Расходы_на_восстановление_лесов

«Письмо» Рослесхоза от 13.09.2021 N ВС-02-54/20516 «О компенсационном лесовосстановлении»

Федеральное агентство лесного хозяйства, в целях повышения эффективности осуществления полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений и единообразного применения норм действующего законодательства, регламентирующих правоотношения в сфере компенсационного лесовосстановления, сообщает следующее.

С 01.01.2019 вступили в силу изменения в Лесной кодекс Российской Федерации (далее — ЛК РФ), предусматривающие возложение обязанности по компенсационному лесовосстановлению на лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 — 46 ЛК РФ (далее — лица), не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений, в соответствии с проектом лесовосстановления, или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В настоящее время складывается противоречивая судебная практика по вопросу, распространяется ли данная обязанность на лиц, которые осуществляли рубки после 01.01.2019 по договорам аренды лесных участков, заключенным до 01.01.2019.

Арбитражные суды, которые рассматривают требования о возложении обязанности по компенсационному лесовосстановлению в рамках правоотношений, возникших из договоров аренды лесных участков, отказывают в исках по следующим мотивам.

Нормы Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения», которые ввели обязанность по компенсационному лесовосстановлению, не имеют обратной силы и в соответствии с пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются к отношениям по договорам аренды, заключенным до его вступления в силу (до 01.01.2019). Поскольку положения части 1 статьи 63.1 ЛК РФ и Правил выполнения работ по компенсационному лесовосстановлению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566, устанавливают обязанность лиц осуществлять мероприятия по леовосстановлению исключительно в заявительном порядке вследствие изъявления доброй воли, такая обязанность не может быть обеспечена мерами принудительного характера (дела N N А05-9739/2019, А19-22513/2020, А19-22543/2020, А05-9739/2019).

Суды общей юрисдикции, которые рассматривают дела об административных правонарушениях по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с невыполнением лицами обязанностей по компенсационному лесовосстановлению, преимущественно придерживаются противоположной позиции и признают наличие обязанности по компенсационному лосовосстановлению по договорам аренды, заключенным до 01.01.2019, приводя следующую аргументацию.

В соответствии с договором аренды лесного участка, арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов. Следовательно, правовое значение имеет факт совершения рубки лесных насаждений после вступления в силу норм и компенсационном лесовосстановлении, которые арендатор обязан соблюдать в силу положений договора аренды (дело N 12-429/2020). Предусмотренная статьей 63.1 ЛК РФ обязанность по компенсационному лесовосстановлению имеет публично-правовой характер и не зависит от волеизъявления сторон при заключении договора аренды лесного участка. На дату вступления в силу статьи 63.1 ЛК РФ арендатор является лицом, на которое возложена обязанность по компенсационному лесовосстановлению (дела N N 7-290/2021, 12-59/2021).

Читайте также:  Обитатели_леса_тульской_области

Ранее, в ответ на запросы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере лесных отношений, Рослесхоз разъяснял, что обязанность по компенсационному лесовосстановлению возникает у лиц при осуществлении рубок вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка, поскольку введение в ЛК РФ статьи 63.1 является основанием для изменения лесохозяйственных регламентов лесничеств, что в свою очередь является основанием для изменения действующих проектов освоения лесов.

Обязанность арендатора выполнять проект освоения лесов в части воспроизводства лесов закреплена в подпункте «н» пункта 3.4 типовых договоров аренды, утвержденных приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 693 (действовали ранее) и в действующих в настоящее время типовых договорах аренды (подпункт «л» пункта 3.4 типовых договоров, утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542).

В силу части 4 статьи 61 ЛК РФ, невыполнение предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков.

По мнению Рослесхоза, позиция судов общей юрисдикции представляется более правильной, поскольку рубки осуществляются лицами уже после вступления в силу статьи 63.1 ЛК РФ и при наличии у лесопользователя, в силу договора аренды, обязанности соблюдать действующее законодательство и проект освоения лесов.

Иное толкование позволило бы утверждать, что никакие новые нормативные правовые акты (например, Правила заготовки древесины, Правила лесовосстановления, Правила санитарной безопасности, нормы Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ о контроле за оборотом древесины), принятые после заключения договора аренды, в принципе не могут применяться к правоотношениям сторон по договору аренды лесного участка.

На основании изложенного, полагаем целесообразным, в ходе рассмотрения в судах аналогичных дел, учитывать вышеприведенную судебную практику и позицию Рослесхоза, изложенную в настоящем письме.

Заместитель руководителя
В.А.СПИРЕНКОВ

+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Источник

Учет затрат по лесовосстановлению

Подборка наиболее важных документов по запросу Учет затрат по лесовосстановлению (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Бухгалтерский учет:
  • Авансовые платежи по налогу на прибыль проводки
  • Авансовый отчет бухгалтерские проводки
  • Авансовый отчет проводки
  • Аккредитив проводки
  • Акт инвентаризации резерва
  • Показать все
  • Налог на прибыль:
  • 18210101011011000110
  • 18210101011012100110
  • 18210101012020000110
  • 18210101012021000110
  • 18210101012022100110
  • Показать все
Читайте также:  Малинный_клоп_от_пьянство

