Природно_хозяйственный_комплекс_зона_смешанных_широколиственных_лесов

Конспект по географии 8 класс РАВНИННЫЕ ЛАНДШАФТЫ, ИХ РАЗНООБРАЗИЕ. ЗОНА СМЕШАННЫХ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫХ ЛЕСОВ.

Цель: формировать у учащихся знания о географическое положение природных зон равнинной части Украины; сделать акцент на особенностях зоны смешанных и широколиственных лесов, а также объяснить взаимосвязи между компонентами природы в природных зонах смешанных и широколиственных лесов; научить учащихся выявлять характерные признаки природных компонентов, подвергшихся воздействию хозяйственной деятельности человека; формировать навыки по составлению схемы связей между различными компонентами природно-территориальных комплексов; выявлять природно-заповедные объекты, созданные в природной зоне; совершенствовать навыки работы с различными тематическими картами.

Оборудование: физическая карта Украины, карта физико-географического районирования Украины; схемы, картосхемы, наглядный материал: фотографии и иллюстрации природы зоны смешанных и широколиственных лесов.

Географическая номенклатура: Украинское Полесье, Волынское Полесье, Житомирское Полесье, Киевское Полесье, Черниговское Полесье, Новгород-Северское Полесье, Малое Полесье.

Тип урока: комбинированный.

Ожидаемые результаты: учащиеся научатся:

— показывать на карте природные зоны равнинной части Украины;

— характеризовать географическое положение природной зоны;

— распознавать географическое положение, границы зон, подзон;

— выявлять характерные признаки природных компонентов, подвергшихся существенному влиянию хозяйственной деятельности человека;

— составлять схему связей между различными по происхождению компонентами природно-территориальных комплексов;

— выявлять природно-заповедные объекты, созданные в зоне;

— работать с различными тематическими картами.

Поздравление. Настройка учащихся на успех.

ИИ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Методический прием » географическая разминка»

Дайте определение научным понятиям:» ландшафт«,»природный территориальный комплекс». Поясность, означающая физико-географическое (естественное) районирование. Выясните, почему зоны делятся на подзоны, провинции, области и районы. Назовите и покажите на карте единицы физико-географического районирования.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

В пределах каких географических поясов расположена территория Украины? Какие последствия давнего оледенения характерны для территории Украины? Объясните, по каким признакам можно дать комплексную характеристику определенной территории. Составьте план характеристики естественной зоны.

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приходилось ли вам быть в пустыне, в степи, в лесу? Где вы чувствуете себя лучше?

Читайте также:  Рецепт_котлет_грибной_со_сливками

Прослушайте стихотворение » лес » Лины Костенко.

Этот лес жив. У него добрые глаза.

Шумят ветры у него в голове.

Старые пни, лохматые поторочі,

Летопись тишины пишут в траве.

Дубовий Нестор смотрит сквозь пальцы

На белые вальсы радостных берез.

И сонный гриб в изумрудной фуфайке

Дождя напился и за день подрос.

Сегодня мы начнем объединять, обобщать и конкретизировать наиболее отличные между собой территории Украины. И начнем с севера-с зоны смешанных и широколиственных лесов.

Ученики вместе с учителем формулируют тему урока и отмечают, что характеристика природной зоны смешанных и широколиственных лесов предусматривает рассмотрение таких вопросов:

1. Географическое положение.

2. Природные условия, особенности рельефа, климата, гидрографической сети, почвенный покров, растительный и животный мир, доминантные типы ландшафтов.

4. Природоохранные территории в пределах природной зоны.

Указанный план характеристики является типичным для всех природных зон.

V. изучение НОВОГО материала

В начале урока ученикам демонстрируют короткую медиа презентацию по теме.

Методический прием » географическая лаборатория»

Учащиеся, пользуясь различными источниками информации, проводят географическое исследование и заполняют таблицу.

План характеристики природной зоны

Зона смешанных и широколиственных лесов

Природная зона смешанных лесов занимает равнинную часть севера Украины — это Полесье. Площадь 113 тыс км2 (20% территории Украины). Южная граница: Рава-Русская, Житомир, Киев, Нежин, Глухов

Полесская низменность с распространением ледниковых и водно-ледниковых форм рельефа

Весна прохладная, во время таяния снегов случаются продолжительные наводнения. Лето теплое, влажное. Дождливая осень. Зима снежная, с оттепелями. Весной, во время таяния снегов бывают длительные наводнения. Коэффициент увлажнения более 1

Преобладают дерново-подзолистые и болотные

Много озер, болот, густая речная сеть

В лесах четко выделяется ярусность. Верхний ярус образуют деревья, средний — кусты, Нижний — травянистые растения, грибы. В северной части преобладает сосна и дуб. Южнее учащаются в лесах береза, липа, осина, клен. Среди подлеска случается ежевика, шиповник, барбарис, орешник, малина. На заболоченных местах распространены брусника и черника. Первоцветы-подснежники, хохлатки. В мае — ландыш, фиалки, сон-трава. Другие травянистые растения растут на полянах и опушках. Среди них: зверобой, валериана, ромашка. В смешанных лесах много грибов

