Природная зона лесов природные ресурсы
Автор: Масленникова Оксана Михайловна
Организация: КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»
Населенный пункт: Омская область, г. Калачинск
Цель:познакомить учащегося с природными богатствами лесной зоны и ее растительным миром.
—формировать знания о растительном мире лесной зоны;
дать представления о хвойном, смешанном и лиственном лесах;
знакомить с особенностями внешнего вида растений и их приспособленностью к условиям среды;
—развивать и корригироватьпознавательную деятельность учащегося через использование различных форм работы;речь- умение связанно и развёрнуто излагать свои мысли, расширять словарный запас;
— воспитывать бережное отношение к природе, окружающему миру.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Учебник: География России7 класс для специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VΙΙΙ вида (Т.М.Лифанова), карта природных зон; мультимедийнаяпрезентациик уроку, гербарий растений, коллекция шишек хвойных деревьев,индивидуальная карточка для самостоятельной работы на уроке, ноутбук.
2. Актуализация знаний.Проверка домашнего задания.
3. Постановка темы и цели урока.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление изученного материала.
1. Организационный момент.
— Мы начинаем урок географии. Проверим, всё ли готово к уроку.
Проверка готовности: Для работы на уроке нам понадобится: учебник география России, рабочая тетрадь, простой карандаш, ручка с синим стержнем и ручка с зелёным стержнем, дневник.
А ещё нам понадобится хорошее настроение и желание трудиться!
— Какое у тебя сейчас настроение? (хорошее)
— Всё готово. Можно начинать урок.
— Улыбнемся друг другу и пусть наше хорошее настроение поможет нам работать в течение всего урока. Желаю удачи.
2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
Чтобы перейти к изучению новой темы, вспомним ранее изученный материал. Для этого ты ответишь на вопросы и поработаешь с картой. Свою работу ты оценишь по трех бальной системе:
Если на вопросы отвечал полными правильными ответами без ошибок,
правильно работал с картой, то ставишь 3 балла.
Если ответы давал полные, с направляющей помощью,допускал 1-2 ошибки,
были неточности при работе с картой, то ставишь 2 балла.
Если все ответы ты давал с помощью учителя, затруднялся при работе с картой,
то ставим 1 балл. Будь внимателен и постарайся заработать высокий балл.
Я буду оценивать тебя: «5»-работал активно, отвечал без ошибочно, «4»-допускал незначительные ошибки, «3»-часто ошибался, отвечал с помощью учителя.
— С какой природной зоной России мы познакомились на прошлом уроке? (лесной зоной)
— Где находится лесная зона?
— Покажи лесную зону на карте и определи ее границы.
— Какой климат в лесной зоне?
— Вспомни, какие полезные ископаемые сосредоточены в недрах лесной зоны? Покажи на карте.
Итог: самооценка учащегося и оценка педагога.
3. Постановка темы и цели урока.
Что бы перейти к новой теме – поиграем в игру «Слова заблудились».
На доске даны слова, свяжи их по смыслу и грамматически (Природные мир зоны лесной.Растительный богатства.). Прочитай, что у тебя получилось.
«Природные богатства лесной зоны. Растительный мир.»
— Правильно. «Природные богатства лесной зоны. Растительный мир.» И так называется тема нашего урока (запишем число и тему урока в тетрадь)
— Как ты думаешь, какая цель урока?
— Каковы задачи нашего урока?
— Как мы можем получить эти знания?
— Для чего нужны нам эти знания?
4. Изучение нового материала.
При изучении новой темы, слушай внимательно, что бы ты мог правильно отвечать на вопросы. Так же свою работу ты оценишь по трех бальной системе (педагог обращает внимание на самооценку ученика по баллам и оценку педагога.
1. Что является природным богатством лесной зоны?
2. Какие условия необходимы для роста растений?
3. В какой природной зоне растительный мир более разнообразный в зоне тундры или в лесной зоне? Почему?
Б.Объяснительный рассказ учителя.
(Сейчас будь внимателен, чтобы правильно ответить на вопросы):
Лесная зона расположена южнее зоны тундры, поэтому она получает больше солнечного тепла, влаги, почва лучше прогревается, лето теплее и продолжительнее, поэтому здесь распространены леса. Но северная часть лесной зоны прогревается меньше, чем южная, здесь растут преимущественно хвойные деревья.
