- Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству
- Категории особо охраняемых объектов и зон
- Ограничения по строительству в природоохранных зонах
- Специфические ограничения в водоохранных зонах
- Государственный кадастр природоохранных зон
- Новые изменения в нормативных актах
- Природоохранная деятельность
- К основным задачам относятся:
- Беспилотный гиперспектральный комплекс для мониторинга флоры, растительности и почвенного покрова
- Геопортал системы ООПТ Республики Саха (Якутия)
- Карта загрязнений побережья озера Байкал
- Космический мониторинг антропогенного воздействия на состояние экосистем окрестностей города Мирного (Республика Саха (Якутия))
- Описание границ охотничьих угодий и составление картографического материала в рамках внесения изменений в схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики
- Создание Центра космических технологий ИРГТУ
- Создание схемы охотугодий на территорию Республики Саха (Якутия)
- Особо охраняемые территории в ландшафтном проектирование
Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству
Определение, ограничения и возможное использование природоохранных зон регламентируется ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с принятыми 16 июля 2019 г. изменениями и дополнениями. Согласно действующего нормативного акта, к этой категории относятся земельные и водные участки и воздушное пространство над ними, где расположены объекты с особым культурным, рекреационным, научным или оздоровительным значением.
Категории особо охраняемых объектов и зон
В зависимости от назначения и важности для государства все объекты делятся на несколько категорий (Ст. 94, глава XXVII Земельного Кодекса РФ).
1. Особо охраняемые территории. Включаются земли курортов и историко-культурного значения, природоохранные и рекреационные территории. Порядок перевода в статус таких земель определен Правительством на основе действующих ФЗ. Использование их в других целях строго ограничивается или полностью запрещается ЗК РФ. Это объекты общенационального значения, могут находиться в муниципальной или государственной собственности. В исключительных случаях допускается включение в такие территории земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц.
2. Земли природоохранного значения. Имеют не столь жесткие ограничения, как вышеописанные. К ним относится водоохранные территории водоемов и рек, районы нерестилищ рыб, леса с защитными функциями, пастбища и противоэрозионные полосы.
3. Рекреационные земли – участки, предназначенные для отдыха, туризма или спортивных занятий. На них строятся базы отдыха, спортивные сооружения, пансионаты, кемпинги, парки и лесопарки. Особый правовой режим пользования запрещает их выкупать, изымать и продавать. Использование может делаться лишь по согласию собственников или землепользователей, допускается на основе сервитутов. Законодательство запрещает строительство любых объектов, не отвечающих целевому первоначальному назначению.
4. Историко-культурные зоны. К ним относятся некоторые кладбища, земли под памятниками и архитектурными зданиями, объекты археологического значения. В зависимости от расположения и конкретного назначения могут разрешаться отдельные виды производства строительных работ, сельскохозяйственная деятельность запрещается.
5. Особо ценные земельные участки. На их собственников возлагаются обязанности по их поддержанию в первозданном виде, сведения обязательно указываются в земельном кадастре и при регистрации прав на недвижимость. К ним относятся редкие природные ландшафты, геологические образования, ареалы обитания животных или растений из Красной книги РФ.
6. Земли лесного и водного фонда. Используют для восстановления вырубленных или уничтоженных пожарами лесов, для строительства гидротехнических сооружений, Обеспечивающих питьевой водой населенные пункты. Правовые отношения регулируются профильными постановлениями, соответствующими кодексами и нормативными актами.
Порядок перевода природоохранных территорий в другую категорию прописан Федеральным законом и не может изменяться по решению местных органов или отдельных министерств.
Ограничения по строительству в природоохранных зонах
Каждый потенциальный застройщик должен понимать разницу между особо охраняемой природной территорией (ООПТ) и природоохранной зоной. В первой категорически запрещены все виды строительных работ, исключая необходимые случаи в целях государственной безопасности. Во втором случае перечень и жесткость ограничений зависит от степени защиты и технических характеристик возводимых объектов.
Природоохранные участки должны обозначаться специальными информационными табличками, устанавливают их владельцы, в том числе и физические и юридические лица. На них допускаются отдельные виды хозяйственной деятельности с учетом законодательных актов и решений органов местного самоуправления. Свои требования выдвигают Гражданский, Водный и Лесной кодексы РФ.
В большинстве случаев в этих пределах не запрещают проектирование, реконструкцию и строительство жилых и хозяйственных объектов при условии, что все они предусматривают наличие очистных и иных сооружений, обеспечивающих сохранность этих зон. Как обязательное условие нужно согласование с санитарно-эпидемиологическими службами.
Некоторые муниципальные советы устанавливают свои ограничения по ведению хозяйственной и иной деятельности в природоохранных зонах. Застройщики должны получать разрешения и от них, для этого требуется предоставить для ознакомления проект и всю документацию. При несоблюдении режимов поведения в таких зонах на застройщиков может подаваться иск в судебные инстанции, решение зависит от умения сторон доказывать свою правоту.
Встречаются случаи, когда местные власти выводят некоторые земельные участки из границ природоохранной зоны. Перед началом строительных работ застройщик должен самостоятельно проверить законность таких решений. Дело в том, что изменения границ зон можно делать только с согласования с федеральными организациями, при его отсутствии может быть возвращен первоначальный статус со всеми вытекающими ограничительными последствиями. Местные власти свои действия должны согласовывать с:
• соответствующим федеральным органом по охране окружающей среды;
• соответствующим федеральным органом в области государственной безопасности;
Согласованию с вышестоящими федеральными органами подлежат и решения местных исполкомов по созданию природоохранных зон. Муниципальным властям запрещено самовольно менять назначение земли в границах населенных пунктов.
Специфические ограничения в водоохранных зонах
Эти земли имеют большое влияние на санитарное состояние водных объектов общего пользования, в связи с этим облагаются более жесткими требованиями. На территории категорически запрещено применение стойких пестицидов и гербицидов, нельзя устраивать скотомогильники и кладбища, возводить объекты промышленного назначения.
Строительство жилых помещений разрешается в случаях:
• наличия полного комплекса очистных сооружений;
• соблюдения собственником недвижимости существующих санитарных норм;
• прохождение проектной документацией экологической экспертизы.
Потенциальным застройщикам необходимо знать, что природные водные объекты являются собственностью государства и должны гарантировать свободный доступ всех граждан РФ. Контроль выполнения требований осуществляется Росприроднадзором.
Государственный кадастр природоохранных зон
Документация должна отвечать действующим правилам и включать в себя данные о статусе территории, географическом положении, границах, режиме ограничений и т. д. Реестр создается в целях полного учета всех участков, оценки их состояния и контроля изменений, планирования перспектив развития.
Новые изменения в нормативных актах
В целях оптимизации законодательства и устранения искусственных препятствий строительству, Министерство природы разработало официальный документ, в котором существенно послаблены существующие ограничения. В настоящее время он на стадии согласования с федеральными органами, но есть большая надежда о положительном решении. Ведомство настаивает на выдаче разрешений на строительство не только религиозных, социальных и культурных сооружений, но и жилых зданий. Планируется корректировка следующих нормативов.
1. Порядок изменения буферных зон. Касается природных заповедников, министерство планирует уменьшить их до 15 км, а для федеральных природоохранных зон всего до 150 метров.
2. Правила пользования буферными зонами. Теперь предлагается разрешить в них сплошные рубки леса, строительство объектов религиозного, оздоровительного, спортивного и научного назначения. Не запрещается заниматься жилищным строительством с ограничением по высоте домов до 20 м, а плотность застройки земельного участка не может превышать 1% площади.
