- Урок экологии «Лес – природный комплекс» (3-й класс)
- Ход урока
- 1. Организационный момент
- 2. Повторение пройденного материала
- 3. Сообщение темы и цели урока
- 4. Установление взаимосвязей в природном комплексе
- Физкультминутка
- 5. Значение леса в жизни человека и природы
- 6. Охрана леса
- Заказники Томской области
- 7. Домашнее задание
- 8. Итог урока
- Составление описания природного комплекса своей местности
- Природный комплекс своей местности. Скачать урок
Урок экологии «Лес – природный комплекс» (3-й класс)
Оборудование: карточки с заданиями; книжки малышки с домашним заданием; карта Томской области, на которой отмечены заказники и открывающийся заповедник; атласы Томской области “Люби и знай свой край”, презентация “Природа родного края”, кассета “Звуки природы”.
Ход урока
1. Организационный момент
Класс делится на 3 группы, каждая группа получает атласы Томской области, карточки с заданиями, рисунки животных и растений.
Учитель: Как настроение? Поделитесь друг с другом хорошим настроением. Подарите окружающим улыбки, и они вернутся к вам, ведь окружающий мир — это большое живое зеркало.
2. Повторение пройденного материала
– Сегодня мы будем продолжать изучать природные комплексы.
– Вспомните, из каких компонентов состоит любой природный комплекс?
– Какие из перечисленных компонентов отнесём к живой природе, а какие – к неживой?
3. Сообщение темы и цели урока
– Догадайтесь, какой природный комплекс мы будем сегодня изучать?
Дети с закрытыми глазами слушают.
– Что вы увидели, услышали, представили себе, слушая эти звуки? (Дети делятся своими впечатлениями.) Верно, речь сегодня пойдёт о лесе.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём!
– Итак, в путь! Прежде чем отправиться в путь, выполним упражнения для разминки:
Дети работают с карточками на развитие внимания и наблюдательности, выбирая подходящий для себя уровень трудности.
4. Установление взаимосвязей в природном комплексе
– Как вы думаете, ребята, какой из перечисленных вами прежде компонентов природного комплекса самый важный?
1) Приведите примеры взаимных связей компонентов живой (растения) и неживой природы.
1-я группа: Растения – воздух
3-я группа: Растения – почва
После 5-минутного обсуждения дети высказывают свои мысли.
– Растения очищают воздух, а воздух необходим им для дыхания.
– Растения удерживают влагу в почве, участвуют в круговороте воды в природе, а вода необходима растениям для питания.
– Растения удобряют почву, почва необходима растениям для питания и роста
2) – Компоненты живой природы связаны между собой питанием. Как называется такая связь? С чего начинается любая пищевая цепочка? Почему? (Пищевая цепочка начинается с растения потому, что только растения, используя воду и растворённые в ней минеральные вещества, могут образовывать органические вещества, которые все остальные живые организмы используют в питании)
(Используя рисунки растений и животных дети составляют пищевые цепочки.)
Физкультминутка
Упражнение-энергизатор (на развитие внимания) (Дети становятся в круг. По счёту ведущего делятся на Зайчиков, Медвежат и Лисичек. По команде ведущего: “Зайчики!” (Лисички, Медвежата) — зайчики меняются местами, при этом показывая движения животных (Зайчики прыгают, Медвежата косолапят и т.д.)
5. Значение леса в жизни человека и природы
– На следующем этапе нашей работы нам надо установить значение леса в жизни человека и природы. Помогут вам в этом атлас Томской области (с.15)
Работа с карточками: Выберите карточки, подчеркивающие значение леса.
- Лес – общий дом для растений, животных, грибов, бактерий.
- Лес играет важную роль в жизни других природных сообществ, например, луга, поля, болота. Он защищает почву от ветра и потоков воды, хранит в себе запасы воды, которые питают реки, ручьи.
- Лес – источник вдохновения и любимое место отдыха людей. Его красоту описывают поэты, писатели, изображают художники.
