- Сеть удобных дорожек и тропинок на вашем участке
- Продумываем маршрут
- Определяем иерархию дорожек
- Планируем ширину
- Прямые или извилистые?
- Выбор материала
- Гости срезают путь и вытаптывают газон? 3 совета, как правильно проложить дорожки на участке.
- 1. Не торопитесь мостить!
- 2. Семь раз проверь!
- 3. Не оставляйте выбора
- Оптимальная ширина дорожек
- Проблема стихийных троп: кто и зачем вытаптывает газоны?
- Представьте: вы идёте по парковой дорожке. На пути развилка – вымощенная дорожка и протоптанная тропа, срезающая угол по газону. Куда вы пойдёте? На онлайн-лекции от Института дизайна и урбанистики ИТМО эксперт Стив Каддинс осветил проблему стихийных троп: что делает с городским ландшафтом «стадное чувство» и можно ли предсказать, где люди будут ходить.
- Что такое стихийные тропы?
- Почему это проблема?
- Причина появления троп – в ошибке проектировщиков?
- Что важнее выбрать при разработке проекта: красоту или удобство?
- Можно ли бороться со стихийными тропами?
- Как нужно благоустраивать территорию, чтобы стихийные тропы не возникали?
- Почему всё равно не получается без ошибок?
- Как автоматизировать, если времени на анализ недостаточно?
- Стихийные тропы и математика
Сеть удобных дорожек и тропинок на вашем участке
Казалось бы, если на участке проложены дорожки, ходить должны только по ним. Но так бывает не всегда. Порой мы срезаем углы и прокладываем незапланированные маршруты через газон, затаптываем клумбы с одними растениями, чтобы подойти к другим. Одно из объяснений этому – неправильно спланированные дорожки, которыми неудобно пользоваться.
Чтобы избежать подобных ошибок, давайте рассмотрим дорожно-тропиночную сеть именно с этой точки зрения – удобства и функциональности.
Главные критерии, которыми руководствуются при разбивке дорожек в частных домовладениях, – удобство, функциональность, стилевое соответствие
Продумываем маршрут
Все садовые дорожки условно можно разделить на функциональные и декоративные (прогулочные).
Первые соединяют объекты на участке – дом, летнюю кухню, беседку, баню, зону барбекю , гостевой домик. Поскольку по ним ходят не ради прогулки, а чтобы быстрее попасть в нужную точку, они должны пролегать по кратчайшему маршруту.
Хорошо, когда функциональные дорожки закольцованы и всегда можно попасть к нужному объекту, не возвращаясь в исходную точку. Заранее обдумайте, какие зоны в саду нужно соединить между собой. В противном случае возникнет ситуация, описанная в начале статьи, и вы будете протаптывать дополнительный удобный путь.
Совсем другой подход к планированию прогулочных тропинок. Они петляют по участку, выводят к красивым уголкам сада. При этом могут соединять различные зоны на участке, но не по самому короткому маршруту, а по самому привлекательному.
Не забудьте про дорожки, ведущие к хозяйственным постройкам, инженерным коммуникациям, в огород. Некоторые из них можно не включать в основную сеть. К примеру, зачем вашим гостям, прогуливаясь по саду, проходить мимо компостной кучи или площадки для сушки белья? Обычно к таким местам прокладывают отдельные тропинки и о том, куда они ведут, знают только хозяева.
Определяем иерархию дорожек
Формировать сеть начинаем с главной дорожки. Она соединяет значимые объекты на участке и обычно самая нагруженная и широкая.
От нее ответвляются второстепенные направления, углубляющиеся в ландшафт, – к огороду, садовому водоему, скамейке. По ним меньше ходят, поэтому они могут быть более узкими.
Третью позицию в условной иерархии занимают соединительные тропинки. Это та часть сети, которая обеспечивает кратчайшие переходы между разными уголками сада.
Планируем ширину
При определении ширины дорожки руководствуемся правилом – чем чаще она используется, тем шире должна быть.
- Центральная аллея, идущая от калитки к дому, и главная садовая дорожка должны быть не менее 120 см в ширину, чтобы два человека могли свободно идти рядом.
- Стандарт для второстепенных и прогулочных дорожек – 80–100 см.
