Проект «Огород» для старших дошкольников
Наталья Николаева
Проект «Огород» для старших дошкольников
Руководитель проекта: воспитатели.
Возраст участников проекта: дети 5 — 6 лет.
Состав проектной группы: воспитатель и воспитанники группы, родители воспитанников.
Тип проекта: долгосрочный февраль — август; групповой, познавательно – исследовательский, творческий.
В феврале, сажая в группе лук на перо, мы с ребятами посадили семена томатов. И вот когда появились всходы, начали расти и крепнуть, детей стало интересовать: «Что же будет дальше с рассадой?». Так родился наш проект «Огород»
Актуальность проекта.
Как известно, самые полные представления и яркие впечатления дети получают тогда, когда создают сами. В настоящее время самостоятельная продуктивная, трудовая, исследовательская деятельность дошкольников может быть успешно реализована через проект. Но дети привыкли видеть результат работы быстро, в реальности же между затраченными усилиями и получением результата проходит довольно много времени. Убедиться в том, что «Без труда не вынешь рыбку из пруда» мы предложили своим воспитанникам. Ведь одно дело — смотреть, как у луковицы, поставленной в воду, пробиваются перышки, и совсем другое проследить путь растения – от зерна до плода. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Цель:
Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.
Задачи проекта:
— учить детей ухаживать за растениями; — обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
— формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения растут, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами;
— познакомить со строением и жизнедеятельностью растений;
— формировать навыки исследовательской деятельности;
— углубить знания по уходу за растениями; — учить детей работать в коллективе.
— развивать познавательные и творческие способности детей;
— формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам;
— развивать умения и навыки работы с природным материалом;
— развивать умение сравнивать и анализировать; — развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; — обогащать словарный запас детей и их знания о овощах;
— способствовать развитию воспитания экологической культуры.
— воспитывать бережное отношение к природе; — воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей;
— воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Реализации проекта
I этап. Подготовительный
Сначала мы с ребятами приняли решение, какие овощи мы можем вырастить на нашем огороде, какие семена нам надо приобрести, какие инструменты нужны для возделывания огорода. Все вместе собирали информационную литературу по данной теме.
Побеседовали с родителями о проекте «Огород». Обсудили цели и задачи проекта. Сформировали интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Консультация для родителей «Огород».
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород».
II этап. Практико-исследовательский.
На данном этапе мы приступили к разбивке огорода. Родители помогли вскопать землю, сделать грядки, таблички для грядок. Мы с ребятами посадили семена, а в потом и рассаду. Дети старательно поливали грядки. Не взошёл горох, оказалось его склевали птицы. И вот, ребята предложили сделать пугало. На помощь пришли родители: принесли разную одежду. И вот на нашем огороде появился симпатичный «сторож». Всё лето дети с большим удовольствием поливали, пололи огород. Сначала появился зелёный лук, потом редиска, щавель. Самый большой урожай дали томаты. Очень интересно было копать картошку: посадили одну, а под веточкой оказалось несколько клубней. Дети с интересом наблюдали за ростом кабачков: как они подрастают каждый день. Морковка выросла маленькая, но всё равно приятно видеть результаты совместного труда.
В данном проекте просматриваются все образовательные области.
Беседы о безопасном обращении с орудиями труда; о пользе и результатах коллективного труда; о посильной помощи родителям на огородах.
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Беседы с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы». Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме,размеру, вкусу). Наблюдения: «Растут ли наши растения?». Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
Д/игры: «От какого растения семя», «Что нужно для борща», «Узнай на ощупь», «Что где растёт» «Четвёртый лишний» «Узнай на вкус». Домино «Овощи, фрукты», «Фруктовая страна». Лото «Овощи, фрукты».
Заучивание стихов, загадывание загадок, чтение художественных произведений: Г. Сутеев «Бабушкин огород», Г. Салгир «Загадки с грядки», К. Авдеенко «Потешки про овощи, фрукты и разные продукты», Н. Носов «Огурцы», «Огородники», «Про репку». Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.
Пальчиковая игра «Компот» Дидактические игры: «Опиши, мы угадаем»
«Составь предложение» «Вставь предлог»
Раскрашивание раскрасок по теме. Рисование «Наш огород». Лепка «Пугало». «Конструирование из природного материала «Цветы».