- Лес – кладовая грибов, ягод, лекарственных растений.
6. Охрана леса
– Хотели бы вы видеть наш лес таким? Почему же становятся редкими, исчезают многие растения и животные? Кто в этом виноват?
– Что же делают люди для сохранения природы?
– Рассмотрите таблицу на обороте карточки.
Заказники Томской области
В Томской области на сегодняшний день существует 167 заказников, памятников природы и парковых зон. Общая площадь всех охраняемых территорий – 14 000 квадратных километров.
Десять лет назад на территории Томской области планировалось создать заповедник, но по ряду причин этого не произошло. Сейчас решение принято – заповеднику быть! На карте это маленький участок в Тегульдетском районе, на самом деле – сотни гектаров дикой природы. Место для заповедника в Тегульдетском районе выбрано не случайно. По оценкам специалистов, в этой местности сохранился уникальный южно-сибирский лес.
В планах — создать на территории Томской области еще один заказник – Васюганский. Этот заказник будет уникален своими размерами в 5 миллионов гектаров – как огромный источник и запас пресной воды.
- Сколько заказников существует в Томской области на сегодняшний день? (167)
- Какое название имеет заказник на территории нашего района? (Мало-Юксинский).
- В каком районе Области планируется создать заповедник? (Тегульдетском)
2) – Мы с вами любим ходить в лес на экскурсии, в походы. Давайте, определим свою роль: в лесу мы хозяева или гости? А всегда ли мы ведём себя как гости?
Работа по иллюстрации. (На доске плакат с изображением детей на природе.)
– Правильно ли ведут себя ребята в лесу? Что не так?
(Учащиеся находят ошибки в поведении детей на природе, перечеркивают и объясняют, почему так вести себя нельзя.)
Определим Правила друзей природы:
Игра: “Правила поведения в лесу”
- Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
- В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вырастет.
- Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, никому при этом не мешая.
- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
- Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.
– Молодцы, ребята, теперь вы знаете, как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе
7. Домашнее задание
1) Каждый ученик получает страничку “Будь природе другом!” — Какие ещё правила друзей природы ты можешь предложить? Нарисуй к ним знаки. Пусть эта страничка будет началом вашей книжки-малышки.
2) Ответьте на вопросы контрольного листа, те вопросы, которые вызовут затруднения, обведите красным карандашом. Мы их разберём на следующем уроке.
8. Итог урока
На экране монитора идёт показ слайдов “Природа родного края” На фоне их звучит заключительное слово учителя:
Источник
Составление описания природного комплекса своей местности
Урок 28 (экскурсия) «Составление описания природного комплекса своей местности». Цель: формирование умений показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса и влияние рельефа на компоненты, составлять описание изучаемого природного комплекса.
Природный комплекс своей местности. Скачать урок
— образовательные: способствовать формированию понятий «природный комплекс, компоненты природного комплекса»
— развивающие: продолжить формирование навыков анализа, сравнения, обобщения; способствовать развитию умения делать выводы.
— воспитательные: развитие диалектико-материалистического мировоззрения; умения работать в группе; показать красоту природы своей местности и продолжить воспитание любви к своей Малой Родине.
Место проведения: работа проводится на местности – на опушке дубравы с прилегающим лугом и болотом.
Оборудование: планшеты, компас, лопатка, рулетка, эклиметр, бумага и карандаш (ручка) для записи и рисунков, целлофановые пакеты для взятия образцов почв и горных пород.
I Организационный момент.
— Перечислите природные компоненты.
— Что такое природный комплекс?
— Приведите примеры природных комплексов нашей местности.
III Изучение нового материала
Актуализация знаний.
— Могут ли природные компоненты существовать изолированно от других природных компонентов природного комплекса?
Сегодня мы должны будем научиться находить связь между компонентами природного комплекса и составлять описание комплекса.
Для этого мы должны сравнить три природных комплекса: участок дубравы, участок луга и болото.
2. Составить описание природных комплексов своей местности.
