Внеклассное мероприятие «Во саду ли, в огороде».
классный час (2 класс) по теме
Данное занятие из цикла «Разговор о правильном питании»рассчитано на младший школьный возраст. Цель занятия: показать пользу овощей и фруктов для человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поговорим о том, что растёт в огороде, благодаря чему всё это растёт, о пользе овощей и фруктов в жизни человека. | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие: « Во саду ли, в огороде….»
Цели: 1) дать представление о значении почвы в жизни живых существ;
2) систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их пользе;
1. Закрепить знания детей о растениях, которые растут в саду и огороде;
2. Акцентировать внимание детей на значимость овощей и фруктов в жизни человека.
3. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
4.Развивать внимание, зрительную память, мышление, воображение, речь, умение работать в коллективе.
Оборудование: разрезные пословицы, ободки с изображением морковки, кабачка, лука, чеснока, презентация.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о том, что растёт в огороде, благодаря чему всё это растёт, о пользе овощей и фруктов в жизни человека.
Начнём с разминки. Давайте поиграем в игру «Похлопаем — потопаем» . Если то, что я назову, растёт в саду или в огороде, — похлопайте, если нет – потопайте. Играем в быстром темпе.
Огурцы зелёные.
Пирожки слоёные.
Помидоры спелые.
Девчонки загорелые.
Котята пушистые.
Яблоки душистые.
Груши ароматные.
Тетради аккуратные.
Прищепки деревянные.
Солдатики оловянные.
Красавица- редиска.
Тягучая ириска.
Свежая петрушка.
Творожная ватрушка.
Лучок зелёный.
Сморчок солёный.
Нектарины гладкие.
Сливы кисло- сладкие.
Шоколадные конфеты.
Модные береты.
Тыква, свёкла, кабачок.
Иванушка — дурачок!
— Всё, чем нас щедро одаривают сад и огород, выросло благодаря почве. Почва-это верхний слой суши, на котором растут растения. Почву можно назвать настоящим чудом природы. Жизнь людей и животных тесно связана с почвой. Только на ней могут развиваться растения — источник пищи и для человека и для животного.
Почву в обиходе называют просто землёй. Вернее, не «просто землёй», а землёй- кормилицей», « землёй-матушкой». Наш народ создал много пословиц о земле.
На доске разбросаны слова 2 пословиц. Скажите, какие пословицы сочинил народ.
Земля семя хранит — человека кормит.
Земля не уродит — никто не наградит.
Почва образуется очень медленно. Для того, чтобы образовался слой толщиной всего лишь в пять сантиметров, необходимо целых две тысячи лет!
-Сейчас отгадайте загадки о растениях, произрастающих на огороде. Мои помощники вам их загадают.
Всех круглее и краснее. Он совсем – совсем зелёный
Он в салате всех вкуснее, И овальный, удлинённый.
И ребята с давних пор Помидора верный брат,
Очень любят…( помидор) . Тоже просится в салат.
Догадались? Молодцы!
Ну, конечно, …( огурцы).
Оранжевый спрятан корешок Лето целое старалась-
Сверху виден лишь вершок Одевалась, одевалась…
А подцепишь ловко – А как осень подошла
И в руках –… ( морковка) Нам одёжки отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы
В бочонок. (Капуста)
Эля, деточка, не плачь. Кругла, рассыпчата, бела
Это с нашей грядки врач. На стол она с полей пришла
Исцелить любой недуг Ты посоли её немножко,
Может огородный….( лук) Ведь, правда вкусная…
( картошка)?
Что это за рысачок Круглый бок, жёлтый бок,
Завалился на бочок? Сидит на грядке колобок.
Сам упитанный, салатный. Врос в землю крепко.
Верно, детки, …( кабачок) Что же это? ( Репка )
Он кусает, только вот, Он бывает, дети, разный-
Зубок есть, но где же рот? Жёлтый, травяной и красный.
Белый носит сюртучок. То он жгучий, то он сладкий
Что это, дружок? ( Чеснок) Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это …(Перец )
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда —
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. ( Горох)
-Молодцы! Все загадки отгадали.
Игра « Угадай – ка ». Достать овощ из корзины, назвать его и рассказать о пользе для организма человека. (Помидор, баклажан, кабачок, лук, картофель, морковка, капуста)
— Давайте послушаем историю о том, что произошло на огороде.