Кроме того, предполагается легализировать все ранее построенные объекты, расположенные в буферных зонах, но отвечающие современным требованиям. Ранее такие полномочия делегировались органам местного самоуправления, что часто провоцировало коррупционные действия чиновников различного ранга. Министерство надеется, что с принятием новых поправок существенно увеличится объем строительства в буферных зонах и при этом никакого негативного влияния на окружающую среду оказываться не будет.
Источник статьи: http://kadastr-plan.ru/poleznaya-informatsiya/prirodoohrannye-zony-zakonodatelstvo-i-ogranicheniya-po-stroitelstvu
Природоохранная деятельность
Учитывая слабую транспортную доступность заповедников, заказников и национальных парков именно дистанционные методы позволяют решить целый комплекс задач, недоступных для традиционных наземных методов наблюдений.
К основным задачам относятся:
- мониторинг состояния существующих особо охраняемых природных территорий (ООПТ), выявление фактов нарушения режима охраны ООПТ — рубок леса, случаев строительства, изменений в ландшафтах, образования свалок;
- картографирование ландшафтов и земельных угодий в пределах ООПТ;
- мониторинг динамики ценных ландшафтов ООПТ (деградация, исчезновение);
- формирование и уточнение границ существующих и создаваемых ООПТ;
- комплексный анализ ландшафтов на предмет организации новых ООПТ либо расширения границ существующих ООПТ.
Дельта реки Селенга, Байкальский заповедник, Бурятия (Landsat-8, 30 м) |
Беспилотный гиперспектральный комплекс для мониторинга флоры, растительности и почвенного покрова
Беспилотный гиперспектральный комплекс для мониторинга флоры, растительности и почвенного покрова
ЗАКАЗЧИК: Ботанический сад Южного федерального университета.
Геопортал системы ООПТ Республики Саха (Якутия)
Геопортал системы ООПТ Республики Саха (Якутия)
ЗАКАЗЧИК: ГБУ РС (Я) «ДБР и ООПТ Минприроды РС (Я)».
Карта загрязнений побережья озера Байкал
Карта загрязнений побережья озера Байкал
ЗАКАЗЧИК: Группа компаний En+ Group
Космический мониторинг антропогенного воздействия на состояние экосистем окрестностей города Мирного (Республика Саха (Якутия))
Космический мониторинг антропогенного воздействия на состояние экосистем окрестностей города Мирного (Республика Саха (Якутия))
ЗАКАЗЧИК: Мирнинский ГОК АК «АЛРОСА».
Описание границ охотничьих угодий и составление картографического материала в рамках внесения изменений в схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики
Описание границ охотничьих угодий и составление картографического материала в рамках внесения изменений в схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики
ЗАКАЗЧИК: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Создание Центра космических технологий ИРГТУ
Создание Центра космических технологий ИРГТУ
ЗАКАЗЧИК: Иркутский государственный технический университет (ИрГТУ).
Создание схемы охотугодий на территорию Республики Саха (Якутия)
Создание схемы охотугодий на территорию Республики Саха (Якутия)
ЗАКАЗЧИК: Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Охрана, учет и воспроизводство охотничьих ресурсов», ГКУ «Госохотохран
ГЕОМАТИКА №1(18), 2013, С.Г. Мышляков
Источник статьи: http://sovzond.ru/industry-solutions/environmental/
Особо охраняемые территории в ландшафтном проектирование
Обекты входящие в особо охроняемых територий:
На региональном уровне архитектурно-ландшафтные вопросы являются составляющими более крупных экологических программ, которые могут иметь различия в зависимости от вида районной планировки, экономических, природных условий района, его географического положения. Кроме ряда разделов, связанных с вопросами охраны окружающей среды (охрана воздушного бассейна, водного бассейна, почвенно-растительного покрова, животного мира, улучшение санитарно-эпидемиологических условий, охрана среды от воздействия шума, электромагнитных колебаний, радиации и т.п.) и комплексной схемы охраны окружающей среды с урбоэко- логическим зонированием, предложениями пространственной локализации природоохранных мероприятий и т.д. (рис. 4.1), экологическая программа должна включать следующие разделы:
1. формирование единой системы зеленых насаждений района (установление минимально допустимой и оптимальной лесистости, величины и конфигурации зеленых массивов, образование «природного каркаса» из взаимосвязанных элементов — лесов и других насаждений различного функционального назначения);
2. охрана памятников истории и культуры (выявление, систематизация и разработка предложений по использованию и охране архитектурных, исторических, этнографических и других памятников во взаимосвязи с окружающей их природной средой);
3. создание системы охраняемых территорий (национальные и природные парки, заповедники, заказники, охраняемые ландшафты, отдельные объекты живой и неживой природы и т. д.);
4. охрана и улучшение ландшафтов (сохранение, обогащение и целенаправленное формирование облика природных и антропогенных ландшафтов, рекультивация территории, мероприятия по улучшению эстетических качеств ландшафтов и т.д.).
К охраняемым ландшафтным объектам относят заповедники, заказники, достопримечательные ландшафты, а также отдельные их компоненты, памятники садово- паркового искусства, архитектурно-ландшафтные ансамбли, природные (национальные) парки, рекреационные территории (места отдыха и туризма). Однако при современной постановке проблемы охраны природы мы не можем выделить охраняемые и неохраняемые ландшафты. Поскольку под охраной природы, ландшафтов понимается также их рациональное использование и научно обоснованное преобразование (формирование), а не только консервация, все ландшафты должны охраняться.
Уровень охраны ландшафтов определяется соотношением природоохранной и природопреобразующей деятельности. Поэтому вполне правомерным стало введение также понятий «особо охраняемый ландшафт», «особо охраняемые ландшафтные территории», для которых природоохранные задачи превалируют над природопреобразующими.
В 1995 году был принят Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» и разработан проектный документ — Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь, в котором был определен перечень национальных парков, заповедников и заказников республиканского значения, намеченных к созданию до 2000 и 2005 гг.
В какой же степени особо охраняемые природные территории могут быть объектом творческой деятельности архитектора? Наиболее строгий режим устанавливается в природных заповедниках, однако и там требуется «вмешательство» архитектора, на основе проекта которого организуется сеть прогулочных и хозяйственных дорог, размещаются и строятся необходимые здания и сооружения, благоустраиваются научные, туристические, хозяйственные зоны.
Заповедники — участки практически неизменных естественных ландшафтов, сохраняемые как эталоны природных комплексов для сравнения с хозяйственно-используемыми территориями и выявления благоприятных или неблагоприятных результатов деятельности общества. Цель заповедников — сохранение характерного для данной ландшафтно-географической зоны природного комплекса в целом, охрана особо примечательных участков местности, ценных в научном, культурном и хозяйственном отношениях, охрана отдельных редких видов флоры и фауны.
Заказники — территории, на которых сохраняется часть природного комплекса- с исключением из хозяйственного оборота лишь тех объектов, для которых заказник организован (растительность, животный мир или др.). Известны были ботанические, геологические, гидрологические, охотничьи, мемориальные и другие заказники. Вокруг государственных заповедников и заказников в случае необходимости по решению правительства выделяются дополнительные охранные зоны, в которых устанавливается режим, запрещающий те или иные виды деятельности. В особо охраняемых природных объектах с точки зрения планировки, архитектуры застройки не может быть главных и второстепенных задач. Все служебные, хозяйственные здания, каждый указатель или другая малая архитектурная форма должны быть подчинены одной цели — охране и улучшению ландшафта.