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Налоговые стимулы энергетического перехода и реализации стратегий зеленой экономики
(Копина А.А.)
(«Финансовое право», 2021, N 12) Оценивая же налоговые стимулы в части провозглашаемой необходимости увеличения поглощающей способности лесов, можно согласиться с Е.В. Луневой, которая отмечает, что налоговые льготы могли бы быть стимулом для лиц, осуществляющих деятельность по повышению устойчивости экологических систем, но, к сожалению, такие стимулы не применяются в действующем эколого-правовом регулировании . Если же обратить внимание не только на отсутствие льгот, но и на то, как осуществляется налогообложение в сфере озеленения, многолетних насаждений, лесовосстановления, то окажется, что фактически законодательство о налогах и сборах создает условия по дестимулированию увеличения объема зеленых насаждений. Например, в налоге на прибыль позволяется учесть расходы только в случае, если они связаны с предпринимательской деятельностью, а значит, нельзя признать экономически обоснованными расходы налогоплательщика на приобретение и посадку многолетних и однолетних зеленых насаждений , хотя в некоторых случаях это возможно сделать, но только через амортизацию. Так, Верховный Суд Российской Федерации определил, что расходы на создание многолетних насаждений могут быть списаны через начисленную амортизацию. Причем отдельное дерево или кустарник не обладает самостоятельностью, а как насаждение является единым объектом и связано с эксплуатацией созданной санитарно-защитной зоны на территории предприятия . Возникают споры и с периодом, в котором могут быть учтены расходы, а также с учетом их при применении специальных налоговых режимов , а также сомнения и по вопросу неотнесения многолетних насаждений к объекту обложения налогом на имущество организаций . Таким образом, для усиления поглощающей способности необходимо установить определенное налоговое регулирование, которое будет создавать все условия для предпринимателей по увеличению зеленых насаждений, бережному к ним отношению и т.д.

Нормативные акты

«Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022) В пункте 12 Методики N 1730 установлено, что при возмещении вреда подлежат учету расходы, связанные с осуществлением принятых работ по рекультивации земель, лесовосстановлению (лесоразведению) и понесенные лицом, причинившим вред, до дня вынесения решения суда по гражданскому делу о возмещении вреда вследствие совершения административного правонарушения либо обвинительного приговора в размере, не превышающем размера вреда, подлежащего возмещению.

Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730
(ред. от 18.12.2020)
«Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» 12. При возмещении вреда подлежат учету расходы, связанные с осуществлением принятых работ по рекультивации земель, лесовосстановлению (лесоразведению) и понесенные лицом, причинившим вред, до дня вынесения решения суда по гражданскому делу о возмещении вреда вследствие совершения административного правонарушения либо обвинительного приговора в размере, не превышающем размера вреда, подлежащего возмещению.

Читайте также:  Гриб_коричневая_шляпка_желтый_низ_пластинчатый

Правовые ресурсы

Источник

Какие доходы бюджет получает от российских лесов

Российский лес, несмотря на все расходы на его сохранение, восстановление и защиту от пожаров, приносит в бюджет вполне конкретный доход. В 2019 году в казну перечислено 52,8 млрд рублей за пользование лесами, а расходы федерального бюджета на лесное хозяйство составили 34,7 млрд рублей. Такие данные приводит Рослесинфорг. В том числе 36,5 млрд рублей оказались в федеральном бюджете, а 16,3 млрд рублей — в региональных.

Это далеко не все. По данным заместителя главы минприроды — руководителя Рослесхоза Сергея Аноприенко, поступления от экспорта леса дают бюджету 10,7 млрд рублей, а налоги и сборы, уплачиваемые отраслью — еще 81,3 млрд рублей.

Из 16 основных видов аренды лесных участков 12 предполагают коммерческое использование, объясняют в Рослесинфорге. Четыре из них наиболее прибыльные. На первом месте аренда лесов для заготовки древесины. В 2019 году в бюджеты всех уровней поступило от этого вида аренды 25,8 млрд рублей, что составляет 61 процент доходов государства от сдачи лесных участков в аренду. Всего под заготовку древесины было передано 165,4 млн га, то есть около 23 процентов земель лесного фонда.

На втором месте в списке доходности среди арендных платежей — поступления от тех, кто проводит на землях лесного фонда геологическую разведку, изучение недр или добывает полезных ископаемых. Такие договоры принесли 10 млрд рублей. На третьем — аренда лесных земель для строительства и эксплуатации транспортной инфраструктуры. Дороги, трубопроводы и линии электропередачи, проходящие через леса, обернулись платежами в бюджет на 3,8 млрд рублей. Аренда лесных земель для организации детских и спортивных лагерей, кемпингов, а также велодорожек и лыжных трасс принесла еще 2 млрд рублей.

За последние пять лет заметно выросли поступления платежей за такие виды использования лесов, как сбор грибов, ягод, орехов и лекарственных растений — с 35 до 133 млн рублей. Пчеловоды, оленеводы, рыболовы и прочие выплатили 35,5 млн рублей вместо 19,6 млн рублей.

Другой крупный источник пополнения бюджета — продажа лесных насаждений. Она принесла казне 8,3 млрд рублей, в том числе 6,6 млрд рублей заплатили заготовители новогодних елок. В эту категорию попадают муниципалитеты, которым нужны дрова для отопления поликлиник, школ и библиотек.

Значительную сумму — 2,2 млрд рублей — приносят штрафы и недоимки.

Источник

Оцените статью