом конверте? Какое слово лишнее, почему?
-У кого задание в желтом конверте? Какое слово лишнее, почему?
-К кого задание в зеленом конверте? Какое слово лишнее, почему?
VII . Словарная работа. Лесник.
-Кажется, что лес растёт сам по себе и хозяин в лесу каждый, кто хочет в него прийти. Но это не так. У леса есть настоящий хозяин.
Слайд 15 (Иллюстрация лесника)
— Ребята, как вы думаете, кто это? ( карточка- Лесник).
-От какого слова образовалось слово лесник? (лес)
— Какую работу выполняет лесник?
Он растит и бережёт лес, ухаживает за ним. У лесника много забот и обязанностей. По едва приметным тропинкам неторопливым шагом он обходит свои лесные кварталы. Замечает, где буря уронила деревья, смотрит, нет ли больных или засохших деревьев и нет ли запаха дыма: лесной пожар – беда!
Ещё одна забота лесника собрать семена с хвойных деревьев. Это трудное дело.
— Ребята, как вы думаете для чего это делает лесник?
Весной семена посеют на лесных грядках, а затем крошечные ёлочки рассадят на места, где вырублены засохшие деревья.
— Ребята, почему нужно беречь лес?
— Какую роль играет лес в жизни людей?
-У меня на столе разложены карточки, вы должны выбрать карточки, на которых изображены значения, зачем людям нужен лес. И прикрепить их на доску.
Слайд 15 (иллюстрация леса)
С помощью лесов наша планета “дышит”, очищают воздух от пыли .
Из леса “получают” материал для изготовления мебели, бумаги, картона.
Людям лес доставляет огромную радость своей красотой.
Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека.
VIII . Итог урока. Домашнее задание.
— Где мы сегодня побывали во время прогулки?
-Какие виды растений растут в лесу? ПРИМЕРЫ
— Ребята, почему нужно беречь лес?
-Выполнили мы цель нашего урока, мы узнали какие виды растений растут в лесу? Каково значение их для жизни людей? Природы?
-У меня в коробочке листочки. Но листочки разные. Вы сейчас подумайте и решите для себя, как вы сегодня работали на уроке:
Красный листик -5Зеленый листик – 4Желтый лист – 3
Дом. Задание на карточке- попробуйте из списка советов выбрать те, которые помогут сохранить природу. Из каждой пары советов один правильный. Обведите только правильные советы. Можете посоветоваться между собой.
§ Если хочешь развести в лесу костёр, найди старое кострище.
§ Если хочешь развести в лесу костёр, вытопчи для него место.
§ Гулять в лесу лучше по траве.
§ Гулять в лесу лучше по тропинкам.
§ Если хочешь украсить комнату, собери букет из садовых цветов.
§ Если хочешь украсить комнату, собери букет из лесных цветов.
Источник