Природное_сообщество_лес_конспект_3_класс

Лес — природное сообщество.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока окружающий мир 3 класс, программа «Перспективная начальная школа», презентация к уроку.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconkonspekt_uroka1.doc 522.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Лес – природное сообщество. Жизнь леса»

Цели : — сформировать представления учащихся о лесе, как природном

сообществе; ознакомить с многообразием лесных обитателей,

ярусами леса, ролью грибов; дать понятия «природное сообщество»,

«ярусность леса», показать взаимосвязь между всеми компонентами

природного сообщества леса;

— развивать познавательную активность детей, умение использовать в

работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои

— воспитывать бережное отношение к природе.

— Ребята, отгадай те загадку.

Грибами, ягодами одаривает,

— Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

«Один художник решил нарисовать лес.

— Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

— Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

— А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

— Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, — не унимался старичок-лесовичок.

Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнет.

Согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье.

— Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. а может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

— Лес целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших глаз.

— Лес называют природным сообществом.

III. Сообщение темы и цели.

— Как вы это понимаете? Что такое сообщество?

(Дети отвечают, ищут определение в словаре Ожегова.)

— На какое слово оно похоже?

— Как образовано слово «сообщество» ?

— Сегодня на уроке мы постараемся более полно ответить на вопрос:

«Что же такое природное сообщество».

(Слайд № 2 «Лес – природное сообщество»)

IV. Знакомство с новым материалом

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудесные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.

В нём – деревья, ягоды и травы.

Лес они сообществом зовут.

— Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, — тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем.

Читайте также:  Грибные_места_юга_ленобласти

Запишите в тетради подзаголовок: «Ярусы леса».

— Как вы сами думаете, что же это такое?

— Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь.

— В лесу много деревьев, вы их все знаете.

-Какой ярус следует за деревьями и находиться ниже?

— Кустарники. (Дети делают запись в тетради под цифрой 2)

— Что находиться ниже кустарников?

(Слайд № 6 Дети делают запись в тетради под цифрой 3)

— Сюда же относятся маленькие кустарники – черника, брусника.

(Слайд № 6 Иллюстрации черники, брусники.)

— На какие группы можно разделить всех животных?

— На какие группы можно разделить всех животных по питанию?

-Хищники, травоядные, всеядные.

— А сейчас мы с вами немного передохнем и попробуем разгадать кроссворд.

(Каждый ребенок получает листок с заготовками кроссвордов)

— Какие изученные словарные слова встретились вам?

— Береза, скворец, подорожник.

— Молодцы. С этим задание вы справились очень хорошо. К нашему кроссворду мы еще вернёмся, а сейчас продолжим нашу работу.

Я в красной шапочке расту

— Подосиновик – это не кустарник и не трава. Он относится к царству грибов, но живет в ярусе трав.

— Почему так назвали этот гриб?

— Чаще всего он растет рядом с осинами.

— Какие еще грибы вы знаете?

-На какие группы можно разделить все грибы?

— На съедобные и несъедобные.

(Слайд №10 Иллюстрации грибов)

— Оказывается, грибы в лесу – это не только лакомство, но и очень важный компонент лесного сообщества. Но грибы таят в себе и опасность.

— А какую? Мы узнаем послушав сообщение которое для нас подготовил Тормаков Антон .

Характерной особенностью многих видов грибов является то, что они годами растут на одних и тех же местах, за исключением случаев, когда при сборе была разрушена грибница. Поэтому очень важно, найдя гриб, не вырывать его из почвы! Начинающим грибникам можно посоветовать срезать ту часть гриба, которая находится у основания, т.к. если срезать часть гриба, что находится над землей.

При сборе грибов также необходимо учитывать возраст гриба, старые и червивые грибы собирать не стоит, так же как и крошечные «пуговки». У только пробившихся грибов еще не проявились характерные признаки вида, так, что их трудно бывает опознать и отличить от ядовитых и опасных двойников. Не надо взрыхлять почву, разрывать или обдирать мох, чтобы обнаружить в нем все крошечные грибочки до последнего.

Грибы предпочитающие место обитания на деревьях, ножки, как правило, жесткие и невкусные, поэтому принято срезать только их шляпки. Такой способ сбора грибов способствует формированию нового обильного урожая на том же месте.

Чистить грибы от грязи изъеденных краев или червей нужно прямо на месте, причем очень тщательно. Кроме этого необходимо также сразу снимать кожицу у шляпки гриба, если она очень скользкая, слизистая (как, например, у масленка).

-Все рекомендации, которые вы сейчас услышали, постарайтесь запомнить

— Итак, все ли ярусы мы рассмотрели?

— Самый нижний ярус – мхи и лишайники

(Слайд №11 иллюстрации мхов, лишайников)

Читайте также:  Где_можно_заказать_лесу

— Запишите в тетрадь под цифрой 4:мхи, лишайники . Где они растут?

