Природное_сообщество_березовый_лес

Природное сообщество березовый лес

Лес – это
целый мир

Тема. «Лес – природное сообщество».

Цели. Познакомить учащихся с понятиями «природное сообщество», «ярусность леса»; показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса; формировать бережное отношение к природе.

Оборудование. Магнитный плакат с набором карточек; фонограмма голосов птиц; таблица с зашифрованными названиями кустарников; листочки с двумя кроссвордами для каждого ребенка.

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Ребята, отгадайте загадку.

Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.

У. Мы уже изучали лес как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально, как бы рассматривая его под микроскопом. Так что же такое лес?

– Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

«Один художник решил нарисовать лес.
– Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет.
– Нарисуй жабу и ящерицу!
Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес.»

У. Итак, что же такое лес?

Д. Лес – целый мир.
– В нем обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.
– Лес называют природным сообществом.

У. Как вы это понимаете? Что такое сообщество?

Дети отвечают, ищут определение в словаре Ожегова.

– На какое слово оно похоже?

Д. На слово общество.

У. Как образовано слово сообщество?

Д. С помощью приставки со-.

У. Давайте запишем тему урока в тетради так же, как на доске.

Учитель открывает запись:

III. Знакомство с новым материалом

У. Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, – тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем. Запишите в тетради подзаголовок: «Ярусы леса».

Читайте также:  Медицинский_центр_еременко_малиновского

– Как вы сами думаете, что же это такое?

У. Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь.

На доске заготовка: «Ярусы леса». Карточки с названиями ярусов прикрепляются постепенно у каждой ступеньки по ходу урока; над каждой ступенькой крепятся магнитные карточки с изображениями представителей яруса:

– В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд 1, в первой части которого отгадками являются названия деревьев. Я загадываю загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У нас должно получиться ключевое слово.

Каждый ребенок получает листок с заготовками двух кроссвордов. (1 – растения леса, 2 – животные леса; ключевые фразы не вписаны, но нужные клетки выделены.)
Первая часть кроссворда 1 разгадывается при изучении яруса деревьев (загадки 1–8), вторая – при изучении яруса трав (загадки 9–12); кроссворд 2 – домашнее задание.

Загадки к кроссворду 1 (первая часть)

1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой. (Береза)

2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа)

3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

4. Летом с него снег –
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

7. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки. (Лиственница)

8. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (Рябина)

В процессе разгадывания на магнитный плакат крепятся карточки с изображениями соответствующих деревьев.

– Какое получили ключевое слово?

У. Какие изученные словарные слова встретились вам?

Д. Береза, осина, рябина, растения.

У. Есть и вторая часть кроссворда 1, но мы к ней вернемся позже.

– Какой ярус следует за деревьями и находится ниже?

Дети делают запись в тетради под цифрой 2.

Учитель прикрепляет на доску магнитную карточку.

У. Названия представителей этого яруса зашифрованы на доске в таблице. Используя ключи, запишите их в тетрадь через запятую.

Дети работают самостоятельно.

Источник

Берёзовые леса

Березняк

Берёзовые леса (березняки), насаждения с доминированием в составе древостоев видов рода берёза . Распространены главным образом в умеренном поясе Северного полушария. В России они наиболее широко представлены в лесной и лесостепной зонах, а также в горно-лесных районах. На долю берёзовых лесов в лесном фонде России приходится 17,2 % (2018), что составляет 77,8 % общей площади насаждений мягколиственных древесных пород . В различных лесорастительных условиях берёзовые леса образуют насаждения разного состава и продуктивности. Коренные березняки обычно занимают небольшие площади, преимущественно в пониженных влажных местах. Берёзовые леса с древостоями семенного происхождения формируются обычно на бывших сельскохозяйственных угодьях, гарях и в местах ветровалов . После рубок формируются берёзовые леса порослевого происхождения, менее устойчивые и продуктивные, чем семенные. Прослеживается тенденция увеличения площади берёзовых лесов в результате смены коренных хвойных насаждений производными березняками после проведения сплошнолесосечных рубок и лесных пожаров . Формирование производных насаждений обусловлено способностью берёз к вегетативному размножению, их обильным ежегодным семеношением, эффективным разносом семян ветром, а также высокой конкурентоспособностью представителей рода. В таёжной зоне под пологом берёзовых древостоев обычно формируется подрост хвойных пород, который впоследствии образует второй, а затем и верхний ярус древостоя, вытесняя теряющие конкурентную способность старые деревья берёзы. В результате формируются смешанные берёзово-еловые, затем елово-берёзовые и даже еловые насаждения. Реже наблюдается увеличение в составе древостоев берёзовых лесов примеси сосны и лиственницы. Берёзовым лесам свойственно большое разнообразие типов: 50–80 % их представлено черничными, брусничными и разнотравными березняками. На избыточно влажных почвах формируются березняки долгомошные и сфагновые. В лесостепи, где березняки растут небольшими участками – колками , основные типы леса – вейниковый, осоковый, широкотравный. Большие площади березняки занимают в Западной Сибири. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России, особенно на Камчатке, значительные площади занимают насаждения берёзы Эрмана . На Дальнем Востоке РФ произрастают также берёзы даурская , ребристая , Шмидта . В южной части тундры и предтундровых редколесьях, в пониженных местах северной подзоны тайги Сибири и Дальнего Востока обычны ерники – растительные сообщества низкорослых берёз ( карликовой , тощей, Миддендорфа ). Продуктивность спелых березняков на плодородных влажных дренированных почвах может достигать 350 м 3 /га и более; на заболоченных и низкотрофных почвах этот показатель значительно ниже. Берёзовые леса обладают почвоулучшающей способностью; они меньше, чем хвойные леса, страдают от пожаров. Ветроустойчивы. Служат источником древесины и недревесной продукции леса, имеют большое рекреационное значение. Искусственно созданные берёзовые насаждения играют важную роль в защитном лесоразведении и озеленении . Залесов Сергей Вениаминович , Рысин Лев Павлович

Читайте также:  Чайный_гриб_помогает_при_сахарном_диабете

Опубликовано 3 апреля 2023 г. в 07:49 (GMT+3). Последнее обновление 3 апреля 2023 г. в 07:49 (GMT+3). Обратная связь

Источник

Природные сообщества. Деревья леса. Берёза.

