Ландшафт
Ландша́фт (нем. Landschaft , вид местности, от Land — земля и schaft — суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость) — конкретный индивидуальный природно-территориальный комплекс, как неповторимый комплекс, имеющий географическое название и точное положение на карте.
Содержание
История понятия
Существует три трактовки термина «ландшафт»: региональная, типологическая, общая. В соответствии с региональной (или индивидуальной) трактовкой ландшафт понимается как конкретный индивидуальный ПТК, имеющий географическое название и точное положение на карте. Такая точка зрения высказана Л.С. Бергом, А.А. Григорьевым, С.В. Калесником, поддержана Н.А. Солнцевым, А.Г. Исаченко.
По типологической трактовке (Л.С. Берг, Н.А. Гвоздецкий, В.А. Дементьев) ландшафт — это тип или вид природного территориального комплекса. В почвоведении существует понятие о типах и видах почв, в геоморфологии — о типах рельефа, а в ландшафтоведении можно говорить о типах, родах, видах ландшафта. Типологический подход необходим при средне- и мелкомасштабном картографировании ПТК значительных по площади регионов. Общая трактовка термина «ландшафт» содержится в трудах Д.Л. Арманда и Ф.Н. Милькова. В их понимании синонимами ландшафта выступают природный территориальный комплекс, географический комплекс.
Ландшафты, измененные хозяйственной деятельностью человека, следует подразделять на культурные и природно-антропогенные. Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей. Природно-антропогенные ландшафты (ПАЛ) представляют собой комплексы, которые раз возникнув под влиянием человеческой деятельности, в дальнейшем развиваются самостоятельно.
Впервые слово ландшафт прозвучало в IX веке в трудах монахов Фульдского монастыря в Германии. Они при переводе с латыни «Евангелической гармонии» богослова Татиана заменили слово лат. regio — район, страна на lantscaf , что значит «единая священная земля, единой паствы (
земля обетованная), территория, упорядоченная, согласно общегерманскому плану; форма, соответствующая содержанию, которое суть благодать, нисходящая на „братьев и сестер во Христе“». В дальнейшем это понятие постепенно трансформировалось в понятие, далекое от первоначального смысла. Ландшафт укладывается в рамки административно-территориального и административного понятия. К XVI веку начинает развиваться ландшафтная (пейзажная) живопись. На картинах изображались типичные виды земель. К началу XIX века ландшафт можно было охарактеризовать как окружающую наблюдателя территорию, которую можно осмотреть единым взглядом [1] . С начала ХХ века термин «ландшафт» широко употребляется в географии, а со второй половины ХХ века — также в экологии.
Существуют различные толкования понятия ландшафт. Один из подходов приравнивает ландшафт к окружающей среде (климатические и географические условия), которая существует независимо от проживающих в ней людей, которая не подвергалась существенным и заметным изменениям человека [2] . Другой подход исходит из культурологической природы ландшафта. Ландшафт — это «система способов репрезентации, структурирования и символизирования окружающей среды» [3] . Инголд трактует «ландшафт, как мир в том виде, в каком он известен и представляется его обитателям». Ландшафт — это образцы активности, трансформировавшиеся в пространственное расположение элементов, внешние формы моделей человеческой деятельности [4] .
См. также
Примечания
- ↑ Тютюнник Ю. Г. О происхождении и первоначальном значении слова «ландшафт» // Изв. РАН. Сер. геогр. 2004. № 4. — С. 116—122
- ↑ Crystal, D. (ed.) 1990. The Cambridge Encyclopedia. Cambridge: Cambridge University Press. P.412
- ↑ Daniels, S. and D.Cosgrove 1988. Introduction: iconography and landscape. In The Iconography of Landscape, S.Daniels and D.Cosgrove (eds), 1–10. P 1.
