Приспособительные признаки у семян яблони

Содержание
  1. Приспособление плодов и семян к распространению, использование растительных богатств
  2. ПОМОГИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА,ПО БИОЛОГИИ-9 КЛ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6 (К ПАРАГРАФУ 52 УЧЕБНИКА). ТЕМА:ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ. Цель работы:доказать,что приспособленность-общее св-во живых организмов. Ход работы: Задание №1. 1.Рассмотрите плоды и семена разных растений.Определите способы распространения семян этих растений. 2.Определите,какие приспособительные особенности обеспечивают распространение семян с помощью ветра и распространение семян с помощью животных. 3.Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу по образцу: Растения Приспособительные признаки у семян и плодов 1. 1. 2. 2.
  3. Школе NET
  4. Register
  5. Login
  6. Newsletter
  7. Пармезан Черница
  8. Помогите сделать лабораторную работу 2.Рассмотрите рисунки плодов и семян растений, выявите приспособительные особенности. Заполните таблицу. Название растений: Приспособительные особенности плодов и семян: Способы распространения: Растения: одуванчик, чертополох, сосна, клен, рябина, бешенный огурец. 3.Объясните причины относительности приспособленности организмов к среде обитания. 4.Вывод к работе (роль естественного отбора)
  9. Лучший ответ:
  10. Васян Коваль
  11. Школе NET
  12. Register
  13. Login
  14. Newsletter
  15. Пармезан Черница
  16. Помогите сделать лабораторную работу 2.Рассмотрите рисунки плодов и семян растений, выявите приспособительные особенности. Заполните таблицу. Название растений: Приспособительные особенности плодов и семян: Способы распространения: Растения: одуванчик, чертополох, сосна, клен, рябина, бешенный огурец. 3.Объясните причины относительности приспособленности организмов к среде обитания. 4.Вывод к работе (роль естественного отбора)
  17. Лучший ответ:
  18. Васян Коваль
  19. Рабочая учебная программа по биологии для 10-11 классов (стр. 7 )
  20. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ

Приспособление плодов и семян к распространению, использование растительных богатств

вкл. 14 Январь 2015 .

Задачи: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению семян; выяснить сроки уборки урожая плодов и семян в ближайшем колхозе, совхозе, на пришкольном учебно-опытном участке, их использование.

Оборудование: коллекции плодов и семян, распространяющихся разными способами; диапозитивы «Плоды»; таблицы, учебный фильм «Сезонные изменения в жизни растений».

Методические рекомендации. В начале урока повторяют и закрепляют знания школьников о формировании плодов и их разнообразии. Проверку знаний можно провести с использованием коллекций, таблиц, рисунков на доске и т. д., а также диапозитивов. У доски 2—3 ученика выполняют схематические рисунки и записывают названия растений и плодов (сочные односемянные, сочные многосемянные, сухие односемянные, сухие многосемянные).

2—3 школьника заполняют подготовленную на доске таблицу, выполненную на предыдущем уроке. В это же время в беседе выясняются знания о строении цветка, образовании плодов и их практическом значении. В процессе проверки знаний учитель подводит учащихся к выводу о том, что плоды очень разнообразны по строению, способам раскрывания и рассеивания семян. Чтобы подготовиться к конкурсу можно решать задания русский Медвежонок 2014. Возникает вопрос, какое значение имеет приспособленность растений к разбрасыванию семян из плодов, какое биологическое значение имеют приспособления плодов и семян к распространению. Из курса природоведения и предыдущего урока ботаники учащимся известно, что с помощью семян растения размножаются. Следует выяснить, как в естественных условиях растения приспособились к самораспространению. Предлагается самостоятельная работа с учебником по заранее записанному на доске плану:

1) Прочитайте текст по учебнику.

2) Разделите содержание на части в соответствии с описанием способов распространения семян.

3) Рассмотрите изображения плодов и семян в учебнике, прочтите их описание в тексте.

4) Найдите р тексте определения способов распространения плодов и семян.

5) Подготовьте ответы на вопросы в конце параграфа.