Беседы о пользе овощей для здоровья; о правильном употреблении овощей и фруктов в пищу, о безопасном прибывании на солнце (одежда, головной убор)
Подвижная игра «В магазин за овощами». «Мы делили апельсин»
III этап. Обобщающий
Оформление картотеки: «Огород» (загадки, стихи, приметы, наблюдения.)
Создание книги «Загадки с грядки».
Физкультурный досуг «В гостях у бабушки Матрены».
Работа с родителями
Привлечение родителей к разбивке огорода, приобретении семян и оборудования. Консультации для родителей «В саду или в огороде» Выставки детских работ: рисунки «Наш огород», лепка «Пугало», конструирование из природного материала «Цветы». Привлечение к изготовлению книги-загадок.
Подводя итог проекту, хочется отметить, что самым трудным для нас было поддержать интерес к достижению результатов у воспитанников на протяжении нескольких месяцев. Каждый видимый результат, будь-то появление ростков или первых плодов вдохновлял детей, но рутинный полив или прополка, ожидание спелых томатов снижали заинтересованность, тем не менее, беседы, проведенные с детьми и родителями по завершении проекта убедили нас в том, что практически все ожидаемые результаты достигнуты. Для нас это тоже был полезный опыт реализации долгосрочного проекта, испытание нашей собственной ориентации на результат, работоспособности и оптимистического потенциала.
Прикреплённые файлы:
prezentacija-ogorod_712ga.pptx | 13800,89 Кб |
Краткосрочный проект для старших дошкольников «Мой любимый детский сад» Вид проекта: Познавательный, личностно-ориентированный, творческий, игровой. Участники проекта: дети старшей группы; воспитатели; сотрудники.
Педагогический проект для старших дошкольников «Умелые ручки» Название проекта: «Умелые ручки» Тип проекта: познавательно-исследовательский Возраст детей: старший дошкольный возраст Цель проекта:.
Педагогический проект «Село моё старинное» по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников Аннотация Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание.
Проект по ПДД «Красный, желтый, зеленый» (для старших дошкольников) В сентябре Администрация г/о Саранск, Департамент по социальной политике управление образования в целях обеспечения безопасности детей на.
Проект для старших дошкольников по ПДД «Пешеходом быть — наука!» Проект по ПДД «Пешеходом быть – наука!» Вид проекта: творческо-информационный. Сроки реализации проекта: июль-ноябрь 2015г. Участники проекта:.
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье,.
Проект опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников «Почемучки спешат на помощь» ПРОЕКТ «ПОЧЕМУЧКИ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ» Выполнила воспитатель Егорова Я. В. г. Курган ПРОЕКТ «ПОЧЕМУЧКИ СПЕШАТ.
Проект «По дорогам сказок» для старших дошкольников Тип проекта: творчески – информационный, игровой. Участники проекта: руководитель – воспитатель, дети, педагог, библиотекарь. Актуальность.
Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами детской художественной литературы Актуальность проекта обусловлена проблемой патриотического воспитания в наши дни. Детская художественная литература как нельзя более подходит.
Проект «Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников посредством инновационных технологий» АКТУАЛЬНОСТЬ Речь – одна из самых сложных высших психических функций человека. Способность к членораздельной речи является наиболее значимым.
Проект огорода на окне «Огород в Цветочном городе»
Ольга Шадрина
Проект огорода на окне «Огород в Цветочном городе»
Экологическое образование — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально — положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды. И начинается экологическое образование в дошкольном возрасте, именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Для формирования начал экологической культуры у дошкольников в детском саду сложилась определенная система работы с применением разнообразных форм и методов.
В каждом дошкольном учреждении организованы «экологические пространства». «Экологические пространства» — это развивающая предметная среда, которая используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Детская деятельность в «экологических пространствах»является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми.
Наиболее традиционными “экологическими пространствами” как формами организации природной зоны в детском саду являются групповые уголки природы. Ежедневно дети наблюдают за объектами живой и неживой природы, проводят эксперименты, делают зарисовки и ведут дневник наблюдения за растениями и погодой. Воспитатели с детьми читают книги о природе, разучивают стихи и хороводы, пополняют словарный запас, расширяют кругозор каждого ребенка.