- Для соединительных тропинок и проходов, ведущих в глубь сада, к узлам коммуникаций, достаточно ширины в 60 см, чтобы мог пройти один человек.
Этот параметр определяют и по другим критериям. К примеру, если на участке есть огород, дорожка должна быть достаточно широкой, чтобы по ней можно было проехать с тачкой. По краям ничего не высаживают. Ребенок любит кататься на квадроцикле? Учтите это при планировании, иначе он будет ездить по газону.
Соизмеряйте ширину мощения с размерами сада. На большом участке нельзя делать слишком узкие дорожки – они будут выглядеть как нитки.
Если есть сомнения по поводу ширины, корректируйте ее в большую сторону. Это всегда лучше, чем получить слишком узкую тропинку
Прямые или извилистые?
Прямые линии предпочтительны, если этого требует стиль ландшафтного дизайна. Так, без строгой геометрии не обойтись в регулярных садах, к ней тяготеют некоторые современные стили, например минимализм, хай-тек.
Если же стилистика участка позволяет, лучше делать извилистые края и плавные изгибы. Вспомните, как мы не любим прямые углы и при малейшей возможности их срезаем. Так, может, лучше сразу сделать закругления и не вытаптывать траву?
Извилистая дорожка может иметь и практическую пользу. Прокладывая ее, вы направляете своих гостей туда, куда считаете нужным, и уводите от нежелательных для посещения мест.
Выбор материала
Если ширина и конфигурация дорожек позволяет, лучше всего их делать из тротуарной плитки.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/sad_dizain/set-udobnyh-dorojek-i-tropinok-na-vashem-uchastke-5d22f43223e23600adbfc1a5
Гости срезают путь и вытаптывают газон? 3 совета, как правильно проложить дорожки на участке.
Именно от дорожек зависит, насколько удобно будут перемещаться по участку. Многие из нас прокладывают их интуитивно, по принципу «я так вижу». Некоторые все планируют изначально: чертят план, наносят на него строения и дорожки. Но.
… гладко было на бумаге. Гости и домочадцы упорно продолжают срезать углы, прокладывая свои маршруты прямо по засеянному газону мимо замощенных дорожек. Это означает одно – дорожки проложены неправильно! Мы предлагаем два простых решения, как избежать ошибок.
1. Не торопитесь мостить!
После того как уложена плитка, исправить ошибки будет сложно. Для начала разровняйте землю, слегка засейте травкой и. пригласите гостей. Через короткое время участок покроется сеткой всевозможных тропок, соединяющих основные места участка. Сразу станет понятно, какой маршрут важнее, какой ширины должна быть здесь дорожка. Не сомневайтесь, протоптанные маршруты будут самыми оптимальными.
2. Семь раз проверь!
И все равно не торопитесь 🙂 В течение одного-двух сезонов протестируйте намеченную дорожную сеть. А чтобы было сухо, замульчируйте дорожки. Подойдут любые древесные отходы мелкой фракции: опилки, измельченные веточки и кора и т. п. Если маршрут оказался неудобным, то про дорожку можно будет просто забыть. Если же маршрут удобен, очертания дорожки можно подправить и положить мощение.
3. Не оставляйте выбора
Если вопреки кратчайшему маршруту дорожке пришлось придать слегка изогнутые очертания, старайтесь обыграть это посадками. Разместите на повороте группу кустарников или разбейте цветник, чтобы при всем желании ваши гости и домочадцы не смогли срезать путь «напрямки» и вынуждены были двигаться вдоль композиции.
Оптимальная ширина дорожек
- От ворот к дому. Самый главный и значимый маршрут. Дорожка должна быть широкой, не менее 1,5 м, чтобы приехав на дачу, домочадцы вместе с вещами смогли побыстрее добраться до дома.
- Между домом и строениями на участке (беседка, бассейн, зона отдыха). Ширина 1-1,2 м, чтобы по дорожке смогли пройти два человека.
- К хозяйственным постройкам. Для дорожки к теплице и хозблоку достаточно 60-80 см.
- Отмостка вокруг дома. Лучше не скупиться и сделать шириной не менее 1 м. Так вы получите отмостку и дорожку одновременно.
- Прогулочные дорожки по саду. Ширины достаточно 60-80 см.