- ↑ Ingold, T. 1993. The temporality of the landscape. World Archaeology 25, 152–74.P.156
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Ландшафт» в других словарях:
Ландшафт — Территория, однородная по происхождению, развитию и неделимая по зональным и азональным признакам, обладающая единым геологическим фундаментом, однотипными рельефом, климатом, почвами, растительностью и животным миром. В широком понимании… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЛАНДШАФТ — (нем.). 1) красивое сельское местоположение. 2) рисунок, представляющий сельский вид; вообще: пейзаж, вид, изображение местности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛАНДШАФТ вид природы; картина,… … Словарь иностранных слов русского языка
ЛАНДШАФТ — ЛАНДШАФТ, ландшафта, муж. (нем. Landschaft) (книжн.). 1. То же, что пейзаж. Живописный ландшафт. 2. Форма земной поверхности (геогр.). Горный ландшафт. Долинный ландшафт. Ступенчатый ландшафт. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЛАНДШАФТ — (нем. Landschaft) относительно однородная по своему генезису территория, на которой наблюдается закономерное повторение участков, тождественных по геологическому строению, форме рельефа, гидрологии, микроклимату, биоценозам и почвам. Иными… … Экологический словарь
ландшафт — См … Словарь синонимов
Ландшафт — с широкой панорамой . Картина Жозе де Момпера. ЛАНДШАФТ (немецкое Landschaft), 1) общий вид местности, пейзаж. 2) Ландшафт географический (в широком смысле синоним природного территориального комплекса любого ранга), относительно однородный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ландшафт — Ландшафт, согласно словарям, одно из значений этого слова – «общий вид местности», а потому нередко встречающееся сочетание ландшафт местности следует отнести к разряду недопустимых – существительное ландшафт самодостаточно … Словарь ошибок русского языка
ландшафт — Территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных или природных и антропогенных компонентов и комплексов более низкого таксономического ранга. [ГОСТ 17.8.1.01 86] ландшафт Территориальная система, состоящая из природных или… … Справочник технического переводчика
ЛАНДШАФТ — (нем. Landschaft) в искусстве изображение какой либо местности; то же, что пейзаж … Большой Энциклопедический словарь
ЛАНДШАФТ — ЛАНДШАФТ, а, муж. 1. Рельеф земной поверхности, общий вид и характер местности. Географический л. Горный л. Ступенчатый л. 2. То же, что пейзаж (в 1 и 2 знач.) Северный л. Акварельный л. | прил. ландшафтный, ая, ое. Л. заказник. Ландшафтная… … Толковый словарь Ожегова
Ландшафт — (нем. Landschaft), то же, что Пейзаж. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия , 1986.) … Художественная энциклопедия
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/75451
Презентация по окружающему миру 4 класс «Ландшафт России»
Подойдёт и взрослым и детям
Описание презентации по отдельным слайдам:
Окружающий мир : «Природные ландшафты России в творчестве русских художников» Составитель: Милюхина Татьяна Сергеевна г.Владикавказ
Задание: 1. Определите по репродукциям с картин, какие природные комплексы России изобразили на своих полотнах русские художники. 2. Какие особенности растительного покрова характерны для данных ландшафтов? 3. Дайте краткое описание характерных климатических условий природных комплексов, используя данные изображения.
Р.Самбуров «Ямальский пейзаж»
Р. Романов «Времена года»
И.И.Шишкин «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»»
И.И.Шишкин «Корабельная роща»
Е.Волков «Ручей в лесу» О.Герасимова «В сосновом бору»
В.И.Бебия «Летний день»
И.И.Шишкин «Дубы Петра Великого в Сестрорецке»
И.И.Шишкин «Дубовая роща»
Е.Е.Волков «Золотая осень. Тихая речка»
А.И.Куинджи «Березовая роща»
И.И.Шишкин «Среди долины ровныя…»
А.И.Куинджи «Полдень. Стадо в степи»
Александр Асадчий «Этюд».
Природные зоны России (широтная зональность) 1. Зона тундр 2. Лесотундра 3. Тайга (темнохвойная, светлохвойная) 4. Смешанные леса 5. Лиственные (широколиственные) леса 6. Лесостепь 7. Степь 8. Полупустыни
Почему подростки хотят работать и как подросткам правильно зарабатывать: психологический и юридический аспект
2 – 4 марта 2021г 19:00 (МСК)
Свидетельство каждому участнику
Скидка на курсы для всех участников
Номер материала: ДВ-312170
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник статьи: http://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-klass-landshaft-rossii-738613.html
Конспект НОД «Ландшафты Земли»
Надежда Ефременкова
Конспект НОД «Ландшафты Земли»
Программное содержание: Познакомить детей с понятием «ландшафт». Дать общее представление о ландшафтах Земли. Учить называть ландшафты своей местности. Развивать мышление, воображение. Воспитывать интерес к нашей планете, а также учить оберегать её.
