Проектирование цветников правило золотой пропорции

Ландшафтный дизайн: правило золотого сечения

На страже красоты и эргономики вашего загородного участка всегда находится ландшафтный дизайн – комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию эстетических параметров газонов, клумб, кустарников и деревьев, а также основополагающих объектов земляных наделов и элементов декора. И несмотря на кажущуюся простоту и логичность готовых решений, ландшафтный дизайн в Кирове и любых других городах – это лишь доля импровизации, в остальном имеет место свод важных правил и ключевых принципов. Но так ли это на самом деле?

Как создается профессиональный ландшафтный дизайн?

Любой грамотный дизайнер скажет, что настоящий ландшафтный дизайн – это целая совокупность правил и принципов, которым следуют опытные специалисты. Единство стиля, лаконичность и простота, правило доминанты – все это, безусловно, важная теория, однако, ни один ландшафтный дизайн в Кирове невозможно представить без правил геометрических форм.

Принцип золотого сечения – важное требование, которое учитывает действительно грамотный ландшафтный дизайн.

Киров знает десятки примеров, когда именно это правило позволило дизайнеру подготовить сногсшибательный проект, который получил отличное практическое воплощение. Осталось разобраться, что представляет собой принцип золотого сечения.

Ландшафтный дизайн: соотношение размеров

В целом, принцип золотого сечения основывается на использования определенных пропорций, что касается размеров, форм, цветов и расположения ключевых элементов.

Примером могут служить габариты и формы кустарников, деревьев, цветов: используя градацию от большего к меньшему, вы сможете упорядочить процесс воплощения ландшафтного дизайна. Выглядеть это может следующим образом:

  1. Сначала высаживаются крупные деревья округлой формы и различных форм листьев;
  2. Далее следуют кустарники (невысокие или игольчатые кусты) меньшей высоты;
  3. Нижний ряд – цветочные клумбы, имеющие самую скромную высоту.

При этом, ландшафтный дизайн в Кирове, как и любом другом городе, предполагает использование формы разностороннего треугольника.

Например, высота первого яруса – 8 частей, второй – 5 частей, а третьей – 3 части. В итоге получается гармоничный ряд: с любого ракурса окажутся заметны все три компонента дизайна, что и является одной из ключевых целей. То же самое касается расположения ключевых элементов ландшафтного дизайна на участке: если посмотреть на границы сверху, также вполне может получиться разносторонний треугольник, созданный по принципу золотого сечения.

Золотое сечение и ландшафтный дизайн: пропорции

Теперь настало время отметить, а каким именно пропорциям необходимо следовать, если вы выбираете профессиональный ландшафтный дизайн. Киров способен привести десятки различных вариантов, однако, всегда можно назвать те, которые используются чаще всего: 3:5; 5:8; 8:13; 13:21.

Ландшафтный дизайн предполагает использование пропорций золотого сечения т.к. вся природа и мир в целом устроен по этим правилам.

Да и само разделение следует считать условным, ведь исходить следует из индивидуальных особенностей каждого отдельно взятого проекта – это серьезное решение, требующее основательного подхода. Ведь ландшафтный дизайн должен органично смотреться и вызывать положительные эмоции для человека, то есть приносить эстетическое удовольствие. Правило троицы в ландшафтном дизайне действует при выборе: трех форм, трех цветов, трех высотТо есть, гармония использования в посадках трех форм растений, трех разных цветов разной высоты. Здесь надо вспомнить пропорции золотого сечения 8:5:3 или правило — целое относится с большему, как большее к меньшему. Отсюда главная рекомендация: брать компоненты в разных долях.

  • Форма. В композиции растений необходимо предусмотреть различные формы растений. Небольшие растения будут служить дополнением высоким и объемным. Это правило применимо и к форме листьев.
  • Высота. Посадка растений происходит таким образом, чтобы был организован хороший вид со всех сторон и ни одно из них не загораживало другое.
  • Цвет. Например, создать клумбу в бело-жёлтых тонах. По правилу троицы необходимо определить, какого тона будет больше, белого или жёлтого и конечно в небольшой пропорции внести третий цвет, например, оранжевый.

Оптимальный ландшафтный дизайн

Но несмотря на наличие различных правил, принципов и прочих требований, ландшафтный дизайн в Кирове, Москве, Казани и любом другом городе – это, прежде всего, искусство, которым обязан владеть исполнитель. Да и слепо следовать указанием учебников также нет никакого смысла, ведь именно заказчику придется оценивать работу дизайнера, а о вкусах, как известно, не спорят.

