- План-конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой
- Оставьте свой комментарий
- Пришвин «Этажи леса»: главные герои и главная мысль, чему учит рассказ?
- «Этажи леса» — читательский дневник по рассказу Пришвина
- Описание книги для читательского дневника
- Главные герои и их краткая характеристика
- Краткое содержание и сюжет
- Очень краткое содержание для читательского дневника
- План пересказа
- Основная мысль
- Чему учит
- Отзыв и что понравилось
- Вывод и мое мнение
- Пословицы
План-конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой
Тема: Ознакомление с рассказом М.М. Пришвина «Этажи леса».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Образовательная область, интеграция образовательных областей: приоритетное – речевое развитие, интегрируются — познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: формирование понимания основной идеи рассказа М. Пришвина «Этажи леса» (Лес богатство и краса – береги свои леса), через выразительное чтение литературного произведения, беседа по – прочитанному, дидактическую игру.
образовательные: закреплять умение активно участвовать в беседе по –прочитанному, отвечая на вопрос полным ответом; формировать умение правильно произносить новые слова; уточнять знания детей о лесных жителях (птицах, зверей), о их образе жизни,
развивающие: развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление, память.
воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, зверям, природе; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Дополнительные задачи: продолжать развивать интерес детей кхудожественной литературе; дослушивать ответы сверстников до конца, дополнять друг друга.
обогащение словаря: этажи, гаечки, суетились, небоскребы.
Материалы, оборудование (средства): интерактивная доска, проектор, портрет писателя, картинки птиц (гаечки), картинки небоскребов, картинки птиц и птенцов для дидактической игры, картинки смайликов, игрушка солнышко.
Методы и приемы (способы): художественное слово, показ иллюстрации (портрет, картинки), рассказ воспитателя, выразительное чтение воспитателя, беседа по прочитанному, дидактическая игра, объяснение, вопросы детям, рефлексия, положительная оценка.
Подготовительная (предварительная) работа: беседа обращение к личному опыту (лесные птицы и звери), дидактическая игра «Найди домик для птиц», «Кто где живет?».
Форма организации: фронтальная, дети сидят полукругом на стульчиках.
Планируемый результат занятия: у детей сформировано понимание основной идеи рассказа М.Пришвина «Этажи леса».
В: -Подойдите все скорее вместе будет веселее. Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми. Теперь давайте сядем на своиместа.
В: Ребята, сегодня мне на почту пришла посылка. Но я её пока не открывала. Давайте откроем?
(дети вместе с воспитателем открывают посылку)
В: Посмотрите, что это? Верно! Это портрет. Знаком ли вам этот писатель?
В: Это Пришвин Михайл Михайлович. Рассказы Михаила Пришвина — произведения человека, который искренне любил природу, наблюдал за ней, умел передать на письме ее красоту простым и понятным словом. За это его произведения ценит весь мир. Его рассказы побуждают интерес к родной природе, любовь ко всему живому и трепетное отношение к каждому живому существу.
В: Ребята, подумайте и скажите, что нужно сделать, чтобы узнать о творчестве М.Пришвина?
В: Я с вами согласна, нужно прочитать. Сегодня мы узнаем историю о том, как рассказчик вместе с друзьями сделали небольшое открытие: каждый лесной житель обитает на своём «этаже», мышки живут в корнях, в самом низу; разные птички вроде соловья вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды — еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы. И вот однажды рассказчик вместе с друзьями пришли на поляну с погибшими берёзами. Это часто бывает, что березы дорастут до какого-то возраста и засохнут. Даже когда сгниет дерево с виду белая береза стоит, как живая. Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится все на тяжелые куски и падает. Они пришли на полянку и обрушили одну большую берёзу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнездышком вывалились из дупла. А что было дальше мы сейчас с вами узнаем. Садитесь прямо, ноги вместе, спина прямая, руки на колени.
(выразительное чтение отрывка воспитателя)
В: Ребята, я вижу история не оставила васравнодушными.
В: -Какие чувства вы испытываете после прочитанного?
-Что запомнилось больше всего?
-Какой случай произошел с рассказчиком и его друзьями?
-Что делали гаечки, когда не нашли своё гнездо?
-Почему птицы не спускались вниз?
-И что тогда сделал мальчик с друзьями?
-А как бы вы поступили на месте мальчика?
-Кто автор этого произведения?
-Почему автор так назвал этот рассказ?
-Почему М.Пришвин рассказал нам эту историю?
В: Молодцы! Верно!Давайте мы с вами немного отдохнем. Сейчас я включу музыку, а кто-то один из вас встанет в круг и все остальные будут повторять движения за ним. Готовы?
В: Здорово! А сейчас давайте немного поиграем. Игра называется: «Найди птенчика». У вас на столе лежат картинки с птицами и птенцами, ваша задача подобрать птенчика к птице и назвать вид птицы.
В: Правильно подобрали всех птенцов, молодцы! Сейчас я раздам вам кружочки зеленого цвета- это значит, что занятие вам понравилось, а треугольники красного цвета- значит не понравилось занятие.
В: Я рада, что вам все понравилось наше занятие! Вы очень старались, были внимательными и хорошо отвечали на вопросы!
