Природа_леса_4_класс

Урок окружающего мира 4 класс по теме «Лес-природное сообщество»

Цели урока : сформировать представление обучающихся о лесе, как природном сообществе, познакомить с географическим положением зоны лесов , с ее частями ; познакомить с растительным и животным миром ; развивать познавательную активность , умение работать с картой , дополнительной литературой ; сформировать у обучающихся готовность к информационно – учебной деятельности.

· углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и их возможность совместного обитания;

· раскрыть связи, которые существуют между обитателями леса;

· выяснить с учащимися значение леса для природы и в жизни человека;

· продолжить формирование организационной деятельности в учебном сотрудничестве – умение договариваться;

· развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

· воспитывать бережное отношение к лесным богатствам.

УУД, формируемые на уроке:

— воспитывать у детей бережное отношение к природе;

— понимание красоты природы России и своего края;

— развивать познавательные процессы, творческий потенциал учащихся;

— оценивать своё поведение и поведение других людей в природе; — создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения;

— способствовать формированию собственного мнения и умения

аргументировать свою позицию;

— согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение;

— раскрывать значение понятия «природное сообщество»;

— приводить примеры растений и животных, характерных для данного природного сообщества;

— добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя

учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— определять и формулировать цель деятельности на уроке при помощи

— преобразовывать практическую задачу в познавательную (составление цепи питания).

Планируемые результаты :

обучающиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте ; характеризовать природные условия , животный и растительный мир леса как лесного сообщества ; приводить примеры экологических связей в лесном сообществе ; формулировать правила экологической этики в лесу.

Место урока в учебном плане: 10 урок в теме «По родным просторам»

Формы работы : групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование : презентация «Лес»; карта природных зон России ;

карточки с заданиями для работы в парах ;

аудиозапись «Звуки леса» , репродукции картин И.Шишкина, фишки в виде даров леса , ромашки для рефлексии.

I. Организационный момент

Приветствие, проверка рабочего места.

Пусть этот урок станет уроком новых достижений для каждого из вас. Желаю вам успеха и прекрасного настроения.

II . Самоопределение к деятельности

— В начале нашего урока проведём небольшую географическую разминку. Найдите в каждой группе лишнее слово.

Карликовая береза , осина, сосна, клён, дуб.

-Синица, дятел, , клёст, кедровка.

— Белка, северный олень, волк, лиса, бурундук.

Читайте также:  Рецепты_кекс_кефир_ягоды

— Малина , ягель , шиповник , калина .

-К какой природной зоне относятся оставшиеся слова ? (К зоне лесов.)

II. Актуализация знаний :

-Покажите на карте зону лесов . Где расположена зона лесов?

(- Зона лесов расположена южнее тундры и лесотундры (карта). На Восточно-Европейской и Западной равнине ,а также на Средне – Сибирском плоскогорье))

-Какими цветами обозначена эта зона ? — Почему на карте зона лесов обозначена разными цветами ? (Она разделена на 3 части ) — Верно, в этой природной зоне 3 части : самая большая часть – тайга , она окрашена темно – зеленым цветом ; еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет но светлее ; и еще часть – широколиственные леса , зеленый цвет еще светлее .

— Какое значение имеет расположение зоны лесов для роста и развития растений ?

(Чем южнее , тем климат мягче ,значит и для растений более благоприятные условия .)

-Леса находятся в умеренном тепловом поясе , значит здесь холодная зима и теплое лето . В лесной зоне выпадает довольно много осадков . Поэтому для роста и развития растений хватает тепла и влаги . Эта природная зона самая большая. Она занимает больше половины территории России . Нашу страну часто называют великой лесной державой .

III . Постановка учебной задачи :

— Какие слова оказались лишними ?

— К какой природной зоне их можно отнести ? (Эти растения и животные являются обитателями тундры.)

— Почему они могут жить в тундре вместе ? – Как они зависят друг от друга ?