Выходит, что ландшафтный дизайн – это не только знание теории и внушительное портфолио исполнителя, но и другие не менее важные требования.

Проще говоря, работа современного специалиста должна вестись сразу в нескольких направлениях:

  • Учет индивидуальных требований и предпочтений заказчика. Ведь именно клиент задает ориентир, каким именно он планирует видеть свой ландшафтный дизайн. Киров – это сотни различных заказчиков, каждый из которых имеет свой взгляд на вещи;
  • Владение искусством дизайна, знание правил и законов, в том числе принципа золотого сечения, о котором мы говорили выше;
  • Умение сопоставить теорию и практику, учитывая индивидуальные особенности участка, с которым ведется работа. Ведь далеко не всегда удается воплотить то или иное решение, так как рельеф местности и другие особенности могут накладывать ряд ограничений;
Читайте также:  Чем нужно рыхлить грядки

Студия «Идеальное решение» — это профессиональный ландшафтный дизайн в Кирове, который отвечает всем требованиям заказчика, эргономики и современности!

Автор: Першина Полина
Копирование с ссылкой на источник

Источник статьи: http://design43.ru/news/114/120/landshaftnyj-dizajn-pravilo-zolotogo-secheniya/

Что надо знать о золотом сечении в ландшафтном дизайне

Золотое сечение в ландшафтном дизайне — краеугольный камень проектируемого пространства. Этот принцип помогает создать на участке интересную асимметричную, но подчиненную правилам гармонии, целостную и законченную композицию.

Важная информация

Еще древние греки пытались найти высшую гармонию, анализируя мир и соотношение его частей друг к другу. Они заметили, что если большая часть какого-либо предмета относится к меньшей так же, как большая часть относится к целому (большая часть вместе с меньшей), то этот предмет выглядит гармоничным и красивым. Например, человеческое лицо кажется более красивым тогда, когда расстояние ото лба к кончику носа и от кончика носа к подбородку укладывается в правило золотого сечения.

ТО ЖЕ КАСАЕТСЯ И РАССТОЯНИЯ ОТ МАКУШКИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА ДО ПУПА И ОТ ПУПКА ДО СТУПНЕЙ.

Назвал этот принцип золотым сечением Леонардо да Винчи. Он его использовал в своих картинах, когда изображал лицо человека или его тело. Все его картины композиционно тоже укладываются в эту формулу. Реализован данный принцип и во многих его изобретениях.

В основе правила — чистая математика. Такие взаимоотношения большей и меньшей части выражаются численно. Нагляднее всего это видно на отрезке. Если отрезок принять за х и разделить его на две неравные части х1 (большая часть) и х2 (меньшая часть), то чтобы получилось золотое сечение, х так должен относиться к х1, как х1 относится к х2. При этом х = х1 + х2; а х2 = х – х1.

Если записать длины отрезков, например, в сантиметрах (или метрах), то отношение целого к большей части и большей части к меньшей будут равны примерно 1,6. При этом, если принять отрезок х за единицу, х1 будет равно примерно 0,62 этого целого отрезка, а х2 – 0,38.

Аналогично можно нарисовать и треугольник, где две более короткие стороны по отношению друг к другу и к большей части укладываются в формулу золотого сечения.

И ЛЮБОЕ СООТНОШЕНИЕ, КОТОРОЕ ИМЕЕТ В ИТОГЕ ПРИМЕРНО 1,6, УКЛАДЫВАЕТСЯ В ЭТУ ФОРМУЛУ.

Постепенно данный принцип перешел в архитектуру, музыку. А потом и в дизайн, в том числе ландшафтный. Знание цифровых значений золотого сечения позволяет без особых проблем рассчитывать расстояния проектируемого пространства.

Гармоничная асимметрия

Этот принцип применим к любому объему или плоскости. Если он используется, объем или плоскость выглядят гармонично и пропорционально (несмотря на то, что части неравные). Гармонично и пропорционально будет выглядеть и участок, который облагораживается по закону золотого сечения в ландшафтном дизайне.

Чаще всего по этой формуле высаживаются цветники, кустарники и деревья.

ЭТО КАСАЕТСЯ КАК ВЫСОТЫ РАСТЕНИЙ, ТАК И ИХ РАСПОЛОЖЕНИЯ.

