Сады и парки итальянского барокко
Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно композиционно-планировочное единство ансамблей. Итальянский сад гармонично сочетал природу и искусство. Ниже приведены примеры итальянских вилл эпохи Ренессанса: Ввилла д¢ Эсте, арх. Пирро Лигорио, 1540-е гг.;
Вилла Капрарола, арх. Бароцци да Виньола, 1550-е гг.;
Вилла Ланте, арх. Бароцци да Виньола, 1550-е гг.;
Сады Боболи, арх. Броччини и Амманати, 1550-е гг., — XVII в.
В целом, можно выделить следующие общие черты использования природных компонентов в садах итальянского Возрождения.
Рельеф. Сады располагались на террасированных склонах. Террасы с подпорными стенами облицовывали камнем, украшали нишами, скульптурой, гротами, балюстрадой. Они составляют структурную основу итальянского сада. Лестницы и пандусы, связывающие террасы, были важным планировочным элементом, включавшимся в осевую композицию.
Вода. Водные устройства стали композиционными центрами сада. Они располагались по осям и фокусировали видовые лучи. Вода подавалась во всем ее блеске.
Растительность. В итальянских парках применялись аллейные посадки ширококронных деревьев; зеленые стены выполнялись из деревьев, хорошо сохраняющих форму после стрижки. В партерах используются узорчатые бордюры – низкие узкие полосы растений, обрамляющие отдельные участки. Появляется новый прием – боскет – это участок сада, ограниченный регуляр-ными дорогами и имеющий геометрический контур.
Планировочные элементы:
— композиционные узлы размещались на пересечении или завершении главной продольной и поперечных осей;
— дом – планировочная доминанта сада;
— основную часть сада занимали насаждения в боскетах;
— партеры размещались по главной оси, оформлялись цветниками;
— плоская часть сада часто замыкалась амфитеатром;
— типичный элемент — «секретный сад» — участок для уединенного отдыха.
Композиционные особенности итальянских садов:
— регулярность, замкнутость, построение на внутренних композициях с включением внешних;
— ярко выраженное осевое построение;
— архитектурно обработанный ландшафт;
— богатство и пышность во всем без перегруженности;
— продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов.
В 1530-е гг. в архитектуре Италии начинают формироваться два течения. Одно из них связано с католической идеологией и вскоре привело к искусству барокко, другое – подготовило развитие классицизма в Европе. Барокко в садово-парковом искусстве утвердилось в 1580-е гг. Основой идейного содержания становится столкновение внутренних сил, характерное для искусства XVI-XVII вв. В этом стиле выполнена вилла Альдобрандини, сад которой создал Джованни Фонтана в 1598-1603 гг.
Принципы построения композиции регулярного сада барокко:
— нарочитая усложненность пространственных решений;
— утонченный эстетизм и декоративно-стилизаторская деформация форм;
— свобода композиционного формирования;
— динамическое чередование перспектив (развитие композиции в глубину);
— украшение партера сложными узорами и арабесками;
— живописное оформление фонтанов и каскадов;
— синтез различных видов искусства.
Источник