Национальные природные парки — одна из перспективных форм охраны ландшафтов и организации отдыха и туризма. В современных представлениях о природных и национальных парках существуют две крайние точки зрения: природные парки — объекты охраны природы типа заповедников, в которые могут допускаться очень ограниченно туристы; природные парки — места массового отдыха в условиях малоизмененной природы.
Получает распространение тип природного парка, в котором вся территория организуется по принципу заповедника. Допускается строго регламентируемый и контролируемый туризм по пешеходным тропам с местами для ночлега (приюты, укрытия, бунгало).
Появление термина «национальный парк» относится к началу 70-х годов XIX в., когда был утвержден первый национальный парк в Америке — Йеллоустон- ский. В начале XX в. организуется государственная система национальных парков США. Национальные парки отличались высоким уровнем благоустройства и обслуживания с явным преобладанием рекреационной функции в ущерб природоохранной. Происходило это в результате бурного роста популярности этих парков (в 1911 г. национальные парки США посетило 90 тыс. чел., в 1940 г. эта цифра достигла 17 млн., в 1965 г. — 120 млн. чел., а в 1970 г. превысила 200 млн. чел.). Строились гостиницы, семейные коттеджи, кемпинги, объекты автосервиса, торговли. Такое гипертрофирование рекреационно-туристской функции в ущерб природоохранной привело в результате к деградации ценнейших ландшафтов. Начался поиск путей и мер по ограничению потока посетителей. В основе этих мер — новые природоохранная и рекреационная программы парков, сокращающие развлекательные и спортивно-оздоровительные формы отдыха и туризма и усиливающие просветительные и эколого-воспитательные функции.
Соответственно потребовалась трансформация архитектурно-планировочной организации парков: сокращение сети автодорог, вынос комплексов отдыха в буферные зоны и т.п.
В 60-х годах XX столетия национальные парки в Европе создавались по аналогии с американскими для свободного отдыха в природной среде. Имелись примеры, когда парки формировались по модели заповедника (Швеция, Швейцария и др.). Благоустройство в такого типа парках минимальное.
Особо охраняемая территория национального парка окружается рекреационно-буферными зонами («зонами-ловушками») с учреждениями обслуживания, автомобильными подъездами и стоянками, парквеями и т.д. Ставится задача такой архитектурно-планировочной и архитектурно-ландшафтной организации природного парка, которая прежде всего должна служить инструментом охраны природы, однако исходить не столько из системы запретов, сколько из принципа формирования устойчивого стереотипа поведения туристов в природном комплексе, являющемся национальным достоянием.
Архитектурно — планировочное решение национального (природного) парка, система и интенсивность обслуживания зависят от предполагаемой посещаемости и форм отдыха и туризма, которые в свою очередь определяются природными особенностями (пейзажное разнообразие, наличие акваторий, гор, охотничьих угодий, памятников культуры), размещением по отношению к городам, автомагистралям и т.д. В связи с ростом потребностей в местах организованного отдыха и туризма и одновременно с дифференциацией потребностей появились предложения по выделению различных типов природных парков. Например, пейзажно-прогулочный, спортивно-прогулочный, охотничий, архитектурно-исторический и пр. Видимо, такая классификация приемлема, однако основной задачей в организации и эксплуатации природных парков должна оставаться природоохранная.
Расчет единовременной вместимости природного парка при проектировании может проводиться аналогично другим архитектурно-ландшафтным объектам (зоны отдыха, парки) по одной из методик: 1) по потребности (выявляется ареал спроса, транспортная или пешеходная доступность, природная и культурная ценность и привлекательность; учитываются действующие нормативы обеспечения населения местами отдыха и др.); 2) по оптимальной экологической емкости или по допустимым нагрузкам (чел/га) как усредненным для всей территории природного парка, так и дифференцированно для отдельных зон.
Мы считаем, что для природных парков более приемлема вторая методика, т.е. проектирование исходя не из потребностей, а из экологических возможностей ландшафтов. Зоны массового отдыха создаются даже при дефиците территорий с благоприятными природными данными. Увеличение вместимости зон отдыха достигается повышением уровня благоустройства.
Видимо, на данном этапе учет природных парков при расчете рекреационных систем нецелесообразен. Все потребности в местах загородного отдыха должны реализовываться в специальных рекреационных зонах. Природные парки следует трактовать как объекты охраны природы и резервные природно-рекреационные территории перспективного освоения.
Если же при необходимом обосновании рекреационная функция в природных парках все же развивается, то размещение объектов отдыха в природных парках должно быть, как указывалось, в буферных или периферийных зонах по границам парков. Преимущество должно отдаваться не капитальным, а облегченным устройствам — палаточным лагерям, сборно-разборным бунгало и т.п. Причем желательно, чтобы таких мест отдыха было предусмотрено в 1,5-2 раза больше требуемых по расчету. Это рассматривается как природоохранное мероприятие — отдельные участки могут временно исключаться из эксплуатации для их «отдыха» от туристов и природной регенерации.
В бывших республиках Советского Союза наиболее известны национальные природные парки: Гауя в Латвии, Лахемаа в Эстонии, Самарская лука в России, Неринга в Литве и др.
По состоянию на 1.01.2001 г. на территории Беларуси функционировал один заповедник — Березинский (создан в 1925 г., восстановлен в 1958 г.) и 4 национальных парка: Беловежская пуща (преобразован из Государственного заповедного охотничьего хозяйства в 1991 г.), Браславские озера, Нарочанский и Припятский. В перспективе планируется создание национального парка Белая Русь на Логойщине.
По состоянию на 1.01.2001 г. в Беларуси функционирует 91 заказник республиканского значения. Эту сеть республиканских заказников дополняют заказники местного значения.
После принятия Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» заказники в зависимости от предназначения в Беларуси подразделяются на:
· ландшафтные или комплексные, предназначенные для сохранения и восстановления особо ценных природных ландшафтов и комплексов;
· биологические (ботанические, зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении, а также редких исчезающих видов растений и животных;
· гидрологические (болотные, озерные, речные), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и комплексов природы.
Территориально в межселенных пространствах значительное место занимают загородные зоны отдыха. Любая рекреационная система в качестве природно-территориального комплекса включает четыре взаимодействующие антропогенные подсистемы: 1) группы отдыхающих; 2) культурные комплексы; 3) технические устройства (инженерные сооружения); 4) системы обслуживания и управления. Наука и практика подтверждают, что отдых и туризм представляют собой социальные явления, следствием которых стали противоположные воздействия на ландшафтную среду.
Отрицательные — хаотичное размещение вокруг крупных городов домов отдыха, пионерских лагерей, дач, поселков садово-огородных товариществ; деградация отдельных природных комплексов и компонентов в результате чрезмерных нерегулируемых нагрузок на ландшафты в местах массового посещения; строительство зданий и сооружений и использование приемов благоустройства, не соответствующих эстетической ценности ландшафтов.
Положительные — установление государственного и общественного контроля за использованием природнорекреационных ресурсов, регулирование и благоустройство естественных и искусственных водоемов и водотоков, строительство новых водохранилищ, лесопаркоустройство, дорожное строительство.
К прогрессивным тенденциям в рекреационной практике относится также взаимосвязанное развитие городских и межселенных рекреационных систем, дополняющих друг друга и компенсирующих воздействие на ландшафты (рис. 4.2.).
Зоны отдыха и туризма являются одновременно (как и другие территориальные объекты) предметом градостроительного и архитектурно-ландшафтного проектирования. При архитектурно-ландшафтной организации рекреационных территорий необходимо руководствоваться следующими принципами:
· сохранять ценные природные комплексы и включать их в общую систему ландшафтных устройств;
· стремиться к созданию непрерывной системы ландшафтных устройств (парков, лесо-, луго-, гидропарков, рекреационных лесов);
· выявлять и максимально использовать в проектном решении доминирующие элементы ландшафта;
· подчеркивать индивидуальные особенности территории.