6) Запишите в словарь новые термины.

7) Подготовьте краткие рассказы по вопросами плана.

После самостоятельной работы учитель проводит беседу и сообщает, что процесс распространения плодов и семян не случайный (многообразные приспособления у плодов и семян выработались в результате длительного развития растительного мира на Земле), обращает внимание на основные способы распространения плодов и семян, на то, что приспособительные признаки особенно хорошо видны при их созревании. Дальнейшее усвоение знаний происходит в процессе просмотра фильма. Вопросы к беседе по фильму: каковы особенности приспособления плодов и семян к распространению ветром? Как распространяются сочные дикорастущие плоды и семена? Какие сезонные изменения характерны для плодов и семян растений? Какое практическое значение имеет приспособленность плодов и семян к распространению?

Далее в беседе выясняют, какие растения выращивают в местном хозяйстве, на учебно-опытном участке, приусадебных участках, каковы сроки уборки урожая в местном хозяйстве, люди каких профессий участвуют в уборке урожая. Такая беседа необходима с учащимися как сельской, так и городской школы. Проводится беседа о значении своевременной уборки урожая плодов и семян и об их использовании человеком. Уместно рассказать о задачах Продовольственной программы или выяснить знания учащихся об этих задачах. При этом важно обратить внимание школьников, что у пшеницы при созревании колоса зерно свободно выпадает из колоса, что приводит к большим потерям при поздней уборке урожая.

Семена анютиных глазок, левкоя, львиного зева и многих других декоративных растений при созревании также высыпаются из плодов. Отсюда следует, что человеку важно знать сроки созревания плодов и семян, чтобы использовать эти знания в практической деятельности. При подведении итогов беседы подчеркивается, что наиболее характерные приспособления плодов и семян, распространяемых ветром, — различные выросты плодовой кожуры: летучки, крылатки, волоски и т. д. Для плодов и семян, распространяемых животными, характерны приспособления в виде крючков, иголок, шипиков, летучек. С помощью животных распространяются семена растений со съедобными плодами (рябина, лещина, дуб и др.). Для систематизации знаний учащихся им предлагается заполнить таблицу, подготовленную на доске. Если достаточно времени, можно предложить школьникам выполнить эту работу в тетради. Дома следует выполнить задание к параграфу учебника.

Источник статьи: http://belmathematics.by/stati/1272-prisposoblenie-plodov-i-semyan-k-rasprostraneniyu-ispolzovanie-r

ПОМОГИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА,ПО БИОЛОГИИ-9 КЛ.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6 (К ПАРАГРАФУ 52 УЧЕБНИКА).
ТЕМА:ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ.
Цель работы:доказать,что приспособленность-общее св-во живых организмов.
Ход работы:
Задание №1.
1.Рассмотрите плоды и семена разных растений.Определите способы распространения семян этих растений.
2.Определите,какие приспособительные особенности обеспечивают распространение семян с помощью ветра и распространение семян с помощью животных.
3.Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу по образцу:
Растения Приспособительные признаки
у семян и плодов
1. 1.
2. 2.

4.Укажите правильный ответ на вопрос:
В чём проявляется относительный характер приспособленности?
а)Растение рассыпает семена зимой.
б)Семена попадают в неблагоприятные условия(в воду,на асфальт и т. д.)
в)Животные поедают семена.

Задание №2.
1.С помощью лупы рассмотрите строение конечностей насекомых.Найдите у них черты сходства и различия.
2.Определите приспособительные особенности конечностей в связи с их функциями,выполняемыми у данных насекомых.
3.Свои наблюдение и выводы запишите в таблицу по образцу в задание №1.

Задание №3.
Пользуясь фотографиями или рисунками животных(орёл,цапля,синица,щегол),определите черты приспособленности к способу добычи пищи в строении клюва у птиц.Наблюдения и выводы так же запишите в таблицу.