 Деревья в лесу. Берёза.

2 слайд Зелена, а не луг, бела, а не снег,
кудрява, а не голова
Берёза считается одним из самых распространенных деревьев на территории России.
Она хорошо переносит морозы, поэтому берёзовые рощи можно встретить в тундрах Европы, Северной Америке и даже в Сибири.

Тонка берёза, да разуму учитВ природе насчитывается около сотни представител.

3 слайд Тонка берёза, да разуму учит
В природе насчитывается около сотни представителей.
Можно встретить не только высокие и стройные берёзки с белой корой, но и кустарники, низкорослые декоративные виды.
Высота берёз может достигать до 35-40 метров, а толщина ствола до полутора метров в обхвате.
Кроме того, берёза имеет мощную корневую систему.

Когда лопаются сережки у берёзы – время сеять хлеб. Берёза легко узнаётся по.

4 слайд Когда лопаются сережки у берёзы – время сеять хлеб.

Берёза легко узнаётся по ее коре. Она имеет белый окрас, а верхний слой — береста, отслаивается от ствола тонкими лентами, похожими на пергаментную бумагу.

Цветут берёзы серёжками, длина которых достигает 4 сантиметра.

Бела береста — да дёготь чёрен Берёза имеет ряд практических применений. Уж.

5 слайд Бела береста — да дёготь чёрен

Берёза имеет ряд практических применений.
Уже несколько веков используется:
берёзовый деготь,
Береста,
почки и листья,
берёзовый сок.

Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету. Берёзовый сок – уникал.

6 слайд Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.

Берёзовый сок – уникальное явление. Сбор его осуществляется до момента появления почек на берёзе.

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит Берёзовая древесина – ценная порода.

7 слайд Берёза не угроза: где стоит, там и шумит
Берёзовая древесина – ценная порода.
Она имеет плотную текстуру, благодаря чему весьма прочна и износоустойчива.
Из берёзы делают красивую и прочную мебель, а дрова из берёзы применяют для отопления жилья.

Источник

Берёзовые леса

Берёзовые леса

БЕРЁЗОВЫЕ ЛЕСА (березняки), насаждения, в которых берёза является основной или господствующей лесообразующей породой. Березовые леса распространены главным образом в умеренном поясе Северного полушария. В России они наиболее широко представлены в лесной и лесостепной зонах, а также в горнолесных районах; на их долю приходится 13,8% лесопокрытой площади (в Европейско-Уральской части — 24,3%, в Азиатской части — 11,7%). В различных экологических условиях березовые леса образуют насаждения разного состава и продуктивности. Большая часть современных березняков — производные; коренные березовые леса обычно занимают небольшие площади, преимущественно в пониженных влажных местах. Березняки семенного происхождения, как правило, возникают на месте пожарищ, ветровалов, на заброшенных сельскохозяйственных угодьях и др. После рубок формируются березовые леса порослевого происхождения, менее устойчивые и продуктивные, чем семенные. При благоприятных условиях в березовых лесах появляется подрост хвойных пород, который впоследствии образует полог, а затем и верхний ярус древостоя, вытесняя менее конкурентоспособную берёзу; в результате формируются смешанные берёзово-еловые, реже берёзово-сосновые или берёзово-лиственничные насаждения.

Читайте также:  Клубника_мелкие_ягоды_болезнь

Реклама

В естественных условиях этот процесс длится не менее 100 лет.

Березовым лесам свойственно большое разнообразие типов, 50-80% их представлено черничными, брусничными и разнотравными березняками, на болотах — долгомошными и сфагновыми. В лесостепи, где они часто растут небольшими участками (колками), основные типы березовых лесов — вейниковые, осоковые, широкотравные. Большие площади березняки занимают в Западной Сибири; каменноберёзовые леса распространены главным образом на Камчатке. В южной части тундры и предтундровых редколесьях, в пониженных местах таёжной подзоны Сибири и Дальнего Востока обычны заросли карликовых и кустарниковых берёз (ерники). Продуктивность спелых березняков на богатых влажных дренированных почвах может достигать 350 м 3 /га и более; на заболоченных и бедных почвах этот показатель значительно ниже.

Березовые леса обладают почвоулучшающей способностью; меньше, чем хвойные леса, страдают от пожаров, мало повреждаются ветром, достаточно устойчивы даже на урбанизированных территориях. Они служат источником сырья для различных отраслей промышленности (деревообрабатывающей, химической, топливной, пищевой), имеют большое рекреационное значение. Искусственно созданные берёзовые насаждения играют важную роль в защитном лесоразведении и озеленении.

Лит.: Растительный покров СССР. М.; Л., 1956. Т. 1; Ниценко А. А. Типология мелколиственных лесов Европейской части СССР. Л., 1972; Растительность Европейской части СССР. Л., 1980.

Источник

Оцените статью