Репортажи
Зачем школе огород?
Большинство современных школьников и не подозревают, что когда-то в школах применялась практика трудового воспитания. А вот те, кто учился в доперестроечное время, помнят, как работали в школьных теплицах, а потом, будучи студентами, осенью целыми отрядами ездили «на картошку». Даже в некоторых детсадах были свои теплицы. В смутные 90-е эта практика была практически утеряна. Лишь единичные учреждения, в основном сельские школы, сохранили в целости и сохранности школьные огороды и теплицы. В этом списке три школы Усть-Илимского района и две – городские.
Что и говорить, сельская местность сама по себе предполагает работу на земле. Не отставали в этом плане и школы. Летом у ребят начиналась пятая, трудовая, четверть. Школьники работали на пришкольных участках: ухаживали за высаженными ранее овощами, цветами, собирали урожай, ставили эксперименты. В годы перестройки финансирование школ резко ухудшилось. Не до теплиц тогда было. Брошенные на произвол судьбы, они разрушались, грядки зарастали травой. Но руководство и педагоги школ Бадарминска, Ершово и Подъеланки решили во что бы то ни стало сохранить пришкольные огороды. К тому же в те годы подсобные хозяйства стали большим подспорьем в обеспечении питанием детей.
Образовательная работа по растениеводству в этих школах и сейчас ведется непрерывно. Например, в Ершовской школе на уроках технологии по домоводству девочки изучают, как правильно подготавливать почву и семена, знакомятся со способами посадки и уходом за растениями, с севооборотом, пикировкой и пр. А мальчики в мастерской изготавливают ящики под рассаду, черенки для инструментов. Все полученные знания школьники потом используют на практике, которая начинается в феврале-марте.
Начало весны – горячая пора для всех школьных хозяйств. Под руководством педагогов ребята начинают выращивать рассаду, в мае высаживают ее в теплицы, где ухаживают за растениями до конца учебного года. Весной же начинается и работа в открытом грунте: подготовка почвы, посев семян, посадка картофеля и др. работа. Во время летних каникул в Ершово и Бадарминске за огородом ухаживают ребята, устроившиеся на работу через Центр занятости в рамках федеральной программы летнего трудоустройства несовершеннолетних. За эту работу школьники получают зарплату. В Подъеланке летом на школьном огороде работают ребята из трудового лагеря «Бурундучок». А осенью школьники и учителя вместе выходят на уборку урожая и подготовку участка к следующему сезону. Таким образом после окончания школы сельские ребята вполне грамотно, с применением современных технологий могут вести личное подсобное хозяйство.
Работы на пришкольных участках района много. Самый большой по площади – школьный огород в Подъеланке. Сейчас совместными усилиями школьники и педагоги выращивают овощи на более чем 1 гектаре земли! На территории школы – несколько цветочных клумб, 8 кустов смородины, а также картофель и капуста, плюс большая теплица, в которой растут томаты, огурцы, перцы. Грядки с морковью, свеклой, луком выращивают на 8 сотках приусадебного участка съемной квартиры для учителей. Каждый год школа собирает хороший урожай. В этом сезоне, например, ребята собрали 215 кг томатов, около 100 кг огурцов, 112 кг перца, 100 кг свеклы, 500 кг моркови. Урожай картофеля также оказался богатым – 100 мешков, это почти три тонны.
В Ершово участок небольшой – всего 15 соток. Но довольно стабильный урожай позволяет обеспечить школу и детсад овощами до декабря – января и сэкономить на покупке овощей у поставщиков 30-40% денег. На вырученные средства поварам удается значительно расширить меню, обогатить его большим количеством мясных продуктов.
В школе Бадарминска пятая трудовая четверть – это обязательная практика для учеников с 1 по 11 классы. Здесь пришкольный участок начали разрабатывать в 2003 году – тогда силами педагогов, родителей и учащихся построили новую большую теплицу, обустроили грядки. В «Положении о трудовой практике» оговаривается обязательная для каждого возраста продолжительность труда, а за каждым классом закреплены клумба, участок картофельного поля, грядки, за которыми ребята должны ухаживать. Как и на двух других пришкольных огородах района, юные бадарминцы выращивают овощи, которые так же, как и в других школах, идут на питание начальных классов и детсадовцев. Экономия получается существенная. Судите сами, цена полноценного обеда, включающего в себя салат, первое, второе и напиток, составляет здесь примерно 40 руб., а стоимость завтрака — 27 руб. против реальных 100 рублей за завтрак и обед в городских школах.