Источник статьи: http://znanija.site/biologiya/17156079.html

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Читайте также:  Саженцы абрикосов для лен обл

Пармезан Черница

Помогите сделать лабораторную работу 2.Рассмотрите рисунки плодов и семян растений, выявите приспособительные особенности. Заполните таблицу. Название растений: Приспособительные особенности плодов и семян: Способы распространения: Растения: одуванчик, чертополох, сосна, клен, рябина, бешенный огурец. 3.Объясните причины относительности приспособленности организмов к среде обитания. 4.Вывод к работе (роль естественного отбора)

Лучший ответ:

Васян Коваль

1. Одуванчик
Особенности строения: имеет «парашютик», семя легкое и мелкое.
Распостранение ветром.
2. Чертополох
Особенности: имеет «крючки», которыми цепляется забшерсть животных.
Распостранение с помощью животных.
3. Сосна
Особенности строения: у семени есть крылышко.
Распостранение ветром.
4. Клён
Особенности: имеет крылышки.
Распостранение ветром.
5. Рябина
Особенности: семя с толстой оболочкой. Благодаря этому не переваривается в кишечнике птиц.
Распостранение с помощью животных.
6. Бешенный огурец
Особенности: семенами выстреливает на большое расстояние, семена клейкие, поэтому могут попадать и приклеиваться на шерсть животных.
Распостранение с помощью животных и не знаю как сказать это.. если выбрасываетя на большие расстояния.

Различные формы распостранения появились из-за борьбы за существование или естественный отбор.

Роль естественного отбора в том, чтобы оставить в живых самых сильных и приспособленных к условиям обитания. Благодаря этому появляются новые виды растений и животных.

Источник статьи: http://shkole.net/QA/6168699/

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Пармезан Черница

Помогите сделать лабораторную работу 2.Рассмотрите рисунки плодов и семян растений, выявите приспособительные особенности. Заполните таблицу. Название растений: Приспособительные особенности плодов и семян: Способы распространения: Растения: одуванчик, чертополох, сосна, клен, рябина, бешенный огурец. 3.Объясните причины относительности приспособленности организмов к среде обитания. 4.Вывод к работе (роль естественного отбора)

Лучший ответ:

Васян Коваль

1. Одуванчик
Особенности строения: имеет «парашютик», семя легкое и мелкое.
Распостранение ветром.
2. Чертополох
Особенности: имеет «крючки», которыми цепляется забшерсть животных.
Распостранение с помощью животных.
3. Сосна
Особенности строения: у семени есть крылышко.
Распостранение ветром.
4. Клён
Особенности: имеет крылышки.
Распостранение ветром.
5. Рябина
Особенности: семя с толстой оболочкой. Благодаря этому не переваривается в кишечнике птиц.
Распостранение с помощью животных.
6. Бешенный огурец
Особенности: семенами выстреливает на большое расстояние, семена клейкие, поэтому могут попадать и приклеиваться на шерсть животных.
Распостранение с помощью животных и не знаю как сказать это.. если выбрасываетя на большие расстояния.

Различные формы распостранения появились из-за борьбы за существование или естественный отбор.

Роль естественного отбора в том, чтобы оставить в живых самых сильных и приспособленных к условиям обитания. Благодаря этому появляются новые виды растений и животных.

Источник статьи: http://shkole.net/QA/6168699/

Рабочая учебная программа по биологии для 10-11 классов (стр. 7 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Описание внешнего и внутреннего строения характеризует морфологический видовой критерий.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: «Приспособленность организмов к среде обитания»

Цель работы: установить механизм приспособленности организмов к среде обитания и убедиться, что любая приспособленность относи­тельна и является результатом действия естественного отбора.

Оборудование: лупы, пинцеты, препаровальные иглы.

Материал для работы: коллекции «Защитные приспособления у животных», «Приспособительные изменения в конечностях насекомых». «Виды защитных окрасок», «Приспособительные изменения к условиям существования в строении передних конечностей млекопитающих». «Насекомые — опылители», «Насекомые — санитары», «Особенности строения зубного аппарата животных». Открытки и рисунки с изобра­жением тюленя, кита, дельфина, жука-плавунца, утки, цапли, стрижа, страуса, личинки стрекозы, акулы, окуня, иглы-рыбы (особенности зубного аппарата животных, особенности строения ротового аппарата насекомых), белки-летяги, гепарда, страуса.

