- Синтаксический разбор предложения.
- Пример синтаксического разбора простого предложения.
- Пример разбора сложного предложения.
- Проведите синтаксический разбор предложения живым духом пополнились леса кусты травы листья
- Проведите синтаксический разбор предложения живым духом пополнились леса кусты травы листья
- Контрольный диктант за 3 четверть с анализом ( 9 класс)
- Проведите синтаксический разбор предложения живым духом пополнились леса кусты травы листья
Синтаксический разбор предложения.
Синтаксический разбор предложения в русском языке осуществляется по схеме ответов на следующие вопросы:
1) Каково данное предложение по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное или вопросительное).
2) Какова эмоциональная окраска предложения ? (Восклицательное или невосклицательное).
3) Сколько грамматических основ есть у данного предложения? (Простое – одна основа, сложное – две и более).
Далее, если предложение простое:
4) Односоставное предложение или двусоставное? (Если имеется и подлежащее, и сказуемое – то двусоставное, если только один главные член – то односоставное).
5) Распространенное предложение или нераспространенное? (Есть ли второстепенные члены предложения?).
6) Осложненное предложение или неосложненное?(Имеются ли однородные члены, вводное слово, причастный/деепричастный оборот, обращение?)
7) Какими частями речи выражены все члены предложения? Подчеркните все члены предложения.
8) Составьте схему предложения, обозначив грамматическую основу и осложнение, если таковое присутствует.
Если предложение сложное, то следуем следующей схеме.
4) Какая связь имеется в сложном предложении: союзная или бессоюзная?
5) Какой именно способ связи используется в предложении: подчинительная, сочинительная или интонация?
6) На основе ответа на предыдущий пункт, обозначить, к какому типу сложного предложения относится данное: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное?
7) Следуя инструкции разбора простого предложение, разобрать каждую из частей сложного предложения.
Пример синтаксического разбора простого предложения.
В букете были розы и лилии.
Устный разбор простого предложения.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное; грамматическая основа: розы и лилии были; распространенное, осложнено однородными подлежащими.
Письменный разбор простого предложения.
Повест., невоскл., прост., двусост., г/о розы и лилии были, распростр., осложн. однород. подл.
Пример разбора сложного предложения.
В букете были розы и лилии, но ей больше нравились тюльпаны.
Устный разбор сложного предложения.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, предложения связываются сочинительным союзом «но», сложносочиненное предложение. Первое предложение двусоставное, грамматическая основа розы и лилии были; распространенное, осложнено однородными подлежащими. Второе предложение двусоставное, грамматическая основа: тюльпаны нравились, распространенное, не осложнено.
Письменный разбор сложного предложения.
Повеств., невоскл., сложн., сложносоч., с союзом но. 1-е ПП: двусост., г/о розы и лилии были, распр., осложн. однор. подл. 2-е ПП: двусост., г/о: тюльпаны нравились, распростр., не осложн.
Источник
Проведите синтаксический разбор предложения живым духом пополнились леса кусты травы листья
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта и программы по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала за 9-й класс и направлено на повторение предыдущего:
— правописание проверяемых безударных гласных;
— правописание непроверяемых безударных гласных;
— написания непроизносимых согласных в корне слова;
— правописание окончаний прилагательных и причастий;
— написание не с наречиями и глаголами;
-правильное написание наречий;
— написание н-нн в прилагательных и причастиях;
— написание сложных существительных.
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении
— при обособленных членах предложения.
Грамматические задания направлены на выявления умений:
1.делать фонетический разбор слова;
2. разбора слова по составу;
3.производить морфологический разбор прилагательного;
4. синтаксического разбора предложения
Тайга дышала, просыпалась, росла.
Сердце моё трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листике, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев — повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.
И каждая роняла крошечную блёстку света, но, слившись вместе, эти блёстки заливали сиянием торжествующей жизни всё вокруг.
Ещё ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белёсая глубь небес всё таяла, таяла, обнажая блёклую, прозрачно-льдистую голубизну, в которой всё ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.
Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья. Снова защёлкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умывался лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костёр наш, едва тлевший, воспрял, щёлкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнём.
Солнце во всём сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки.