При планировке участка (расположения дома, дорожек, различных насаждений и т.п.) тоже желательно опираться на рассматриваемый принцип.

Это позволяет обеспечить гармонию в восприятии, достичь душевного равновесия людям, которые будут жить в этом пространстве.

В природе тоже все устроено по принципу золотого сечения. Например, укладываются в эту формулу спираль ДНК и любая природная форма в подобном виде, а также расположение листьев на деревьях.

В ландшафтном дизайне можно довести реализацию этого принципа до совершенства. Применить его к положению растений в пространстве — вертикально и горизонтально, в выборе композиционных решений и даже в использовании цвета (к примеру, можно высаживать растения разных цветов, располагая их на участке по формуле «0,68–0,32»).

Создавая гармоничную композицию в ландшафтном дизайне, нужно активно использовать геометрические формы: круг, квадрат и треугольник. С золотым сечением в первую очередь связан треугольник. Композиционные решения, основанные на правиле треугольника, позволяют грамотно разделить участок при проектировании пространства.

Упрощенно говоря, правило треугольника означает, что на участке желательно создавать группы из элементов числом не более 3. При этом все они должны быть разного размера и (или) разной высоты — от большего к меньшему.

Правило треугольника

Высаживать насаждения нужно в виде треугольника либо по одной линии (но группой в 3 элемента). Если это треугольник, то насаждения должны располагаться по его углам. При этом правило треугольника можно использовать одновременно и в высоту. Например, самое маленькое дерево высадить на одной из вершин треугольника, дерево побольше — на второй, а самое большое — на третьей. И длина отрезков треугольника, и высота деревьев должны хотя бы приблизительно (абсолютная точность в ландшафтном дизайне невозможна) укладываться в рассматриваемую формулу.

Читайте также:  Чем раскислить почву газона

Это же соблюдается, когда деревья высаживаются в одну линию. Расстояния между первым и вторым деревом должно составлять 0,68 частей, между вторым и третьим — 0,32. При этом деревьям желательно быть разноуровневыми и по высоте относительно друг друга максимально приближаться к золотому сечению.

В ИТОГЕ ВСЯ КОМПОЗИЦИЯ ОБРЕТЕТ ОБЪЕМ И ЗАКОНЧЕННОСТЬ.

В этом смысле простор для фантазии огромный. К примеру, можно высаживать деревья не только разной высоты, но и различных видов (например, посадить яблоню рядом с березой и ивой) или разной кроны — тогда дерево с широкой кроной красиво закроет большую часть линии, по которой идут посадки.

По такому же принципу можно высаживать все растения — деревья, кустарники, цветники. А если к этому присоединить еще и дорожки, строения и др., т.е. максимально усложнить композицию, то в итоге можно получить очень необычный результат.

Таким образом, золотое сечение — это тот случай, когда асимметрия (ведь все отрезки и части объективно не равны друг другу) выглядит более гармоничной и красивой, чем симметрия.

Источник статьи: http://landshaftt.ru/dizajn/zolotoe-sechenie.html

ГЛАВА 2. ТИПЫ ЦВЕТОЧНЫХ НАСАЖДЕНИЙ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦВЕТНИКА

Цветник – участок геометрической или свободной формы с декоративными растениями; может включать цветочные насаждения, дорожки, газон, малые архитектурные формы.

Соотношение частей цветника должно подчиняться правилу «золотого сечения» — например, соотношение насаждений, дорожек и газона составит 3 : 5 : 8 или 5 : 8 : 13 и т.д. Если, например, площадь участка 400 м 2 , то 3 + 5 + 8 = 16 (частей). Площадь одной части составит 25 м 2 (400 : 16 = 25). Поэтому площадь цветочных насаждений – 75 м 2 (25 × 3 = 75), дорожек – 125 м 2 , газона – 200 м 2 .

В садово-парковых композициях регулярного стиля используют преимущественно партеры, клумбы, рабатки, пейзажного – группы, миксбордеры.

Партер(парадный цветник) – участок правильной геометрической формы, расположенный в парадной части парка, площади, сада; включает газон, декоративно – лиственные и красивоцветущие растения, дорожки, малые архитектурные формы, скульптуры. Газон доминирует в системе парадного цветника.