Натуральные объекты или гербарные материалы (группы растений).

1. Различные виды кактусов, ветки сосны и ели, брусника, клюква;

2. Теневыносливые и светолюбивые растения;

— 3. Придорожные растения: подорожник, одуванчик, птичья гре­чиха;

4. Различные представители водных растений: сальвиния, ряска, элодея густолиственная, валлиснерия спиральная и т. д.;

5. Луковичные и корневидные растения: амараллис, сансевьера;

6. Плоды и семена липы, березы, клена, ясеня, тополя, череды, лопуха, рябины, шиповника;

7. Растения, не поедаемые животными: крапива (жгучая), боярыш­ник (колючий), синяк, лютики;

8. Раннецветущие растения: мать-и-мачеха, ветреница, гусиный лук, тюльпан, цикламен.

Работа может проводиться в нескольких вариантах в зависимости от времени, отведенного на ее выполнение, и подготов­ленности класса. Запись результатов наблюдений фиксируется в тетради в форме таблицы. Работа включает и ответы на вопросы по результатам наблюдений.

Изучение приспособительных признаков у растений

Внимательно рассмотрите экземпляры гербарных или живых растений определенной группы.

1. На примере растений первых пяти групп определите, какие особенности строения обеспечивают их существование в определенных условиях среды.

2. В предложенных коллекциях плодов и семян (6-я группа) отберите те, у которых выражена приспособленность к распростране­нию ветром, животными.

3. Внимательно рассмотрите группу растений, не поедаемых животными (7-я группа). Определите, какие черты приспособленности к существованию характерны для каждого представителя этой группы растений.

4. Познакомьтесь с представителями раннецветущих растений (8-я группа) и определите признаки, характеризующие данное свойство.

Изучение приспособленности плодов и семян

1. Внимательно рассмотрите наборы плодов и семян, используя для этой цели лупы, пинцеты и препаровальные иглы.

2. Отберите из них те, которые распространяются ветром.

3. Определите признаки приспособленности семян и плодов к распространению ветром и другими способами.

4. Данные наблюдений запишите в таблицу.

Характерные приспо­собительные особен­ности плодов и семян

Причины воз­никновения приспособлен­ности

Плод-стручок, створ­ки плода закручи­ваются при раскрыва­нии

Плод-орешек на длин­ной плодоножке с листовидным кры­лышком

5. .Используя знания, полученные при изучении материала темы «Эволюционное учение», и ваши наблюдения, обоснуйте, почему любая приспособленность организма к условиям среды не может быть абсо­лютной.

Изучение приспособленности признаков у животных

Внимательно рассмотрите предложенные вам коллекции, рисунки.

I. Определите защитные приспособления у каждого представи­теля и укажите причины их происхождения.

2. Определите приспособительные изменения в строении конеч­ностей млекопитающих, птиц, насекомых. Укажите, в каком из при­меров конечности претерпели наибольшие изменения и назовите при­чину.

3. Укажите, какой тип приспособительной окраски имеют пред­ложенные вам для изучения представители.

4. Определите приспособительные признаки у насекомых-опыли­телей и насекомых-санитаров.

.5. На примере экспонатов раскройте зависимость между строе­нием зубного аппарата животного и родом пищи.

Результаты наблюдений запишите в текстовую таблицу. Ответьте на следующие вопросы:

— какие преимущества получили растения (животные) в связи с приобретением определенных вами характерных признаков приспособ­ленности?

— поясните, как могли возникнуть определенные вами приспособи­тельные признаки, если предположить, что предки этих растений (животных) их не имели.

1. Наследственная изменчивость дает материал для естествен­ного отбора, который сохраняет особи с полезными в данных условиях признаками, формируя всевозможные приспособления организмов’.

