Природные_сообщества_лесов_примеры

Примеры природных сообществ

Природное сообщество – это совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, которые приспособлены к жизни в конкретных условиях обитания и объединены между собой обменом веществ и энергии.

Сущность понятия природное сообщество

Считается, что живые организмы не могут существовать изолированного друг от друга. Между ними всегда происходит взаимодействие. Эта тенденция провоцирует возникновение природных сообществ живых организмов, которое имеет далеко не случайный характер. Природное сообщество часто обозначают термином экосистема или биоценоз. Главный критерий его существования заключается в наличии круговорота веществ. Одни организмы создают органические вещества, другие их потребляют. Также существуют организмы, разлагающие органические вещества на минеральные, которые возвращаются в круговорот веществ.

Примеры природных сообществ

Как правило, о биологическом разнообразии сообществ судят по количеству растительности. Те виды, которые возникают в результате естественных природных процессов формируют устойчивое сообщество, которое длительное время находится на одной территории. Весьма часто природные сообщества возникают при участии человека, их называют искусственными.

Примерами природных сообществ, которые наиболее часто встречаются в биосфере называют:

  • Леса. Они представляют собой естественные биогеоценозы. Ведущим видом растительности для них являются древесные растения. В лесах господствует принцип ярусности и повышена степень конкуренции за энергетические источники;
  • Луга. Эти природные сообщества представляют собой объединение организмов с преобладанием многолетних трав. Чаще всего в лугах преобладают злаковые и разнотравные растения при достаточном увлажнении почвы. Различают пойменные луга (находятся вдоль рек). Также существуют суходольные луга, формирующиеся в виде лесных полян и каких – либо безлесных долин. Высоко в горах могут существовать так называемые альпийские луга;
  • Болота являются природными сообществами, которое развивается в условиях избытка увлажнения застойного характера. В болотах преобладают травянистые, водно – болотные растения, кустарники и кустарнички. В болотах преобладают моховидные и сфагновые виды;
  • Степи являются травянистыми природными сообществами. Степи бывают разнотравными и ковыльными, а также злаковыми. Как правило в них произрастают ковыль, типчак, костер, различные луковичные растения, шалфей, адонис и пр. Эти растения способны переносить засуху и очень любят свет.

Рисунок 1. Природные сообщества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

У всех представленных сообществ наиболее важным типом взаимосвязи можно признать пищевую цепь. Пищевые цепи могут быть разветвленными и узкими. Существуют цепи выедания и пастбищные цепи.

Читайте также:  Гриб_название_его_частей

Пищевая цепь – это форма взаимосвязи в природном сообществе, при которой организмы используют энергию питательных веществ, полученных из «тел» друг друга.

Самым первым звеном пищевой цепи являются растительные организмы (автотрофные). Они создают органические вещества для всех остальных групп. Для этого они используют солнечную энергию, минеральные вещества, которые содержатся в почве или воде. Поэтому растения являются ценным источником пищи и энергии. Растения употребляются в пищу травоядными животными. Эта группа живых организмов в свою очередь служит пищей для хищников. Кроме того, природные сообщества включают в себя организмы, питающиеся отмершими остатками растений и животных, а также их экскрементами. Примерами подобных организмов могут служить:

Все живые организмы внутри биоценоза распределяются по трофическим уровням. Автотрофные организмы находятся на первом трофическом уровне, далее находятся консументы нескольких порядков: первого, второго и последующих. На третьем трофическом уровне находятся редуценты или организмы-разлагатели, которые преобразуют органическое вещество в минеральное и возвращают его в круговорот веществ. Пример: животное поедает растения, это животное в свою очередь может быть съедено другим животным, а останки в конце концов умершего хищника, переработают почвенные бактерии и черви. Если биоценоз под влиянием каких- либо факторов меняет собственную структуру, то это может привести к закономерным изменениям во всей биосфере.

Своеобразие природного сообщества заключается в видовом составе организмов, которые обитают на данной территории. Название биоценозу присваивается по преобладающему виду.

