Путаница_фрукты_и_овощи

Дидактическое пособие «Овощи – фрукты»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Дидактическое пособие «Овощи – фрукты» предназначено для индивидуальной работы с детьми 3-4 лет с нарушением слуха, по развитию речи и познавательному развитию.

Пояснительная записка

Дидактическое пособие «Овощи – фрукты» представляет собой картины, изображающие сад и огород; комплект фруктов (сливы, груши, яблоки) и комплект овощей (картофель, морковь, лук, капуста, огурцы, помидоры), имеющих магнитные крепления; таблички с названиями (яблоко, груша, слива, морковь, капуста, помидор, огурец, лук, картошка, сад, огород, один, много)

Закрепить представление об овощах и фруктах.

Коррекционные задачи:

— Развивать память, мышление, зрительное и слуховое восприятие у детей с нарушением слуха с помощью игр-заданий;

— Развивать мелкую моторику рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений) через дидактический материал пособия;

— Формировать разные формы словесной речи: устной и устно-дактильной.

Образовательные задачи:

— Познакомить с фруктами и овощами.

Совершенствовать навык глобального чтения

— Различать слухо-зрительно и на слух восприятие словаря по теме «Сад» и «Огород»

— Развивать речь детей, активизировать в речи детей понятия «овощи», «фрукты», закрепить названия овощей и фруктов.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать интерес детей к игре.

Дидактический материал:

Две карты с изображением огорода и деревьев; на каждой грядке нарисован пустой кружок, на каждом дереве нарисованы пустые кружки; маленькие картинки с изображением картофеля, огурца, помидора, капусты, моркови, лука, яблока, сливы и груши. Карточки с названиями овоще, фруктов.

Речевой материал:

Картошка, капуста, морковь, огурец, помидор, морковь, лук, яблоко, слива, груша, огород, сад, яблоко, груша, слива, зеленый, желтый, красный, оранжевый; «что это?»

Дидактические игры.

Задачи: активизировать познавательную деятельность детей, обучать умению различать овощи от фруктов.

Воспитатель приносит маленькую коробочку, в которой лежат вырезанные из картона изображения овощей и фруктов.

Показывает картину с деревьями, называет – Это сад. (табличка «сад»)

Показывает картину с грядками, называет – Это огород (табличка «огород»).

Раскладывает овощи и фрукты по картинам, делая преднамеренную ошибку.

Дети исправляют ошибку перекладывая правильно изображения.

Задачи: научить соотносить овощи, фрукты с табличкой и нужной банкой; развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать мелкую моторику.

На столе у педагога лежат изображения фруктов и овощей, таблички к ним; изображения банок с надписями «фрукты» и «овощи».

Педагог раскладывает перед ребенком изображения фруктов и овощей, и предлагает разложить фрукты в банку с надписью «ФРУКТЫ», а овощи в банку с надписью «ОВОЩИ»

Ребёнок раскладывает овощи и фрукты по банкам.

Задачи: научить соотносить овощи, фрукты; развитие памяти, зрительного и слухового восприятия, мыслительной деятельности; развитие мелкой моторики.

Методические рекомендации: сначала ребенок должен назвать или показать (для не говорящих) овощи и фрукты, затем разместить плоды на своих местах: на грядке или на дереве. Когда ребенок самостоятельно будет размещать плоды на грядке и на дереве, можно убрать фруктовые плоды и оставить только овощи, что растут на грядке, дать понятия о тех что, растут в земле, и те, что на поверхности.

Читайте также:  Какие_свежие_фрукты_можно_есть_при_панкреатите

Играют 2 ребёнка. Воспитатель даёт одному ребёнку картинку с изображением огорода, а другому ребёнку картинку с изображением сада. Перед детьми раскладываются картинки с изображением фруктов и овощей. Ребёнок, у которого картинка с изображением огорода собирает овощи, а ребёнок у которого картинка с изображением сада собирает фрукты.

Задачи: научить соотносить овощи и фрукты по цвету, развитие памяти, зрительного и слухового восприятия; развитие мелкой моторики.