Традиционно в нашей группе создаётся огород на окне. Каждый год наш огород преобразуется, становиться более разнообразным по составу растений (пытаемся вырастить экзотические растения- кумкват, авокадо) и видам опытов и экспериментов, и всегда он очень актуален в жизни и деятельности детей и взрослых. Его наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, “живое” общение с природой, наблюдению и практической деятельности по уходу за ними. Основной упор сделан на наблюдения, эксперименты.
О значении наглядного метода обучения говорили все выдающиеся педагоги и психологи. Этот метод дает ребенку возможность самостоятельно обнаружить законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.
Совместная трудовая деятельность в «огороде на окне», направленная на выращивание растений может принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности взрослых и детей.
Актуальность проекта
В настоящее время перед всеми стоит одна из актуальных проблем современного общества — взаимодействие человека с природой.
«Огород на окне» имеет большое значение в познавательном развитии детей, воспитании экологической культуры, правильного поведения в природе имеет выращивание растений в комнатных условиях. Здесь дети могут получать первые навыки выращивания растений своими руками, ухода за ними, узнают об условиях произрастания различных растений. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, способен развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Многие родители не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Ребенок начинает понимать, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, учится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.
Сегодня, проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать. А дети, живущие в городе, ещё и плохо представляют, как растут и развиваются растения, как за ними необходимо ухаживать. В связи с этим и возникла у нас идея создать в группе свой «огород на окне».
Цель проекта:
Развитие интереса к познавательной, исследовательской деятельности детей через активное участие в выращивании культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта:
1. Формировать систему экологических знаний и представлений через огородническую деятельность;
2. Формировать умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений, делать выводы.
3. Формировать представления о строении, росте и развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.
4. Способствовать развитию самостоятельных трудовых действий по посадке и уходу за растениями.
5. Формировать бережное отношение к природе, желание заботиться о растениях, ответственности за порученное дело.
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности в познании, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
• «Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка данного возраста знаний)
• Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
• Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
• Активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов.
Решение задач данного проекта направлено на:
• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогов) и детей;
• формирование позитивного отношения к окружающей природе;
• укрепление связей с социально значимыми институтами (родители);
• формирование положительной поведенческой модели.
План реализации проекта.
1 этап — организационный.
Разработка плана реализации проекта.
Разработка планов совместной деятельности с детьми.
Подбор и изучение литературы, наглядного и демонстрационного материала, презентаций.
Информация родителей о цели, задачах и предстоящей деятельности по проекту.
Приобретение семян, необходимых материалов и оборудования для опытно- экспериментальной деятельности.
Создание условий для реализации проекта «Огород в Цветочном городе»
2 этап — практический.
Оснащение предметно-развивающей среды (оформление в соответствии с темой)
Проведение работ по изучению семян.
Проведение работ по посадке луковичных и клубневых растений и посеву семян.
Проведение наблюдений и экспериментов по выявлению условий роста растений, наблюдений за ростом и развитием растений, фиксация наблюдений.
Совместная деятельность родителей с детьми в исследовательской деятельности по созданию и презентации паспортов овощных растений.
3 этап — заключительный, обобщающий.
Обработка и оформление материалов проекта в виде фотографий.
Презентация результатов совместной деятельности.
сформированы представления о культурных овощных растениях, условиях их роста и развития, об их строении;
сформированы трудовые умения по уходу за растениями;
сформировано бережное отношение к природе, желание заботься о растениях, ответственность за порученное дело;
сформировано умение проводить анализ и обобщать результат, полученный в процессе исследовательской деятельности.
создание условий для развития детей:
в центре речевого развития подобраны яркие энциклопедии, альбомы об овощах;
для развития познавательного интереса изготовлены карта «Откуда овощи приехали», интеллект-карта «Овощи», паспорта овощных культур, схемы роста овощных культур, коллекция семян, модели строения семени и растения;
формирование навыков совместной с детьми поисковой и исследовательской деятельности.
проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности.
Содержание работы над реализацией проекта.