Формирование рекреационных ландшафтов — процесс длительный, поэтому требует заблаговременного планирования. На территориях, намеченных к перспективному рекреационному освоению, следует поэтапно преобразовывать и улучшать ландшафты: вести посадки леса на неудобных землях, создавать водохранилища, в существующих лесах вести рубки ухода и ландшафтные рубки, а также новые декоративные посадки.
В местах наибольшей концентрации отдыхающих формируются лесопарковые насаждения с повышенным уровнем благоустройства, обеспечивающим охрану от рекреационных нагрузок до 30-40 чел/га. По мере удаления от учреждений отдыха, пляжей, центров культурно-бытового обслуживания уровень благоустройства может снижаться, постепенно переходя от характера лесопарка (8-12 чел/га) к рекреационному лесу (3- 10 чел/га).
Существенно улучшает качество рекреационных ландшафтов создание искусственных водохранилищ. При использовании искусственных водохранилищ в рекреационных целях необходимо, чтобы колебания уровня воды в них во время купального сезона не превышали 0,2 м. Для купания должны быть выделены места в зоне, ограниченной изобатой 1,4 м. При проектировании водохранилищ рекомендуется исходить из расчета 1 га водной поверхности на 1000 человек. Прибрежная полоса шириной 10-70 м является основной зоной концентрации отдыхающих. В 100-200 м от берега водоема количество отдыхающих в 4-5 раз меньше, чем в прибрежной полосе, а в полукилометре — в 10 раз меньше.
Пешеходные дорожки, аллеи позволяют уменьшить вытаптывание травяного покрова. Под дорожно-тропиночную сеть в загородных парках рекомендуется отводить до 8-12% территории, в лесопарках — до 4%, в рекреационных лесах — до 1,5%.
Рекреационные территории различаются по величине, назначению, особенностям ландшафтно-природных условий и планировочной организации.
Место отдыха— первичный элемент рекреационных территориальных образований площадью от нескольких гектаров до нескольких квадратных километров, например сквер, парк, пляж, коллективный сад и др.
Рекреационная зона (зона отдыха и туризма, курорт) — территориальное образование от нескольких десятков до нескольких сотен квадратных километров, включающее места отдыха, комплексы рекреационных учреждений, имеющее единую планировочную организацию, систему обслуживания, транспортного и инженерно-технического обеспечения.
Рекреационный район— сложное территориальное образование площадью в сотни квадратных километров, объединяющее зоны отдыха на основе общности природных ресурсов, экономических, транспортных и других взаимосвязей.
Рекреационный регион — наиболее крупное территориальное образование площадью в десятки тысяч километров, объединяющее рекреационные районы на основе общности народнохозяйственного развития.
Рекреационные районы и регионы выделяются, как правило, на базе уникальных природных комплексов (Южный берег Крыма, Карпаты и др.).
Для крупных и больших городов первый пояс рекреационных территорий, создаваемый на «пороге» города, формируется из наиболее часто посещаемых объектов — парков, лесопарков, спортивных комплексов и др. Следующий по удаленности от города пояс образуют территории и объекты, предназначенные для кратковременного отдыха с ночлегом (базы и летние городки отдыха, садоводческие товарищества и др.). Третий, наиболее удаленный пояс рекреационных территорий включает места и объекты преимущественно продолжительного отдыха (лагеря школьников и дачи дошкольников, пансионаты и базы отдыха предприятий и организаций и др.), а также места кратковременного отдыха в естественной природной среде (сбор ягод и грибов, охота и т.п.). На рис. 4.3 приведены схемы зонирования территории по уровню рекреационных нагрузок при линейном и компактном размещении рекреационных комплексов вдоль берега водоема.
Для многих ландшафтных условий неприемлемо создание обширных зон сплошной рекреационной застройки. Комплексы и отдельные учреждения рекомендуется отделять друг от друга массивами зеленых насаждений, создающих визуальную и звуковую изоляцию и обеспечивающих психологический комфорт. Ширина полосы насаждений, разделяющей комплексы рекреационных учреждений, должна быть не менее 300-400 м, а рекреационные учреждения — 100-150 м.
Архитектурно-ландшафтное проектирование системы отдыха и туризма и ее различных пространственных составляющих в силу большого разнообразия видов отдыха, типов рекреационных объектов, природных условий и других факторов — достаточно сложная задача. Поэтому в рамках учебного курса нами были изложены лишь основные направления решения задач.
Объектом ландшафтного проектирования являются такжедороги. Можно выделить два аспекта — дорога как элемент межселенных ландшафтов и дорога как объект детального архитектурно-ландшафтного проектирования. Архитектурно-ландшафтное проектирование должно охватывать все стадии формирования автомобильных дорог. В архитектурно-ландшафтном проектировании новых дорог выделяют следующие этапы: технико-экономическое обоснование архитектурного решения дороги; предпроектный анализ; разработка генеральной схемы архитектурного решения; изыскания и трассирование дороги; разработка проекта озеленения, мест отдыха, малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства.
Архитектурно-ландшафтная организация среды автомобильных дорог средствами зеленых насаждений включает следующие задачи:
· технические (снегозадержание, укрепление грунтов против ветровой эрозии и оползней, дренирование почвы, восстановление растительности, уничтоженной или поврежденной при строительных работах);
· повышение безопасности движения (зрительное ориентирование водителей в процессе движения и обозначение трассы за пределами ее фактической видимости; предупреждение об опасных участках и местах повышенного внимания; защита от ослепления фарами встречных автомобилей; защита от бокового ветра; создание ограждающих устройств);
· санитарно-гигиенические (обеспечение благоприятного микроклимата в придорожной полосе и в местах отдыха — защита от шума, пыли, газов, ветра, солнца);
· архитектурно-ландшафтные и информационно-эстетические (обеспечение гармоничного сочетания дороги с окружающим ландшафтом; выявление и подчеркивание характерных ландшафтных особенностей; декорирование и маскировка неэстетичных видов, сооружений; информационно-эстетическая оптимизация архитектурной среды дороги; совершенствование архитектурных качеств придорожных сооружений (вертикальное озеленение, цветочное оформление и др.).
Рядовая обсадка деревьями обочин дорог долгое время была самым распространенным приемом их озеленения. В настоящее время при большой протяженности дорог монотонные рядовые посадки деревьев, особенно на скоростных магистралях, не только препятствуют визуальной связи с окружающими ландшафтами, но и увеличивают вероятность аварий. Поэтому наметилась тенденция к живописному озеленению дорог. Древесно-кустарниковые группы используются для заострения внимания на повороте дороги, создания «рамки» для выявления наиболее интересных пейзажей и т. д.
Дорога как элемент ландшафта должна не только не нарушать его целостности и живописности, но и еще более выявлять их. Каждую дорогу можно рассматривать в качестве элемента ландшафта и в качестве своеобразного гида, раскрывающего перед путешествующими особенности природы края, его культуру, достопримечательности. Методика проектирования автомобильных дорог достаточно широко освещена в отечественной и зарубежной литературе. Однако при проектировании дорог основное внимание все еще акцентируется на инженерно- технических и экономических вопросах. Между тем совершенство дороги определяется гармоничными взаимосвязями ее функциональных, технических и эстетических характеристик.
