Природное_сообщество_лес_таблица_3_класс

Конспект урока с презентацией на тему: » Лес- природное сообщество»

Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны, будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.

2. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, о чем говорили на предыдущем уроке? А поможет вам загадка: «Никого не родила, а все матушкой зовут».

— Какие стихи о земле вы подготовили ? (Конкурс стихов о земле)

— Кого из чтецов вам хочется отметить? Почему?

— У вас было домашнее задание – подобрать пословицы о земле. Какие пословицы вы подобрали.

Практическая работа: разноуровневые задания для парной работы по выбору учащихся

(Задания высвечиваются на экране) Слайд №2

Тест “Земля-кормилица” (Задания высвечиваются на экране) Слайд№4-7

  • Почему люди называют землю “кормилицей”? (Ответы детей)
  • Оцените свою работу в оценочном листе.

3. “Открытие” учащимися нового знания.

— А теперь, ребята, переходим к изучению новой темы.

— Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни.

Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдёшь в прохладную зелёную чащу и сколько же всего услышишь и увидишь! Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит. Сколько же в лесу всяких тайн!

— О чем будем говорить на уроке?

(На экране: Тема: Лес – природное сообщество) Слайд №8

— Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?

— Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.

Работа со словарем.

— Внимательно рассмотрите лес. (Звучит запись голосов птиц, шум леса) Слайд№9

— С чем вы можете сравнить лес? ( С лестницей)

— Какие растения и животных мы можем встретить в лесу. Слайд№10

— Чем является лес для живых организмов? (Он является домом.)

— Очень богат и разнообразен русский лес. Лес это чей-то дом, там кто-то живет.
— Вот вы живете тоже в доме, на разных этажах, кто-то выше, кто-то ниже. И в лесу тоже есть свои этажи. И сегодня на уроке мы с вами должны выяснить – что такое «Этажи леса». Мы с вами сказали, что в лесу растут деревья, кустарники, травы, мхи, грибы. Эти растения образуют три этажа: верхний, средний, нижний. Давайте с вами выясним, кто же живет на каждом из этажей?

— У вас на столах лежат изображения разнообразных растений. Рассмотрите их. Какие у них общие характерные особенности. Что их объединяет.
Идет работа по группам «Угадай, кто я?»

1 группа – получают картинки липы, березы, сосны, лиственницы.

( Характерные особенности – имеют один ствол, высокие, бывают лиственные и хвойные. Многолетние растения с крупным твердым стеблем. )

2 группа – получают картинки бузины, калины, черноплодной рябины, малина. ( Характерные особенности – имеют несколько стволиков, не такие высокие как деревья. Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. )

Читайте также:  Гбу_жилищник_шишкин_лес

3 группа — получают картинки земляники, ландыш, одуванчик, мать – и — мачеха. (Растения с мягкими зелеными стеблями. )

— Деревья, кустарники и травы – образуют ярусы лесы. Прочитайте в словаре, что значит слово ярус.

— Учёные называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.

— Деревьям нужно много света, а кустарникам и травам требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев. Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений. Каждое растение нашло в лесу своё место. Слайд№11

Работа в группах для закрепления:

— Заполните таблицу 2-3 примерами ярусы леса

Оцените свою работу в оценочных листах.

4. Физкультминутка . (Звучит песня Бременских музыкантов « Ничего на свете лучше нету»)

Наш ковер — цветочная поляна
Наши стены — сосны-великаны
Наша крыша — небо голубое
Наше счастье — жить такой судьбою
Наше счастье — жить такой судьбою

5. Продолжение изучения новой темы..

— Легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу)

— Почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве)

-Чем для животных является лес? (Домом, находят пищу)

— Какие животные встречаются в нашем крае?

— У птиц, зверьков в лесу есть свои этажи. Мыши, кроты, землеройки живут в корнях – в самом низу. Соловьи, тетерева вьют свои гнёзда прямо на земле. Дрозды устраивают свои гнёзда повыше, на кустарниках. Дятел, синица, совы живут в дуплах деревьев. А на самом верху селятся хищники: ястребы, орлы.