Без помощи сложно
С ежедневными «огородными» заботами школы вполне справляются. Конечно, собственных средств на все просто не хватает, поэтому школам посильную помощь оказывают родители учеников и предприниматели, работающие в поселке. Кто-то предоставит технику, кто-то удобрения, кто-то поделится семенами. Совсем недавно Ершовская и Подъеланская школы обновили свои теплицы: отремонтировали основания, поменяли стеклянные покрытия на современный поликарбонат. В Подъеланке на следующий год ребята планируют «обновить» старые кусты смородины, а также закупить дополнительно саженцы малины. Да много чего еще планируют! Но, к сожалению, на все задумки школе попросту не хватает средств. Так, к примеру, два года назад случился прорыв на теплотрассе, которая отапливала теплицу. Восстанавливать ее новая управляющая компания пока не спешит. Но главная проблема, которая здесь стоит очень остро, – это отсутствие помещения для хранения корнеплодов. «Раньше место под склад нам предоставлял совхоз в своем овощехранилище, — рассказывает Марина Балакина, педагог дополнительного образования Подъеланской школы. – Теперь, когда совхоза нет, мы приспосабливаемся как можем. В прошлом году урожай хранили в одном из помещений детского сада, одно крыло которого плохо отапливалось, а вот в этом году там отопления совсем не будет, и думаю, что до весны семенной картофель просто не «доживет». Большую поддержку в прошлом году Ершовской школе оказала Группа «Илим». Через Филиал «Восточный» Благотворительного фонда «Илим Гарант» она выделила школе 140 тыс. рублей, на которые та приобрела мотоплуг, семена, удобрения и садоводческий инвентарь. Местное фермерское хозяйство ежегодно предоставляет школьному огороду навоз, а предприниматели не отказывают в помощи тяжелой техникой. На балансе школ в Бадарминске и Подъеланке есть трактора, и ребята, получающие здесь профессию тракториста, часть практики проходят, участвуя во вспашке школьных огородов. Но технике нужно топливо, которое стоит недешево.
Руководители сельских школ в один голос утверждают, что работа на пришкольных участках благотворно влияет на их учеников: вырабатывает чувство ответственности, учит внимательно и бережно относиться к природе, прививает вкус и культуру поведения. В этих школах не увидишь разоренных клумб или испорченных горшечных растений, ребята дружно, сообща работают и учатся.
В Усть-Илимске небольшие школьные хозяйства имеют школы №13 и №17. Здесь в теплицах ребята занимаются выращиванием самых разнообразных цветочных культур. Нестандартно подошли к созданию школьного хозяйства в 17-й школе. Тут теплица располагается. на крыше. Каких растений в ней только нет! Это розы, несколько видов цветущих кактусов, плодоносящие лимоны и мандарины, гранат, пальмы, выращенные из косточек, есть даже ананас, хурма, виноград, который уже дает урожай. А в 13-й школе теплица площадью 214 кв. м находится на территории школы. Обе теплицы отапливаются, и поэтому растения радуют глаз своей зеленью и пышным цветением круглый год.
Занятия в теплицах проводятся и для старших школьников, и для учащихся младших классов. На уроках окружающего мира, биологии и географии ребята наблюдают и ухаживают за растениями, узнают о местах их произрастания, условиях ухода, совместно с учителями проводят различные эксперименты. Кто-то из ребят на основе своей работы пишет рефераты и научные проекты. Вот, к примеру, две ученицы 17-й школы второй год ведут научно-практическую работу, связанную с выращиванием красивейших цветов – калл. Помимо своих учащихся, в теплице время от времени по программе трудоустройства несовершеннолетних работают «приходящие» ребята. Елена Кортлева, педагог школы №17, до сих пор помнит, как несколько лет назад на работу пришли так называемые неблагополучные ребята – это был самый первый трудовой отряд. «Было невооруженным глазом видно, как меняются мальчишки, работая с цветами, — вспоминает Елена Федоровна. – Они стали спокойнее и даже добрее. Думаю, уход за цветами на всех действует положительно, а на детей — особенно». А в 13-й школе дополнительно работают кружок юных цветоводов и школа лаборантов-исследователей, которые ребята посещают по желанию. Также здесь ребята вместе с учителями ведут научные проекты. Кроме того, ежегодно внутри школы проводятся различные конкурсы, касающиеся цветоводства, в которых участвуют все.