Методические рекомендации: сначала ребенок должен назвать или показать (для неговорящих) овощи и фрукты, затем разместить плоды на поле подходящего цвета (помидор, яблоко – красное поле, огурец, капуста, груша – зеленое поле)

Играют 2 ребёнка. Воспитатель даёт одному ребёнку поле красного цвета, а другому ребёнку поле зеленого цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением фруктов и овощей красного и зеленого цвета. Дети должны разложить фрукты и овощи по цветам (один ребенок собирает овощи и фрукты красного цвета, а другой собирает овощи и фрукты зеленого цвета), при этом называя «Это огурец, он зелёный»

Источник

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ, НЕБЫЛИЦЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПО лексическим темам

Объяснить происхождение названий грибов (ягод): подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухо­мор (земляника, черника).

Логические задачи.

· На столе три стакана с ягодами. Вова съел один ста­кан. Сколько стаканов осталось на сто­ле? (Три.)

· Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вед­ра без дна. A у девочек — маленькие, зе­леные. Кто больше соберет грибов? (Де­вочки.)

· Сколько грибов можно вырас­тить из семян ели? (Из семян ели нельзя вырастить грибы.)

· Пошли две девочки в лес за грибами, a навстречу два маль­чика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки.)

· Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это чер­ная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?». – « Потому что зеленая». O чем они вели разговор? (О смородине.)

ОВОЩИ — ФРУКТЫ

Логические задачи.

· У Марины бы­ло целое яблоко, две половинки и четы­ре четвертинки. Сколько было у нее яб­лок? (Три.)

· Груша тяжелее, чем яблоко, a яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша.)

· На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты.)

· На столе — четыре груши. Одну из них разре­зали пополам. Сколько груш на столе? (Четыре.)

· В корзине три мандарина. Как их разделить между тремя мальчи­ками, чтобы каждому досталось по од­ному мандарину и один мандарин ос­тался в корзине? (Отдать мальчику мандарин в корзинке.)

Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты».

У каж­дого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить кар­тинки в конверты, выбрав принцип группировки (самостоятельно или по заданию воспитателя) по форме, цвету, величине.

Читайте также:  Календарный_план_тема_фрукты_овощи

Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь?».

У каждого ре­бенка большая карточка с изображени­ем леса (огорода, сада) и конверт с на­бором картинок (овощи, фрукты, гри­бы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки (например, «В лесу можно найти ягоды, шишки, грибы, орехи «и т.д.).

Небылицы. Дети находят несурази­цы в тексте.

Квадратный спелый помидор

В борозду скатилась ловко.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОГОРОД

Где на грядках, заселенных густо.

Редисвекла, чеслук и репуста.

Стал уже осыпаться спаржовник

Испугался бы каждый садовник

УДИВИТЕЛЬНАЯ ГРЯДКА

Логические задачи.

· На груше росло десять груш, a на иве на две груши мень­ше. Сколько груш росло на иве? (На иве груши не растут.)

· На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблони не рас­тут.)

· На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое.)

Игра «Посади дерево».

Играют двое. У каждого игрока по десять деревь­ев (у одного — елочки, у другого — берез­ки). Игровое поле — доска 16х 16 клеток.

Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву Задача — образо­вать цепочку из трех деревьев. За каж­дую вновь образованную цепочку y со­перника забирается одно дерево. Игрок, y которого остались два дерева, счита­ется проигравшим.

Словесная игра «Чересчур».

Дети должны ответить на вопросы воспита­теля.

1. Если съесть одну конфету — вкусно, приятно. A если много? (Заболят зу­бы, живот. )

2. Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много табле­ток? (Можно отравиться и даже умереть.)

3. Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, весной растает — будет много воды деревья смогут впитывать влагу и быстро расти.)

4. А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться: когда снег начнет таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погиб­нуть.)

5. А если снега в лесу очень мало? (деревьям будет холодно, они могут за­мерзнуть и погибнуть.)