— А ты знаешь, какие деревьяназываютхвойными?
— Какие хвойные деревья тебе известны?
— Как называется лес, в котором растут хвойные деревья? (Хвойный лес)
Тайга занимает площадь больше 80% всей лесной зоны. Деревья тайги приспособились к суровому климату, могут переносить низкую температуру, листья этих растений видоизменены в иголки.
От севера к югу постепенно тайгу сменяют смешанные и лиственные леса. Резкой границы между тайгой и смешанными лесами нет. Темные еловые леса и сосновые боры постепенно сменяются березами, осинами, кленами, липой и другими породами. Затем постепенно хвойные породы исчезают и леса превращаются в чисто лиственные: дубовые, березовые и др. Эти деревья более теплолюбивы и требовательны к влаге.
Для формирования представления об этой зоне рассмотрим учебное пособие «Леса лесной зоны», иллюстративный материал (видеопрезентаця) и ответим на вопросы.
— Где расположена лесная зона?
— Какие деревья растут в лесной зоне?
— Какие леса занимают большую площадь лесной зоны?
— Как еще можно назвать хвойный лес? (тайга)
Словарная работа: «тайга»
— «Тайга» — словарное слово, запишем в тетрадь это слово и его значение.
«Тайга» — это хвойный лес.
Обратимся к карте природных зон:
— Каким цветом на карте природных зон обозначена тайга? (зеленым, как и вся лесная зона)
— Покажи на карте зону тайги. — Обрати внимание, что остров Сахалин так же находится в зоне тайги.
Лес — «дом» многих лесных жителей, и когда мы приходим в лес надо соблюдать правила поведения в лесу. Ты знаешь эти правила?
Правила: В лесу не шуметь, не пугать зверей и птиц. Не ломать ветки деревьев. Не
брать детенышей диких животных домой, не разжигать костры.
— Ты и твои друзья соблюдаете эти правила?
— Как ты думаешь, как человек использует природные богатства лесной зоны?(Дляпомощи ответа схема «Роль растений в жизни животных и человека»)
— Но природные богатства могут исчезнуть. Почему?
— Какой же вывод можно из этого сделать?
Вывод: Природные богатства имеют большое значение в жизни человека. По этому, к природным богатствам необходимо относиться бережно, соблюдать правила поведения в лесу (повторим), не оставлять мусор в лесу, беречь от пожаров, садить деревья, кустарники (на месте вырубки лесов), рационально использовать природные ресурсы.
Итог: самооценка учащегося и оценка педагога.
3.3акрепление:
Закрепим полученные знания. Так же свою работу ты оценишь по трех бальной системе.
— С какой темой мы сегодня познакомились на уроке?
— Как по-другому называют хвойный лес?(Тайга)
— Какие растения образуют тайгу?
— Как приспособились деревья тайги к суровому климату?
— Какую площадь лесной зоны занимает тайга?
— Покажите на карте распространения лесной зоны России?
— Какие леса расположены в зоне лесов?
Я тебе буду показывать обозначение на слайде, ты попробуешь узнать породу дерева и назовешь название леса, в котором растут такие деревья.
-Какое дерево изображено на слайде? Как называется лес, в котором больше хвойных деревьев?
-Какие деревья изображены? Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья вместе?
— Какое дерево изображено? Как называется лес, в котором преобладают лиственные деревья?
Придумай словосочетания, которые могут ассоциироваться со словом – лес.
(Хвойный лес, лиственный, смешанный, зимний, дремучий, непроходимый, густой, редкий и др.)
3.3. Практические задания:
А. Разложить гербарий на две группы – в первую: хвойные растения, а во вторую: лиственные растения.
— Назови хвойные растения, лиственные растения.
Б. На каких деревьях растут шишки? (Хвойных)
На столе 3 шишки. Деревья, на которых растут эти шишки, растут в нашей местности.
— Определи, с какого дерева каждая шишка. (Ель, сосна, лиственница).