Сценка « Спор овощей»
Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста,
Баклажаны синие,
Красный помидор
Затевают длинный
И серьёзный спор.
Морковь:
Кто из нас из овощей
И вкуснее, и нужнее?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Хозяин:
Выскочил горошек —
Ну и хвастунишка!
Горошек:
Я такой хорошенький,
Зелёненький мальчишка.
Если только захочу
Всех горошком угощу!
Хозяин :
От обиды покраснев,
Свёкла вдруг сказала:
Свёкла:
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Надо свёклу для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай,
Лучше свёклы нету!
Ты уж, свёкла, помолчи,
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
Зайчики- плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.
Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик,
Всем понравится, конечно!
Редиска:
Я – румяная редиска
Поклонюсь вам низко-низко
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь:
Про меня рассказ недлинный
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку-
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
Хозяин:
Тут надулся помидор
И промолвил строго:
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Дети:
Витаминов много в нём,
Мы его охотно пьём.
Хозяин:
У окна я ставлю ящик,
Поливаю только чаще.
И тогда как верный друг
К нам придёт зелёный …
Дети: Лук!
Лук:
Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям
Угадали? – Я вам друг,
Я – простой зелёный лук.
Картошка:
Я, картошка, так скромна.
Слова не сказала.
Но картошка так нужна
И большим и малым!
Баклажан:
Баклажанная икра
Так вкусна, полезна…
Хозяин:
Спор давно кончать пора.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключенья,
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее?
Воспитатель: Если человек знает целебные свойства растений, то ему аптека не нужна. С помощью рационально подобранных продуктов питания можно предупредить любые болезни, погасить только что начавшееся заболевание. Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятие спортом, а ещё питание, потому что « мы – это, что мы едим».
Ученик: Если кто-то простудился
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь – на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Овощи, фрукты, ягоды – это незаменимые источники витаминов для нашего организма.
О пользе овощей и фруктов люди подмечали издавна. Есть много народных пословиц и поговорок о фруктах и овощах. Вот некоторые из них.
На доске разбросаны половинки пословиц. Соберите их.
Обед без овощей – праздник без музыки.
Зелень на столе — здоровье на сто лет.
Лук – от семи недуг.
Там, где нет мяса – свёкла – герой.
— Отгадайте загадку:
Вот зелёная кокетка, сельдереева соседка. Остроносая старушка, знаем мы тебя …(Петрушка). О пользе петрушки нам может рассказать следующее стихотворение, которое прочитает…. (ученик).
Эти резные листочки
Лечат сердечко и почки
Улучшают аппетит,
Боль прогонят, где болит,
Быстро смывают веснушки,
И лысины нет на макушке.
Самая распространённая зелень на столе — это петрушка и укроп. О пользе укропа нам расскажет ….(ученик).
Листья – будто кружева,
Украшенье для стола.
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Круглый год лечение,
И всё от воспаления.
— Отгадайте загадку:
Сладкое, румяное,
С дерева упало,
Любе в рот попало.
— Вспомните, какую силу придавали яблокам в русских народных сказках, как их называли?
-Правильно, их называли молодильными. Люди верили, что яблоки помогают сохранять здоровье, молодость, красоту.
Ученик: Эти вкусные плоды
Всем знакомы с древности.
Все, кто ели, не болели,
Зубы белые блестели.
Малокровие, ожирение
Побеждают без сомнения.
Отгадаем загадки:
1. На сучках висят шары,
Посинели от жары. ( Сливы)
2. Подумай, дружок,
И узнай поскорей –
На тоненькой веточке
Тройка коней.
Те кони красны
И очень вкусны. ( Вишня)
3. Сверху мала я,
А снизу большая,
Вот я какая! ( Груша)
4. Это самый кислый фрукт,
Люди его в чай кладут.
Чай душистый получается,
Потому он всем и нравится. ( Лимон)
— Как можно назвать это всё одним словом? ( Фрукты)
— Где растут фрукты? ( В саду)
Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора.
Как мы яблоки увидим,
Сразу все кричим: «Ура!»
Тыкву нашу поливали
Утром, вечером и днём!