6. Может ли лес начать борьбу за снег? С кем ему при­дется вступить в борьбу? (С ветром.)

Увлекательная история о там, как ветер уносит снег в свое царство-госу­дарство. Ветер о сугробы-подушки бока свои вьюгой чешет, песни поет, в буран — ревет, завывает. А деревья по краю ле­са сгибаются до земли стволами. Веточ­ками цепляются друг за друга — непро­ходимую стену возводят. Бьется ветер, да силы теряет, пока сквозь щелочки пролезает — устает. Никак ему пальчика­ми-сквознячками снежок в лесу не ухва­тить. Выстоял лес, дождался солнышка красного.

Логические задачи.

· Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели.)

· Летела стая гусей: два впере­ди, один позади, два позади, один впе­реди. Сколько было гусей? (Три гуся.)

· От чего плавают утки? (От берега.)

Читайте также:  Личи_откуда_этот_фрукт

· На од­ном берегу цыплята, на другом — утята. Посередине островок. Кто быстрее до­плывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать.)

· По дороге прыгали воробьи: один среди двух и три в ряд, один впереди и два позади. Сколько бы­ло воробьев? (Три воробья.)

· Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (Че­тыре.)

Сколько птиц? Ответь скорей!

Что сокол не сладит c вороной,

Что ночь наступает c рассветом,

Что в печке холод собачий

B правдивости c ней не сравнится!

Логические задачи.

· У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (Пять.)

· Чего больше в квартире: стульев или мебели?

· Что мо­жет быть как горячим, так и холодным? (Утюг, холодильник, плита.)

B холодильнике платья висят,

A на диване продукты лежат.

Словесная игра «Концовки».

Дети должны закончить предложение, нача­тое воспитателем.

Если стол выше стула, значит, стул. (ниже стала). Если диван шире кресла, значит, кресло. Если обеденный стол длиннее журнального стола, значит, журнальный стол. Если сервант ниже шифоньера, значит, шифоньер. Если магнитофон меньше телевизора, значит, телевизор. Если диван мягче кресла, значит, кресло. Если книжный шкаф до­роже кровати, значит, кровать. Если хо­лодильник выше плиты, значит, плита.

Игра «Переставим мебель».

Игро­вое поле разделено на шесть частей, пять из них заняты мебелью, шестая — свободна. Требуется поменять местами шкаф и диван так, чтобы при переста­новке на каждой части находилось не более одного предмета.

Посуда, пища.

Хитрые вопросы

· Что может быть как горячим, так и холодным? (Кастрю­ля, сковорода, чайник, чай, суп.)

· По чему повар ходит в белом халате? (По полу.) Что никогда не поместится в любую ка­стрюлю? (Ее собственная крышка.)

· Че­го больше на кухне: кастрюль или посуды? (Посуды.)

· Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пycтoй.)

Словесная игра «Родственники».

Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.

Сахарный песок — родственник Пес­ка, потому что. Река — родственница Песка, потому что. Ветер — родствен­ник Песка, потому что. Стекло — родст­венник Песка, потому что. Дорога — родственница Песка, потому что.

ПОВАР-НЕУМЕХА

Повар сварил из картошки компот,

От него у детей разболелся живот.

Повар сварил очень сладкие щи,

В щах апельсины и сливы ищи.

На блюдо сложил мясные конфеты,

детей угостил шоколадной котлетой.

ОДЕЖДА, ОБУВЬ

Логические задачи.

· Однажды Сте­пан собрался уходить, надел куртку без пуговиц и говорит бабушке: «Бабуля, я к Дениске сбегаю, а ты, пожалуйста, при­шей пока пуговицы к этой куртке. Сколько пуговиц сможет пришить ба­бушка? (Ни одной.)

· Мальчик вышел гу­лять в разных ботинках один — черный, а другой — желтый. Ребята посмеялись над ним, а он говорит: «Что же мне де­лать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одина­ковые?». Помогите мальчику.

КАКАЯ ОДЕЖДА?

Источник

Оцените статью