Рис. 16. Партер

В партерах используют модульные цветники – цветочные группы в виде регулярных звеньев – квадрата, прямоугольника, круга и т.д. В модулях высаживают цветы, высевают семена газонных трав, используют декоративную плитку, гравий и т.д. Особенно красивы модульные цветники из низких однолетников и луковичных растений, а также из двулетников – фиалок, маргариток. Пропорции и форма модуля обычно сохраняются и для других элементов композиции – водоемов, беседок, скамеек и т.д.

Клумба– цветник правильной геометрической формы, расположенный на фоне газона, перед домом, в сквере, парке и т.д. В композицию клумб могут входить газоны, скульптуры, ограждения из камня, металла.

Рис. 18 . Клумба

Клумбы могут быть 1) ковровые – используют низкорослые красивоцветущие или декоративно – лиственные растения, 2) цветочные – используют относительно крупные цветущие однолетние (сменные и бессменные клумбы) и многолетние растения с небольшим добавлением декоративно – лиственных, 3) клумбы – панно – изображения и надписи с помощью низкорослых цветов.

Рис. 19. Схемы цветочных клумб

Арабеска – это клумба небольшой площади со сложным орнаментом, стилизованным под растительные арабские мотивы. Используют ковровые растения. По форме напоминает лист, цветок, гирлянду, бабочку и т.п. Располагают обычно на боковых частях газонов и цветников (партеров).

Рис. 20. Элементы арабесок

Рабатка – удлиненный прямоугольный цветник с цветущими или декоративно – лиственными растениями. Ширина рабаток обычно около 1 метра (до 3 – 4 м), длина – от 2 – 4 до нескольких сотен метров. Располагают рабатки вдоль дорожек, площадок или строений. Рабатки могут быть односторонними и двусторонними, прерывистыми и непрерывными. Цветочные композиции могут чередоваться с декоративными кустарниками.

При проектировании рабаток используют контрастные и нюансные сочетания форм и цвета растений, ритм, повторение групп и отдельных растений, учитывают цвет стены дома, ограды, являющихся фоном для композиции.

Рис. 22. Схемы рабаток:

а – со свободным (живописным) рисунком; б – с регулярным орнаментом:

1 –петуния желтая; 2 – петуния фиолетовая; 3 – розовая; 4 – белая; 5 – бегония; 6 – газон

Бордюр – узкие окаймляющие посадки из низкорослых декоративных растений. Могут быть однорядными, двурядными или многорядными. Применяют для окаймления цветников, декорирования дорожек, цветочных групп, рабаток, газонов. Высота бордюра обычно 20 – 40 см, ширина – около 50 см. Бордюры характеризуются легкими строгими линиями и должны создавать изящную окантовку задуманной композиции, контрастируя с растениями клумб, рабаток, которые они окаймляют. Используют растения, формирующие низкие, плотные, густые, обычно однотонные посадки, устойчивые к неблагоприятным условиям, имеющие продолжительный период цветения (для красивоцветущих растений). В бордюрах высаживают такие растения, как агератум, алиссум, бархатцы, низкорослые астры, самшит и др.

Миксбордер (смешанный бордюр) – смешанные посадки декоративных растений, создающие эффект непрерывного цветения. Это сложный цветник, основу которого обычно составляют крупные кустарники и многолетники, дополненные однолетниками. Могут быть односторонние, двусторонние, угловые. На дальнем плане используют декоративные кустарники или высокие растения (0,8 — 1,5 м), в центре – особо декоративные растения средней высоты, на переднем плане – низкорослые и стелющиеся виды (до 30 см высотой). Если миксбордер просматривается со всех сторон, то высокие растения располагают в центре.

Читайте также:  Элитные беседки для барбекю

При проектировании миксбордера существенное значение имеет подбор гармоничных цветовых пятен. Высаживают большой ассортимент растений, размещаемых группами. Группы растений, цветущие одновременно, могут повторяться в виде ритмичных акцентов через определенные интервалы. Сначала проектируют доминирующие растения, затем дополняющие и на последнем этапе – создающие фон. Располагают миксбордеры вдоль стен и дорожек, на газонах, около водоемов, зданий, живой изгороди.

Рис. 24. Виды миксбордера:

а – односторонний; б – двусторонний; в – расположенный у стенки здания

1 – люпин; 2 – лилейник желтый; 3 – дельфиниум; 4 – лилия оранжевая; 5 – ирис сибирский; 6 – астра многолетняя; 7 – живая изгородь; 8 – нарцисс; 9 – ирис гибридный; 10 – флокс шиловидный; 11 – солидаго; 12 – аквилегия; 13 – очиток; 14 – флокс метельчатый; 15 – лилия; 16 – гайллардия; 17 – хоста; 18 – гелениум осенний; 19 – пион; 20 – нивяник; 21 – иберис.