Интересный факт.

Бобры. Кажется что они уничтожают лес, однако ученые доказали, что это не так. Они освобождают участки для новых деревьев, плотина поддерживает воду на одном уровне (нет наводнений и засух, что способствует росту растений).

Вывод: Каждое животное имеет свое место обитания

— Растения являются средой обитания, жилищем для животных.

— Животные питаются растениями.

— Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв.

— С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.

— Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.

Работа в группах.

— Составьте цепи питания с этими обитателями леса: белка, лиса, ёж, волк, лось, заяц.

(Результаты выносят на доску)

Интересный факт.

Лиса – главный враг ежа. При любой опасности ёж сворачивается клубком и колется. Но лиса хитрая, умная. Она догадалась закатывать ежа в воду, а в воде ёж разворачивается, там лиса и хватает его.

— Сделайте вывод. Могут ли животные жить без растений, а растения без животных?

— Могут ли растения жить без животных, а животные без растений?

Читайте также:  До_какого_месяца_можно_собирать_чернику

— Нет, они живут одной семьёй, помогая друг другу.

— Приведите примеры такой связи.

— Например, белка запасает себе корм – уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.

— Опавшие листья, сухие веточки постепенно перегнивают под воздействием микробов, бактерий, личинок. Благодаря этому почва пополняется перегноем.

Оцените свою работу в оценочных листах.

— Мы забыли об одном обитателе леса:

(На экране различные виды грибов) Слайд №12

— Нужны лесу грибы? Ответ на вопрос можно найти в уч. на стр. 179 в статье

Вывод: Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие — в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща. Значит лес – это сообщество. Слайд№13

Беда! Беда!
Березка плачет!
Можно ли ей помочь?

Обсуждение детьми содержания этого слайда.

Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу. Слайд№14

Показываю знак, дети говорят чего нельзя делать в природе:

6. Закрепление изученного

-А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Верно – неверно». Если вы согласны с моим высказыванием – хлопайте в ладоши, если не согласны – тишина.

1.Растения в лесу растут ярусами.

2.Животные делят ярусы между собой.

3.На деревьях обитают кроты и землеройки.

4.Грибы помогают расти деревьям.

6.Под действием микроорганизмов и личинок насекомых лесная подстилка в лесу быстрее перегнивает.

7.Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

8.В лесу необходимо сохранение экологического равновесия.

— Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?

7 .Составление синквейна.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Лес
Красивый, щедрый
Кормит, защищает, дарит
Лес — наше богатство!
Берегите!

Вывод: Лес- это природное сообщество. Его обитатели – растения, животные- живут совместно, тесно связаны между собой.

8. Рефлексия

Вы сегодня очень хорошо работали. Выполнили много разнообразных заданий. Теперь подведем итоги нашей с вами работы.

Приближается наш самый любимый праздник Новый год. Все украшают дома, наряжают елки. И мы с Вами нарядим елочку. Если вам понравился урок, все было понятно и легко – повесьте красный шарик. Если понравился урок, но не все было понятно и интересно – желтый шарик. Если на уроке испытывал трудности, не все было понятно – синий шарик.

9. Домашнее задание

Приготовить сообщение или выполнить практическую работу (по выбору детей) (Слайд№15)

— Красная книга нашего края.

