Приоритет сохранения естественных экологических систем природных ландшафтов

12) Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

13) допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

14) обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

15) обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

16) Сохранение биологического разнообразия;

17) обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

18) запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

19) соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

20) Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

21) организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

22) Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

23) Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Современная система экологического законодательства

Система источников экологического права представлена системой эк. законодательства и иными источниками.

1. Международные договоры, общепризнанные принципы и нормы международного права («Конвенция о сохранении озонового слоя», «Конвенция о геологическом разнообразии», «Декларация по охране окружающей среды и развитию»)

2. Конституция РФ (ст. 9, 20, 36, 42, 58, 71, 72)

4. Указы и распоряжения Президента РФ («О концепции перехода РФ к устойчивому развитию»)

5. Постановления и распоряжения Правительства РФ (Постановление «О Красной книге РФ»)

6. Акты министерств и ведомств (министерство Экономического развития «По вопросам кадастрового учёта и мониторинга земель», мин. Природных ресурсов и экологии РФ, министерство Сельского хоз-ва)

7. Н.п.а. субъектов РФ (найти пример самостоятельно)

8. Н.п.а. органов местного самоуправления

9*. Локальные акты

11*. Судебный прецедент (Постановление Пленума ВС РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования)

Источник статьи: http://studfile.net/preview/6191129/page:4/

Двенадцатый принцип — приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.

Статья 1 комментируемого Закона дает определения понятий естественной экологической системы, природного ландшафта, природного комплекса (см. комментарий к ней).

Читайте также:  Когда удобрять огород коровьим навозом

В чем заключается приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов и приоритет перед чем? Ответ на данный вопрос можно дать путем обращения к одному из принципов земельного законодательства, закрепленному в подпункте 2 ст. 1 ЗК РФ, который определяет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде, а также в подпункте 6 ст. 1, который определяет принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами*(134).

Тринадцатый принцип — допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Статья 1 комментируемого Закона определяет природную среду как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду устанавливается заключением государственной экологической экспертизы*(135).

После 31 декабря 2006 г. редакция статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» изменилась, термин «допустимость воздействия» с 2007 г. не применяется, а под заключением государственной экологической экспертизы подразумевается документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации*(136).

Четырнадцатый принцип — обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Для целей раскрытия данного принципа следует использовать понятия нормативов в области охраны окружающей среды, наилучшей существующей технологии (см. комментарий к ст. 1).

Комментируемый принцип нашел отражение в статье 12 Федерального закона «Об уничтожении химического оружия», норма которой определяет полное исключение или в максимальной степени снижение негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия*(137).

Законодательством Российской Федерации формируется мотивация по внедрению гражданами и юридическими лицами наилучших существующих технологий взамен на предоставление налоговых и иных льгот со стороны государства.

Важной составной частью государственной политики в области охраны окружающей среды является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

Под инновационной деятельностью понимается выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии*(138). За последнее десятилетие научных разработок катастрофически не хватало, внедрения их результатов в производство практически не осуществлялось.

Читайте также:  Маленькие парники для сада

Быстрое сокращение производственного потенциала и уменьшение затрат на его обновление привели к коренным изменениям в состоянии производственного аппарата. В большей части он физически изношен и морально устарел. В отраслях промышленности происходит снижение объемов производства наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровень*(139). Инновационная активность снижается под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию как со стороны государства, так и негосударственного сектора экономики. В условиях уменьшения спроса организации в первую очередь сокращают объемы производства наукоемкой продукции, зачастую заменяя ее технически более простой и дешевой, что в свою очередь ведет к игнорированию экологических приоритетов, являющихся для общества важными, первенствующими и относящимися к природной среде, среде обитания всего живого*(140).

Решить проблемы качественного экономического роста и эффективности использования природных ресурсов в России может развитие инновационной деятельности, позволяющей внедрять новые более эффективные технологии, использовать современные механизмы во всех без исключения отраслях экономики. Это позволит не только более грамотно и полно использовать имеющиеся природные ресурсы, но и в перспективе главный акцент сделать на восстановлении возобновляемых ресурсов, в первую очередь хвойных лесов, а также снижении объемов добычи таких невозобновляемых ресурсов, как нефть, газ и уголь, постепенном переходе от сырьевой экономики к высокотехнологичной инновационной экономике, основанной на знаниях*(141).

Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством использования современных технологий и ноу-хау можно кардинально повлиять на улучшение состояния окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Поэтому важность обеспечения экологических приоритетов и их баланса в соотношении с иными приоритетами государства в приборостроении, электронике, информатике и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии, в разработке стратегии устойчивого социально-экономического развития территорий*(142) является неоспоримой. Взаимосвязь и развитие приоритетов, в частности инновационного, должны обеспечиваться экологизацией неэкологических приоритетов в российском праве. Что для этого нужно сделать?

Государственная инновационная политика в базовых отраслях и производствах должна быть направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.). Например, в топливно-сырьевом комплексе инновационная политика будет ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки.

В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики в целях обеспечения экологической безопасности можно отнести:

1) Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Применительно к реализации указанного направления инновационной деятельности необходимо применять «Принципы Устойчивости» (The «Equator Principles»), рассматривающие вопросы отправных принципов определения, оценки и управления социальными и экологическими рисками при финансировании проектов*(143). Несомненный интерес должна представлять схема стимулирования научной и инновационной деятельности, включающая в себя такую группу национальных приоритетов в научно-инновационной сфере, как критические приоритеты (фундаментальные исследования, оборонные разработки, работы в области охраны окружающей среды и формирования системы государственных эталонов)*(144);

Читайте также:  Проекты чертежи деревянных беседок

2) Разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования. Главным методом реализации инновационной политики является формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации, указа Президента РФ о государственной политике по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, постановления Правительства РФ о неотложных мерах по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. В данных нормативных правовых актах должны получить свое правовое закрепление экологические приоритеты инновационной деятельности с учетом экологических приоритетов, уже определенных в законодательстве различных отраслей российского права и в международном праве.

Пятнадцатый принцип — обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

Государственное экологическое управление — совокупность органов и способов осуществления охраны окружающей среды*(145). Это краткое определение можно развернуть шире. Тогда государственное экологическое управление понимается как совокупность занимающих определенное место в структуре управления в целом органов публичной власти и иных субъектов, осуществляемых ими функций по регулированию, организации, контролю и надзору за экологически значимым поведением людей, за соблюдением требований экологического законодательства.

В статье 6 комментируемого Закона к некоторым полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относят: участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации; участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

В связи с существованием исполнительных органов специальной компетенции в области охраны окружающей среды, законодатель закрепляет и их участие в рассматриваемой сфере. Например, в статье 25 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» определяется, что органы государственного регулирования безопасности в пределах своей компетенции принимают участие в организации и проведении работ по сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения*(146).

Общие обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц определены статьями 11 и 12 комментируемого Закона, а специальные обязанности содержатся в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность, создающую повышенную опасность в результате использования опасных производственных объектов, источников атомной энергетики, уничтожения химического оружия и т.п.

Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s31125t14.html

Оцените статью