Оставьте свой комментарий
Источник
Пришвин «Этажи леса»: главные герои и главная мысль, чему учит рассказ?
Рассказ «Этажи леса» Пришвина рассказывает о том, что все в природе должно быть на своих местах.
В начале Пришвин описывает зверей, которые живут на разных этажах. Например, мыши селятся в корнях деревьев. На земле вьют свои гнезда соловушки; дрозды еще выше в кустарниках.
Автор с друзьями свалили старую, мертвую березу. Но в дупле было свито гнездо у синичек-гаечек. Оно не пострадало. Но людям потом сложно было найти ему новое место.
Родители птенцов признали его только тогда, когда его поместили на ту же высоту, как и раньше, но уже на новой березе.
Рассказ учит детей бережно относится к природе и любить ее.
Из рассказа М. Пришвина «Этажи леса» читатель узнает, как строят гнезда синички, где живут мышки, как вместе уживаются разные птицы. В первой части рассказа идет описание расположения лесных домиков . Главные герои синички гаечки, их птенцы выпали из гнезда и родители не могли к ним приблизиться. Случайные прохожие (рассказчик и его друг) помогли вернуть гнездо с птенцами на прежнее место. Главная мысль учит не проходить мимо беспомощных животных, животные нуждаются в помощи человека, они испытывают такие же чувства как человек, Пришвин учит милосердию и состраданию.
Составим план рассказа «Этажи леса»
1 Где живут зверьки и птицы.
3 Выпавшие птенцы синичек
Источник
«Этажи леса» — читательский дневник по рассказу Пришвина
Поучительный детский рассказ «Этажи леса», который написал знаменитый русский писатель М.Пришвин в 1941 году. Используйте наш материал для качественной подготовки на урок литературы.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Пришвин Михаил Михайлович
Название произведения: «Этажи леса»
Жанр: рассказ
Год написания: 1941
Издательство: «Правда»
Год издания: 1983
Количество страниц: 127
Главные герои и их краткая характеристика
Рассказчик — очень любознателен. Он любит озорничать, но всё же исправляет ситуацию, вернув птенцов.
Гаечки – птички, которые не нарушают законов природы. Так и должно быть, ведь у каждого своё место.
Краткое содержание и сюжет
Птицы и звери живут в лесу этажами. Под корнями живут мыши, на земле строят гнезда соловьи, на кустарниках дрозды, совы, дятлы и прочие дупляные птицы живут на разной высоте дерева, а на самых макушках селятся хищники — ястребы и коршуны. И этажи леса совсем не то, что этажи в небоскребах. Животные не могут поменять свой этаж, они всю жизнь проводят на одном этаже. Убедиться в этом автору помог один случай.
Он с приятелем вышел на поляну, сплошь уставленную сухими березами. Береста крепко держала уже трухлявые стволы и деревья не падали. Но стоило их толкнуть посильнее, как береза валилась и раскалывалась на сотни кусков.
Автор толкнул такую березу и она упала, а в ней оказалось гнездо гаечки с птенчиками. Птенцы не пострадали и теперь на земле отчаянно разевали рты, прося червячков. Автор накопал червей и накормил птенцов, но тут вернулись их родители.
Как очумелые они стали носиться вдоль деревьев, не понимая куда девалось их дерево и их гнездо. Птенцы звали родителей с земли, но те в упор их не видели. Им казалось, что каким-то чудом исчез весь этаж, на котором они жили. Тогда автор обломал верхушку у другой березы и поставил сверху кусок березы с гнездом и птенчиками. И очень скоро счастливые родители нашли своих птенцов.
Очень краткое содержание для читательского дневника
В произведении рассказчик делится с читателями собственными наблюдениями. Он говорит о том, что каждая птичка выбирает свой «этаж». При этом они не заселяют места других видов. Рассказчик переломил берёзу, которая внутри была мертва, а затем увидел гнездо с упавшими птенцами. Всё же решили спасти этих существ, ведь птички летали, но не опускались на нижние этажи. Пришлось ставить гнездо на соседнюю берёзу, выбрав нужную высоту.
План пересказа
- Как устроены лесные этажи.
- Старые березы.
- Упавшее гнездо.
- Кормление птенцов.
- Паника родителей.
- Новый этаж.
Основная мысль
В природе всё как в жизни: каждый займёт свою нишу. Только вот люди могут менять своё положение, а лесные обитатели живут по законам, которые для них установила сама природа-матушка.
Чему учит
Рассказ учит любить природу и всех живых существ на свете. Учит наблюдательности, внимательности. Учит заботиться о чужих детях и помогать потерявшимся.
Отзыв и что понравилось
Мне понравился этот рассказ, который объяснил мне еще одну тайну русского леса. Теперь я знаю, что бесполезно искать гнездо соловья на макушке дерева, а ястреб никогда не поселиться под корнями.
Вывод и мое мнение
Рассказ Пришвина показывает, что нужно беречь и заботится о ней. В природе все утроено мудро и любые изменения могут сказать на ней и её жителях.
Пословицы
- Мой дом — моя крепость.
- Лучше дома своего нет свете ничего.
- Всякая птица свое гнездо любит.
- У кого детки, у того и заботы.
- Нет такого дерева, на котором бы птица не сидела.
Источник