Тыква выросла большая,
И теперь мы в ней живём!
Разудалый я силач-
Гну рукой подковку!
Потому что я жую
Каждый день морковку.
Девочки и мальчики
Любят кушать пальчики
Но бояться вам не надо,
Это сорт ведь винограда!
Оля бусы из рябины
Нанизала метров пять.
Чтобы их носить на шее,
Надо ей жирафом стать!
Любим свёклу мы, морковку
И капусту тоже есть,
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть!
Игра « Угадай на вкус!» (Назвать фрукты и их значение для человека)
-Конечно, ребята, мы сегодня не сможем с вами рассказать о пользе всех овощей и фруктов. Главное, чтобы вы всегда помнили, что от того, что мы едим, зависит наше здоровье.
Ученики: 1.Овощи и фрукты любят все на свете.
Бабушки и дети секреты знают эти.
2. Виноград и вишня лечат все сосуды.
Абрикос от сердца, груша – от простуды.
3. От простуды и ангины помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.
4. Помни истину простую — лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую или сок морковный пьёт.
5. Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов.
И Серёже, и Ирине – всем полезен витамин
6. Ничего на свете лучше нету,
Чем поменять на яблоко конфету.
7. Сухомятке предпочесть морковку.
В овощах и фруктах больше толку.
8. Если хочешь быть здоров,
Позабыть про докторов,
Кушай овощи и фрукты.
Это лучшие продукты!
Все вместе: Ешьте фрукты, здоровейте,
Пейте сок и не болейте!
Литература:
1.Классные часы, 2 класс/ сост. Т.Н. Попова – Волгоград: Учитель,2011
2. Н.Анишина. Овощной спор.
4. Л. А. Обухова, Н.А. Лятимкина. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья.- М: ВАКО, 2004
5. Л.В. Мищенкова. 25 развивающих занятий с второклассниками.- Ярославль, Академия развития, 2007.-160с.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/03/01/vneklassnoe-meropriyatie-vo-sadu-li-v-ogorode
статья «Природы мудрые советы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧУЛОКСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БУТУРЛИНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«Природы мудрые советы »
Автор: учитель географии
Власовская Галина Ни колаевна
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть ещё душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Язык природы человек старался постичь с древности. Ведь именно природа определяла его образ жизни, его занятия, культуру и традиции. Человек должен научиться жить в той природной среде, которая его окружает. В первую очередь его волновали вопросы питания и создания элементарных условий, в которых он будет чувствовать относительный комфорт.
Поэтому издавна человек не ограничивался лишь созерцанием природы, он всегда стремился познать ее. Каждой территории свойственны свои специфические сезонные явления природы и свои календарные сроки их наступления. На протяжении многих сотен лет в народе происходил непрерывный педагогический процесс — старшие поколения передавали младшим все накопленные знания о природе, учили их познанию мира. Так сложилась система ярких и легко запоминающихся народных примет, которая веками служила ориентиром для земледельцев и скотоводов, охотников и рыболовов, пчеловодов, сборщиков ягод и грибов, лекарственных растений. Многие из народных примет не потеряли своего значения до настоящего времени. Начало наблюдений над сезонными явлениями природы восходит к древнейшим временам и обусловлено повседневными хозяйственными нуждами людей. По мнению академика Б. А. Рыбакова, «познание природы и мира в целом может быть вполне достоверно определено по данным праславянского языка: многие названия деревьев, трав, зверей, птиц, рыб, элементов ландшафта, имена звезд восходят к отдаленной праславянской поре…»
Накопление знаний о фенологических явлениях дало начало такому уникальному явлению русской культуры, как народный календарь, называемый еще земледельческим, аграрным или крестьянским.
Календарь этот складывался постепенно, в течение многих столетий,
и передавался из поколения в поколение. В нем нашли свое отражение
практический опыт крестьянина, всевозможные метеорологические,
астрономические и агрономические знания.
Человек считал себя частью природы, а всем природным явлениям, происходящим вокруг, придавал человеческий облик и, в тоже время, обожествлял их. Так появилась языческая религия. Почти все божества могли помогать человеку, но для этого их нужно было расположить к себе. Уже со старославянских времен появляются особые обрядовые праздники, которые наши предки посвящали своим языческим божествам, задабривали их песнями, жертвоприношениями, просили защиты и помощи.