К охраняемым ландшафтам дорожного пространства следует относить всю видимую с дороги зону, для которой при проектировании необходимо разрабатывать схемы архитектурно-планировочного зонирования и ландшафтно-пространственной организации. Детально разрабатываются эти вопросы для опорных узлов трассы (участки размещения памятников архитектуры, природы, мемориалов, остановок, мест отдыха, транспортных развязок и пр.). Планировочная и ландшафтная организация территорий, прилегающих к дорогам, базируется на изучении условий восприятия окружающего ландшафта и его компонентов. Особенности восприятия архитектурно-ландшафтного пространства дороги предопределяются динамикой, движением зрителя (пешехода, пассажира, водителя).
Для определения задач пейзажно-архитектурного построения отдельных элементов ландшафтов дорог их пространство можно расчленить на две зоны — ближнюю и дальнюю. Ближняя зона восприятия обычно совпадает с функциональной зоной самой дороги. В этой зоне, кроме полотна дороги, размещаются придорожные сооружения (бензозаправочные станции, павильоны остановок, информационные знаки и т. п.), элементы благоустройства, декоративные малые формы, зеленые насаждения. В дальней зоне восприятия, кроме пейзажей естественных ландшафтов, могут находиться памятники архитектуры, мемориалы, панорамы населенных мест, отдельные сельскохозяйственные и промышленные объекты. Формирование ландшафта дороги относится не только к собственно дорожному строительству. Оно должно учитываться при размещении новых и реконструкции существующих сельскохозяйственных и промышленных объектов, при решении вопросов застройки поселков, ферм и других комплексов.
Для реализации этих задач важна координация с другими отраслями архитектурно-градостроительного проектирования. Комплексное проектирование должно базироваться на материалах специальной предпроектной оценки ландшафта. Информационная роль дороги особенно велика и важна в местах отдыха и туризма. Решение системы дорог, аллей, пешеходных троп может выявить и подчеркнуть общий архитектурно-ландшафтный замысел пространственной организации рекреационного объекта или свести его на нет. Ежедневные маршруты, реализующие определенные функциональные связи, должны быть логичны, целесообразны, спокойны и в то же время живописны. К решению прогулочных и ознакомительных маршрутов предъявляются другие требования — разнообразие впечатлений, последовательный показ ландшафтов с акцентированием внимания на отдельных видах, использование такого приема, как «эффект неожиданности», регулирование скорости движения путем организации остановок в наиболее значительных местах со специальными видовыми площадками.
Организация ландшафтного планирования территорий
Процедура ландшафтного планирования как составная часть экологической организации территории должна быть согласована с реалиями экономики. Так, для процветания страны и социума необходима разработка специальной стратегии территориального развития, в рамках которой прорабатываются условия реализации следующих целей:
— достижение общественного согласия и формирование здоровых институтов общественных отношений;
— рациональное размещение в пространстве регионов различных видов деятельности; сохранение и развитие культурно-исторического наследия;
— поддержание средостабилизирующей способности природных и культурных ландшафтов.
В последние полтора-два десятилетия российские регионы были вынуждены искать правовой механизм для урегулирования вопросов территориального развития. Постепенно подобный механизм стал вырисовываться из опыта столичных и экономически активных регионов-доноров в виде процедуры правового функционального зонирования.
Функциональное зонирование – правовой механизм фиксации сложившейся дифференциации территории по ряду признаков и свойств, связанных с её предполагаемым использованием. Как правовой инструмент, зонирование впервые появилось за рубежом, начиная с первой трети 20 века, в условиях, когда застройка стала приобретать массовый индустриальный характер и выяснилось, что собственники земельных участков либо муниципалитеты могут вести застройку, не обеспечивая при этом учёта общественных интересов.
В российском законодательстве переход к зонированию территории поселений обусловлен совершенно иными политическими, экономическими и правовыми предпосылками, чем аналогичные процессы в экономически развитых странах мира.
В подходах к функциональному зонированию использованных в ЗК РФ и ГСК РФ существует ощутимая разница. С одной стороны, зонирование становится широко используемой правовой основой на уровне РФ в ряде субъектов, но с другой стороны, оно не учитывает в должной мере природную (ландшафтную) структуру территории, и не направлено на установление чёткого правового режима эксплуатации земельных участков на длительный срок. Ограничения на использование земельных участков в пределах функциональных зон на практике нередко не соблюдаются самими же планировщиками.
Системы ландшафтного планирования в различных странах Европы, едва ли возможно и целесообразно сравнивать между собой и с Системы ландшафтного планирования в России, поскольку они весьма различны. Это обусловлено рядом причин: историей развития государства, особенностями политических систем, культурными традициями населения, уровнем экономического развития, законодательным устройством и отношениями собственности, а также значительными природными различиями. Так же как и в России, в большинстве стран экологические аспекты организации территории ещё не сформированы в виде целостных концепций ландшафтного планирования. Тем не менее просматриваются определённые тенденции, ведущие к усилению позиций ландшафтного планирования и выделению его в самостоятельную и важную ветвь территориального планирования.
Ландшафтное планирование имеет несколько уровней, это:
-уровень ландшафтного планирования;
-уровень ландшафтного проектирования.
Они в свою очередь, делятся на подуровни, каждый из которых имеет определенный перечень документов.
В настоящее время по территориальному признаку можно выделить такие уровни:
-уровень субъекта РФ;
-уровень крупного города и сельского района;
-уровень малого города или территории сельского самоуправления;
-уровень отдельного объекта.
Верхние уровни ближе к операции территориального планирования, средние – ближе к собственно ландшафтному планированию, нижние – содержательно совпадают с ландшафтным проектированием и конструированием.
Международный уровень ландшафтного планирования на сегодняшний день существует в декларациях, благопожеланиях и определениях намерений, зафиксированных в Европейской ландшафтной конвенции. Важное значение для сохранения культурных ландшафтов имеет также программа ЮНЕСКО «МАВ» по биосферным заповедникам. Цель Европейской ландшафтной конвенции – в организации европейского сотрудничества по проблемам ландшафтов, продвижении их «защиты, управления и планирования». Остальные уровни регулируются кодексами, нормативными и правовыми актами федерального и местного значения соответственно.
Уровнями экологической организации территории являются:
Региональный уровень охватывает наибольшую территорию, местный – наименьшую.
Задачи и методы регионального ландшафтного планирования
министративно-территориальными уровнями страны — регионами, департамента-
ми и коммунами — существует четкое разделение обязанностей, но нет почти
никаких связей. В последнее время, однако, здесь получает развитие тенденция
к усилению партнерских отношений между государством и этими уровнями.
Территориальное планирование с некоторых пор стало приобретать некоторое
значение, но преобладают решения, привязанные к конкретным проектам и
намерениям. Кроме того, территориальное планирование не несет функций
общего планирования. Отраслевые планы на национальном и на региональном
уровнях остаются мало связанными между собой. Связь между различными
планами осуществляется только на уровне коммун при составлении планов
землепользования (Zenker, 1999).
Система и уровни планирования
Экологическая политика и территориальное развитие являются первичными обя-
занностями национального уровня. Национальное правительство, формулируя
ведущие принципы территориального развития, обладает компетенцией и на
всех подчиненных уровнях. На региональном уровне составляются региональ-
ные планы организации территории и программы развития. На уровне коммун
разрабатываются «планы ведущих линий использования» и планы землепользова-
ния. В экологически ориентированном планировании доминирует принцип доб-
ровольности. Реализация предписаний национального уровня стимулируется фи-
нансовой поддержкой государства.
Задачи ландшафтного планирования во Франции распределены между различ-
ными инструментами. Описание и оценка состояния окружающей среды осуще-
ствляется многими экологическими программами и программой мониторинга.
