Окружающий мир Тема «Невидимые нити в осеннем лесу»
методическая разработка по окружающему миру
У. В. Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире». Мы сегодня тоже попытаемся открыть тайну.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема «Невидимые нити в осеннем лесу»
Цель : формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир.
Задачи : закреплять понятие «живая» и «неживая» природа; систематизировать и расширять представление учащихся о животных, растениях леса и их образе жизни; проанализировать изменения, происходящие в осеннем лесу; систематизировать и обогатить знания о природных связях; воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, оценивать свой вклад в общий результат.
К концу урока должны знать взаимосвязи в природе и уметь находить «невидимые нити» в лесу.
Оборудование : иллюстрации с изображением объектов живой и неживой природы, детские минирефераты, рисунки учащихся, презентация «Экологический поход в осенний лес», презентация.
В ходе урока используются формы деятельности: доклады учеников о жизни животных осенью, стихотворения, загадки, работа в группах, в парах; беседа учителя о животных и растениях в осеннем лесу и их связях между собой. Ученикам предлагается найти «невидимые» нити — природные связи.
У. В. Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире».
Мы сегодня тоже попытаемся открыть тайну.
II. Сообщение темы и целей урока.
У. На доске разбежались буквы. Соедините их по точкам и получите название темы:
У. Итак, тема: Невидимые нити.(запись на доске)
А где мы их будем находить, вы мне подскажете, отгадав загадки:
Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.
У . Какая тема урока получилась?
Д . Невидимые нити в лесу.(на доске)
У .А в какое время года, вы узнаете , если отгадаете загадку:
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
У . Итак, сформулируйте тему урока.
Д . Невидимые нити в осеннем лесу.(на доске)
У .А чем мы будем заниматься на уроке?
Д . Закреплять знания о живой и неживой природе.
Устанавливать невидимые нити в осеннем лесу.
У.1. Назовите природные явления осени.
Чтобы отправиться в лес мы должны взять с собой багаж — багаж знаний.
У . В некотором царстве. В некотором государстве жили-были…Нет. Каждое царство особенное. Они находятся вокруг нас. Это царства живой природы. Какие?
Д . Животных, растений., бактерий, грибов, , микроорганизмов.
Вывешиваются картинки с царствами.
У . А что относится к неживой природе?
Д . Вода. Камни. Солнце. Воздух, … Схема — опора на доске.
У . Какие невидимые нити — связи в природе можно увидеть?
Д . Животные- животные, живая природа- неживая природа., растения-животные- человек.
Вывешивается схема — опора .
У . Итак, багаж собран, отправляемся в лес. Представителей, каких царств живой природы можно встретить?
У . Какие растения нам встретятся, мы с вами узнаем из загадок. ( Ученик, отгадавший загадку, берет растения, развешанные по классу и прикрепляет к доске)
Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой коркой, растут под горкой. (береза)
Что за дерево стоит-
Ветра нет , а лист дрожит. (осина)
Зимой и летом одним цветом. (ель)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (сосна)
Весной зеленела, летом загорела.
Осенью надела красные кораллы. (рябина)
У . А название лесных кустарников и кустарничков вы найдете в кроссворде. Работаем в паре.
Источник
Урок окружающего мира во 2-м классе «Невидимые нити в осеннем лесу»
Цель: формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир.
Задачи: закреплять понятие «живая» и «неживая» природа; систематизировать и расширять представление учащихся о животных, растениях леса и их образе жизни; проанализировать изменения, происходящие в осеннем лесу; систематизировать и обогатить знания о природных связях; воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, оценивать свой вклад в общий результат.
К концу урока должны знать взаимосвязи в природе и уметь находить «невидимые нити» в лесу.
Оборудование: иллюстрации с изображением объектов живой и неживой природы, детские минирефераты, рисунки учащихся, презентация «Экологический поход в осенний лес», презентация.
В ходе урока используются формы деятельности: доклады учеников о жизни животных осенью, стихотворения, загадки, работа в группах, в парах; беседа учителя о животных и растениях в осеннем лесу и их связях между собой. Ученикам предлагается найти «невидимые» нити — природные связи.
У. В. Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире».
Мы сегодня тоже попытаемся открыть тайну.
II. Сообщение темы и целей урока.
У. На доске разбежались буквы. Соедините их по точкам и получите название темы:
У. Итак, тема: Невидимые нити.(запись на доске)
А где мы их будем находить, вы мне подскажете, отгадав загадки:
Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.
У. Какая тема урока получилась?
Д. Невидимые нити в лесу.(на доске) Приложение 1
У.А в какое время года, вы узнаете , если отгадаете загадку:
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
У. Итак, сформулируйте тему урока.
Д.Невидимые нити в осеннем лесу.(на доске)
У.А чем мы будем заниматься на уроке?
Д.Закреплять знания о живой и неживой природе.
Устанавливать невидимые нити в осеннем лесу.
У.1. Назовите природные явления осени.
Чтобы отправиться в лес мы должны взять с собой багаж — багаж знаний.
У. В некотором царстве. В некотором государстве жили-были…Нет. Каждое царство особенное. Они находятся вокруг нас. Это царства живой природы. Какие?