Просмотр содержимого документа
«лес»

  • сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
  • познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
  • развивать познавательный интерес и активность у учащихся, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
  • формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему миру.
  • природное сообщество;
  • лес;
  • растения леса;
  • животные леса;
  • ярусы;
  • экологическая проблема;
  • цепи питания.
Читайте также:  Рамные_леса_лрсп_40_размер

Ход урока 1.Постановка учебной задачи. Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны, будете, дети,
Чудные тайны откроете эти. 2. Актуализация знаний Беседа Ребята, давайте вспомним, о чем говорили на предыдущем уроке? А поможет вам загадка: «Никого не родила, а все матушкой зовут». — Что это? (Почва) — Какие стихи о земле вы подготовили ? (Конкурс стихов о земле) — Кого из чтецов вам хочется отметить? Почему? — У вас было домашнее задание – подобрать пословицы о земле. Какие пословицы вы подобрали. Без хозяина земля – круглая сирота. Земля – кормилица. Земля, что мать: что посеешь, то и родит. Чья земля, того и клад. Земля заботу любит. Не от росы урожай, а от поту. Какова земля, таков и хлеб. Практическая работа: разноуровневые задания для парной работы по выбору учащихся (Задания высвечиваются на экране) Слайд №2 Дети выбирают уровень задания и форму выполнения. 1уровень. Карточка №1 Заполни схему “Состав почвы” , 2уровень. Карточка №2 “Найди ошибки в тексте”. Карточка №1 Заполните схему “Состав почвы”

Просмотр содержимого презентации
«Лес — природное сообщество»

Жизнь леса. Лес- природное сообщество Учитель начальных классов МБОУ «СОШ№3» г. Касимова Вереина Татьяна НиколаевнаЖизнь леса. Лес- природное сообщество Учитель начальных классов МБОУ «СОШ№3» г. Касимова Вереина Татьяна Николаевна Карточка №2 Найди 6 ошибок в тексте: Почвой называют верхний слой земли. В природе существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают подзолистые почвы. Почвы не нуждаются в охране. Карточка №1Карточка №2Найди 6 ошибок в тексте: Почвой называют верхний слой земли. В природе существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают подзолистые почвы. Почвы не нуждаются в охране. Карточка №1“ Состав почвы” Почвой называют верхний, плодородный слой земли. В природе существует большое число типов почв. Самыми плодородными являются черноземные почвы. За плодородие почвы отвечает перегной. На территории нашего края преобладают серые лесные почвы. Почвы нуждаются в охране.Состав почвы” Почвой называют верхний, плодородный слой земли. В природе существует большое число типов почв. Самыми плодородными являются черноземные почвы. За плодородие почвы отвечает перегной. На территории нашего края преобладают серые лесные почвы. Почвы нуждаются в охране. 1.Характерными почвами нашего края являются: 2. Чернозёмные почвы преобладают…1.Характерными почвами нашего края являются:2. Чернозёмные почвы преобладают…3. Плодородие почвы зависит от количества… 4.Из перегноя под действием микроорганизмов образуются…3. Плодородие почвы зависит от количества…4.Из перегноя под действием микроорганизмов образуются…5. Из остатков умерших растений и животных под действием микроорганизмов образуется: 6. В состав почвы входят:5. Из остатков умерших растений и животных под действием микроорганизмов образуется:6. В состав почвы входят:7. Для защиты почвы на полях необходимо… а) перепахать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных; б)сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты; г) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения. 8. Один сантиметр почвы в природе образуется за… а) 100-150 лет; б) 5-10 лет; в) 250-300 лет; г) 1-2 года.7. Для защиты почвы на полях необходимо… а) перепахать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных; б)сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты; г) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения. 8.Один сантиметр почвы в природе образуется за… а) 100-150 лет; б) 5-10 лет; в) 250-300 лет; г) 1-2 года. Тема урока: « Лес – природное сообщество»Тема урока: « Лес – природное сообщество» Беда! Беда! Березка плачет! Можно ли ей помочь?Беда! Беда!Березка плачет!Можно ли ей помочь?Приготовить сообщение или выполнить практическую работу (по выбору )Приготовить сообщение или выполнить практическую работу (по выбору )

  • Насекомые просят защиты.
  • Растения просят о помощи.
  • “ Зеленая аптека” леса.
  • Птицы, прилетайте!
  • Красная книга нашего края.

Источник

Оцените статью