Рис. 25. Миксбордер

Одиночные (солитерные) посадки – это насаждения из отдельных растений на фоне газона, в парке или сквере вдали от клумб, рабаток и других видов цветочных насаждений. Используют особенно привлекательные светолюбивые растения с оригинальными листьями, высокой облиственностью, красивым габитусом, обильным и продолжительным цветением и т.д. Солитер – фокусное растение, необходимое для расстановки акцентов в саду, может гармонировать или контрастировать с окружающей обстановкой.

Группа – цветник свободной формы с несколькими растениями одного или нескольких видов (сортов), сочетающихся по высоте, окраске и т.д. Используют обычно нечетное число высокорослых красивоцветущих или декоративно – лиственных растений, а также небольшие кустарники и деревья. Группы усиливают общий декоративный эффект отдельных растений, а во время цветения создают красочные пятна. Размер группы, высота и количество высаживаемых в ней растений зависят от размеров газона, участка, характера размещения растений. Плотность посадки определяется биологическими особенностями растений, внешними условиями. Группы из однолетних и многолетних растений хорошо сочетаются и с пейзажной, и с регулярной планировкой.

Массив отличается от группы значительно большими размерами (десятки квадратных метров). В массивах высаживают однолетние, двулетние и многолетние растения. Сочетание декоративных признаков может быть гармоничным или контрастным. Особенно красивы однотонные массивы из синих пролесок или лиловых крокусов, золотисто – оранжевых купальниц или белых флоксов, розовых или красных пионов, тюльпанов, нарциссов, астр и др. Сочетание двух или нескольких видов в массиве может быть не менее эффектно. Возможны и контрастные по окраске сочетания растений как с одновременным, так и неодновременным цветением – например, белые нарциссы и ярко – красные тюльпаны, оранжевые купальницы и фиолетовые ирисы, белые колокольчики и красные гейхеры, лиловые астры и золотистые золотарники и т.д.

Рокарий (каменистый сад) – форма цветочных насаждений, представляющая собой сочетание декоративных растений с камнем. Обычно горизонтальные композиции диффузного, мозаичного строения.

Рис. 26. Рокарий

К вертикальным каменистым композициям относятся альпийские горки и альпинарии.

Альпинарий – каменистый участок, специально созданный для размещения травянистых цветущих растений высокогорной флоры. Альпийские горки – крупные компактные сооружения диаметром не менее 5 м, высотой 1,5 – 3 м, камни уложены в несколько слоев (более трех) в виде горки.

Главная задача при проектировании рокария – обеспечение максимальной естественности создаваемой композиции, единство с другими элементами сада – водоемом, газоном и т.д. Кроме непосредственно камней в каменистых садах используют элементы горного пейзажа – сухие русла, осыпи, ущелья и др.

Каменистую (альпийскую) горку располагают на солнечных участках, у водоема, пруда, избегая соседства с крупными растениями. Высота горки должна быть пропорциональна ее размерам. При проектировании определяют расположение акцента, фокусной точки. Камни располагают горизонтальными слоями, размещая в первую очередь основной – самый крупный и привлекательный камень в группе. Меньшие по размерам камни укладывают по обе стороны от основного.

Рис. 28. Альпийская горка

При проектировании растений в первую очередь планируют размещение эффектных кустарников – рододендронов, магоний, самшитов, хвойных, декоративных в любое время года и составляющих основу композиции. Затем размещают мощные травянистые растения – лилейники, хосту, купену, астильбу, примулы и др. – на нижних террасах. В последнюю очередь проектируют почвопокровные растения – арабисы, очитки, живучки и т.д., располагая низкорослые растения на верхней части горки, для укрепления склонов. В рокариях альпийская и субальпийская растительность может соседствовать с представителями степной и лесной флоры (луковичные, папоротники, низкорослые хвойные и др.)

Размещают рокарии на партерных и обычных газонах, около школ, офисов, на дворовых территориях в местах отдыха, около малых архитектурных форм, при оформлении солитеров, на холмах, склонах, для маскировки дренажных колодцев и т.д.

Источник статьи: http://megaobuchalka.ru/7/44720.html

Оцените статью