Конечно, и в городских школах трудно содержать теплицы, которые со временем ветшают, здесь педагоги также вынуждены просить помощи у родителей учеников на приобретение земли, семян и удобрений. Но отказываться от трудовой и образовательной практики они не собираются – ведь это замечательная возможность воспитать в ребенке самые лучшие качества.
Источник статьи: http://bratsk.org/report/show/9369.html
Трудовое лето школьников
На календаре – вторая половина июня. Завершается экзаменационная пора для учащихся 9-х и 11-х классов. У всех остальных школьников – каникулы, замечательное время отдыха. Но не все ребята спешат расстаться со школой и поскорей уехать в загородный лагерь, в деревню или на море. Для них долгожданные летние каникулы начались с трудовых будней.
Во всех школах района организована летняя трудовая практика. В течение одной-двух недель группы учащихся 5-8-х классов будут помогать содержать в порядке пришкольную территорию, принимать участие в подготовке школьных помещений для ремонта, пропалывать клумбы, ухаживать за высаженными цветами, чтобы в сентябре они удивили всех своим разноцветным великолепием.
Кроме того, в городских, а также в Березовской, Доскинской и Каменской школах из учащихся 8, 10-х классов созданы трудовые бригады.
Официально, через Центр занятости населения, трудоустроены 153 школьника. Это значит, что эти ребята на практике прошли процедуру приема на работу, собрали для этого необходимые документы и получили на руки трудовую книжку. Они научились рассчитывать свое рабочее время, соблюдали правила трудовой дисциплины. За свой труд они получат первую в жизни зарплату.
Старшеклассники под руководством учителей занимались благоустройством пришкольной территории, разбивкой и оформлением клумб, покраской ограждения, готовили кабинеты к ремонту. Кроме того, трудовая бригада «Костер» из шестнадцати восьмиклассников школы № 3 и в детском саде «Звездочка» помогла привести в порядок клумбы. Ребята покрасили домик и грибок, спортивные объекты на детских участках, скамейки, нанесли разметку на асфальт. Учащиеся школы № 7 работали и на территории ООО «Водоканал». Березовские школьники занимались благоустройством территории, прилегающей к многоквартирным домам, детских площадок, прогулочных участков в детском саде, территории Богородского дома-интерната в селе Дуденеве. Их работу курировала Дуденевская сельская администрация. По словам директора школы М.Г. Ксенчак, положительно то, что, во-первых, ребята выполняли нужную, значимую работу и радовались, видя результат своего труда. Во-вторых, совместный труд дисциплинирует.
Наряду с трудовыми бригадами и профильными отрядами на базе сельских школ созданы лагеря труда и отдыха. В Березовской – «КРУТО» – команда ребят, умеющих трудиться и отдыхать: 15 учащихся приняли участие в двух проектах «Школьный двор – цветущий сад» и «Во саду ли, в огороде». Для благоустройства огорода мальчики под руководством учителей смастерили 10 коробов под высокие грядки, ящик для компоста.
В Хвощевской – «Горизонт». Там 15 ребят из 8–10-х классов с удовольствием работают на пришкольном участке. Они учатся правильно обрабатывать землю, выращивают лук, картофель, а на традиционной осенней сельскохозяйственной ярмарке предложат богородчанам выращенные овощи. Заработанные деньги обычно тратят на поездки.
В июле-августе работает в Хвощевской школе «Малая Тимирязевка». Ребята занимаются под руководством биологов, на опытном участке пробуют выращивать новые культуры, разрабатывают памятки по уходу за растениями.
В осенней сельскохозяйственной ярмарке примут участие и учащиеся Буревестниковской школы. В течение всего лета учащиеся с 5-го по 11-й класс поочередно трудятся на школьном огороде, чтобы получить хороший урожай моркови, лука, капусты, бобовых.
В Дудуневской школе сельскохозяйственная бригада из учеников 5–8-х классов в течение всего лета выращивает овощи для школьной столовой. Часть продукции тоже будет реализована на сельхозярмарке в Богородске. Вырученные деньги пойдут на приобретение семян на будущий год.