Например, если в лесу растет большое количеству дубов, то он называется дубрава. Если в равном количестве представлены ели и сосны, то его называют елово-сосновым. Человеку необходимо помнить, что природное сообщество является цельным живым организмом и нарушение одного компонента неизбежно ведет к нарушению функционирования всей системы.

Поэтому при уничтожении одного вида растений, либо при занесении в биоценоз чужеродного вида можно нарушить любой внутренний процесс, происходящий в глобальной оболочке биосферы.

Достаточно длительное время природные сообщества не испытывали влияния человека. При активном освоении природы людьми и прогрессе хозяйственной деятельности в природе начали происходить глобальные существенные изменения. Максимально сильное влияние на природные сообщества оказало развитие земледелия. В данное понятие входит распашка земель, выжигание и выкорчевывание целых растительных зон. Применение химических препаратов для борьбы с насекомыми-вредителями на полях оказывает сильное негативное влияние на живую природу. Под воздействием ядов страдают не только вредители, но и многие другие, в том числе нужные и полезные насекомые.

Также колоссальное влияние на изменение природных сообществ оказывает развитие промышленного строительства, прокладка дорог, заболачивание почв. В настоящее время разрабатывается целый комплекс мер по сохранению биоценозов в естественном состоянии, которым относят такие действия как создание заповедников, природных парков и прочее.

Читайте также:  Брусника_строительная_компания_новости

Источник

Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?

Я не люблю ходить в лес. Жуки ползают, ветки кустов хлещут тело, ноги запутываются при ходьбе по неровностям земли… Но, всё же, я решила узнать про лес чуточку больше перечисленного. Начала с организмов, составляющих природное сообщество рассматриваемой местности.

Группы организмов леса

В лесу природное сообщество объединяет следующие группы организмов:

Практически во всех сообществах распространены сине-зелёные водоросли и бактерии. Проживают они и в воде, и в почве самых суровых мест.

Грибы, как минимум, мы можем собирать летом и осенью. Однако, в эту группу входят также совсем микроскопические грибы, которые участвуют в разложение мёртвых веществ и являются причинами болезней.

Растения природного сообщества леса

Именно данная группа организмов у меня, как и у многих, ассоциируется с понятием «лес». Про структуру растительности уже многим известно, поэтому просто напомню эти 6 ярусов: высокие деревья (свыше 10 м), деревья ниже отметки в 10 м, высокие кустарники, невысокие кустарники (сюда же можно отнести подрост деревьев), высокие травы, низкие травы. Деревья являются лесообразующим компонентом, т. е. определяют вид леса: хвойный (например, еловый), лиственный (например, берёзовая роща), смешанный. Кустарники и деревья разделяют на отделы: голо- и покрытосеменные.

Растения низких ярусов в лесу представлены классами мхов, папоротников, водорослей, хвощей, плаунов, лишайников.

Животные природного сообщества леса

Отличная кормовая база и защитные условия способствовали заселению леса различными животными. Среди деревьев карабкается, летает, ползает, ходит огромное количество птиц, земноводных, копытных, членистоногих (насекомые и паукообразные), грызунов, рептилий, беспозвоночных, крупных млекопитающих. И все эти типы, отряды и классы насчитывают несметное число особей!

Отдельные животные требуют определённых условий добывания пищи, поэтому распространение их связано с их наличием.

Источник

Презентация «Лес — природное сообщество»

Презентация на тему: « Жизнь леса. Лес – природное сообщество.»Работу выполн.

4 слайд Цели урока:
Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Воспитывать потребность к бережному отношению к живой природе.

Над рекой широкой, Сумраком покрыт, В тишине глубокой Лес густой стоит. Н. Н.

Челябинская область богата лесами. Почти четвёртая часть её территории занята.

