Пылавшие среди травы гвоздики были украшением сада знаки препинания

Условия обособления деепричастного оборота (7 класс)

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык 7 класс» под ред. М.Т.Баранова, мультимедийная презентация, проектор.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок – практикум

I. Оргмомент. (1-2 минуты)

Над какой темой мы работали на предыдущем уроке?

Сегодня мы продолжим изучение деепричастных оборотов, закрепим умение находить деепричастные обороты в предложении, расставлять знаки препинания при деепричастных оборотах.

II . Актуализация знаний. (5 мин).

Прочитаем стихотворные строки Аллы Мережко:

Хочу идти по жизни не спеша,

Чтоб замирала радостно душа

В мелодии, звучащей ниоткуда.

— Посмотрите, пожалуйста, на запятые в данном четверостишии. Найдем здесь причастный оборот и объясним постановку запятых при причастном обороте.

( Вызываю ученика, который графически выделяет причастный оборот.)

— Почему обособляем причастный оборот в данном предложении?

— Всегда ли обособляем причастный оборот?

— А что такое причастный оборот? Каким членом предложения является?

— Можем ли мы провести аналогию с причастным оборотом и ответить на вопрос: что такое деепричастный оборот? (слайды 3-7)

— Назовите деепричастные обороты в четверостишии.

III Подготовка к усвоению нового материала (10 мин)

Для того чтобы вы сами могли сделать определённые выводы об условиях обособления деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, я предлагаю вам материал для наблюдений.(Смотри ниже) Работать будете в парах. Анализируя примеры, сделайте выводы, когда будем ставить запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии, а когда не будем? Отразите выводы в схемах-правилах.

Деепричастный оборот Деепричастный оборот

Одиночное деепричастие Одиночное деепричастие

После работы в парах вызываю ребят. Отвечают, когда обособляем, а когда нет. Затем вызываю учеников, которые чертят схемы, делают выводы. Говорю о нюансах схемы, где одиночное деепричастие не обособляется: обычно в конце предложения, можно заменить наречием, существительным с предлогом; важно, не что делает предмет, а как. (слайды 8-10)

IV . Закрепление знаний (15 мин)

  1. Вот теперь объясните знаки препинания в четверостишии? Как вы можете охарактеризовать обстоятельства? (Однородные.) Повторяем, какие члены предложения называют однородными. (слайд 11)

2. Замените причастия деепричастиями. Запишите полученные предложения, применяя правила выделения деепричастного оборота (слайд 12) :

· Петляющая по полю тропинка вывела нас

· Блестящий на солнце снег слепил глаза.

Читайте также:  Парк ботанический сад ран

· Березки, раскачивающиеся от сильного ветра, будто стонали.

· Гвоздики, пылавшие среди травы, были украшением сада.

· Из-за деревьев вышел охотник, вспугнувший глухаря.

· Наш товарищ проболел целый месяц и отстал от класса.

· Ученик не понял условия задачи и задал вопрос учителю.

· Братишка добросовестно выучил урок и получил хорошую отметку.

Вы дружно работали, делали выводы, работая в парах и самостоятельно.

Взгляните на следующий слайд (слайд 14-15):

Чёрное, белое и фиолетовое.

Ещё про него говорят, что солёное,

Большое, бушующее или спокойное.

А летом стремятся поближе к нему.

Вы догадались, о чём говорю? (Море)

Посмотрите на картину Николая Дубовского «Море» и познакомьтесь со следующим текстом, в котором вам предстоит заменить некоторые глаголы на деепричастия (слайды 16-17):

Картина «Море» вызывает восхищение, поражает своей красотой. Тишиной, спокойствием веет от этой картины. Море ещё неподвижно, но лёгкий ветерок уже играет парусами, надувает их и заставляет скользить по морской глади. Небо сливается с морем, подхватывает его оттенки и настроение. Кричат чайки, носятся над безбрежной водяной гладью.

Художник постарался передать нам своё настроение, использовал не звуки, а краски.

Какова роль деепричастных оборотов в тексте? (Деепричастия более выразительно дописывают, дорисовывают основное действие, показывают экспрессию движения, ярче подчёркивают динамику событий).

5. Исправление грамматических ошибок в предложениях (слайды 18-26)

· Глядя вдаль, у меня возникают грустные мысли.

· Думая о прошлом, в моем воспоминании оживают счастливые дни.

· Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к морю.

V Подведение итогов (10 мин)

Выполним тест «Деепричастные обороты». С помощью взаимопроверки поставим друг другу соответствующие оценки за урок.

VI Информация о домашнем задании: (2 мин)

Материал для наблюдений

Деепричастный оборот обособляем.

1.Опрокидывая на своём пути, вихрь промчался над деревней.

2.Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.

3.Временами по реке пробегала от ветра лёгкая зыбь, сверкая на солнце.

Деепричастный оборот не обособляем.

1.Ребята работали засучив рукава.

Мчаться высунув язык, работать спустя рукава, трудиться не разгибая спины, бежать сломя голову, говорить положа руку на сердце — что это?