На национальном уровне разрабатывается «экологический план», определяю-
щий целевые концепции в отношении отдельных компонентов природы. Поста-
новку основных задач охраны ландшафта обеспечивает планирование охраня-
емых территорий. Природные парки получают хорошее финансирование и
осуществляют на практике установки устойчивого регионального развития, вы-
полняя задачи ландшафтного планирования. Кроме того, использование терри-
тории регулируют различные документы, например «экологические фрахты».
Отчасти это регулирование осуществляется и посредством договоров и соглаше-
ний. Результаты таких соглашений учитываются другими планами (прежде всего
коммунальными планами землепользования).
В качестве ландшафтных планов рассматриваются общие государственные пла-
ны и планы областных корпораций, которые призваны управлять развитием
ландшафтов. В этой связи следует принять во внимание, что во Франции
ландшафт понимается как эстетическая категория, как пейзаж. Поэтому на
передний план в качестве задач ландшафтного планирования выдвигается улучше-
ние пейзажного окружения людей и формирование облика ландшафта. Охват
ландшафтным планированием всех площадей и территорий законодательно не
предусмотрен. Ландшафтные планы разрабатываются по мере надобности, напри-
мер, при планировании автострады для аргументации политического решения.
Благодаря практической направленности, эти планы всегда связаны с конкретными
обстоятельствами той или иной программы или акции. Поэтому между запланиро-
ванными и осуществленными мероприятиями часто возникают существенные рас-
хождения. И поскольку цели ландшафтного планирования во Франции строго не
определены, в конкретных случаях господствует идеология компромисса.
Одно из достоинств системы состоит в ее ориентации на практическое исполь-
зование и в общественном признании. Проблемы же связаны с отраслевой
раздробленностью и, как следствие, с плохой реализацией интегральных эколо-
гических требований. Наблюдается, однако, тенденция к некоторому сближе-
нию французской и германской систем.
Вклад ландшафтного планирования в охрану природы и окружающей среды
Ландшафтное планирование в Германии имеет давние корни. Его развитие восходит к «Улучшению земель» представлениям начала XIX века. Другим его истоком является движение в защиту природы и Родины. Оно возникло в конце XIX века как реакция на индустриализацию страны и разрушение природы. В федеральном законе 1976 г. ландшафтное планирование было впервые закреплено юридически как планировочный инструмент защиты ландшафта, ухода за ландшафтом и его развития.
Таким образом, первоначально ландшафтное планирование утвердилось в Германии в качестве планировочной дисциплины. Сформированные же в последнее время его принципы и методы превратили ландшафтное планирование в важный и признанный инструмент охраны природы.
Вместе с тем резкие общественные и хозяйственные изменения последних лет вновь вызвали в Германии острую дискуссию о правильных путях обеспечения экологически устойчивого развития. В этой дискуссии главным был вопрос о том, какие планировочные инструменты могут обеспечить реализацию идей об устойчивом развитии, выдвинутых на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. в «Повестке на 21 век». Ниже мы подробнее рассмотрим, что представляет собой ландшафтное планирование и каков его вклад в осуществление концепции устойчивого развития.
Разработка форм планирования и принятие решений, оказывающих существенное влияние на состояние природы и ландшафта, осуществляются в Германии на различных уровнях. Ландшафтное планирование вносит свой вклад в экологически ориентированное планирование как на уровне федеральных земель, так и регионов. Далее рассмотрим, какие задачи и решения других специальных форм планирования могут облегчить и ускорить процесс ландшафтного планирования. При этом следует иметь в виду, что достижение новых целей развития возможно только в том случае, если этому содействует множество людей, что в полной мере относится и к ландшафтному планированию. Оно должно выполняться при участии населения — на этапе разработки, особенно на этапе исполнения планировочных предложений.
В последнее время все большее число людей склонны считать ненарушенную окружающую среду важнейшей основой качества их жизни. Почва, вода, воздух и климат, растения и животные — это естественные основы жизни людей. В этом контексте сохранение способности природы и ландшафта противостоять нагрузкам на долгий срок представляет высшую цель. Принять на себя ответственность за достижение этой цели — задача не только природоохранных учреждений, но и всех планировщиков, имеющих дело с природой и ландшафтом.
Содержание, задачи и методы ландшафтного планирования
Содержание и задачиЛандшафтное планирование сосредоточивает свои усилия на выявлении и оценке функций и свойств ландшафта, а также на разработке предложений по устойчивому сохранению почв, вод, воздуха и климата, растений и животных, облика и эстетических качеств ландшафта. Вырабатываются рекомендации по экологически устойчивому использованию этих благ природы (Landschaftsplanung,1997). При этом должны быть получены ответы на следующие ключевые вопросы.
1.) Что является ценным, нуждающимся в защите и пригодным для освоения? 2.) Каковы существующие и предполагаемые воздействия?
3.) Что произойдет, если осуществятся планируемые намерения пользователей?
4.) Каковы должны быть цели развития и освоения?
5). Какие необходимы мероприятия?
Смысл задач по изучению, оценке и охране почв, вод, воздуха и климата может быть сформулирован следующим образом: создать предпосылки для нормального функционирования этих компонентов и сохранения взаимосвязей между ними. Применительно к почвам речь идет прежде всего о защите регуляторной и продукционной функций, а также функции среды обитания для растений и животных посредством предотвращения водной и ветровой эрозии и противодействия чрезмерному использованию и загрязнению. В первую очередь это относится к почвам с высоким природным плодородием, к редким и особо чувствительным и нарушенным почвам (например, оседающие и разрушающиеся болотные почвы). Далее необходимо принять во внимание комплексные взаимосвязи процессов водообмена с особенностями почв и землепользования, т.е. речь идет о защите процессов формирования подземных вод, о сохранении их качества, способности почв к самоочистке и регулированию поверхностного стока.
По отношению к воздуху и климату необходимо обеспечить защиту от иммиссий (улучшение качества воздуха, защита от шума) посредством создания и поддержания существующих зеленых насаждений, а также «выравнивание» микроклиматических изменений путем создания и сохранения ареалов формирования чистого и свежего воздуха и обеспечения путей для его «стока» в места с ухудшенным микроклиматом.
Спектр задач планирования в разделе «Защита и развитие растительности и животного мира» связан с выявлением характерной биологической структуры ландшафта и с защитой, поддержанием и развитием мест обитания (биотопов) растений и животных с помощью создания сети биотопов. Ее ядрами должны быть достаточно обширные природные или близкие к природным биотопы.
Однако создание сети биотопов недостаточно для сохранения или развития нормальной биологической структуры на региональном уровне. Для этого необходимо создать соответствующую требованиям бионтов обширную систему местообитаний, снизив интенсивность использования ряда площадей, в первую очередь сельскохозяйственных. Конкретные пути (цели, требования и мероприятия) — обеспечивает ландшафтное планирование. Выполнение же указаний осуществляется совместными усилиями планировщиков, землепользователей и собственников.
Как природа в целом, так и конкретные ландшафты играют большую роль в обеспечении нормального физического и психического состояния людей. Поэтому в задачи раздела ландшафтного планирования «Сохранение и развитие эстетических качеств природы и ландшафта» входит сохранение гармоничного облика ландшафта, поддержка и развитие его высоких эстетических качеств.
При этом речь идет не только о нетронутой, первобытной природе, каковую едва ли можно найти в Германии. Более всего следует уделить внимание сохранению и формированию культурного ландшафта, который бы соответствовал природоохранным и эстетическим критериям — многообразию его элементов, своеобразию и красоте. В свою очередь этим критериям могут соответствовать различные ландшафты — от мало измененных интенсивным использованием и не перенасыщенных техническими и индустриальными элементами, т.е. близких к природным, до специально созданных «свободных пространств» в деревнях и городах.
