Признаки_гриба_5_класс

ГДЗ по биологии 5 класс Пасечник. С бабочкой | Страница 88

Грибы питаются готовыми органическими веществами, которые поглощают из почвы. По типу питания различают грибы – сапротрофы (питаются мертвыми органическими соединениями) и грибы – паразиты или симбионты (питаются за счет живых организмов).

№ 3. Какие грибы называют шляпочными?

Шляпочными называют грибы, у которых плодовое тело состоит из шляпки и ножки. Это опята, подберезовики, белые грибы, мухоморы, грузди, бледная поганка.

№ 4. Что такое грибница и плодовое тело гриба?

Грибница или мицелий – это вегетативное тело гриба, которое состоит из тонких переплетённых нитей. Оно находится в почве (корневище).

Плодовым телом гриба называют репродуктивную часть его организма, которая образована из переплетенных гиф мицелия (тонких нитей). Оно состоит из ножки и шляпки, и, вырастая из грибницы, находится над поверхностью почвы.

№ 5. Какие съедобные и ядовитые грибы вы знаете?

Съедобные грибы: опята, сыроежки, грузди, лисички, маслята, подосиновики.

Ядовитые грибы: бледная поганка, мухомор, желчный гриб, навозник обыкновенный, ложные опята.

№ 6. Какую роль играют грибы в природе и в жизни человека?

Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе, разрушая остатки растений и животных до неорганических соединений. Таким образом они участвуют в образовании и формировании плодородного слоя почвы. Микориза (соединение корня дерева и грибного мицелия) благотворно влияет на развитие растения. Грибной организм передает дереву воду и минеральные соли, полученные из почвы. Шляпочные грибы (их плодовое тело) являются пищей для многих птиц, диких зверей, насекомых и даже моллюсков.

Для человека грибы также являются пищей. Съедобные грибы, а их в мире существует более 100 видов, богаты питательными веществами. Однако из-за хитиновой оболочки человеческий организм их не может полностью усваивать. Одни виды грибов люди даже научились выращивать в искусственно созданных условиях в специальных помещениях. Например, шампиньоны или вешенки. А другие – плесневелые – используются для получения различных лекарств, в том числе антибиотиков. Дрожжевые и плесневые грибы также полезны в хозяйстве. Их используют в виноделии, для приготовления спиртных напитков, кисломолочных продуктов и сыров.

Однако есть в природе и ядовитые грибы, которые могут наносить вред не только человеку, но и всей окружающей среде. Например, мухоморы, ложные опята, некоторые виды сыроежек, бледная поганка и многие другие. Опасность их в том, что признаки отравления после их употребления могут появиться не сразу, а потому животному или человеку помощь может быть оказана слишком поздно. Продукты, которые покрыты плесенью, опасны тем, что могут вызывать отравления, аллергические реакции и даже злокачественные опухоли. Не менее вредны и такие грибы, как трутовики, мучнеросные грибы, которые наносят урон сельскохозяйственным культурам.

№ 1. На основании материала параграфа и дополнительных источников информации подготовьте сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и в жизни человека».

Грибы представляют отдельное царство живой природы, которое объединяет большое количество видов этих загадочных существ. Их основное значение – разложение органических веществ и превращение их в неорганические соединения. Также грибы выполняют и множество других функций. Например, шляпочные грибы (а точнее их плодовое тело) употребляются в пищу птицами, насекомыми, моллюсками, зверями. Плесневые грибы живут в почве и принимают активное участие в почвообразовании. Соединение грибного мицелия и корня дерева – микориза – положительно влияет на рост растения, к которому оно прикреплено.

Читайте также:  Можно_ли_продавать_чернику

Человечество нашло множество способов применения грибов. Многие из них используются в пищу в вареном, жареном, тушенном, маринованном и соленом виде. Дрожжевые грибы применяются в хлебопекарной, молочной, спиртовой, пивоваренной и винодельной промышленностях. После переработки особого вида дрожжей можно получить витамины группы В1 и В2. А ферменты некоторых грибов используются для того, чтобы осветлить фруктовые соки, переработать грубые корма. В фармации из представителей этого царства получают большое количество лекарственных препаратов, антибиотиков (пенициллин), экстракты (спорыньи), ростовые вещества (гиббереллин).

Однако не все грибы съедобны и полезны. Более того, у многих съедобных грибов имеются двойники среди вредных и ядовитых представителей. Например, белая поганка считается двойником шампиньона, а сатанинский гриб очень похож на белый гриб. Опасны такие грибы тем, что содержат вещества, которые способствуют развитию злокачественных опухолей, а потому могут вызывать отравления, галлюцинации, серьезные заболевания, которые чаще всего заканчиваются летально.

№ 2. Ученые выяснили, что грибница некоторых грибов может расти со скоростью 5 мм в минуту. Считается, что это самый быстрый рост среди живых организмов. Подсчитайте, насколько может вырасти грибница за сутки.

За сутки грибница может вырасти на 7200 мм (5 мм*60*24).

Источник

Открытый урок по теме «Общая характеристика грибов». 5-й класс
проект по биологии (5 класс)

Тип урока : урок общеметодологической направленности.