Физкультминутка:
- Упражнение для глаз: по моей команде указываем направление на север, юг, запад, восток; закрыли глаза (расслабили)- открыли;
- Вращаем стопами обеих ног 8-10 р.;
- Движение плечами вверх, вниз, вперед, назад;
- Складываем руки в замок, чтобы сверху был большой палец левой руки, затем правой.
- Аплодируем, чтобы сверху была левая рука, затем правая.
3.4.Работа с учебником.
Теперь ты попробуешь самостоятельно заполнить таблицу «Растения лесной зоны».
Таблица состоит из двух разделов:первая графа- «Название леса»,
вторая графа «Растительный мир»
Помощником тебе будет учебник. Открой его на странице 78-79. На странице 79 прочитай предпоследний абзац и напротив каждого вида леса во вторую графу выпиши название деревьев, которые встречаются в этих лесах.
Заполнив таблицу, обучающейся делает самостоятельно вывод.
Итог: самооценка учащегося и оценка педагога.
4. Домашнее задание:
Страница 78-80. Прочитать полностью текств учебнике согласно теме. На странице 80 письменно ответить на вопрос номер 7.
Прочитай вопрос – Какие хвойные и лиственные деревья встречаются в вашей местности? Ты сможешь сам справиться или нужна помощь?
5. Итог урока.
-Чему мы учились? Назови с опорой на слова:
— Познакомились с новыми словами и понятиями …
— Для чего нам необходимы эти знания?
Подсчет балов, самооценка учащегося и оценка педагога.
Урок окончен. На следующем уроке мы продолжим изучать лесную зону и познакомимся с темой «Животные лесной зоны»
1.Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География России. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. С приложением. М: «Просвещение», 2013
2.Лифанова Т.М. Уроки географии в специальной (коррекционной) школе: пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова, Е.М Подвальная. — М.: Просвещение, 2013
Источник
Лесные природные ресурсы
Лесные ресурсы – это ценнейшее благо нашей планеты, которое, к сожалению, не оберегается от активной антропогенной деятельности. В лесу растут не только деревья, но и кустарники, травы, лекарственные растения, грибы, ягоды, лишайники и мха. В зависимости от части света леса бывают различных видов, что зависит, прежде всего, от лесообразующей породы:
В результате в каждом климатическом поясе формируется вой тип леса. В зависимости от смены листьев, то бывают листопадные и вечнозеленые, а также смешанные леса. В целом лесные массивы встречаются во всех частях планеты, кроме Арктики и Антарктики. Меньше всего лесов есть в Австралии. Довольно обширные площади укрыты лесами в Америке и районе Конго, в Юго-Восточной Азии и в Канаде, в России и Южной Америке.
Разнообразие лесных экосистем
В тропических лесах имеется наибольшее видовое разнообразие флоры и фауны. Здесь произрастают папоротники, пальмы, плауны, лианы, бамбуки, эпифиты и другие представители. В субтропических лесах встречаются сосны и магнолии, пальмы и дубы, криптомерии и лавры.
В смешанных лесах встречаются как хвойные породы, так и широколиственные деревья. Хвойные леса представлены сосновыми, лиственничными, еловыми и пихтовыми породами. Иногда большую территорию охватывают деревья одного вида, а порой смешивается два или три вида, например, сосново-еловые леса. В широколиственных произрастают дубы и клены, липы и осины, вязы и буки, березы и ясени.
В кронах деревьев проживают численные популяции птиц. Здесь находят свой дом различные виды, все зависит от климатического пояса, где находится лес. Среди деревьев проживают как хищники, так травоядные и грызуны, ползают змеи, ящерицы, водятся насекомые.
Сохранение лесных ресурсов
Проблемой современных лесных ресурсов является сохранение леса на планете. Не зря леса называют легкими планеты, так как деревья вырабатывают кислород, поглощая углекислый газ. Не за тысячи и сотни лет существования человечества возникла проблема исчезновения лесов, а лишь за последнее столетие. Вырублены миллионы гектаров деревьев, утраты существенные. В некоторых странах уничтожено от 25% до 60% лесных массивов, а кое-где и больше. Кроме вырубки, лесу угрожает загрязнение почвы, атмосферы и воды. Сегодня мы должны стараться сохранить лес, в ином случае даже его уменьшение станет глобальной экологической катастрофой для всей планеты.
Источник