2. Приспособленность организма не абсолютна, а относительна, так как условия меняются быстрее, чем формируется определенный признак.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых»

Цель работы: а) показать учащимся на конкретных примерах происхождение крупных систематических групп путем ароморфоза;

Читайте также:  Как кормить колоновидные яблони

б) ознакомить их с примерами возможных идиоадаптаций (дегене­рации) ;

в) раскрыть влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции.

Оборудование: пинцеты, лупы, тетради для записи наблюдений.

Материал для работы: открытки, рисунки с изображением пред­ъявителей отделов растений, типов и классов животных (китообраз­ных, ластоногих, грызунов, земноводных, пресмыкающихся), различ­ных видов кактусов, повилик и других растений; муляжи кистепёрой оыбы, стегоцефала, архиоптерикса; натуральные объекты (гербарные мчтерирлы цветковых и голосеменных растений), коллекции насекомых с различным) видами идиоадалтаций; спиртовые препараты червей-паразитов; различные виды кактусов, традесканций и других растений с ярко выраженными приспособительными возможностями; наборы цвет­ков, плодов, семян, веток представителей голосеменных и цветковых растений; чучела пресмыкающихся, птиц, грызунов, хищных животных.

1. Рассмотрите коллекции насекомых и укажите систематическую категорию, к которой принадлежат данные представители:

— определите у представителей каждой группы насекомых приспо­собительные изменения к условиям среды обитания;

— раскройте их биологическое значение;

— укажите пути эволюции каждой рассмотренной вами группы насе­комых.

Результаты наблюдений запишите в таблицу:

изменения, возникшие в ходе эволюции

Ответьте на вопрос: какие особенности строения и жизни насе­комых позволяли им в процессе эволюции занять господствующее положение среди беспозвоночных?

2. Внимательно изучите рисунки, открытки, чучела различных видов грызунов (сусликов, белок, тушканчиков, бобров и др.):

— определите у каждого представителя приспособительные измене­ния к условиям обитания, возникшие в ходе эволюции; раскройте их биологическое значение.

Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Ответьте на вопрос: какой важнейший ароморфоз претерпела данная группа?

По аналогии работы подобного содержания могут быть проведены и с представителями отрядов хищных, ластоногих, китообразных и других животных различных систематических групп.

3. Рассмотрите коллекции, гербарные материалы (побеги, плоды, цветки) представителей цветковых растений (рябины, черему­хи, вяза, липы, клена, вишни и др.):

— определите систематическую принадлежность изучаемых предста­вителей;

— раскройте биологическое значение появления плода у цветковых растений;

— укажите признаки приспособленности плодов изучаемой группы растений к распространению;

— определите возможные пути эволюции изучаемых растений сис­тематической группы (цветковых).

Приспособительные изменения, воз­никшие в ходе эволюции

Биологическое значение приобретенных изменений

Возможные пути эво­люции дан­ной систе­матической группы

Появление цветка как органа раз­множения. Возникновение плода.

Зародыш имеет диплоид­ный набор хромосом, его развитие происходит за счет питательных ве­ществ семени, он хорошо защищен от неблаго­приятных воздействий среды. Семена имеют многообразные приспо­собления к распространению.

Клен остро­листный (вид)

Околоплодник имеет крыловид­ные кожистые выросты

Плоды при опадании с дерева могут долго вращаться в воздухе и поэтому разносятся ветром на большие расстояния.

Результаты наблюдений запишите в таблицу (пример ответа дан).

4. Внимательно ознакомьтесь (по коллекциям, гербарным мате-

риалам, наборам побегов с семенными шишками) с представителями голосеменных растений- можжевельник, ель, кедр, лиственница, пихта, сосна.:

— определите систематическую принадлежность изучаемых предста­вителей;

— раскройте биологическое значение появления семян у представи­телей хвойных растений;

— укажите возникшие в ходе эволюции признаки приспособленности семян к определенным способам распространения;

— назовите возможные пути эволюции изучаемых растений данной
систематической группы (голосеменных).