Подобные заклинания должны были повторяться из года в год, в одно и то
же время, без всяких изменений в словах, в мелодии, в телодвижениях. Так появлялись языческие ритуалы, которые чаще всего были связаны с идеей плодородия. Они складывались в календарь, в котором были обозначены сроки начала и конца определенных работ в поле и дома, наиболее удобных дат для свадеб и других бытовых явлений. Принятие христианства привело к созданию месяцеслова, основой которого стал языческий календарь. Все 365 дней в году оказались посвященными какому-либо святому угоднику, а чаще даже нескольким, или некоему важному евангельскому эпизоду, то есть каждый день в году – стал праздником, большим (нерабочим) или малым (рабочим). Из народного календаря исчезли имена всех языческих богов, их заменили имена христианских святых.
Но при всех этих, казалось бы, значительных изменениях сохранилась главная идея земледельческого календаря и святые превратились в добрых помощников в сельском труде, в семейной жизни. Каждый святой покровительствовал какому-то отдельному явлению и, нередко, его наделяли каким-нибудь бытовым прозвищем, например Ирина Рассадница, Петр Полукорм, Евдокея Летоуказательница и так далее.
Следует отметить и еще одну важную особенность крестьянского
месяцеслова. Дохристианский земледельческий календарь был ориентирован по
солнцу, а календарь церковный — по луне. В результате совмещения календарей
возникло два типа праздников. Первые ежегодно, с языческих времен,
отмечаются в одно и то же время (постоянные или непреходящие праздники). Например, 2 августа отмечают День Ильи Пророка, 7 июля – Иван Купала.
Вторые — каждый год справляются в разные дни (непостоянные, переходящие
праздники). К последним относятся Пасха, Троица, Масленичная неделя.
Знание народных примет, которые появились в результате длительных наблюдений за природой, было необходимо для успешного ведения хозяйства.
Календарное пользование ими позволяло рассчитывать на урожай сельскохозяйственных культур и на ожидаемую погоду, именно об этом говорит народная пословица: «Заприметишь, и сам сыт будешь, и внуки-правнуки по миру не пойдут». Однако есть и другая поговорка «Кто по календарю сеет, тот плохо (редко) веет».
Объяснить такое противоречие легко: месяцеслов с его праздниками и приметами носит обобщенный характер, а наша огромная страна очень разнообразна по своим условиям, каждая территория имеет свой фенологический календарь, поэтому общих сроков начала и окончания сельскохозяйственных работ не существует. В этом случае нам помогают наши местные приметы.
Если говорить о нашем селе, которое носит название Чулок, расположенном в Бутурлиновском районе Воронежской области, то может быть трудно будет отметить какую-то определенную самобытность. Потому что история его начинается только со второй половины XIX , образовано оно переселенцами из соседнего села Козловка, которые в свою очередь прибыли на территорию бывшего «Дикого поля» из Тамбовской губернии и принесли свою культуру и традиции. Тем не менее, за сто с лишним лет наши односельчане научились жить природосообразно и накопили собственный опыт ведения хозяйства, который дошел и до наших дней.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» — это слова А. С. Пушкина. Мы и сейчас пользуемся календарем, который составили еще наши предки. В нем отмечены не только сроки сева, ухода за посевами и начала уборки хлебов и овощей, подсказывались даты зацветания диких растений, но и показана зависимость между отдельными явлениями природы. В календаре кроме множества существенных бытовых черт достоверно отражены взгляды наших предков на климатические условия времен года.
Следует отметить, что земледельческий календарь – это не расписание погоды. К тому же, как говорится, год на год не приходится. Поэтому единых сроков проведения сельскохозяйственных работ универсальных даже для какой-то определенной местности не существует. Весна может быть ранней или поздней, но это никак не повлияет на очередность происходящих в природе явлений. Другими словами, при любом характере весны черемуха зацветает на 28-й день после пыления орешника-лещины, а в садах смородина и крыжовник просыпаются на 15-20-й день после схода снега. Знания подобных явлений помогали людям планировать свою работу. Таким образом, и у нас в селе появился свой устный земледельческий календарь. Конечно, создан он на основе языческого календаря и христианского месяцеслова, но точно подмеченные особенности природы нашей местности придают ему определенную уникальность. Недаром, молодые хозяйки при проведении работ на своих огородах присматриваются к более опытным соседкам.