Читайте также:  Влияние_экологических_факторов_лес

В зоне смешанных лесов водятся травоядные звери: зубр, лось, олень благородный, сарна (косуля), заяц, мыши. Хищные-волк, лиса, рысь, хорек черный, куница лесная. Всеядные: дикая свинья, Барсук, выверка (белка), еж. Возле лесных водоемов селятся бобры, ондатры. Большинство птиц прилетает весной: соловьи, кукушки, скворцы, мухоловки, аист белый, журавль серый, лебеди. Постоянными обитателями Зоны смешанных лесов являются глухарь, тетерук, сова серая, дятел большой. 3 рептилий живут гадюки, ужи и ящерицы

Созданы Полесский, Ровенский заповедники

Заболачивание, переувлажнение, эрозия, карстово-провальные процессы, интенсивный выпас скота, последствия аварии на ЧАЭС, добыча янтаря

Ученики работают малыми группами над составлением характеристики природных областей зоны смешанных лесов: Волынского, Житомирского, Киевского, Черниговского, Новгород-Северского, Малого Полесья. После работы в группе учащиеся обнародуют полученные результаты работы в виде сжатой ученической презентации. Для наглядности можно использовать разнообразные иллюстрации.

После выполнения работы учитель проверяет правильность заполнения таблицы и делает выводы.

Методический прием » самостоятельная работа «(учащиеся работают в парах)

Задача. Составьте схему связей между различными по происхождению компонентами изученного естественно территориального комплекса.

Методический прием «Картографический практикум»

Задача. Найдите на карте физико-географического районирования Украины географические области и заповедники и нанесите их на контурные карты.

Методический прием «Географический кинозал»

Ученикам можно предложить часть фильма о Полесский заповедник с его последующим обсуждением: www.youtube.com/watch?v=cWeovHWthbc

Методический прием » Путешествие в интернет»

Ученикам предлагают самостоятельно найти в сети Интернет информацию о деятельности природных заповедников, заказников и национальных парков.

Полесский заповедник (год создания — 1968). Охватывает более 20 тыс. га на севере житомирского Полесья. Доминантными в заповеднике есть болотные природные комплексы с реликтовыми ивой, осокой, водяным орехом, ситником, клюквой. В Красную книгу Украины занесены: аист черный, журавль серый, сова бородатая, глухарь. В европейскую Красную книгу занесены выдра, рысь, орешниковый орех.

Читайте также:  Духовке_картошка_грибами_сыром

Ровенский природный заповедник (год создания — 1999). Охватывает более 47 тыс. га на севере Волынского Полесья. Охраняют болотные, долинные и озерные ландшафты. В Красную книгу Украины занесены: норка европейская, барсук, выдра речная, зубр, рысь, балабан, орлан-белохвост, коршун, глухарь, серый журавль, филин.

Шацкий парк (год создания — 1983). Его площадь более 30 тыс. га. Это Озерный природный парк, в котором есть 22 озера. Крупнейшие из них-Свитязское, Пулемецкое, Песочное карстового происхождения.

Растительный покров отличается редкими группировками лесов из сосны с можжевельником, елью, занесенные в Зеленую книгу Украины.

Деснянско-Старогутский парк (год создания — 1999). Площадь 16 тыс. га. Расположен на севере Сумской области в долине реки Десны. Распространены луговые, болотные и лесные группировки. Имеются все типы болот зоны смешанных лесов. В Красную книгу Украины занесены плауны растут в дубово-сосновых лесах. Случается эндемический сон широколистный. В Красную книгу Украины занесены аист черный, журавль серый, барсук, выдра речная, рысь, зубр.

В частности на территории Волынского Полесья созданы заказники: Почаевский, озеро Нечимне; Житомирского Полесья — Поясківський, Городоцкий, Дедово озеро; Киевского Полесья — Ильинецкий; Черниговского Полесья — Каморетський, Сосинский, Болото Мох; Новгород-Северского Полесья — Большой Бор и тому подобное.

На Полесье есть также заповедные урочища-Гулино, памятники природы-святое озеро, Болото Гальский Мох, Заповедное лесопромышленное хозяйство-Днепровско-Тетеревское.

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Назовите собственное имя зоны смешанных и широколиственных лесов.

Расскажите, какие современные природно-антропогенные ландшафты распространены на Полесье.

Выясните, какие растения и животные означенной зоны занесены в Красную книгу.

В бассейнах каких крупных рек расположена зона смешанных и широколиственных лесов? Покажите их на карте. Объясните, почему эта природная зона является наименее освоенной для земледелия.

Приведите примеры негативного влияния человека на природу Полесья и его последствия.

На основании изученного материала сделайте выводы. Предложение начните со слов: «я впервые услышал, что. ». Я узнал, что. », «Я хотел бы. »

Источник

Оцените статью