- Дорожки в огороде. Оставляют проходы, чтобы можно было ПРИСЕСТЬ, не задевая соседнюю грядку.
Если советы показались вам полезными, ставьте лайки и пишите комментарии!
Это канал «Мой любимый Дом»! 🏡 Подписывайтесь ЗДЕСЬ на наш канал! Мы пишем о дизайне интерьеров, оформлении, ремонте – обо всем, что делает ваш дом уютным и теплым!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/mldom/gosti-srezaiut-put-i-vytaptyvaiut-gazon-3-soveta-kak-pravilno-prolojit-dorojki-na-uchastke-5e9afbfdbf815f19d3c13a98
Проблема стихийных троп: кто и зачем вытаптывает газоны?
Представьте: вы идёте по парковой дорожке. На пути развилка – вымощенная дорожка и протоптанная тропа, срезающая угол по газону. Куда вы пойдёте? На онлайн-лекции от Института дизайна и урбанистики ИТМО эксперт Стив Каддинс осветил проблему стихийных троп: что делает с городским ландшафтом «стадное чувство» и можно ли предсказать, где люди будут ходить.
Что такое стихийные тропы?
Стихийные тропы появляются не в местах «праздного шатания». Они образуются там, где люди спешат на работу и создают себе кратчайший путь – экономят время и усилия на обход пары метров. Есть мнение, что тропинки через газоны – это отражение близости человека и природы в городских условиях. Грязь, которую мы месим ногами и разносим по чистым улицам, – частичка природы в городской суете.
Почему это проблема?
В первую очередь, стихийные тропы – причина грязи на улицах: пыль, слякоть, лужи. Болото, одним словом. Тропы так или иначе возникают из-за сложного выбора людей: пройти два метра по нормальной дорожке или вытоптать тропу. Экономия времени – не больше двух минут. Кроме того, в устранение бесконечных троп вкладываются большие деньги из городского бюджета. Вкладываются, как в действительное болото. Много и бесполезно.
Причина появления троп – в ошибке проектировщиков?
Люди бесконечно вытаптывают новые тропы, и средства на восстановление ландшафта уходят впустую. Путь к решению проблемы – в продуманности территории. Каждый дизайнер-проектировщик мечтает, чтобы всё было красиво, а дорожки создавали неповторимый узор. Проблема в том, что для большинства людей извилистый рисунок просто неудобен. Городские проектировщики работают не с парками Версаля, а с серыми буднями. Территории здесь используют не для неспешных прогулок. Об этом нужно помнить – во дворах узор из клумб никто не оценит. Опыт показывает, что проще сделать красиво, чем удобно. Именно это в реальности приводит к вытаптыванию троп.
Что важнее выбрать при разработке проекта: красоту или удобство?
Бесполезность выбора в пользу красоты в том, что всё равно получится не так, как хотел архитектор. Зачастую система дорожек образуется стихийно, а потом уже люди к ним привыкают. Естественно, при виде этих дорожек сверху любой дизайнер схватится за сердце – в хаосе троп нет ни рисунка, ни симметрии. В реальности люди смотрят с высоты своего роста, а не с высоты птичьего полёта, и поэтому не оценят по достоинству задумку архитектора. Какую бы красоту ни старались навести дизайнеры, люди всё равно будут идти кратчайшим путём. Им просто удобнее, когда дорожки ведут туда, куда нужно.
Можно ли бороться со стихийными тропами?
Классика борьбы с тропами – в запретах. Установке табличек или перекопке тропинки, огораживании её забором. Иногда ставят вазы прямо посреди широкой пешеходной тропы. Едва ли подобный абсурд поможет. Люди умеют ходить между вазонами, представляете? Нельзя просто огородить тропинку и думать, что теперь все будут делать вынужденный крюк – трава даже не успеет вырасти, как люди снова пойдут по этой тропе. Кратчайший путь всегда более удобный. Попытки борьбы с тропами редко приводят к победе, но всегда становятся причиной растраты бюджета.
Как нужно благоустраивать территорию, чтобы стихийные тропы не возникали?
Главное – думать об удобстве пешеходов ещё на стадии проектирования территории. При этом лучше всего отталкиваться от расположения домов, популярности окружных магазинов и прочих деталей. Но если есть территория, на которой уже сложились стихийные тропы, нужно пользоваться этим. Планировать пешеходную сеть на основе троп.