Результаты наблюдений запишите в таблицу. Ответьте на вопросы:

— какие важнейшие ароморфозы претерпела данная группа растений (голосеменных или цветковых) в своем историческом развитии?

— какие преобразования надо считать идиоадаптацией? Почему?

1. Все крупные систематические группы (отделы, типы, отряды) возникли путем ароморфозов.

2. Мелкие систематические группы (семейства, роды, виды) возникают — в процессе эволюции путем идиоадаптации.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания)»

Цели: 1) продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды;

2) учить составлению схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.

1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10 %), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения кузнечики лягушки ужи ястреб-змееяд, предлагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 т (рис.1)

Рис.2. Пирамида чисел

2. Постройте пирамиду чисел пищевой цепи (рис.2), зная, что биомасса одного побега травянистого растения составляет 5 г (0,005 кг), одного кузнечика – 1 г (0,01 кг), ужа – 100 г (0,1 кг), змееяда – 2 кг.

3. Рассчитанные значения впишите в таблицу.

4. Ответьте на вопросы:

· Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?

· В чем сущность правила экологической пирамиды?

· Чем определяется устойчивость биоценозов?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Решение экологических задач»

Цель работы: закрепить умения решать экологические задачи.

1. Глобальные изменения климата (например, потепление) приводят к потерям в экономике и социальной сфере, влияют на существование и распространение биологических видов в различных областях земного шара. У этих климатических изменений есть различные причины, к которым не относятся:

а) извержения вулканов;

б) смерчи и торнадо;

в) влияние океанов (океанические течения);

г) химические вещества атмосферы.

Ответ «б» – правильный. Смерчи и торнадо являются следствием климатических изменений, а не их причиной.

Ответ «а» – ошибочный. Извержения вулканов могут повлиять на климат. Образующиеся в процессе извержения вулкана облака мелких частиц (аэрозоли) способны заметно ослаблять поток приходящей к земной поверхности коротковолновой радиации, почти не изменяя длинноволнового излучения, уходящего в мировое пространство. Исследования показывают, что после извержений наблюдается некоторое понижение температуры на значительной территории в районе вулкана.

Ответ «в» – ошибочный. Атмосфера имеет общую границу с океаном более чем на 72% поверхности Земли и реагирует на изменения, происходящие в океане. Океан является главным аккумулятором и хранителем поступающей на землю тепловой энергии Солнца, которая впоследствии высвобождается в атмосферу. Обладая огромной теплоемкостью, океаны оказывают стабилизирующее влияние на атмосферу, делая ее температуру более устойчивой. Запас тепла в океане размещен неравномерно и постоянно перемещается океаническими течениями.

Ответ «г» – ошибочный. Атмосфера нагревается, поглощая солнечную радиацию, как поступающую из космоса, так и отраженную земной поверхностью. Нагретая атмосфера сама излучает тепло (инфракрасные волны). Значительная часть (около 70%) теплового излучения атмосферы приходит к земной поверхности, которая практически полностью ее поглощает. Сравнительно небольшие изменения концентрации углекислого газа в атмосфере могут оказать воздействие на температуру земной поверхности, вызывая так называемый парниковый эффект. Удвоение количества СО2 повышает температуру на 2 °С. Другими «парниковыми газами» являются О3 (озон), СН4 (метан), окислы азота, хлоруглеродные соединения.

2. Создание крупных животноводческих комплексов (птицефабрик и свиноферм с поголовьем животных более 5000) с незарегулированными стоками повлияет на:

а) введение севооборотов;

б) химический состав поверхностных и грунтовых вод;

г) ускорение водной мелиорации.

Ответ «б» – правильный. Сток с животноводческих ферм (жидкий навоз), попадая в реки и озера, увеличивает содержание в воде азотсодержащих соединений, что ведет к эвтрофикации этих водоемов. Растворенные в поверхностных водах соединения азота могут попадать и в грунтовые воды (верховодка), делая непригодной для питья воду из колодцев глубиной до 10–15 м.

