«Беседа о правилах поведения в лесу» старшая группа
1. Содействовать формированию у детей отзывчивости, понимания.
2. Воспитывать у детей воображение
Предварительная работа: Слушание с детьми произведения П.Чайковского «Подснежник». Беседа после слушания, о птицах ,времени года.
Материалы: Аудиозапись «Птичьи голоса»; Красная книга России; персонаж из сказки «Старичок-лесовичок», картины с изображением леса, схематичные рисунки правил поведения в лесу.
Воспитатель. Ребята, нам пришло письмо от Лесовичка, он очень взволнован потому, что в лесу где он живет, побывали дети. Они сорвали цветы, побросали их, потоптали грибы – мухоморы, разрушили муравейники, и шумели так, что все птички по вылетали из леса. Они очень навредили природе. Этот вред очень велик. Лесовичок говорит, что растения, букашки, зверюшки, птички, могут исчезнуть навсегда. А без них наша с вами жизнь невозможна. Люди не смогут слушать птичье пение. Все это потому, что некоторые дети, а может и взрослые не знают правила поведения на природе. Он нас просит, чтобы мы помогли ему спасти лес и узнали правила поведения в лесу. Как вы считаете, мы можем помочь Лесовичку.
Послушайте сначала стихотворение О.Ю. Косарева «Старичок-лесовичок».
В лесу иногда, в день погожий,
Он любит тепло, шубу с мехом,
Смеётся он ласковым смехом,
Он в валенках тех- даже летом
Воспитатель. Для чего люди ходят в лес?
Мы приходим туда, чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и трав, послушать тихую музыку леса: шелест листьев на ветру, пение птиц, жужжание жуков. Ребята, отправимся в гости к Лесовичку? А теперь, закройте глаза и послушайте.
(Звучит запись «Голоса птиц»)
Воспитатель. Каких птиц по голосам вы узнали?
Дети. Грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, строительный материал.
Воспитатель. Вспомните ребята, что делали люди в старину из дерева?
Дети. И дома рубили, и посуду вырезали, лодки строили, игрушки для детей делали.
Воспитатель. Как вы думаете, какие предметы из дерева делать нельзя?
Воспитатель. А почему лес- аптека?
В лесу много лекарственных трав. Воздух тоже лечит.
Воспитатель. А как лес может обогреть человека?
Человек дровами обогревает дом, а дрова- это деревья, которые росли в лесу.
Воспитатель. Посмотрите вокруг, что ещё вы видите?
Воспитатель. Чем для них является лес?
Воспитатель. Правильно ребята. Лес-это дом для растений, животных, грибов.
Вы должны запомнить: лес наш друг и помощник. И относиться к нему надо, как к другу, бережно и внимательно.
Воспитатель. Как это бережно относиться?
Дети. Деревья не ломать, животных не пугать, не сорить, костер не разжигать.
Воспитатель. Молодцы! А ещё нельзя цветы рвать. Есть люди, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов. Ребята, надо ли рвать цветы?
Воспитатель. Многие растения становятся редкими из- за того, что люди их рвут. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.
«Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок,
Если вместе: я и ты, Если мы сорвём цветы.
Опустеет вся планета и не будет красоты.
Цветок, выросший на поляне, находится у себя дома. К нему прилетают бабочки, шмели. Они питаются нектаром и опыляют растения. После цветения появляются семена, попадут в землю, из них вырастут новые цветы. Может мы сорвём цветок только для того, чтобы полюбоваться им? Конечно нет! Для букетов люди специально выращивают садовые цветы.
Мы вспомнили одно правило поведения в лесу, но правил много. Я их нарисовала, чтобы вам легче было их запомнить. Посмотрите на эту картинку. ( На руке рвущей цветы, поставлен знак Х, все другие правила изображены аналогично) Назовите правильно.