Важной предпосылкой обеспечения возможностей наслаждаться природой является не только ее наличие, но и доступность для посещения и сохранность таких пространств. Поэтому в ландшафтное планирование входят задачи по выделению, сохранению и развитию территорий, предназначенных для экологически ответственного отдыха людей — отдыха, не причиняющего ущерба природе. При этом следует учитывать потребности в отдыхе не только местных жителей, но и приезжих. Это означает, что создание рекреационной инфраструктуры, разрушающей ландшафт, недопустимо.
Ландшафтное планирование в этом разделе, как и в других разделах, устанавливает:
· ареалы, имеющие особую эстетическую и рекреационную ценность;
· угрозы этим ареалам, обусловленные имеющимся и планируемым использованием (в том числе и рекреационным);
· возможности для уменьшения или устранения этих угроз;
· цели развития, причем как на незаселенных, так и на заселенных территориях;
· меры по достижению этих целей.
Таким образом, перед ландшафтным планированием стоят следующие конкретные задачи:
1) выявлять и описывать по результатам изучения компонентов природы ее способность переносить нагрузки; исследовать взаимосвязи между почвами, водами, воздухом и климатом, растительностью и животным миром, а также разнообразие, своеобразие и красоту ландшафта, т. е. его облик и эстетическую ценность; представлять природу и ландшафт как целостную динамическую систему;
2) устанавливать влияние на эту систему существующих и планируемых форм природопользования, равно как и обратное влияние системы на деятельность людей; при этом ландшафтное планирование должно быть нацеленным на решение задач сохранения благ природы, оно должно быть также «сквозным» и всеохватным;
3) при формировании концепций развития территорий определять конкретные критерии качества природы и ландшафта, к которым следует стремиться, чтобы обеспечить долгосрочное сохранение основ жизни людей; при этом должны предусматриваться меры, обеспечивающие выполнение как общих природоохранных задач, так и требований отраслевых планов и нужд природопользователей;
4) ландшафтные планы должны выдвигать критерии качества окружающей среды, которые служат ориентирами для планов территориального развития и строительства и других планов, а также для мер по регулированию воздействий на окружающую среду и экологической экспертизы проектов;
5) ландшафтное планирование должно обобщать и синтезировать природоохранные требования, меры по уходу за ландшафтом и обеспечивать определение баланса между этими требованиями и предложениями различных планов по использованию территории; должно создавать базу для принятия решений о допустимости различных намерений природопользователей.
Правовые основы ландшафтного планирования
К документам, регламентирующим ландшафтное планирование, относятся законодательные (Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, указы президента, постановление правительства) и подзаконодательные (СНиПы, ГОСТы, инструкции, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ) акты.
Наиболее основным из нормативных актов, регламентирующих ландшафтное планирование является Земельный кодекс РФ представляющий собой кодифицированный нормативно-правовой акт. Он регулирует отношения по поводу использования и оборота земельных ресурсов на территории Росийской Федерации. Здесь даётся описание каждой из 7 категорий имеющих значение для ландшафтного планирования, состав этих земель, особенности их использования (земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса).
Еще ландшафтное планирование регламентирует Лесной кодекс РФ Это кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения в сфере лесопользования в России. В данном акте дан список принципов, на которых основываются лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты. Здесь даётся описание различным категориям лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса. В этой же статье дан перечень участков лесов, относящихся к особо защитным, говорится о защитных лесах и особо защитных участках лесов и именно здесь даются ограничения на использование данных земель. В кодексе подробно даётся описание каждой категории лесов, указываются ограничения по деятельности на данных участках. Главным образом в данных лесах запрещается проведение рубок, использование различных токсичных химических препаратов, ведение с/х.
Также важное значение для ландшафтного планирования имеет Водный кодекс РФ, являющийся кодифицированным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере водопользования в России. К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земли, выделяемые под полосы отвода гидротехнических и иных сооружений, необходимых для использования водных объектов. Очень важными в ландшафтном планировании являются описанные в 65 статье ВК РФ водоохранные и прибрежные защитные зоны, примыкающие к береговой линии, т.к. ни являются особыми защитными полосами, примыкающими к водному объекту. В этой статье даются размерные нормы, определяющие ширину этих зон, для рек и ручьёв она устанавливает от их истока. Так же ВК РФ устанавливает определённые ограничения на использования данных территорий. Так в границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; складирование различных материалов – вызывается токсическое отравление; авиахимборьба; движение и стоянка транспортных средств. В границах прибрежных защитных полос запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас с/х животных.
Градостроительный кодекс РФ также относится к документам, регламентирующим ландшафтное планирование. ГСК РФ регулирует градостроительные и отдельные связанные с ними отношения на территории РФ. Важное значение имеет 1 глава ГСК РФ, в которой описываются основные принципы, на которых основывается градостроительная деятельность. В первую очередь градостроительная деятельность должна обеспечивать устойчивое развитие территории, учитывать экологические, экономические, социальные и иные факторы. Также в этой главе оговаривается состав законодательства о градостроительной деятельности и перечень отношений, регулируемых этим законодательством. В статье 5 ГСК РФ говорится какие конкретно субъекты являются субъектами градостроительных отношений, это: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, а также физические и юридические лица, также здесь оговаривается какие органы призваны выступать от имени этих субъектов.
Также регламентируют ландшафтное планирование строительные нормы и правила, являющиеся совокупностью принятых органами исполнительной власти нормативных актов.
Методологические основы ландшафтно-экологического планирования и проектирования.
Ландшафтно-экологическое планирование территорий — одна из актуальных задач отече- ственной науки и практики. Современные критические эколого-экономические реалии показыва- ют необходимость смены сложившегося техногенного типа развития на устойчивый эколого-сба- лансированный тип. В связи с этим в настоящее время особую значимость приобретает внедрение в теорию и практику территориального планирования принципов интегрированной экономико- экологической эффективности, комплексности, компенсаторности, что должно обеспечиваться разработкой и внедрением геоэкологических и экономических подходов и методов [13]. В общей концепции школы рационального природопользования ландшафтно-экологическое планирование развивается на фундаментальных положениях как естественных, так и технических, архитектурных и философских (эстетика) наук и способствует проникновению экологического фактора в различные общие и отраслевые формы территориального планирования [3, 14], учиты- вающего ландшафтно-экологические особенности территорий и возможных на них видов природо- пользования и формирующего ландшафтно-экологический каркас территории [4]. Ландшафтно-экологическое планирование служит основным методологическим инструмен- том оценки устойчивости культурного ландшафта, основанным на критериях устойчивости при- родных компонентов ландшафта. Выделяют основной элемент для оценки — биотоп, отражающий в себе все природные компоненты ландшафта, и определяют два его критерия — чувствительность и значимость. Под чувствительностью понимается способность данного природного компонента изменять свои свойства и динамические характеристики под воздействием хозяйственной деятель-162 Рациональное пРиРодопользование: ТеоРиЯ, пРаКТиКа, оБРазование ности человека. Вторым критерием является значимость, с помощью которой определяются приоритетные цели и объекты для ландшафтно- го планирования [7]. Определение категорий устойчивости куль- турного ландшафта связано с рядом трудностей. Методика ландшафтно-экологического плани- рования выработала достаточно четкие реко- мендации для оценки чувствительности и зна- чимости компонентов природного ландшафта, чего нельзя сказать про культурный ландшафт, для которого требуется конкретизация и инди- видуальный подход в каждом случае. В современных исследованиях при вы- делении критериев устойчивости культурно- го ландшафта в первую очередь определяют- ся лишь основные, общие критерии оценки для природных компонентов. Связь же между природными и культурными компонентами достаточно сложная, и наиболее полное соот- ветствие выражается через характер приро- допользования территории. В нем отражается природная структура культурного ландшафта, а также учитываются социально-хозяйствен- ные особенности использования территории. Естественная устойчивость — одна из пред- посылок к устойчивому природопользованию. С увеличением объемов хозяйственной дея- тельности человека сокращается естественная устойчивость природного ландшафта и появ- ляется новая, приобретенная устойчивость уже культурного ландшафта. Суть приобретенной устойчивости — в адаптивной изменчивости структур и функций ландшафта, находящегося под антропогенным воздействием. Устойчивость культурного ландшафта четко связана с характером природопользования. Это позволяет выделить 3 группы устойчивости, зависимые от вида использования территории: устой- чивые (к ним относятся экстенсивные типы — традиционный, рекреационный, природоохранный); среднеустойчивые обширные территории лесохозяйственного и сельскохозяйственного назначе- ния; слабоустойчивые урбанизированные и промышленные зоны с сильным расчленением и из- менением структуры коренных ландшафтов. Для устойчивого функционирования культурного ландшафта как экосистемы введена концеп- ция природно-экологического каркаса — минимального по площади формирования, способного обеспечить приемлемые условия обитания человеку, сохранить природу хотя бы в виде изолиро- ванных «резерватов», изолировать наиболее опасные очаги техногенного воздействия, сохранить исторические элементы культурного ландшафта, реконструировать ценные фрагменты природных экосистем, улучшить комфортность жилой среды [11].