— А если они зависят друг от друга и живут сообща ,то все вместе они являются чем ?

(Природным сообществом тундры.)

— Это мы выяснили , путешествуя по тундре .

— Р ебята , вспомните , а что такое « сообщество»? (Это значит – жить вместе ,сообща.)

-А вот какое определение дается этому понятию в словаре Ожегова…..(Слайд 4 )

— А как вы думаете , встречаются ли еще в природе «сообщества» ?

— Сегодня на уроке мы постараемся это выяснить.

— Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по зоне лесов . Лес – удивительное творение природы , в нем черпали вдохновение для творчества поэты ,музыканты , художники . Полюбуйтесь на репродукции лесных пейзажей . Что вы видите в лесу ?

(Иллюстрация леса.)

(Ответы детей: Лес – это деревья ,кустарники , травы ,животные, грибы.)

— Лес- целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших глаз.

— Что же нам предстоит узнать нового на сегодняшнем уроке ( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ )

Почему растения в лесу не мешают расти друг другу?

Как уживаются все животные леса?

Чем для животных является лес?

Зачем в лесу растут грибы?

Является ли лес природным сообществом ?

V .Работа над новым материалом:

Читайте также:  Острие_бритвы_моэм_клюквин

Чтобы найти ответ на эти вопросы , я хочу пригласить вас сегодня в лес. И поведет нас по лесным тропинкам старичок – Лесовичок.

Если внимательны будете, дети,

Чудесные тайны откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.

В нём – деревья, ягоды , травы.

-Чем является лес для живых организмов ? (Домом.)

— А какой это дом? (многоэтажный)

— На каждом этаже есть квартиры .

— Почему растения в лесу не мешают расти друг другу ?( Растут этажами.)

— С чем это связано ? ( Деревья получают много света. Другим растениям леса его требуется меньше, и поэтому они могут жить в тени деревьев.)

— Только в лесу этажи называются ярусами.

— Какой ярус самый высокий? – Ниже ? –Еще ниже ? –И последний ?

— К ярусам не относятся молодые, подрастающие деревца и те лишайники, которые поселяются на стволах деревьев.)

(Слайд 6 – ярусы с обозн.)

-Итак : 1 ярус – деревья .Какие деревья могут расти в лесу ?

— Сейчас мы попробуем разобраться – какие деревья в какой части зоны лесов растут. Я попросила вас дома найти материал о деревьях , растущих в разных частях зоны лесов.

Хвойные деревья – (зона тайги )-сообщение

В какой части зоны лесов живем мы с вами ?

— Сейчас поговорим о деревьях , которые растут в смешанных и широколиственных лесах . – О каком дереве пойдет речь ?

Стоит над кручей богатырь могучий:

-Верно , это дуб .(Слайд 7, 8 , сообщение)

-Нам с вами пришлось увидеть огромный ,могучий дуб в нашем парке на экскурсии .

-Послушайте мелодию , о каком дереве речь ? (Слайд 10)

— Какие еще деревья растут в наших лесах?

Самостоятельная работа в парах

-А сейчас поработаем в парах.

— Названия представителей этого яруса зашифровано в таблице. Используя ключи, запишите их названия в карточках .

Источник

Презентация по окружающему миру «Леса России» (4 класс)

Леса РоссииПодготовила учитель начальных классов МКОУ СОШ № 4 г.Черкесска Мак.

2 слайд Сегодня на уроке:
Узнаем о природе лесных зон, о том, какие бывают леса;
Будем учиться сравнивать природу различных лесных зон;
Вспомним, больше или меньше солнечного тепла получают лесные зоны по сравнению с зоной тундры.

Южнее зоны тундры становится теплее, выпадает довольно много осадков, поэтому.

3 слайд Южнее зоны тундры становится теплее, выпадает довольно много осадков, поэтому здесь могут расти деревья. Зона тундры постепенно сменяется лесотундрой, а лесотундра – лесами.
Леса занимают больше половины территории России.