Д. Животных, растений., бактерий, грибов, , микроорганизмов.
Вывешиваются картинки с царствами.
У. А что относится к неживой природе?
Д. Вода. Камни. Солнце. Воздух, … Схема — опора на доске.
У. Какие невидимые нити — связи в природе можно увидеть?
Д. Животные- животные, живая природа- неживая природа., растения-животные- человек.
Вывешивается схема — опора.
У.Итак, багаж собран, отправляемся в лес. Представителей, каких царств живой природы можно встретить?
У. Какие растения нам встретятся, мы с вами узнаем из загадок. (Ученик, отгадавший загадку, берет растения, развешанные по классу и прикрепляет к доске)
Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой коркой, растут под горкой. (береза)Что за дерево стоит-
Ветра нет , а лист дрожит. (осина)Зимой и летом одним цветом.(ель)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (сосна)Весной зеленела, летом загорела.
Осенью надела красные кораллы. (рябина)
У. А название лесных кустарников и кустарничков вы найдете в кроссворде. Работаем в паре.
Источник
Какой есть пример невидимых нитей в осеннем лесу?
Невидимые нити существуют везде, это связи, которыми соединены все объекты и живой и неживой природы. Солнце связано с ростом растений и поведением зверей, также как и вода и земля и даже ветер. Ягоды и грибы связаны с животными, которые их поедают или запасают на зиму, листопад связан невидимыми нитями с поведением насекомых, птиц и началом зимнего сна у деревьев. Даже человек связан этими нитями с остальной природой, ведь он также ходит в лес за грибами и ягодами, или просто дышит осенним воздухом и любуется буйством красок осеннего леса. Например осенний дуб связан нитями с различными грызунами, птицами и даже крупными животными, которые питаются его желудями или которые живут в его дуплах, ветвях и корнях.
А вот схематичное представление некоторых невидимых нитей:
Невидимые нити — это связи, которые встречаются в мире повсеместно, но и в лесу в том числе. Если говорить именно об осеннем лесе, то не секрет, что именно в это время самое урожайное, деревья приносят плоды, животные и птицы этими плодами питаются.
То, что многие птицы улетают в более теплые края — это тоже результат определенных изменений в природе: меньше пропитания, короче день, температура воздуха, воды и земли ниже.
Все элементы природы связаны между собой. Эти связи имеют название невидимых нитей.
При этом природа делится на живую и неживую.
- Живая природа — это, в первую очередь, растения и животные.
- Неживая природа — это солнце, почва, воздух, вода и многое другое.
В целом, в природе существуют такие виды двусторонних взаимосвязей:
1) Между живой и неживой природой (например, мыши роют норы в земле).
2) Между животными и растениями (например, семена лопуха прикрепляются к шерсти животных и тем самым распространяются на новые места).
3) Между животными (самый простой вариант — одни едят других).
Также существует неразрывная взаимосвязь между человеком и всей природой в целом.
Чтобы придумать примеры невидимых нитей, достаточно вспомнить, какие явления и изменения в природе происходят именно осенью.
1) Самый простой пример такой нити — это связь между белкой и деревом. Белка использует опавшую осеннюю листву вместе с ветками деревьев для строительства гнезда, а в пищу она употребляет созревшие орехи и шишки дерева. Также деревья служат белке спасением от многих наземных хищников.
2) Можно придумать взаимосвязи на основании того, кто что ест.
Созревшие семена растений -> мышь -> лисица.
3) Один из самых известных лесных жителей — это медведь. Осенью созревают ягоды рябины, и медведь ими питается.
Если это дубрава, то в начале осени начнут созревать желуди, которые также едят мишки.
4) Составим более сложную схему.
▹ Прошли обильные дожди, и стали активно расти разные грибы.
▹ Грибы питаются лесной подстилкой и различными останками.
▹ Когда грибы вырастают, в них заводятся разные червячки.
▹ Но грибы они могут служить пищей для большого числа зверей. Например, для зайцев.
▹ Травоядные зайцы являются добычей для крупных хищных или всеядных животных. Здесь конечно же сразу вспоминаются лисицы и волки.
5) Вот очень хорошая схема, где все 3 объекта тесно связаны между собой:
Лось питается грибами, веточками и корой деревьев.
В то же время, лоси могут быть источником питательных веществ для грибов и деревьев — эти вещества получаются из помёта и останков погибших животных.
Грибы и деревья тесно связаны друг с другом (находятся в симбиозе). Грибница окутывает корни деревьев и помогает добывать им воду и минеральные соли из почвы. От деревьев грибы получают продукты фотосинтеза.
6) Из-за наступления холодов у насекомоядных и травоядных животных резко уменьшается кормовая база. Поэтому очень много животных прячутся в укрытиях и могут впадать в спячку или анабиоз, а перелётные птицы мигрируют на юг.
7) Ещё простой пример: с помощью ветра распространяются созревшие семена берёзы или сосны.
8) Другой вариант распространения семян: птица схватила созревшую калину, но потом бросила несъеденной в другом месте. И в этом месте потом прорастёт семечко.
Источник