Дидактическое пособие «Овощи – фрукты»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Дидактическое пособие «Овощи – фрукты» предназначено для индивидуальной работы с детьми 3-4 лет с нарушением слуха, по развитию речи и познавательному развитию.
Пояснительная записка
Дидактическое пособие «Овощи – фрукты» представляет собой картины, изображающие сад и огород; комплект фруктов (сливы, груши, яблоки) и комплект овощей (картофель, морковь, лук, капуста, огурцы, помидоры), имеющих магнитные крепления; таблички с названиями (яблоко, груша, слива, морковь, капуста, помидор, огурец, лук, картошка, сад, огород, один, много)
Закрепить представление об овощах и фруктах.
Коррекционные задачи:
— Развивать память, мышление, зрительное и слуховое восприятие у детей с нарушением слуха с помощью игр-заданий;
— Развивать мелкую моторику рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений) через дидактический материал пособия;
— Формировать разные формы словесной речи: устной и устно-дактильной.
Образовательные задачи:
— Познакомить с фруктами и овощами.
— Совершенствовать навык глобального чтения
— Различать слухо-зрительно и на слух восприятие словаря по теме «Сад» и «Огород»
— Развивать речь детей, активизировать в речи детей понятия «овощи», «фрукты», закрепить названия овощей и фруктов.
Воспитательные задачи:
— Воспитывать интерес детей к игре.
Дидактический материал:
Две карты с изображением огорода и деревьев; на каждой грядке нарисован пустой кружок, на каждом дереве нарисованы пустые кружки; маленькие картинки с изображением картофеля, огурца, помидора, капусты, моркови, лука, яблока, сливы и груши. Карточки с названиями овоще, фруктов.
Речевой материал:
Картошка, капуста, морковь, огурец, помидор, морковь, лук, яблоко, слива, груша, огород, сад, яблоко, груша, слива, зеленый, желтый, красный, оранжевый; «что это?»
Дидактические игры.
Задачи: активизировать познавательную деятельность детей, обучать умению различать овощи от фруктов.
Воспитатель приносит маленькую коробочку, в которой лежат вырезанные из картона изображения овощей и фруктов.
Показывает картину с деревьями, называет – Это сад. (табличка «сад»)
Показывает картину с грядками, называет – Это огород (табличка «огород»).
Раскладывает овощи и фрукты по картинам, делая преднамеренную ошибку.
Дети исправляют ошибку перекладывая правильно изображения.
Задачи: научить соотносить овощи, фрукты с табличкой и нужной банкой; развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать мелкую моторику.
На столе у педагога лежат изображения фруктов и овощей, таблички к ним; изображения банок с надписями «фрукты» и «овощи».
Педагог раскладывает перед ребенком изображения фруктов и овощей, и предлагает разложить фрукты в банку с надписью «ФРУКТЫ», а овощи в банку с надписью «ОВОЩИ»
Ребёнок раскладывает овощи и фрукты по банкам.
Задачи: научить соотносить овощи, фрукты; развитие памяти, зрительного и слухового восприятия, мыслительной деятельности; развитие мелкой моторики.
Методические рекомендации: сначала ребенок должен назвать или показать (для не говорящих) овощи и фрукты, затем разместить плоды на своих местах: на грядке или на дереве. Когда ребенок самостоятельно будет размещать плоды на грядке и на дереве, можно убрать фруктовые плоды и оставить только овощи, что растут на грядке, дать понятия о тех что, растут в земле, и те, что на поверхности.
Играют 2 ребёнка. Воспитатель даёт одному ребёнку картинку с изображением огорода, а другому ребёнку картинку с изображением сада. Перед детьми раскладываются картинки с изображением фруктов и овощей. Ребёнок, у которого картинка с изображением огорода собирает овощи, а ребёнок у которого картинка с изображением сада собирает фрукты.
Задачи: научить соотносить овощи и фрукты по цвету, развитие памяти, зрительного и слухового восприятия; развитие мелкой моторики.
Методические рекомендации: сначала ребенок должен назвать или показать (для неговорящих) овощи и фрукты, затем разместить плоды на поле подходящего цвета (помидор, яблоко – красное поле, огурец, капуста, груша – зеленое поле)
Играют 2 ребёнка. Воспитатель даёт одному ребёнку поле красного цвета, а другому ребёнку поле зеленого цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением фруктов и овощей красного и зеленого цвета. Дети должны разложить фрукты и овощи по цветам (один ребенок собирает овощи и фрукты красного цвета, а другой собирает овощи и фрукты зеленого цвета), при этом называя «Это огурец, он зелёный»
Источник
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ, НЕБЫЛИЦЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПО лексическим темам
Объяснить происхождение названий грибов (ягод): подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухомор (земляника, черника).
Логические задачи.
· На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан. Сколько стаканов осталось на столе? (Три.)
· Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные ведра без дна. A у девочек — маленькие, зеленые. Кто больше соберет грибов? (Девочки.)
· Сколько грибов можно вырастить из семян ели? (Из семян ели нельзя вырастить грибы.)
· Пошли две девочки в лес за грибами, a навстречу два мальчика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки.)
· Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?». – « Потому что зеленая». O чем они вели разговор? (О смородине.)
ОВОЩИ — ФРУКТЫ
Логические задачи.
· У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (Три.)
· Груша тяжелее, чем яблоко, a яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша.)
· На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты.)