Методология ландшафтно-экологического планирования решает задачи, связанные с выявле- нием конфликтов природопользования, улучшением экологических условий, обеспечением устой- Рис. 1. Рекреационная нагрузка и функциональное зонирование музея-заповедника «Коломенское» (дипломная работа А. Сирко, 2010)163 зеМлепользование и ландшафТно-эКолоГичеСКое планиРование чивого природопользования и сохранением природной среды на конкретных территориях за счет построения пространственной организации хозяйственной деятельности общества, основанной на знаниях природных особенностей ландшафтов [10]. Одним из недостаточно развитых инструментов отечественного ландшафтного планирования являются карты конфликтов природопользования. В России практически нет опыта создания карт конфликтных ситуаций природопользования в среднем и крупном масштабах — основных масшта- бах ландшафтного планирования [1, 7]. Подавляющее большинство отечественных картографиче- ских произведений, посвященных этой тематике, создаются в мелких масштабах, показывают про- странственное положение конфликтов природопользования в виде импактных районов и зачастую практически не отражают структуры самих конфликтов. В системе ландшафтно-экологического планирования карты конфликтов природопользования должны отражать все их наиболее суще- ственные свойства: происхождение (источник); меру проявления (скрытый, явный, потенциальный конфликты); объекты и характер экологически значимых нарушений; сложность; интенсивность; динамику; форму ареала; характер границ. Актуальны разработка принципов составления карт конфликтных ситуаций, их типовых легенд, системы условных обозначений и т.д. [15]. Цель даль- нейших работ — определить содержание и разработать методику создания карт конфликтных ситу- аций для различных уровней ландшафтно-экологического планирования и сформулировать общие рекомендации по его картографическому обеспечению. Без учета природно-экологических территориальных систем в процессе планирования развития территории невозможно достичь главной его цели — формирования комфортной и благоприятной среды жизнедеятельности населения. Поэтому принятие экономически целе- сообразных, экологически допустимых и социально обоснованных управленческих решений не- возможно без разработки природно-экологического каркаса (ПЭК) — гаранта устойчивого раз- вития территории. Природно-экологический каркас — это сложная соподчиненная система взаимоувязанных природных компонентов, дающих систематизированную аналитическую информацию о качестве и значимости природных и природоподобных территориальных комплексов [8]. Проект ПЭК пред- ставляет собой инструмент принятия решений при территориальном планировании. Разработка ПЭК особенно важна для муниципальных образований, обладающих: Рис. 2. Схема экологического каркаса района Марьино, г. Москва (дипломная работа С. Васильевой, 2010)164 Рациональное пРиРодопользование: ТеоРиЯ, пРаКТиКа, оБРазование • высоким природно-рекреационным потенциалом территории; • высокоценными природно-территориальными комплексами и экосистемами (например, ООПТ регионального и федерального значения); • ысокой степенью напряженности экологических конфликтов на территории (например, между крупными производствами с объемными вредными выбросами в окружающую среду и инте- ресами местного населения); • высокой плотностью населения; • высокой степенью нарушенности территории (например, наличие на территории отработан- ных месторождений полезных ископаемых, очагов повышенного фонового загрязнения ком- понентов окружающей среды и т.д.). К значимым проблемам, возникающим при ландшафтно-экологическом планировании терри- торий, также можно отнести следующие: 1. Проблема информационных источников. Изначальная методологическая проблема, с ко- торой сталкиваются ландшафтные планировщики, — необходимость адаптации стандартной ин- формационной системы обеспечения градостроительной деятельности (электронной топокарты) к задачам ландшафтного картографирования. Электронная карта «наследует» семантическую со- держательную модель аналоговой карты в независимости от того, создана она военно-топографи- ческой службой или в системе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и кар- тографии (карты ВИСХАГИ). Эта модель, используемая в качестве базовой, для ландшафтного планирования оказывается абсолютно недостаточной по ряду причин. Среди них главные: устаре- лость и невысокая скорость обновления бумажных источников оцифровки, семантическая универ- сальность и, следовательно, «скудость», стандартность (внерегиональность) и просто ошибочность используемых классификаторов. Преодоление этих недостатков предполагает разработку принци- пиально новой ГИС-модели территории посредством корректировки и дополнения классификато- ров, введения новых объектов и описания их атрибутов, дешифрования данных дистанционного зондирования Земли, создание содержательно новых геоинформационных слоев [6]. Безусловно, для разработки новой модели используются не только картографические, но и любые другие ис- точники информации — лесные планы, материалы земельно-кадастровых съемок, инженерно-эко- логических изысканий, мониторинговых исследований, проектов и пр. Например, в результате по- добных преобразований слой «леса густые высокие» может быть трансформирован в серию слоев, позиционно отражающих информацию о лесах различного породного состава, возраста, рекреаци- онной устойчивости и плановых очертаний (массивы, острова, лесополосы), причем контуры лес- ных массивов будут актуализированы на основе изучения и дешифрирования крупномасштабных материалов дистанционного зондирования. 2. Проблема территориальной ячейки планирования. Методология ландшафтно-экологическо- го планирования позволяет использовать одновременно различные типы элементарных простран- ственных единиц, с которыми соотносится вся накапливаемая и перерабатываемая информация. Элементарными единицами могут выступать ячейки административно-территориального деления; ареалы хозяйственной деятельности (сельхозугодья различного типа, производственные площадки, земли населенных пунктов); правовые зоны (ареалы земель различных правообладателей, ареалы ограничений различного характера); и, наконец, ячейки природной дифференциации территории: местоположения различного иерархического уровня (ландшафты, местности, фации) и любые дру- гие природные структурные и функциональные сетки (речные бассейны, графы водотоков и эрози- онной сети и др.). Принципиальное своеобразие технологии ландшафтно-экологического планиро- вания заключается в возможности проведения различных операций как внутри отдельных слоев, так и между ними [16].
Источник статьи: http://allrefrs.ru/4-31465.html