растения тайгиРазным деревьям требуется разное количество тепла. Хвойные дере.

4 слайд растения тайги
Разным деревьям требуется разное количество тепла. Хвойные деревья менее требовательны к теплу.
Они хорошо растут в северной части лесной зоны и образуют тайгу.
ель
сосна
кедр
лиственница
пихта

Животные тайгикедровкабурундуклетяга

Соболь – хищник, питается грызунами.Предпочитает жить в тёмной тайге, где рас.

6 слайд Соболь – хищник, питается грызунами.
Предпочитает жить в тёмной тайге, где растут ели, пихты, сосны.

Южнее тайги зима гораздо мягче, поэтому здесь расположены смешанные леса.Ещё.

7 слайд Южнее тайги зима гораздо мягче, поэтому здесь расположены смешанные леса.
Ещё южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими крупными листьями.
ясень
вяз

Читайте также:  Может_ли_клюква_окрашивать_мочу

Роль леса в природе и жизни людейжиДом для растений, животных и грибовЗащитни.

8 слайд Роль леса в природе и жизни людейжи
Дом для растений, животных и грибов
Защитник воздуха, водоёмов, почв
Место для отдыха человека
Источник ягод, грибов, лекарственных растений
Источник древесины

Экологические проблемы зоны лесовВырубка лесовБраконьерство

Растения и животные Красной книги РоссииВенерин башмачокженьшеньЖук - оленьЖу.

10 слайд Растения и животные Красной книги России
Венерин башмачок
женьшень
Жук — олень
Жук-красотел
Дровосек реликтовый
Утка мандаринка
филин

Как разводить костёр:Дети не должны разводить костёр одни, без старшихКостёр.

11 слайд Как разводить костёр:
Дети не должны разводить костёр одни, без старших
Костёр нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности.
Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.
Лучше разводить костёр на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн и разводить костёр в образовавшейся ямке.
Уходя, надо обязательно погасить костёр : залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место.

Приокско-Террасный заповедникНаходится на юге Московской области на берегу ре.

12 слайд Приокско-Террасный заповедник
Находится на юге Московской области на берегу реки Оки. Был создан в 1945 году. Почти всю территорию заповедника занимает лес. Очень богат здесь животный мир.

Вопросы для повторения:1. Какие природные условия лесных зон благоприятны для.

13 слайд Вопросы для повторения:
1. Какие природные условия лесных зон благоприятны для роста деревьев?
2. Приведи примеры животных тайги.
3. Какую роль играют леса в природе и жизни людей?
4. Объясни, почему лес называют защитником воздуха, водоёмов и почв?
5. Как правильно вести себя в лесу?

Источник

Конспект урока: Жизнь леса

Лес — это единство живой и неживой природы. В лесу присутствует несколько типов растительности: деревья, кустарники, трава, мхи и лишайники. Лес так же включает животных, грибов и бактерии. Все обитатели леса взаимосвязаны друг с другом.

Природное сообщество — это живые организмы, обитающие на определённой территории. Лес — это природное сообщество.

Жизнь живых организмов тесно связана с неживой природой. Растения и животные не могут существовать без света, воды и воздуха. Солнце согревает, вода помогает утолить жажду, воздух — основа жизни.

Важное значение имеет также почва. В ней обитают черви, некоторые насекомые и другие мелкие животные. Из почвы корни растений добывают воду и минеральные вещества. В почве находится грибница грибов, живут бактерии, которые перерабатывают остатки растений и животных в перегной, в минеральные соли.

Растения леса образуют три яруса: 1) деревья, 2) кустарники, 3) травы. Они связаны с животными цепями питания. Также животные помогают распространять семена. А деревья служат для некоторых птиц домом. Некоторые растения (росянка) являются хищниками. Растения и животные связаны цепями питания.

Цепь питания — это взаимосвязь между объектами природы, где каждый из них питается другим, и, в свою очередь, является пищей третьему.

Источник

Оцените статью