На весь июнь двадцать восьмиклассников объединил лагерь труда и отдыха, организованный в Новинской школе. Под руководством педагогов они занимаются мелким ремонтом, благоустройством учебных помещений, помогают в библиотеке.
Продолжают работу волонтерские отряды школы № 1, «Дари добро» – в Березовской школе, «Добрая воля» – в Шварихинской.
***
Нужна ли летняя трудовая практика? Безусловно, нужна. Коллективный труд объединяет, результат вдохновляет, доверие важного дела воспитывает ответственность. Ни с чем не сравнима радость подростка, осознавшего, что он научился делать то, что не умел еще вчера, качественно выполнил порученную ему работу и этим помог другим.
Источник статьи: http://bg52.ru/news/business/trudovoe-leto-shkolnikov/
Пришкольные участки — огороды
Пришкольные участки — огороды.
В настоящее время не многие школы сохранили свои пришкольные участки-огороды. В полном объёме они функционируют, пожалуй, лишь в сельских школах, в том числе и в школах Кемеровского муниципального района.
Что и говорить, сельская местность сама по себе предполагает работу на земле. Пришкольный участок — это для учащихся своего рода «азбука» земли. Где, как ни здесь, ребята, начиная с первого класса, могут приобрести полезные трудовые навыки, во многом удовлетворить свой интерес к природе, развить свои познавательные и творческие способности. Именно здесь, на участке, формируется отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к Земле, к труду, воспитывается бережное отношение к растениям. Для того чтобы что-то вырастить на земле, надо вложить в это дело много труда, значит и любви. Своими руками посадить, вырастить, увидеть результаты своего труда. Какое это имеет огромное воспитательное значение!
Летом у ребят проходила пятая, трудовая четверть. В 14-ти образовательных школах работали более 600 ребят из лагерей труда и отдыха: ухаживали за высаженными овощами, цветами, собирали урожай, ставили эксперименты.
17 ребят были устроены на работу через Центр занятости в рамках федеральной программы летнего трудоустройства несовершеннолетних. За эту работу школьники получили зарплату.
Работы на пришкольных участках района много. Например, в Береговской школе на уроках технологии девочки изучают, как правильно подготавливать почву и семена, знакомятся со способами посадки и уходом за растениями, с севооборотом, пикировкой и пр. А мальчики в мастерской изготавливают ящики под рассаду, черенки для инструментов. Пришкольный участок – 40 соток состоит из огорода, где выращивают овощи и сада, на котором ребята ухаживают за ягодными культурами.
Пришкольный участок используется как основной источник для выращивания овощей для школьной столовой.
Площадь огородов разная. Так, в школе – интернате с. Березово огород 1,5 га и 3 теплицы. Только помидоров было высажено 160 корней! А в школе п. Новостройка школьный участок – 10 соток. И почти 8 соток – это капуста. В школе с. Елыкаево в этом году высажено 20 соток картофеля. Возобновили посадку овощей на 15 сотках огорода и в школе с. Барановка.
Не отстают этим летом и дошколята. Пусть это еще мини – огороды, но ребята с удовольствием ухаживают за капустой, свеклой, горохом и другими овощными культурами. С малых лет постигают тайны растениеводства и приучаются к труду.
Всего площадь огородов в образовательных организациях Кемеровского района – около 300 соток.
Осенью все: дошколята, школьники, сотрудники детских садов и школ дружно вышли на уборку урожая и подготовку участка к следующему сезону. И урожай порадовал: кабачки, свёкла, капуста, томаты, картофель, морковь, петрушка и укроп, и много еще разных овощей! Так, в Ягуновской школе собрали 780 кг. капусты, в школе п. Новостройка собрали 750 капусты и 150 кг. свеклы. В школе – интернате с. Березово урожай картофеля – почти 5 тонн, а моркови – 120 кг., что позволило сэкономить 88500 рублей. Овощей, собранных с пришкольных огородов и сданных в школьные столовые, хватит до декабря. Что значительно позволяет сэкономить на стоимости школьного меню и дополнительно ввести в рацион обучающих соки, кисломолочную продукцию, фрукты.
Радует, что труды на пришкольных участках не проходят даром. Сельские ребята вполне грамотно, с применением современных технологий могут вести личное подсобное хозяйство.
Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/218/44559.php