ГДЗ по биологии 5 класс Пасечник. С бабочкой | Страница 88
Грибы питаются готовыми органическими веществами, которые поглощают из почвы. По типу питания различают грибы – сапротрофы (питаются мертвыми органическими соединениями) и грибы – паразиты или симбионты (питаются за счет живых организмов).
№ 3. Какие грибы называют шляпочными?
Шляпочными называют грибы, у которых плодовое тело состоит из шляпки и ножки. Это опята, подберезовики, белые грибы, мухоморы, грузди, бледная поганка.
№ 4. Что такое грибница и плодовое тело гриба?
Грибница или мицелий – это вегетативное тело гриба, которое состоит из тонких переплетённых нитей. Оно находится в почве (корневище).
Плодовым телом гриба называют репродуктивную часть его организма, которая образована из переплетенных гиф мицелия (тонких нитей). Оно состоит из ножки и шляпки, и, вырастая из грибницы, находится над поверхностью почвы.
№ 5. Какие съедобные и ядовитые грибы вы знаете?
Съедобные грибы: опята, сыроежки, грузди, лисички, маслята, подосиновики.
Ядовитые грибы: бледная поганка, мухомор, желчный гриб, навозник обыкновенный, ложные опята.
№ 6. Какую роль играют грибы в природе и в жизни человека?
Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе, разрушая остатки растений и животных до неорганических соединений. Таким образом они участвуют в образовании и формировании плодородного слоя почвы. Микориза (соединение корня дерева и грибного мицелия) благотворно влияет на развитие растения. Грибной организм передает дереву воду и минеральные соли, полученные из почвы. Шляпочные грибы (их плодовое тело) являются пищей для многих птиц, диких зверей, насекомых и даже моллюсков.
Для человека грибы также являются пищей. Съедобные грибы, а их в мире существует более 100 видов, богаты питательными веществами. Однако из-за хитиновой оболочки человеческий организм их не может полностью усваивать. Одни виды грибов люди даже научились выращивать в искусственно созданных условиях в специальных помещениях. Например, шампиньоны или вешенки. А другие – плесневелые – используются для получения различных лекарств, в том числе антибиотиков. Дрожжевые и плесневые грибы также полезны в хозяйстве. Их используют в виноделии, для приготовления спиртных напитков, кисломолочных продуктов и сыров.
Однако есть в природе и ядовитые грибы, которые могут наносить вред не только человеку, но и всей окружающей среде. Например, мухоморы, ложные опята, некоторые виды сыроежек, бледная поганка и многие другие. Опасность их в том, что признаки отравления после их употребления могут появиться не сразу, а потому животному или человеку помощь может быть оказана слишком поздно. Продукты, которые покрыты плесенью, опасны тем, что могут вызывать отравления, аллергические реакции и даже злокачественные опухоли. Не менее вредны и такие грибы, как трутовики, мучнеросные грибы, которые наносят урон сельскохозяйственным культурам.
№ 1. На основании материала параграфа и дополнительных источников информации подготовьте сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и в жизни человека».
Грибы представляют отдельное царство живой природы, которое объединяет большое количество видов этих загадочных существ. Их основное значение – разложение органических веществ и превращение их в неорганические соединения. Также грибы выполняют и множество других функций. Например, шляпочные грибы (а точнее их плодовое тело) употребляются в пищу птицами, насекомыми, моллюсками, зверями. Плесневые грибы живут в почве и принимают активное участие в почвообразовании. Соединение грибного мицелия и корня дерева – микориза – положительно влияет на рост растения, к которому оно прикреплено.
Человечество нашло множество способов применения грибов. Многие из них используются в пищу в вареном, жареном, тушенном, маринованном и соленом виде. Дрожжевые грибы применяются в хлебопекарной, молочной, спиртовой, пивоваренной и винодельной промышленностях. После переработки особого вида дрожжей можно получить витамины группы В1 и В2. А ферменты некоторых грибов используются для того, чтобы осветлить фруктовые соки, переработать грубые корма. В фармации из представителей этого царства получают большое количество лекарственных препаратов, антибиотиков (пенициллин), экстракты (спорыньи), ростовые вещества (гиббереллин).
Однако не все грибы съедобны и полезны. Более того, у многих съедобных грибов имеются двойники среди вредных и ядовитых представителей. Например, белая поганка считается двойником шампиньона, а сатанинский гриб очень похож на белый гриб. Опасны такие грибы тем, что содержат вещества, которые способствуют развитию злокачественных опухолей, а потому могут вызывать отравления, галлюцинации, серьезные заболевания, которые чаще всего заканчиваются летально.
№ 2. Ученые выяснили, что грибница некоторых грибов может расти со скоростью 5 мм в минуту. Считается, что это самый быстрый рост среди живых организмов. Подсчитайте, насколько может вырасти грибница за сутки.
За сутки грибница может вырасти на 7200 мм (5 мм*60*24).