Обособляем одиночное деепричастие.

1.Улыбаясь, я восторженно рассказывал об отдыхе.

Читайте также:  Питание в саду калорийность

2.Я узнал, приглядевшись, родную тропинку.

3.Мой друг радостно осмотрелся вокруг, приземлившись.

Одиночное деепричастие не обособляем.

1.Он работал шутя(=наречие «легко»).Он говорил улыбаясь(=сущ.с предлогом «с улыбкой»).

Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычайным и ещё (не) вида..ым мною зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращающ..хся с далёк..го юга на север, стала кружить над заливом. Я видел освещё..ые зарёю розоватые распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи, слушал их голоса. Лебеди долго и низко кружились над заливом, потом стали садит..ся на воду.

Ещё никогда не видел я такой чудесн..й, почти сказочн..й картины. Я сидел на маленьк..м островке и, затаив дыхание, слушал и наблюдал.

Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавш..м мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали поднимат..ся и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север.

Тест по теме «Деепричастный оборот»

I ВАРИАНТ II ВАРИАНТ

1.Найдите словосочетание деепричастие +существительное

а)скользя по снегу а)вырастить дерево

б)сбросить листья б)одетые в листву

в)заросший пруд в)замирая от страха

2.Найдите предложение с деепричастным оборотом

а)Морозец ударивший ночью а)Сверкая белоснежным оперением птица

сразу всё преобразил. пересекла реку.

б)Раскинув могучие крылья б)Листки сорванные ветром порхали

птица кружилась над серединой в воздухе.

3.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а)Пройдя длинную аллею лип, а)Ветер поднимая пыль на дороге,

старик опустился на скамейку. яростно выл в трубе.

б)Дорога, извиваясь подползает б)Море, рождая волны,

ближе к песчаной полоске. украшало их бахромой пены.

4.Найдите предложение, где не обособляем деепричастный оборот или одиночное деепричастие. Знаки препинания не расставлены.

а) Улучив удобную минутку а)Он отвечал скрепя сердце.

он вышел на свежий воздух.

б) Мы смотрели выпучив глаза. б)Приоткрыв глаза я увидел цветущий

5.Найдите предложение с грамматической ошибкой.

а)Подъезжая к станции, у меня а)Поднимаясь вверх, птицы хлопают

б) Не замечая меня, лебеди мирно б)Подъезжая к деревне, собаки залаяли.

Источник

1.Замените причастные обороты деепричастными, расставьте знаки препинания. А) Петляющая по полю тропинка вывела нас к деревне. Например: Тронинка, петляя но полю, вывела нас к деревне. Б) Блестящий на солнце снег слепил глаза. В) Берёзки, раскачивающиеся от сильного ветра, будто стонали. Г) Гвоздики, пылавшие среди травы, были украшением сада. Д) Из- за деревьев вышел охотник, вспугнувший глухаря. 2. Подберите к деепричастиям зависимые слова, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания. 1) Побывав (где? Когда?), ребята сами захотели устроить у себя стадион. Например: Побывав на матче, ребята сами захотели устроить у себя стадион. 2) Увидя (что? Где?), мальчик радостно закричал. 3) Ребята, участвуя (в чём?), необыкновенно сдружились. 4)На ледяной арене стадиона, скользя (как? по чему?), показались юные фигуристы. 5)Никто не хотел расходиться, аплодируя (как? кому?). 6) Совсем юная гимнастка не допустила ни одной ошибки, выполняя (что? Где?). 3.Замените одну часть сложного предложения деепричастным оборотом, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания. 1. Когда собираешься в гости, подумай онодарке. Например: Собираясь в гости, нодумай о подарке. 2. Когда готовишь подарок, вспомни, что любит твой товарищ. 3. Ему будет приятно, что ты думал о нем, узнал его вкус. 4.Если покупаешь подарок в магазине, не старайся, чтобы он был очень дорогим. 5. Если ты подаришь подарок, сделанный своими руками, то доставишь большое удовольствие другу.​

1. Блестя на солнце, снег слепил глаза. Берёзки, раскачиваясь от сильного ветра, будто стонали. Гвоздики, пылая среди травы, были украшением сада. Из-за деревьев вышел охотник, вспугнув глухаря.

Читайте также:  Питомник сад марьинка бронницы

2. Увидя множество каруселей на центральной улице, мальчик радостно закричал. Ребята, участвуя в благотворительных акциях, необыкновенно сдружились. На ледяной арене стадиона, грациозно скользя по льду, показались юные фигуристы. Никто не хотел расходиться, громко аплодируя вновь выигравшим футболистам нашей команды. Совсем юная гимнастка не допустила ни одной ошибки, выполняя трюки на спортивной арене.

3. Готовя подарок, вспомни, что любит твой товарищ. Ему будет приятно, что ты, думая о нем, узнал его вкус. Покупая подарок в магазине, не старайся, чтобы он был очень дорогим. Подарив подарок, сделанный своими руками, ты доставишь большое удовольствие другу.

Источник

Оцените статью