Природные объекты собственности леса
ЛК РФ Статья 20. Право собственности на древесину и иные лесные ресурсы, полученные при использовании лесов
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 302-ФЗ)
1. Граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные лесные ресурсы, полученные при использовании лесов, в соответствии с гражданским законодательством.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 302-ФЗ)
2. Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 — 46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации.
3. Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 — 46 настоящего Кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации.
(часть третья введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 143-ФЗ)
4. Древесина, заготовленная государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в статье 19 настоящего Кодекса, и федеральными государственными учреждениями, указанными в части 1 статьи 29.1 настоящего Кодекса, в том числе при проведении мероприятий по сохранению лесов, и полученные указанными в настоящей части учреждениями из такой древесины необработанные и обработанные лесоматериалы реализуются на организованных торгах, проводимых в соответствии с законодательством об организованных торгах, за исключением реализации древесины гражданам для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд, а также государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
(часть 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 600-ФЗ)
Источник
Право собственности на леса
Формы и содержание права собственности на леса в РФ определяются Конституцией РФ, Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным законодательством. Необходимо иметь в виду, что владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в него лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса (ст. 18 ЛК РФ), то есть с учетом особенностей леса как природного объекта, отличного от обычных объектов права собственности.
Леса РФ являются государственной собственностью. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.Однако законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.
Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса), устанавливаются специальным федеральным законом.
Древесно-кустарниковая растительность, которая не признается лесом, может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, если она расположена на земельных участках, принадлежащих этим субъектам на праве собственности.
Правовой режим древесно-кустарниковой растительности различен в зависимости от условий ее появления на земельных участках. Если это произошло в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после его передачи в собственность гражданина или юридического лица, то владение, пользование и распоряжение ею собственник осуществляет по своему усмотрению. В других случаях правомочия собственником должны осуществляться в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (ст. 20 ЛК РФ).
Лесной фонд изъят из гражданского оборота. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, запрещены.
Сделки с правами пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством РФ, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством.
Древесно-кустарниковая растительность может быть предметом гражданско-правовых сделок как принадлежность земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, и переходит от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.
Понятие права лесопользования
Лесной фонд предоставляется гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, установленных лесным законодательством.
Право лесопользования— это система правовых норм, регулирующих порядок и условия пользования лесом, права и обязанности лесопользователей.
Право лесопользования как субъективное право представляет собой принадлежащие субъекту права и обязанности, возникающие в связи с предоставлением лесов в пользование.
Объектамиправа лесопользования являются обособленные участки лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд, предоставленные для использования в установленном порядке. Границы таких участков должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков или указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
Субъектамиправа лесопользования являются граждане и юридические лица, в том числе иностранные, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд. К числу основных субъектов права лесопользования относятся лесопромышленные предприятия, охотничьи, заготовительные, сельскохозяйственные организации и др.
Необходимо различать лесопользователей и участников лесных отношений. Круг последних значительно шире: участниками лесных отношений помимо граждан и юридических лиц являются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (от их имени выступают соответствующие государственные и муниципальные органы).
Источник
13.Право собственности на леса в рф. Право собственности на животный мир.
Формы и содержание права собственности на леса в РФ определяются Конституцией РФ, Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным законодательством. Необходимо иметь в виду, что владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в него лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса (ст. 18 ЛК РФ), то есть с учетом особенностей леса как природного объекта, отличного от обычных объектов права собственности.
Леса РФ являются государственной собственностью. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Однако законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.
Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса), устанавливаются специальным федеральным законом.
Древесно-кустарниковая растительность, которая не признается лесом, может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, если она расположена на земельных участках, принадлежащих этим субъектам на праве собственности.
Правовой режим древесно-кустарниковой растительности различен в зависимости от условий ее появления на земельных участках. Если это произошло в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после его передачи в собственность гражданина или юридического лица, то владение, пользование и распоряжение ею собственник осуществляет по своему усмотрению.
В других случаях правомочия собственником должны осуществляться в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (ст. 20 ЛК РФ).
Лесной фонд изъят из гражданского оборота. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, запрещены.
Сделки с правами пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством РФ, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством.
Животный мирв пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.
Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.
Объектами федеральной собственностиявляются:
– редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, а также занесенные в Красную книгу РФ;
– обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения;
– населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;
– подпадающие под действие международных договоров РФ;
– отнесенные к особо охраняемым видам, ценным в хозяйственном отношении;
– естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.
Приведенный перечень является открытым.
Право собственности от имени Российской Федерациии ее субъектов осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции.
Пользователи объектов животного мира обязаны вести учет используемых ими объектов, объемов их изъятия и ежегодно представлять эти и другие данные уполномоченным органам. Государственный учет, кадастр и мониторинг объектов животного мира ведутся по единым для РФ правилам с использованием унифицированных форм хранения информации.
Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.
Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, ФЗ о животном мире, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Источник