Материал: Открытки и картинки с изображением разных ландшафтов. Карта Земли с изображением гор, рек, равнин, лесов, пустынь. Обручи (жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, сиреневый). Диафильмы о природе нашей планеты.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я сегодня вам что-то принесла. Это карта. На ней изображена поверхность нашей планеты. Ребята Алёна и Саша решили попутешествовать по Земле и нарисовали карту, отметили те места, где они побывали. И мы сейчас с вами поговорим об этом. Вначале они поднялись на вершину гор. Давайте рассмотрим. Потом спустились на равнину. Гуляли в лесу, на лугу, купались в реке. Что они делали?
Дети: Собирали грибы, ягоды, цветы, купались.
Воспитатель: Затем сели в лодку и плыли возле берега, вокруг острова, мимо полуострова Давайте с вами вспомним, что такое остров и что такое полуостров. (ответы детей). Все районы на Земле называются ландшафтами, т. к. отличаются друг от друга, повторим их названия.
Дети: Горы высокие и низкие; равнины, лес, луг, поля, пустыни; река, исток, русло, дельте, озеро, море, океан; остров, полуостров. (Воспитатель сопровождает рассказы детей показом иллюстраций ландшафтов).
Воспитатель: Интересное путешествие было у Алёнки и Саши? А сейчас мы поиграем в игру. Представим, что вы животные, птицы, насекомые, т. е. все те, кто живёт на нашей планете в разных районах – ландшафтах.А вот ваши домики- обручи: жёлтый-горы, зелёный-лес, красный-луг, оранжевый-пустыня, синий-река, сиреневый- море. Кто будет каким животным выбирайте.Правила: днём животные бегают, прыгают, добывают корм, ночью собираются в своём домике – ландшафты. (играют несколько раз, следить, чтобы дети правильно подражали выбранному животному и занимали соответствующее место).
Воспитатель: Понравилось? Устали? Сядем, отдохнём, я вас хочу спросить, а на каком из районов ландшафта живём мы?
Дети:Равнина: луг, есть речки и озёра.
Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим фото – открытки о природе нашей планеты.
После просмотра занятие заканчивается.
Конспект занятия «Мы пол-Европы прошагали, пол-Земли» Задачи: — расширять представление детей о воинах-защитниках ВОВ, рассматривать картину, выражать свои впечатления; — формировать навыки.
Конспект НОД (старшая группа) Тема: «Из тысячи планет — Земли прекрасней нет!» Цель : Обогатить знания детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений о планете Земля. Задачи: Образовательные.
Конспект НОД. Тема «День Земли» НОД «День Земли» с детьми 7 года жизни. Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство.
Конспект экологического ежегодного праздника «День Земли» Задачи: 1. Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетических.
Конспект экологического праздника посвященного Международному Дню Земли ЦЕЛЬ: Воспитание любви к природе; формирование экологически – грамотного поведения детей; осуществление комплексного подхода (педагоги детского.
Конспект занятия «День земли» МКДОУ «Центр развития ребенка детский сад №17» Конспект занятия «День земли» Подготовила воспитатель: первой квалификационной.
Конспект занятия «День Земли» Конспект занятия «День Земли» Цель: Воспитывать бережное отношение ко всему живому на нашей планете. Задачи: 1. Развивать элементы экологического.
Конспект занятия «День земли» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Конспект занятия на тему «ДЕНЬ ЗЕМЛИ» в старшей.
Сценарий мероприятия «Международный день Земли — праздник чистой воды, земли и воздуха» Занятия по познавательному развитию и духовно-нравственному воспитанию на тему: Международный день Земли-праздник чистой Воды, Земли и.
Конспект НОД «Дружат дети всей земли» В. -Ребята,сегодня я для Вас принесла глобус. Скажите, а что такое глобус? Ответы детей — Глобус-это модель Земли. В-А что же такое.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-tema-landshafty-zemli.html