-На земле, на корнях деревьев.

(Звучит запись спокойной музыки со звуками журчащей воды)

— Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте, что по лесу течет ручеёк, этот ручеёк – вы. Вода течёт, перекатывается с камешка на камешек …( 2-3 минуты)

…-Откройте глаза. Что вы почувствовали, когда представляли себя ручейком?

— А сейчас, чтобы чувствовать себя ещё лучше, давайте сделаем зарядку для глаз.

-Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент?

— А в почве подземные коммуникации – корни деревьев и трав, которые тоже образуют ярусы.

— Итак, сколько ярусов выделяют в лесу?

— Деревья, кустарники, травы, мхи.

— Мы подробно поговорили о растительном мире леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе как о природном сообществе?

— Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества.

1 — Растения являются средой обитания, жилищем для животных.

животные питаются растениями.

2 — Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв.

3 — С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.

— Давайте в учебнике на стр. 47- 48 прочитаем о представителях каждого класса царства животных и насекомых.

— Почему лес называют природным сообществом?

Ответ: Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.

— Должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять её?

Ответ: Нет, не должен. В лесу всё идет по законам природы.

-Посмотрите к чему может привести плохое отношение человека к природе.

(Слайд №15 «Деятельность человека»)

— Есть ли в лесу полезные и вредные животные?

Ответ: В природе не существует полезных или вредных животных.

(Слайд №16 «Взаимосвязь лесного сообщества»)

— Какой вывод из всего сказанного вы можете сделать?

Ответ: Лес с его обитателями украшает землю. Он воспитывает у человека чувство прекрасного. Надо любить всё: зверей, птиц, растения – в этом красота жизни !

— А сейчас давайте вернемся к нашему кроссворду. Какое ключевое слово у нас получилось?

-В завершение нашего урока послушайте стихотворение М. Пляцковского

«Это называется природа», а расскажет его Федорова Вика.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речушки медленную речь…

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить..

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

-Ребята, какой вывод можно сделать, познакомившись со стихотворением

-Надо любить природу! Беречь её! Охранять и приумножать её богатства.

(Слайд №18 «Посади свое дерево»)

— Чему вы научились на уроке?

-Лучше понимать жизнь леса как природного сообщества .

-Почему лес называют природным сообществом?

— Лес называют природным сообществом потому, что все его обитатели тесно связаны между собой.

— Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

Читайте также:  Горькушка_гриб_рецепт_приготовления

— Дома прочитайте материал на с. 43 -49, составьте пищевые цепочки леса:

1 ряд — одним из составляющих ваше цепи питания будет – СОВА

2 ряд — одним из составляющих ваше цепи питания будет – ЗАЯЦ

3 ряд — одним из составляющих ваше цепи питания будет – ЛИСИЦА

Желающие могут придумать и нарисовать свои правила поведения на природе.

— Урок окончен, всем большое спасибо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Окружающий мир. «Жизнь леса. Лес — природное сообщество»

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие «природное сообществ.

Учебно-практическая работа «Природное сообщество-аквариум»

Учебно-практические работы в системе УМК «Перспективная начальная школа» — замечательная находка создателей нашнй программы. Дети учатся осознавать, что знания без практики — ничто.

Презентация по теме «Луг -природное сообщество»

Данную презентацию можно использовать на уроке ознакомления с новыми знаниями. Создана к уроку «Природное сообщество-луг» по УМК «Перспективная начальная школа» в 3 классе.

конспект урока «Окружающего мира» в 4 классе по теме»Лес — природное сообщество. Жизнь леса»

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы.

презентация к конспекту «Лес природное сообщество»

презентация к конспекту «Лес природное сообщество».

Природное сообщество «Поле»

Урок окружающего мира призван на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком. На уроке формирует.

«Лес – волшебный дворец. Единство живой и неживой природы. Природные сообщества леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество».

План-конспект урока с презентацией.

Источник

Урок окружающего мира «Природное сообщество лес»

Цель : создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с природным сообществом лес.

Задачи : содействовать усвоению информации о природном сообществе лес; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса; развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания, формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения, высказывать суждения; воспитывать экологическую культуру; воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты : способствовать формированию личностных УУД — формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России.

Метапредметные задачи : способствовать формированию УУД:

А) регулятивных — находить несколько вариантов решения учебной задачи; принятие и сохранение учебной задачи; выполнение учебных действий в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

Б) познавательных — устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать; находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

В) коммуникативных — воспринимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания; договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование: учебник для 3 класса «Окружающий мир» (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.), презентация к уроку; карточки с пунктами плана, аудиозапись «Звуки леса», словарь С.И.Ожегова , т екст о животном мире леса.

Источник

Оцените статью