Грамматические задания
1.Разобрать слова по составу:
Хвоинке, крошечную, железнолобые — 1-й вариант
размоина, раскрошившихся, речонки — 2-й вариант
2. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:
Из 1,2,3-го абзацев — 1-й вариант из остального текста — 2-й вариант
3. Сделать морфологический разбор прилагательного:
Ломких — 1-й вариант текущих — 2-й вариант
4. Произвести синтаксический разбор предложения:
Солнце во всём сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки.
Источник
Проведите синтаксический разбор предложения живым духом пополнились леса кусты травы листья
Найдите сложные бессоюзные предложения:
Тайга дышала, просыпалась, росла.
Сердце мое трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев – повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.
И каждая роняла крошечную блестку света, но, слившись вместе, эти блестки заливали сиянием торжествующей жизни все вокруг.
Еще ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белесая глубь небес все таяла, таяла, обнажая блеклую, прозрачно – льдистую голубизну, в которой все ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.
Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья. Снова защелкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костер наш, едва тлевший, воспрянул, щелкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнем.
Солнце во всем сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки.
Тайга дышала, просыпалась, росла. Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья. Солнце во всем сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки.
Источник
Контрольный диктант за 3 четверть с анализом ( 9 класс)
С ердце моё трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев – повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.
И каждая роняла крошечную блёстку света, но, слившись вместе. Эти блёстки заливали сиянием торжествующей жизни всё вокруг.
Е щё ни один луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белесая глубь небес всё таяла. Таяла, обнажая блёклую, прозрачно-льдистую голубизну, в которой всё ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.
Ж ивым духом пополнились леса , кусты, травы, листья. Снова защёлкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костёр наш , едва тлевший, воспрянул, щёлкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнём.
Солнце во всём сиянии поднялось над лесом. Пробив его из края в край пучками ломких спиц , раскрошившихся в быстро текущих водах речонки.
Всего в классе: 5 чел. Писали:
Написали на «5» — чел. , «4» — чел., «3» — чел. «2» — чел.
1. знаки препинания в БСП — чел.,
2. обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий — чел.,
3. знаки препинания в предложениях с однородными членами — чел.
4. обособление определений — чел.,
5. правописание приставок на з-с — чел.,
6. правописание безударных гласных — чел.
Источник
Проведите синтаксический разбор предложения живым духом пополнились леса кусты травы листья
Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:
Из 1,2,3-го абзацев — 1-й вариант из остального текста — 2-й вариант
Тайга дышала, просыпалась, росла.
Сердце моё трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листике, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев — повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.
И каждая роняла крошечную блёстку света, но, слившись вместе, эти блёстки заливали сиянием торжествующей жизни всё вокруг.
Ещё ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белёсая глубь небес всё таяла, таяла, обнажая блёклую, прозрачно-льдистую голубизну, в которой всё ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.
Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья. Снова защёлкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умывался лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костёр наш, едва тлевший, воспрял, щёлкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнём.
Солнце во всём сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки.
1 вариант. Согласование : крошечную( прил., зависимое) ( какую? ) блестку ( сущ. х ), на каждом ( местоим. , зависимое) ( на каком? ) листике ( х, главное, сущ.). Управление : в венцах( х , сущ.) ( чего? ) соцветий( зависимое, сущ. ) , блестку( сущ., х ) ( чего ? ) света( зависимое,сущ.). Примыкание : повсюду ( нар. х ) ( где ? ) мерцали ( глаг.,х ), мерцали( глаг.( х ) ( как ? ) светясь ( дееприч. , зависимое).
2 вариант. Управление : поднялась ( х, глагол ) ( над чем ? ) над лесом ( зависимое, сущ. с предлогом), пробив ( х деепричаст.) ( чего ? ) ее ( местоим., зависимое). Согласование : ломких ( прил., завис.) ( каких ? ) спиц ( сущ., х ), костер( сущ., х) чей? наш ( местоим., х ). Примыкание : поднялось ( х, глагол) ( как ? ) пробив ( дееприч., зависимое), щелкнул ( глагол, х) ( как ? ) разбрасывая ( дееприч., завис.)
Источник