Наша односельчанка Акиньшина Анна Ивановна знает много пословиц и поговорок на эту тему: «Землю согрело — не опоздай с посевом», «Каждое семя знает свое время». Только как точно определить это время, чтобы знать, что попало семя в достаточно прогретую почву. Таких проблем у Черниковой Нины Гавриловны никогда не возникает. Она и сама знает, когда какую культуру высевать, и других научит: лопаются почки на березке – пора выходить на пашню, а как сережками она покроется, так земля промерзать не будет, можно и на огородах многие семена высевать. Для посева тыквенных культур, их называют у нас бакша, в месяцеслове есть несколько сроков: 6 мая (Егорий), 18 мая (Ирина Рассадница), в более северных районах их сеют 28 июня на Ивана Долгого. Но Нина Гавриловна придерживается приметы, что самый оптимальный срок посадки огурцов, тыкв и кабачков во время обильного цветения одуванчика. А вот картошку сажать она советует в то время, когда черемуха зацветет. Рассаду овощных культур, по ее словам, не следует высаживать раньше распускания дубового листа, но если к этому времени не отсеяться семенами, то урожая ждать нечего с зерновых культур .
Одна из наших старожилок Донская Клавдия Яковлевна много лет проработала в колхозе трактористкой. По народным приметам она не только знает сроки посева и уборки злаковых культур, но и может сделать прогноз на урожай. Примета «Кали ягодно, тады и хлебовно» по этому году точно сбылась: ягод мы не наелись и зерновые погорели. А когда она сказала: «Не то беда, что в хлебе лебеда, а вот беда, как ни хлеба, ни лебеды», я вспомнил, что в этом году как раз и сорняков на огороде было мало, и многие культуры урожая не дали.
У нас в селе пожилые люди стараются придерживаться старых традиций. Если знают что на Покров (14 октября) снег может покрыть землю, так и стараются к этому сроку закончит все работы во дворе. Но есть примета, что если снег выпадает до того, как облетели вишни, то он непременно растает. Я замечал, что эта примета действительно сбывается.
Только в отдельные годы листья с вишневых деревьев облетают из-за кислотных дождей чуть ли не летом. «Экология такая» — говорим мы. Только причем здесь экология, если мы сами губим свою природу. Наши предки славяне ставили ее превыше всего, обожествляли каждое явление, поклонялись, приносили жертвы. А мы смотрим на нее как на кучу строительных материалов, относимся к ней сугубо потребительски. Поэт Игорь Ширяевец сказал: «Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная, созидательная помощь — озеленять, очищать, отмывать, спасать…»
И это, действительно, так. Мы заняты созиданием материальных благ, пренебрегая языком природы. Скоро совсем разучимся ее слушать. Мы думаем о том, как наладить новое производство, где построить новый завод или фабрику, а если проект не удался, то легко его забрасываем. Да что там говорить, ведь мы порой не можем сохранить даже то, что создали сами.
Какие прекрасные пруды были сооружены в окрестностях нашего села. Это именно они помогли ему расцвести: орошали поля в засушливые годы, украшали ландшафты, давали прохладу в летний зной. Сейчас многие превратились в грязные лужицы. Это, конечно, закономерно, в природе действует закон сукцессии. А очистить пруды по нашим временам дорого, да и некому. Удивительно, что в некоторых еще водится рыба. И в выходные и в будние дни на берегу нашего сельского пруда обязательно сидит несколько рыбаков. О нем знают даже за пределами нашего района. Только, к сожалению, теперь это не самое красивое место в селе, а какая-то мусорная свалка.
И у земли нашей нет теперь хозяина. Поделили поля между арендаторами. Только не все они думают о самой земле. Сеют прибыльные культуры. А как же севооборот и мелиорация, о которых даже в школе рассказывают?
Мы много говорим об охране природы, о любви к ней. Но, пока каждый человек не почувствует ответственность за ее сохранность, мы рискуем сделать планету безжизненной. Отвернется природа от нас и не подскажет, не посоветует в трудную минуту.
Источник статьи: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/162949-statja-prirody-mudrye-sovety