Источник
Открытый урок по теме «Общая характеристика грибов». 5-й класс
проект по биологии (5 класс)
Тип урока : урок общеметодологической направленности.
Технологии: здоровьесбережения, элементы технологии проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, ИКТ.
- научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов как представителей самостоятельного царства живой природы;
- описывать процессы питания и размножения грибов;
- различать одноклеточные и многоклеточные грибы;
- приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека;
- демонстрировать знание правил оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.
- Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
- Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
- Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой схему в текст и пр.).
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки .
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Приемы: “знаем-незнаем. постановка в ситуацию затруднения”.
Формы работы: парная, индивидуальная.
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор , учебник “Биология” 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС), таблица “Шляпочные грибы” .
2. Актуализация прежних знаний.
4. Постановка учебной задачи.
5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
7. Закрепление изученного материала.
8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (1 мин).
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, “улыбка – это поцелуй души”. А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем “Добрый день!”. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
2. Актуализация прежних знаний. (4 мин).
Для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.
Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ:
1. Образование бактериями спор — это приспособление к:
а) размножению с) перенесению неблагоприятных условий
у) паразитизму т) передвижению.
в) спириллы о) кокки з) вибрионы г) бациллы
а) оболочка о) ядро е) цитоплазма г) жгутик
4. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:
е) растения ц) бактерии в) водоросли у) грибы.
5. Бактерии-сапрофиты питаются:
а) минеральными веществами
у) органическими веществами живых организмов
е) водой и углекислым газом
ы) органическими веществами отмерших организмов
6. Бактерии-паразиты питаются:
в) органическими веществами живых организмов
ю) минеральными веществами
з) органическими веществами отмерших организмов
г) водой и углекислым газом
7. Изогнутые в виде запятой бактерии:
р) вибрионы с) спириллы в) кокки т) бациллы
а) кокки м) спириллы д) бациллы ю) вибрионы.
9. Бактерии, похожие на спираль:
а) кокки ф) бациллы ч) вибрионы р) спириллы.
10. Бактерии легко переносят мороз и жару, так как:
а) быстро размножаются т) не дышат, не растут
щ) могут не питаться и) могут образовывать споры.
а) почкованием з) посредством половых клеток у) спорами
12.Меньше всего бактерий встречается:
а) в непроветренных помещениях ж) на улицах города
т) высоко в горах, в воздухе е) в помещении класса.
Для слабоуспевающих – подписать рисунок “Бактерии”
3. Актуализация знаний (2 минут ы) — выдвижение проблемы, сообщение темы и цели урока)
А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о ком или о чем идет речь.
Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть —
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?
— Совершенно верно — это гриб.
— Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Давайте правильно сформулируем тему, используя ключевые слова из проверочной работы:
( Дети отвечают: Царство Грибы).
Тема урока : Общая характеристика царства грибов (Правильно, откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока).
4. Постановка учебной задачи. (4 мин)
Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы– царство Грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться на протяжении нескольких уроков.
— Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? ( строение, процессы жизнедеятельности, значение).
— Правильно, в конце этого урока мы должны научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов; приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека; а также демонстрировать знание правил оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.
5. Усвоение новых знаний. (5 мин).
— Перечислите известные вам царства живой природы?
Как вы думаете, почему грибы выделили в отдельное царство?
– Что же такое грибы? Что это за загадочные создания?
Грибы – это своеобразные организмы. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись древние индейцы – ацтеки, да и само появление грибов после дождя считалось сверхъестественным, откуда они берутся? Одни связывали появление грибов с ударом молнии, другие верили, что грибы – это дело нечистой силы, изобретение дьявола, чтобы нарушить гармонию остальной природы. Пожалуй, в природе не было таких организмов, вокруг которых разгорались бы такие страсти. Долгое время органический мир делили на два больших Царства: “Растения” и “Животные”.
Какими признаками обладают растения? (зеленые, автотрофы, растут всю жизнь и неподвижны).
Какими признаками обладают животные? (гетеротрофы, активно двигаются, растут до определенных размеров).
Рассмотрим некоторые факты о грибах.
Факт 1: Грибы могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные.
Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами, как животные.
Проблема. Что же такое грибы? Почему их выделили в отдельное царство?
Давайте вместе попробуем ответить на эти вопросы.
Самостоятельная работа с учебником (5 мин).
Работа в листах самоконтроля (задания в паре)
Каждой паре даются разные задания. Каждый работает с учебником и заполняет схему на листочках. Выступает один из пары.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Питание грибов” и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в ваших листочках.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Строение грибов” и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в ваших листочках.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Размножение грибов” и подготовьте выступление (перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в ваших листочках.
Прочитать начало текста параграфа 13 на с 66 и подготовить выступление о количестве видов и местах обитания грибов.
Первичное закрепление. Подведение итогов работы в парах. (5 мин)
Как вы думаете, какую роль грибы играют в природе? А человеку они нужны?
Давайте вместе заполним таблицу “Роль грибов”, используя рис 39 учебника.
Источник