· На столе — четыре груши. Одну из них разрезали пополам. Сколько груш на столе? (Четыре.)
· В корзине три мандарина. Как их разделить между тремя мальчиками, чтобы каждому досталось по одному мандарину и один мандарин остался в корзине? (Отдать мальчику мандарин в корзинке.)
Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты».
У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверты, выбрав принцип группировки (самостоятельно или по заданию воспитателя) по форме, цвету, величине.
Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь?».
У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки (например, «В лесу можно найти ягоды, шишки, грибы, орехи «и т.д.).
Небылицы. Дети находят несуразицы в тексте.
Квадратный спелый помидор
В борозду скатилась ловко.
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОГОРОД
Где на грядках, заселенных густо.
Редисвекла, чеслук и репуста.
Стал уже осыпаться спаржовник
Испугался бы каждый садовник
УДИВИТЕЛЬНАЯ ГРЯДКА
Логические задачи.
· На груше росло десять груш, a на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (На иве груши не растут.)
· На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблони не растут.)
· На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое.)
Игра «Посади дерево».
Играют двое. У каждого игрока по десять деревьев (у одного — елочки, у другого — березки). Игровое поле — доска 16х 16 клеток.
Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву Задача — образовать цепочку из трех деревьев. За каждую вновь образованную цепочку y соперника забирается одно дерево. Игрок, y которого остались два дерева, считается проигравшим.
Словесная игра «Чересчур».
Дети должны ответить на вопросы воспитателя.
1. Если съесть одну конфету — вкусно, приятно. A если много? (Заболят зубы, живот. )
2. Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть.)
3. Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, весной растает — будет много воды деревья смогут впитывать влагу и быстро расти.)
4. А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться: когда снег начнет таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть.)
5. А если снега в лесу очень мало? (деревьям будет холодно, они могут замерзнуть и погибнуть.)
6. Может ли лес начать борьбу за снег? С кем ему придется вступить в борьбу? (С ветром.)
Увлекательная история о там, как ветер уносит снег в свое царство-государство. Ветер о сугробы-подушки бока свои вьюгой чешет, песни поет, в буран — ревет, завывает. А деревья по краю леса сгибаются до земли стволами. Веточками цепляются друг за друга — непроходимую стену возводят. Бьется ветер, да силы теряет, пока сквозь щелочки пролезает — устает. Никак ему пальчиками-сквознячками снежок в лесу не ухватить. Выстоял лес, дождался солнышка красного.
Логические задачи.
· Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели.)
· Летела стая гусей: два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (Три гуся.)
· От чего плавают утки? (От берега.)
· На одном берегу цыплята, на другом — утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать.)
· По дороге прыгали воробьи: один среди двух и три в ряд, один впереди и два позади. Сколько было воробьев? (Три воробья.)
· Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (Четыре.)
Сколько птиц? Ответь скорей!
Что сокол не сладит c вороной,
Что ночь наступает c рассветом,
Что в печке холод собачий
B правдивости c ней не сравнится!
Логические задачи.
· У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (Пять.)
· Чего больше в квартире: стульев или мебели?
· Что может быть как горячим, так и холодным? (Утюг, холодильник, плита.)
B холодильнике платья висят,
A на диване продукты лежат.
Словесная игра «Концовки».
Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.
Если стол выше стула, значит, стул. (ниже стала). Если диван шире кресла, значит, кресло. Если обеденный стол длиннее журнального стола, значит, журнальный стол. Если сервант ниже шифоньера, значит, шифоньер. Если магнитофон меньше телевизора, значит, телевизор. Если диван мягче кресла, значит, кресло. Если книжный шкаф дороже кровати, значит, кровать. Если холодильник выше плиты, значит, плита.
Игра «Переставим мебель».
Игровое поле разделено на шесть частей, пять из них заняты мебелью, шестая — свободна. Требуется поменять местами шкаф и диван так, чтобы при перестановке на каждой части находилось не более одного предмета.
Посуда, пища.
Хитрые вопросы
· Что может быть как горячим, так и холодным? (Кастрюля, сковорода, чайник, чай, суп.)
· По чему повар ходит в белом халате? (По полу.) Что никогда не поместится в любую кастрюлю? (Ее собственная крышка.)
· Чего больше на кухне: кастрюль или посуды? (Посуды.)
· Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пycтoй.)
Словесная игра «Родственники».
Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.
Сахарный песок — родственник Песка, потому что. Река — родственница Песка, потому что. Ветер — родственник Песка, потому что. Стекло — родственник Песка, потому что. Дорога — родственница Песка, потому что.
ПОВАР-НЕУМЕХА
Повар сварил из картошки компот,
От него у детей разболелся живот.
Повар сварил очень сладкие щи,
В щах апельсины и сливы ищи.
На блюдо сложил мясные конфеты,
детей угостил шоколадной котлетой.
ОДЕЖДА, ОБУВЬ
Логические задачи.
· Однажды Степан собрался уходить, надел куртку без пуговиц и говорит бабушке: «Бабуля, я к Дениске сбегаю, а ты, пожалуйста, пришей пока пуговицы к этой куртке. Сколько пуговиц сможет пришить бабушка? (Ни одной.)
· Мальчик вышел гулять в разных ботинках один — черный, а другой — желтый. Ребята посмеялись над ним, а он говорит: «Что же мне делать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одинаковые?». Помогите мальчику.
КАКАЯ ОДЕЖДА?
Источник