Задачи: используя типовой план, дать описание природного комплекса.
Ознакомление с различными природными комплексами (луг, участок леса, болото) и выявление компонентов природных комплексов.
План описания природного комплекса.
1. Географическое положение. Направление от школы.
2. Характер поверхности и тип почвы.
4. Растительность и животный мир.
5. Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.
6. Охрана природных компонентов комплекса.
Во время проведения экскурсии ребята знакомятся с различными природными комплексами своей местности (участки леса, луга и болота).
Первая часть экскурсии. Учащиеся разделяются на три группы, каждая группа выбирает природный комплекс для описания: участок леса; участок луга или участок болота.
Группы получают инструкцию и работают в соответствии с ней. Учащиеся изучают природный комплекс, который они выбрали, по предложенному плану.
В каждой группе распределены обязанности по интересам: есть ботаник, зоолог, почвовед, геолог, гидролог.
Учащиеся делают прикопки для изучения почв и берут их образцы. Следует отметить, что знакомство с почвами осуществляется на уровне наблюдений: на продуктах выветривания какой породы образовалась почва, какие слои проявляются (лесная подстилка, темный горизонт, осветленный горизонт), структура почвы (рыхлая, уплотненная); живые организмы (черви) и остатки организмов; влажность почвы.
Для того чтобы оценить влияние воздействия на почву человека, делаем прикопку на полянке с краю леса, где проходит пешеходная тропа и часто отдыхают местные жители. Учащиеся сравнивают визуально почву в естественном состоянии и значительно утоптанную и видят их различия.
Учащиеся — ботаники исследуют растительность и определяют: к какой природной зоне она относится, называют основные растительные сообщества, составляют геоботаническое описание. При этом определяют визуально основные ярусы: древесный, кустарничковый и травяной; видовой состав деревьев и трав. Учащиеся-зоологи выявляют животных, определяют их среду обитания и влияние на них антропогенного фактора.
Учитель обращает внимание на выявление связей между компонентами природного комплекса. Вначале ребята учатся различать (выявлять) компоненты природного комплекса. Затем их необходимо подвести к понятию «природный комплекс» и взаимосвязи его компонентов.
Вторая часть экскурсии – описание природного комплекса по плану. После того, как были изучены компоненты природного комплекса, в каждой группе происходит краткое обсуждение полученных сведений, и учащиеся приступают к описанию изучаемого природного комплекса по плану
Цель работы – закрепление знаний, полученных во время экскурсии в природу.
Описание комплекса должно быть небольшим, но желательно, чтобы учащиеся показали взаимосвязи в природном комплексе.
— Какое влияние оказывают рельеф, климат и характер увлажнения почвы на природный комплекс?
Все компоненты природного комплекса очень тесно между собой связаны, при изменении одного из компонентов, неизбежно изменяются все остальные. От рельефа зависит климат и характер увлажнения; от климата в целом зависит тип почвы, она может быть увлажненной, засушливой и т.п.
—Какое влияние оказывают почвы на растительный и животный мир комплекса?
На неблагоприятных почвах (с повышенной кислотностью, заболоченных и т.п.) произрастают непривередливые растения, которые не нуждаются в изобилии минеральных и органических веществах. Следовательно, почвы влияют на видовой состав растений. Растения – пища для травоядных животных.
— Как влияют друг на друга растительный и животный мир?
К бедной растительности, произрастающей на бедных почвах, практически не тяготеют представители фауны. Это обуславливается плохими горными породами (заболоченными, рыхлыми и т.п.) и отсутствием питательных веществ для травоядных животных.
Ребята, послушайте замечательные слова поэта Н. Рыленкова, которые станут итогом нашего урока.
Здесь краски неярки и звуки не резки,
Туманны озёра и всё ускользает от беглого взора.
Чтоб вдруг отразили прозрачные воды
Всю прелесть задумчивой русской природы
IV. Домашнее задание.
Каждому учащемуся составить описание одного из изученных природных комплексов.
Источник