Читайте также:  Сорт яблони сахарный мирон описание

Ответ «а» – ошибочный. Севообороты (чередование выращивания различных сельскохозяйственных культур на одном поле в течение нескольких лет) применяют, чтобы не снижалось плодородие почв и не размножались вредители, специфичные для какого-либо одного вида растения. С животноводством севообороты не связаны.

Ответ «в» – ошибочный. Зональный принцип ведения сельского хозяйства учитывает агроклиматические условия региона. С ним связаны выбор культивируемых сельскохозяйственных растений (по требовательности к теплу, влаге, кислотности почв, наличию питательных веществ в почве) и разведение традиционных видов животных. Наличие животноводческих комплексов на зональный принцип ведения сельского хозяйства не влияет.

Ответ «г» – ошибочный. Существует два вида водной мелиорации: осушение (применяется на заболоченных территориях для вовлечения этих территорий в сельскохозяйственный оборот) и обводнение (полив). Оба этих вида очень важны в растениеводстве. Водная мелиорация с животновод-ством никак не связана.

3. Сплошная вырубка участка таежного леса может привести к:

а) увеличению пожароопасности и возгораемости лесов, особенно хвойных пород;

б) созданию условий для размножения вредящих лесу организмов;

в) развитию эрозионных процессов и заболачиваемости части вырубки;

г) химическому загрязнению лесных водоемов.

Ответ «в» – правильный. При сплошной вырубке таежного леса (зона избыточного увлажнения) происходит усиление поверхностного стока на лесосеках и, как следствие, изменение гидрологического режима территории. Одновременно с заболачиванием отдельных участков может наблюдаться усиление водной эрозии, выражающееся в росте оврагов и появлении оползней.

Ответ «а» – ошибочный. К увеличению пожароопасности в хвойных лесах может приводить, например, захламление небольших лесосек при выборочных рубках, а также зарастание лесных просек и отсутствие на них ежегодной противопожарной распашки.

Ответ «б» – ошибочный. Размножению опасных для леса насекомых-вредителей и грибковых заболеваний способствует накопление на вырубке больших количеств гниющей растительной биомассы (ветки, сучья и др.). Как правило, при сплошных рубках такого накопления не происходит, т. к. после вырубки освобождаются большие участки, позволяющие беспрепятственно вывезти все заготовленные материалы.

Ответ «г» – ошибочный. Химическое загрязнение лесных водоемов чаще всего происходит в результате аварий на нефтетрубопроводах. Небольшое количество бензина или смазочных масел, разливаемых при работе лесозаготовительной техники, очень редко может вызвать загрязнение сколько-нибудь значительного участка леса или водоема.

4. Крупномасштабная распашка целинных и залежных земель на Южном Урале и в Северном Казахстане, получившая в СССР название «освоение целины», уже к концу 1950-х гг. вызвала:

а) накопление избытка влаги в почве и, как следствие, развитие процесса заболачивания;

б) ветровую эрозию;

в) переуплотнение почв;

г) усиление испарения почвенной влаги и, как следствие, развитие процессов засоления почв.

Ответ «б» – правильный. Распашка целинных земель в степных районах без учета ландшафтной мозаики приводит к ветровой эрозии и, как следствие, к пыльным бурям и потере верхнего плодородного слоя почвы.

Ответ «а» – ошибочный. К накоплению избытка влаги в почве и ее последующему заболачиванию может привести вырубка лесов только в таежной зоне, где коэффициент увлажнения больше 1, т. е. количество осадков преобладает над испарением. Распашка целинных земель проводилась в степных районах страны, где увлажнение недостаточное и влаги никогда не бывает в избытке.

Ответ «в» – ошибочный. Переуплотнение почв – процесс, происходящий при многократном использовании на одной территории тяжелой техники, например трактора «Кировец». Такую технику стали выпускать в СССР только в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Переуплотнение чаще всего происходит на почвах тяжелого механического состава (средний и тяжелый суглинок). В степных районах Казахстана преобладают почвы легкого механического состава, что затрудняло их переуплотнение, но способствовало развитию процессов ветровой эрозии.