Технологии: здоровьесбережения, элементы технологии проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, ИКТ.

  • научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов как представителей самостоятельного царства живой природы;
  • описывать процессы питания и размножения грибов;
  • различать одноклеточные и многоклеточные грибы;
  • приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека;
  • демонстрировать знание правил оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.
  • Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
  • Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой схему в текст и пр.).
  • Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  • Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  • Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки .
  • Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
  • Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Приемы: “знаем-незнаем. постановка в ситуацию затруднения”.

Формы работы: парная, индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор , учебник “Биология” 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС), таблица “Шляпочные грибы” .

Читайте также:  Плодово_ягодный_питомник_новолисиха

2. Актуализация прежних знаний.

4. Постановка учебной задачи.

5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

7. Закрепление изученного материала.

8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (1 мин).

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, “улыбка – это поцелуй души”. А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем “Добрый день!”. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

2. Актуализация прежних знаний. (4 мин).

Для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ:

1. Образование бактериями спор — это приспособление к:

а) размножению с) перенесению неблагоприятных условий

у) паразитизму т) передвижению.

в) спириллы о) кокки з) вибрионы г) бациллы

а) оболочка о) ядро е) цитоплазма г) жгутик

4. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:

е) растения ц) бактерии в) водоросли у) грибы.

5. Бактерии-сапрофиты питаются:

а) минеральными веществами

у) органическими веществами живых организмов

е) водой и углекислым газом

ы) органическими веществами отмерших организмов

6. Бактерии-паразиты питаются:

в) органическими веществами живых организмов

ю) минеральными веществами

з) органическими веществами отмерших организмов

г) водой и углекислым газом

7. Изогнутые в виде запятой бактерии:

р) вибрионы с) спириллы в) кокки т) бациллы

а) кокки м) спириллы д) бациллы ю) вибрионы.

9. Бактерии, похожие на спираль:

а) кокки ф) бациллы ч) вибрионы р) спириллы.

10. Бактерии легко переносят мороз и жару, так как:

а) быстро размножаются т) не дышат, не растут

щ) могут не питаться и) могут образовывать споры.

а) почкованием з) посредством половых клеток у) спорами

12.Меньше всего бактерий встречается:

а) в непроветренных помещениях ж) на улицах города

т) высоко в горах, в воздухе е) в помещении класса.

Для слабоуспевающих – подписать рисунок “Бактерии”

3. Актуализация знаний (2 минут ы) — выдвижение проблемы, сообщение темы и цели урока)

А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о ком или о чем идет речь.

Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть —
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?

— Совершенно верно — это гриб.

— Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Давайте правильно сформулируем тему, используя ключевые слова из проверочной работы:

( Дети отвечают: Царство Грибы).

Тема урока : Общая характеристика царства грибов (Правильно, откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока).

Читайте также:  Актинидия_коломикта_размер_ягод

4. Постановка учебной задачи. (4 мин)

Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы– царство Грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться на протяжении нескольких уроков.

— Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? ( строение, процессы жизнедеятельности, значение).

— Правильно, в конце этого урока мы должны научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов; приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека; а также демонстрировать знание правил оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.

5. Усвоение новых знаний. (5 мин).

— Перечислите известные вам царства живой природы?

Как вы думаете, почему грибы выделили в отдельное царство?

– Что же такое грибы? Что это за загадочные создания?

Грибы – это своеобразные организмы. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись древние индейцы – ацтеки, да и само появление грибов после дождя считалось сверхъестественным, откуда они берутся? Одни связывали появление грибов с ударом молнии, другие верили, что грибы – это дело нечистой силы, изобретение дьявола, чтобы нарушить гармонию остальной природы. Пожалуй, в природе не было таких организмов, вокруг которых разгорались бы такие страсти. Долгое время органический мир делили на два больших Царства: “Растения” и “Животные”.

Какими признаками обладают растения? (зеленые, автотрофы, растут всю жизнь и неподвижны).

Какими признаками обладают животные? (гетеротрофы, активно двигаются, растут до определенных размеров).

Рассмотрим некоторые факты о грибах.

Факт 1: Грибы могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные.

Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами, как животные.

Проблема. Что же такое грибы? Почему их выделили в отдельное царство?

Давайте вместе попробуем ответить на эти вопросы.

Самостоятельная работа с учебником (5 мин).

Работа в листах самоконтроля (задания в паре)

Каждой паре даются разные задания. Каждый работает с учебником и заполняет схему на листочках. Выступает один из пары.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Питание грибов” и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в ваших листочках.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Строение грибов” и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в ваших листочках.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Размножение грибов” и подготовьте выступление (перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в ваших листочках.

Прочитать начало текста параграфа 13 на с 66 и подготовить выступление о количестве видов и местах обитания грибов.

Первичное закрепление. Подведение итогов работы в парах. (5 мин)

Как вы думаете, какую роль грибы играют в природе? А человеку они нужны?

Давайте вместе заполним таблицу “Роль грибов”, используя рис 39 учебника.

Источник

Оцените статью