7 слайд Челябинская область богата лесами. Почти четвёртая часть её территории занята зелёным «океаном».
Больше всего лесов в западной горно-лесной части Челябинской области.
На крайнем западе – в Ашинском районе – распространены широколиственные леса.
В горно-лесной части области – хвойные леса.
В северной части лесостепной зоны чередуются сосновые, лиственнично-сосновые, берёзово-сосновые леса. Южнее встречаются берёзовые рощи.
В степной зоне расположены островные сосновые боры – памятники природы Челябинской области.

Читайте также:  Вставьте_пропущенные_буквы_зеленели_леса_хитроумная_лиса

Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Растения с мягкими зелёными стеблями – т.

8 слайд Самый нижний ярус – мхи и лишайники.
Растения с мягкими зелёными стеблями – травы.
Многолетние растения , у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей – кустарники.
Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем – деревья.
ярусы леса

Распредели растения леса по ярусам: вороний глаз, малина, кукушкин лён (мох.

11 слайд Распредели растения леса по ярусам:
вороний глаз, малина, кукушкин лён (мох), сосна, рябина, ландыш, берёза, майник, осина, вишня, земляника, волчье лыко, папоротник

ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА

Голоса животных

Выбери названия птиц леса: а) жаворонок, перепел, дрофа; б) кукушка, ястреб.

14 слайд Выбери названия птиц леса:
а) жаворонок, перепел, дрофа;
б) кукушка, ястреб, дрозд;
в) коростель, орёл, трясогузка.
ТЕСТ

Выбери названия хищных лесных животных: а) олень, косуля, белка; б) рысь, кун.

15 слайд Выбери названия хищных лесных животных:
а) олень, косуля, белка;
б) рысь, куница, горностай;
в) крот, заяц, полёвка.
ТЕСТ

Что это?

Восстанови цепи питания, сложившиеся в лесу:а) осина  _______  ястреб; б).

19 слайд Восстанови цепи питания, сложившиеся в лесу:
а) осина  _______  ястреб;

б) сосна  жук-короед  __________ ;

в) _________  белка  куница.

Проверь себя!Какую роль играют растения леса в жизни животных? Какую роль и.

20 слайд Проверь себя!
Какую роль играют растения леса в жизни животных?
Какую роль играют лесные животные в жизни растений?

ЛЕСНАЯ ПОДСТИЛКАКакое значение в жизни леса имеет лесная подстилка?Пополняет.

21 слайд ЛЕСНАЯ ПОДСТИЛКА
Какое значение в жизни леса имеет лесная подстилка?
Пополняет почву перегноем;
Помогает выжить зимой некоторым животным;
Защищает животных от холодов.
В образовании лесной подстилки участвуют .
Микробы и
насекомые

О каких обитателях леса идёт речь?И на горке, и под горкой, Под берёзой, и.

22 слайд О каких обитателях леса идёт речь?
И на горке,
и под горкой,
Под берёзой,
и под ёлкой,
Хороводами
и в ряд
В шляпках молодцы
стоят.

Нужны ли лесу грибы?Лесу грибы нужны. Грибы помогают деревьям высасывать из.

23 слайд Нужны ли лесу грибы?
Лесу грибы нужны.
Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворёнными солями.
Грибами питаются и лечатся животные.
Грибы способствуют разложению растительных остатков.

Рассели грибы под деревья:а) подберёзовик, б) рыжик, в) белый гриб г) подоси.

Выполни заданиеПрочитай слова: Мухомор, рыжик, груздь, сыроежка, бледная пога.

25 слайд Выполни задание
Прочитай слова:
Мухомор, рыжик, груздь, сыроежка, бледная поганка, опята, лисички, ложноопёнок.

Раздели слова на 2 группы.

Жизнь лесаПриведите примеры природного равновесия в лесу, опираясь на данную.

26 слайд Жизнь леса
Приведите примеры природного равновесия в лесу,
опираясь на данную схему.
растения
грибы
животные
Неживая
природа

Берегите лес!

Краткое описание документа:

Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

ÄПознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

ÄРазвивать познавательную активность детей, умение использовать в работе полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

ÄВоспитывать потребность к бережному отношению к живой природе.

Источник

Оцените статью