Постояли мы на лесной полянке, полюбовались цветами и дальше пошли. Вдруг увидели мухомор- ядовитый гриб. Как поступите: пройдете мимо или собьёте ногой, растопчите? Объясните, почему нельзя сбивать в лесу несъедобные грибы? (Грибы служат для животных лекарством и пищей. Грибы украшают лес.) Найдите правило о лесных грибах.
Идем дальше и видим на земле у старых ёлок чей -то домик из иголок. Что это за домик и кто в нём живёт? Интересно посмотреть, что делают муравьи в своём муравейнике? Рядом с муравейником валяется палка. Может быть возьмём её и разворошим муравейник? Обойдём муравейник, чтобы его не разрушать и подумаем, для чего нужны муравьи лесу? Почему муравья называют санитаром леса? Найдите среди картинок правило о мураьях.
Слушая пение птиц, дети на ветках дерева видят птичье гнездо. Оно совсем низко, даже видны птичьи яйца в нём. Побежим к нему? Может быть возьмём яйца? Они красивые, голубенькие в крапинку. А вот ещё гнездо, в нём голые птенцы. Наверное замёрзли? Подержим их в руках, погреем и обратно положим? Можно ли так поступать? Нельзя близко подходить к гнезду. Птицы- родители не бросили птенцов, они испугались нас и летают где-то поблизости. Как только мы уйдём, они подлетят к гнезду, согреют и накормят птенцов. Найдите рисунок с правилами о птичьих гнёздах и послушайте стихотворение:
Гнездо на ветке- птичий дом, Вчера птенец родился в нём,
Ты птичий дом не разоряй, И никому не позволяй.
Ребята, мы всё время идём по тропинке. Можно ли в лесу ходить и бегать по траве? Найдите правило, в котором говорится, что в лесу нужно ходить по тропинкам. Почему? Потому что в траве живёт много насекомых, мы их можем раздавить. Некоторые птицы делают гнёзда на земле в высокой траве, мы можем наступить на гнездо.
Вот на цветок села бабочка, поймаем её, какие у неё красивые крылья. У кого сачок, ловите скорей! Можно ли так поступать? Для чего нужны в лесу бабочки, жуки, стрекозы, шмели. (насекомые опыляют цветы, украшают природу, насекомые- корм для птиц, лягушек, жаб, ежей) Рассмотрим картину с правилами, о чём оно говорит? Правило говорит, что не нужно в лес приходить с сачком, не нужно ловить насекомых.
Воспитатель. Кто слышал про «Красную книгу»? Что это за книга?
Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.
Воспитатель. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
По их вине возникают экологические проблемы леса. Послушайте стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез…Речь идет о вырубке леса.
Жгли костер, в футбол играли.
Воспитатель. Верно ли вели себя отдыхающие? Что случится, если люди не будут выполнять правила? Исчезнут цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся звери. Лес будет скучным, унылым и некрасивым. Лес-это праздничный стол, а на нем ягоды, орехи, грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как вести себя в лесу. Давай те вспомним, что же это за правила?
-Не оставлять мусор в лесу.
-Не ломать ветки и деревья.
-Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
-Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
— Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить свое потомство, которое без мамы погибнет.
— Не рвать цветы, они быстро вянут.
-Не ловить бабочек, жуков, птиц, животных. Убирать за собой мусор…
Руки согнули, кисти встряхнули-
В стороны руки, плавно помашем-
Как они тихо садятся, покажем-
Дети увидели домик Лесовичка
Большое спасибо вам, ребята. Вы мне очень помогли. Я думаю, что теперь в моём лесу будет всегда порядок, никто никогда не станет губить природу, а будет её любить и относится к ней бережно. А вы, ребята, уже большие, будите выполнять эти правила и рассказывать о них маленьким детям и взрослым.
— А теперь нам с вами пора отправляться в детский сад. Но давайте сначала послушаем еще раз звуки леса. А для этого садитесь и закройте глаза .Дети слушают звуки леса. Давайте скажем нашему лесу большое спасибо и взявшись за руки мы с вами отправимся в садик. Ребята с речевкой по тропинке возвращаются в сад.
Просмотров всего: , сегодня:
Источник