Ответ «г» – ошибочный. Процессы засоления почв развиваются, как правило, в степных и полупустынных регионах при поливном земледелии, когда избыточный полив вызывает поднятие уровня засоленных грунтовых вод.

5. Интенсивный лов трески в Баренцевом море в середине ХХ в. способствовал:

а) развитию прудового рыболовства;

б) увеличению популяции мойвы;

в) разрастанию водорослей в прибрежной зоне;

г) разведению молоди сельди в воспроизводственных целях.

Ответ «б» – правильный. Треска является хищной рыбой. С уменьшением ее численности начинает увеличиваться численность рыб меньшего размера, на которых она ранее охотилась, например мойвы, минтая, хека и т. п.

Ответ «а» – ошибочный. Прудовое рыбное хозяйство и морское (океаническое) рыболовство никак не связаны. Морское рыболовство в ХХ в. добывало большую часть рыбных ресурсов, а прудовое – лишь небольшой процент.

Ответ «в» – ошибочный. Разрастание водорослей может быть связано только с притоком питательных веществ, а не с интенсивным выловом рыбы, тем более, что лов трески производится не в прибрежной зоне.

Ответ «г» – ошибочный. Разведение молоди сельди в нашей стране не практиковали. Разводили мальков преимущественно осетровых рыб. В мире также развивалось такое направление рыбного хозяйства, как марикультура – культивирование морских организмов в искусственных или «полуискусственных» условиях. Приемы марикультуры используют в первую очередь для лососевых рыб.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ

включает в себя

7 проверочных работ и 1 итоговое тестирование:

Проверочная работа по теме:

«Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина»

I. Кратко ответьте на вопрос.

1. Какой вклад внес в биологию К. Линней?

2. Какие данные геологии послужили предпосылкой эволюционной теории Ч. Дарвина?

3. Дайте характеристику бессознательному отбору. Приведите примеры.

4. Охарактеризуйте движущий отбор. Приведите примеры.

5. Какая форма борьбы за существование является наиболее напряженной и почему?

1. Приспособленность организмов, по К. Линнею, появилась в результате: а) Упражнения и неупражнения органов под влиянием среды; б) Передачи по наследству благоприобретенных признаков; в) Наследственной изменчивости; г) Естественного отбора; д) Стремления к самоусовершенствованию; е) Изначальной целесообразности.

2. Приспособленность организмов, по Ж-Б. Ламарку, появилась в результате: а) Упражнения и неупражнения органов под влиянием среды; б) Передачи по наследству благоприобретенных признаков; в) Наследственной изменчивости; г) Естественного отбора; д) Стремления к самоусовершенствованию.

3. Приспособленность организмов, по Ч. Дарвину, по­явилась в результате: а) Упражнения и неупражнения органов под влиянием среды; б) Передачи по наследству благоприобретенных признаков; в) Наследственной изменчивости; г) Естественного отбора; д) Стремления к самоусовершенствованию.

4. Материал для естественного отбора наиболее приспо­собленных организмов поставляет: а) Модификационная изменчивость; б) Комбинативная изменчивость; в) Мутационная изменчивость; г) Все виды изменчивости.

5. Ученый, разработавший учение о движущей форме отбора: а) Ч. Дарвин; б) А. Уоллес; в) ; г) ?

6. Ученый, разработавший учение о стабилизирующей форме отбора: а) Ч. Дарвин; б) А. Уоллес; в) ; г) ?

7. Наиболее напряженная борьба за существование: а) внутривидовая; б) межвидовая; в) борьба с условиями; г) все три вида в равной степени?

8. К внутривидовой борьбе за существование относится: а) взаимопомощь особей одной семейной группы; б) паразитизм; в) конкуренция; г) конкуренция?

9. Формы межвидовой борьбы за существование: а) симбиоз; б) паразитизм; в) конкуренция; г) комменсализм?

Источник статьи: http://pandia.ru/text/79/546/32409-7.php

Оцените статью