В период реализации проектаиспользуются разнообразные методы и приемы работы с детьми и их родителями:
Чтение книг, рассматривание иллюстраций о растениях (углублять и расширять знания о видах растений, вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них)
Беседы: «Дикорастущие и культурные растения», «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы» (познакомить дошкольников и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком, познакомить с интересными представителями мира растений)
Рассматривание семян разных овощных и цветочных культур, их сравнение (познакомить с разнообразием семян по внешнему виду, формировать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разные, с помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам, познакомить с моделью строения семени)
Практическая деятельность по посеву семян растений и посадке лука, картофеля (вызвать интерес к выращиванию огородной культуры)
Исследовательская деятельность по выявлению условий роста и развития растений, прорастания клубней картофеля (формировать представления об условиях жизни растений, вызвать интерес к выращиванию огородных культур)
Наблюдение за ростом лука, картофеля, других растений и фиксация результатов наблюдений в дневнике (учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян)
Труд в уголке природы по уходу за растениями мини-огорода (продолжать формировать у детей навыки правильного ухода за растениями для создания благоприятных условий (воды, света, тепла))
Совместная поисково- исследовательская деятельность детей и их родителей по созданию паспортов овощных растений, презентация паспортов, создание карты «Откуда овощи пришли», интеллект- карты «Овощи»
Взаимодействие с семьей:
Консультирование родителей о темах, критериях отбора и методах сбора информации для детей.
Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению паспортов овощных растений.
Привлечение родителей к приобретению семян овощных растений, грунта.
Совместное творчество родителей с детьми по изготовлению поделок для оформления огорода на окне определенной тематики.
Работа с педагогами:
Изучение литературы по теме.
Педагогическое наблюдение, беседа.
Проведение экспериментов и наблюдений.
Циклы образовательных ситуаций.
Условия реализации проекта
При организации работы над проектом требуется создать необходимые условия, поэтому началом реализации проекта стало построение развивающей среды в детском саду.
Оснащение центров в группе:
— в природном уголке выделено место для организации «Огорода в Цветочном городе», проведения наблюдений и экспериментальной деятельности;
— в центре речевого развития имеются яркие энциклопедии, альбомы об овощных культурах и комнатных растениях;
— для развития познавательного интереса изготовлены карта «Откуда овощи приехали», интеллект-карта «Овощи», паспорта овощных культур, схемы роста овощных культур, коллекция семян, модели строения семени и растения;
— в группе создана обстановка для развития творческих способностей, где дети могут свободно подойти к центру творческой и продуктивной деятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.
Оформление музыкального зала к выпускному «Незнайка в Цветочном городе» В этом году мне понравилась идея украшать зал большими бумажными цветами. И поэтому к выпускному я решила продолжить эту тему. Тем более,.
Познавательно-исследовательский проект «Чудо-огород на окне» Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности.
Проект «Огород на окне» Проект: краткосрочный. Тип проекта: познавательно-исследовательский Продолжительность проекта: 2 месяца Участники проекта: воспитатель,.
Проект «Огород на окне» ПРОЕКТ «ОГОРОД НА ОКНЕ» «Дайте детям радость труда! Это радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы,.
Проект «Огород на окне» в первой младшей группе Актуальность Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях.
Проект в средней группе «Огород на окне» Проект в средней группе «Огород на окне». Выполнили: воспитатели средней группы Уразова Н. Е, Курбанова Р. Р. Цель проекта: создание условий.
Проектная деятельность «Огород на окне» в средней группе. Практическая часть «Организация огорода на деревенском подворье» Уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию представляю практическую часть реализации проекта «Огород на окне» Проект: краткосрочный.
Экологический проект «Огород на окне» Тип проекта • Познавательно — исследовательский, творческий • Групповой, с привлечением родителей • Долговременный (год) Участники проекта.
Выпускной утренник «Незнайка в Цветочном городе» В зал входит ведущая. Ведущая:Сегодня праздник удивительный, Сегодня праздник заключительный. Для всех, кто в школу собирается Весёлый праздник.
Экологический проект «Огород на окне» в средней группе ДОУ Тип проекта: • Исследовательский, творческий • Групповой, с привлечением родителей • Краткосрочный Участники проекта Дети средней группы,.