Почему всё равно не получается без ошибок?
Мало кто из заказчиков задумывается об удобстве – важна картинка и красота. Для детального прогнозирования, где и кто будет ходить, нужно время. И дополнительные средства. Этого нет, и редкий заказчик понимает, зачем вообще планировать пешеходную сеть. Кроме того, сказывается отсутствие опыта – в университетах почти не учат планированию оптимальных сетей дорожек.
Как автоматизировать, если времени на анализ недостаточно?
Существуют разработанные системы, которые позволяют спрогнозировать, где на территории могут образоваться стихийные тропы и какими из них будут активно пользоваться пешеходы. При помощи такой системы моделирования анализируют конкретную территорию, что существенно экономит не только время и силы, но и бюджет. Программа работает на основе главных деталей, которые проектировщик указывает заранее: расположение зданий, места для клумб, площадок и парковок. Её алгоритм довольно точно помогает заранее предугадать, где люди будут ходить. Получается, вполне возможно предсказать, куда людей поведут ноги.
Текст: Юлия Тутубалина
Иллюстрация: Юлия Саликеева
Источник статьи: http://razvilkaspb.com/stihijnye-tropy/
Стихийные тропы и математика
Козья тропа, бычий след, путь желания, коровий путь и даже мудрость толпы.
Как рассказывала моя тетя, мой рано погибший папа, который вырос в украинской деревне и служил в армии в бывшем Кенигсберге с сохранившейся немецкой инфраструктурой, ходить по «бычьим тропам» не любил.
А вот академик Ландау, руководивший строительством новосибирского Акадегородка, наоборот отдал распоряжение заасфальтировать те дорожки, которые были стихийно проложены научными сотрудниками.
Актуальна проблема дорожек и для нашего замкадного района Москвы https://www.zelenograd.ru/news/43244/
В интернете можно интересных материалов на разных языках, рассказывающих о научных аспектах решения проблемы стихийных дорожек.
Интересно, что с о времени первых пешеходных обследований в 1960-х годах стало ясно, что кажущееся «хаотичное» движение пешеходов подчинено определенным закономерностям.
А также о ни обладают некоторыми характерными свойствами, которые активно изучает Дирк Хельбинг.
Чешские ученые обнаружили http://gisak.vsb.cz/GIS_Ostrava/GIS_Ova_2013/proceedings/papers/gis20135099b9f845ed0.pdf
что путем добавления всего лишь 5-6% новых дорожек можно сократить время пешеходного транзита почти на 30%.
В Иркутске также заинтересовались проблемой стихийных троп http://gorodinache.org/short-cuts/
А что заставляет горожан протаптывать дорожки параллельно официальным? За возникновением таких тропинок чувствуется вполне осознанный выбор. Возможно, кто-то просто не хочет идти рядом с дорогой и дышать выхлопными газами, кто-то избегает других пешеходов, выгуливая собаку, кому-то эти же пешеходы мешают делать пробежку.
Неудачно проложенные пешеходные дорожки — типичная проблема благоустройства дворов и парков. Дорожки не ведут туда, куда нужно пешеходам, делают непонятные крюки или внезапно преграждаются клумбами и газонами. При проектировании разработке пешеходной дорожной сети не уделяется достаточно внимания, так как на это часто не хватает бюджета и времени. О ее удобстве никто не задумывается, а рисуют так, чтобы красиво выглядело на плане. Итогом этого являются стихийные тропы, возникающие на месте газонов и клумб, порча благоустройства, перенос на ногах пешеходов земли с газонов на асфальт, грязь.
Наш проект предлагает решение этой проблемы. Вместо того, чтобы тратить дорогое время специалистов на поиск проблем в пешеходной инфраструктуре, мы предлагаем тратить дешевое процессорное время, симулируя поведение будущих пешеходов на компьютере с помощью разрабатываемого нами алгоритма. Этот алгоритм обработает карту местности (план района, двора или парка) и покажет места, в которых пешеходы, скорее всего, будут ходить по газонам. Проектировщику останется только учесть рекомендации алгоритма, нарисовав несколько линий в своей САПР и добавив в этих местах дорожки.
Источник статьи: http://klarissa45.livejournal.com/94214.html